Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы управления эмоциями. Защитные механизмы и совладающее поведение.Человек чаще переживет отрицательные эмоции, чаще контролирует себя в выражении эмоций, симулируют чаще положительные эмоции, редко показывают отрицательные. Вызов желательных и устранение нежелательных. Влияние на физическое состояние – прямое. От внутреннего настроя и самовнушения зависит состояние. Когнитивный компонент – представление ситуации. (Когнитивно-поведенческая терапия). Представление объектов и ситуаций. Система А.Бека. люди в депрессивном состоянии склонны фиксироваться на неудачах. Сочетаются приемы обучения расслаблению, даются ситуации вызывающие тревогу. Механизмы психологической защиты. Психологическая защита – имеет подтекст. Происходит бессознательно, аналогична физиологической защите. Очень амбивалентна. Классический психоанализ ввел понятие психологической защиты (1894г.); первоначально говорил о механизмах защиты, а потом стал говорить о механизмах вытеснения. Анна Фрейд «Психология Я и защитные механизмы». Защитные механизмы – бессознательно используются Я инстанцией, чтобы воспрепятствовать вторжению инстинктов. Есть внутренний конфликт (Человек не хочет его признавать). Анна Фрейд выделила 10 видов защитных механизмов: 1. Вытеснение 2. Регрессия 3. Реактивное образование 4. Изоляция 5. Отмена бывшего никогда 6. Проекция 7. Интроекция 8. Обращение на себя 9. Обращение в свою противоположность 10. Сублимация (позитивный защитный механизм). Защитные механизмы – это психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога, стресс. Защитные механизмы предполагают искажение реальности и не осознаются. Виды защитных механизмов. 1. Вытеснение – избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. a. Первичное вытеснение – вообще не запоминает. b. Вторичное вытеснение – информация проникает в сознание, но перестает осознаваться. 2. Подавление – человек старается не думать о том. Что его может травмировать. 3. Отрицание – материал воспринимается, но человек истолковывает иначе. 4. Проекция – предписывание личностных характеристик или мотивов другим людям, в зависимости от собственных. a. Атрибутивная – предписывание, человек признает у себя какую-то черту, но говорит, что она присуща и другим. b. Комплиментарная – (дополнительная), когда человек осознает свои чувства, но истоки и причину видит в другом. c. Сходство – классическая проекция – в себе не признает того, что есть. 5. Смещение. a. Смещение объекта – по отношению к другому проявляются те чувства, которые испытывает к другому b. Смещение влечения – объект может быть тот же самый, но изменяется отношение 6. Регрессия – близка к смещению. Возврат к более ранней стадии развития. Может быть объекта и влечения 7. Идентификация – противоположна проекции. Человек принимает на себя качества, которые видит в другом человеке. a. Заместительное удовлетворение – кому-то удается сделать то, что не удалось самому. b. Идентификация с агрессором. К тому, кто проявляет агрессию к тебе. 8. Компенсация – человек ощущает в себе несовершенство, старается компенсировать это в других областях. 9. Реактивное образование – если есть опасность возвращения вытесненного желания. 10. Рационализация – дается обоснование не соответствующее реальности. 11. Изоляция – человек отделяет эмоцию, от содержания, которое её вызвало. 12. Отмена – механизм, когда человек совершает нечто, что не очень себе позволяет. 13. Сублимация – аналог смещения влечения, энергия переводится в социально приемолимое русло. Коппинг– индивидуальный способ взаимодействий в ситуации в соответствии с ее собственной логикой, значимостью для человека и его психологическими возможностями. Предназначение: как можно лучше адаптировать человека к этой ситуации. 1962 год вел Мерфи. Первоначально ввел объясняя поведение детей. Первоначально коппинг противопоставляется защитным механизмам. Коппинг – приспособление к действительности, целенаправленное, во многом осознаваемое поведение, в случае защиты – здесь и сейчас снять напряжение, «отношение к помощи». Результаты. Защита: улучшение, временное, частичное снижение напряжение. В целом ситуация е меняется к лучшему. Часто происходит регресс. Неадаптивное поведение в большой перспективе. Коппинг: обеспечивает упорядоченное контролируемое удовлетворение потребностей, ведут к накоплению индивидуального опыта, совладению с жизненными проблемами. Для коппинга необходимо соблюдение 3-х условий: - достаточно полное осознание возникших трудностей; - знание способов совладания; - умение применять их на практике. В настоящее время противопоставления между защитой и коппингом не делается. Понятие коппига используется в широком смысле. Сюда включаются защитные механизмы тоже. Современные концепции защиты и коппинга отпираются на работы Р.Лазаруса. Стресс рассматривается как результат между требованиями, которые предъявляются к человеку ситуацией и ресурсами, которые у него есть. Стресс бывает не только внешний, но и внутренний.
Восприятие стресса.
Если человек осознает что ресурсов достаточно, то возникает эустресс. При недостатке ресурсов – негатив, дисстресс (с «полным комплексом»: депрессия, страх). Коппинговая реакция 2 типа: - ориентированный на проблему (действия, помагающие решить трудность) - ориентированный на эмоцию (действия, помагающие снять эмоциональное напряжение) М.Перес и М.Рейчерс выделили три типа коппинговых реакций: 1. Направлены на изменение компонентов стрессовой ситуации. Это может быть внутренний стрессор: применение транквилизатора или действия направленного на успокоение. Внешний стрессор: решение самой проблемы, попытка решить проблему. Самые разные поведенческие действия. Ситуационно-ориентированные коппинговые действия. 2. Направленные на изменение представления стрессора в сознании человека. Поиск новой информации или подавление информации. Оценка или переоценка ситуации с участием воли. Репрезентативно-ориентированные действия. 3. Направлены на изменение цели, намерений, оценок. Оценочно-ориентировочные действия. Лазарус считает наиболее эффективным планирование и решение и поиск соц. поддержки. Наименее эффективное – бегство, избегание. Существует различие в том, какие коппинговые стратегии используют люди: Женщины чаще ищут эмоциональной поддержки; С возрастом увеличивается частота проблемно-ориентированных решений; Опыт преодоления трудностей – реальный, сам заранее проигрывает ситуацию. Разные психологические типы людей реагируют по разному. Управление эмоциями и эмоциональными состояниями. Контроль выражения эмоций. Приемы вызова желательных и устранения нежелательных эмоций посредством воздействия извне и саморегуляции. Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме. В юридической практике состояние аффекта признается смягчающим обстоятельством. Однако, аффект – сложное эмоционально-психическое состояние, вызванное конфликтом противоположно направленных тенденций мысли, способно спровоцировать неадекватное поведение человека. По мнению А.Р. Лурия, исследовавшего аффект, наиболее резкое аффектное состояние, где ближе к моторной сфере он разыгрывается; в этом состоянии нарушаются высшие автоматизмы, утрачиваются обобщенные схемы действий. По мере того, как конфликт переносится в интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется. Преодолев аффект в интеллектуальной сфере можно не допустить социально-значимых последствий. Мотивация настроений, ее характер и глубина у разных людей весьма различна. "Обобщение" эмоционального впечатления в настроении приобретает различный, и даже противоположный характер, в зависимости от строения личности. По мере того, как складываются и оформляются отношения личности с окружающим миром и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости, и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Не всякое впечатление оказывается властным изменить общее настроение личности, оно для этого должно иметь отношение к особо значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатления подвергаются определенной фильтровке, область в которой происходит формирование настроения, т. о. ограничивается, человек становится менее зависимым от случайных впечатлений, настроение его становится более устойчивым.К. Изард выделил следующие основные, "фундаменальные эмоции" Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна. Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |