Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы управления эмоциями. Защитные механизмы и совладающее поведение.

Человек чаще переживет отрицательные эмоции, чаще контролирует себя в выражении эмоций, симулируют чаще положительные эмоции, редко показывают отрицательные. Вызов желательных и устранение нежелательных. Влияние на физическое состояние – прямое. От внутреннего настроя и самовнушения зависит состояние. Когнитивный компонент – представление ситуации. (Когнитивно-поведенческая терапия). Представление объектов и ситуаций. Система А.Бека. люди в депрессивном состоянии склонны фиксироваться на неудачах. Сочетаются приемы обучения расслаблению, даются ситуации вызывающие тревогу.

Механизмы психологической защиты.

Психологическая защита – имеет подтекст. Происходит бессознательно, аналогична физиологической защите. Очень амбивалентна. Классический психоанализ ввел понятие психологической защиты (1894г.); первоначально говорил о механизмах защиты, а потом стал говорить о механизмах вытеснения.

Анна Фрейд «Психология Я и защитные механизмы». Защитные механизмы – бессознательно используются Я инстанцией, чтобы воспрепятствовать вторжению инстинктов. Есть внутренний конфликт (Человек не хочет его признавать).

Анна Фрейд выделила 10 видов защитных механизмов:

1. Вытеснение

2. Регрессия

3. Реактивное образование

4. Изоляция

5. Отмена бывшего никогда

6. Проекция

7. Интроекция

8. Обращение на себя

9. Обращение в свою противоположность

10. Сублимация (позитивный защитный механизм).

Защитные механизмы – это психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога, стресс. Защитные механизмы предполагают искажение реальности и не осознаются.

Виды защитных механизмов.

1. Вытеснение – избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением.

a. Первичное вытеснение – вообще не запоминает.

b. Вторичное вытеснение – информация проникает в сознание, но перестает осознаваться.

2. Подавление – человек старается не думать о том. Что его может травмировать.

3. Отрицание – материал воспринимается, но человек истолковывает иначе.

4. Проекция – предписывание личностных характеристик или мотивов другим людям, в зависимости от собственных.

a. Атрибутивная – предписывание, человек признает у себя какую-то черту, но говорит, что она присуща и другим.

b. Комплиментарная – (дополнительная), когда человек осознает свои чувства, но истоки и причину видит в другом.

c. Сходство – классическая проекция – в себе не признает того, что есть.

5. Смещение.

a. Смещение объекта – по отношению к другому проявляются те чувства, которые испытывает к другому

b. Смещение влечения – объект может быть тот же самый, но изменяется отношение

6. Регрессия – близка к смещению. Возврат к более ранней стадии развития. Может быть объекта и влечения

7. Идентификация – противоположна проекции. Человек принимает на себя качества, которые видит в другом человеке.

a. Заместительное удовлетворение – кому-то удается сделать то, что не удалось самому.

b. Идентификация с агрессором. К тому, кто проявляет агрессию к тебе.

8. Компенсация – человек ощущает в себе несовершенство, старается компенсировать это в других областях.

9. Реактивное образование – если есть опасность возвращения вытесненного желания.

10. Рационализация – дается обоснование не соответствующее реальности.

11. Изоляция – человек отделяет эмоцию, от содержания, которое её вызвало.

12. Отмена – механизм, когда человек совершает нечто, что не очень себе позволяет.

13. Сублимация – аналог смещения влечения, энергия переводится в социально приемолимое русло.

Коппинг– индивидуальный способ взаимодействий в ситуации в соответствии с ее собственной логикой, значимостью для человека и его психологическими возможностями. Предназначение: как можно лучше адаптировать человека к этой ситуации. 1962 год вел Мерфи. Первоначально ввел объясняя поведение детей. Первоначально коппинг противопоставляется защитным механизмам. Коппинг – приспособление к действительности, целенаправленное, во многом осознаваемое поведение, в случае защиты – здесь и сейчас снять напряжение, «отношение к помощи».

Результаты.

Защита: улучшение, временное, частичное снижение напряжение. В целом ситуация е меняется к лучшему. Часто происходит регресс. Неадаптивное поведение в большой перспективе.

Коппинг: обеспечивает упорядоченное контролируемое удовлетворение потребностей, ведут к накоплению индивидуального опыта, совладению с жизненными проблемами. Для коппинга необходимо соблюдение 3-х условий:

- достаточно полное осознание возникших трудностей;

- знание способов совладания;

- умение применять их на практике.

В настоящее время противопоставления между защитой и коппингом не делается. Понятие коппига используется в широком смысле. Сюда включаются защитные механизмы тоже. Современные концепции защиты и коппинга отпираются на работы Р.Лазаруса.

Стресс рассматривается как результат между требованиями, которые предъявляются к человеку ситуацией и ресурсами, которые у него есть. Стресс бывает не только внешний, но и внутренний.

 

Восприятие стресса.

 

Вторичная оценка (оцениваются ресурсы, которые есть для решения проблемы) 1. Индивидуальные особенности 2. Социальные ресурсы 3. Культурные ресурсы
Первичная оценка 1. Не требуется усилия 2. требуется
эмоция
коппинг

 


Если человек осознает что ресурсов достаточно, то возникает эустресс. При недостатке ресурсов – негатив, дисстресс (с «полным комплексом»: депрессия, страх).

Коппинговая реакция 2 типа:

- ориентированный на проблему (действия, помагающие решить трудность)

- ориентированный на эмоцию (действия, помагающие снять эмоциональное напряжение)

М.Перес и М.Рейчерс выделили три типа коппинговых реакций:

1. Направлены на изменение компонентов стрессовой ситуации. Это может быть внутренний стрессор: применение транквилизатора или действия направленного на успокоение. Внешний стрессор: решение самой проблемы, попытка решить проблему. Самые разные поведенческие действия. Ситуационно-ориентированные коппинговые действия.

2. Направленные на изменение представления стрессора в сознании человека. Поиск новой информации или подавление информации. Оценка или переоценка ситуации с участием воли. Репрезентативно-ориентированные действия.

3. Направлены на изменение цели, намерений, оценок. Оценочно-ориентировочные действия.

Лазарус считает наиболее эффективным планирование и решение и поиск соц. поддержки. Наименее эффективное – бегство, избегание.

Существует различие в том, какие коппинговые стратегии используют люди: Женщины чаще ищут эмоциональной поддержки; С возрастом увеличивается частота проблемно-ориентированных решений; Опыт преодоления трудностей – реальный, сам заранее проигрывает ситуацию. Разные психологические типы людей реагируют по разному.

Управление эмоциями и эмоциональными состояниями. Контроль выражения эмоций. Приемы вызова желательных и устранения нежелательных эмоций посредством воздействия извне и саморегуляции.

Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме. В юридической практике состояние аффекта признается смягчающим обстоятельством. Однако, аффект – сложное эмоционально-психическое состояние, вызванное конфликтом противоположно направленных тенденций мысли, способно спровоцировать неадекватное поведение человека. По мнению А.Р. Лурия, исследовавшего аффект, наиболее резкое аффектное состояние, где ближе к моторной сфере он разыгрывается; в этом состоянии нарушаются высшие автоматизмы, утрачиваются обобщенные схемы действий. По мере того, как конфликт переносится в интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется. Преодолев аффект в интеллектуальной сфере можно не допустить социально-значимых последствий.

Мотивация настроений, ее характер и глубина у разных людей весьма различна. "Обобщение" эмоционального впечатления в настроении приобретает различный, и даже противоположный характер, в зависимости от строения личности. По мере того, как складываются и оформляются отношения личности с окружающим миром и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости, и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Не всякое впечатление оказывается властным изменить общее настроение личности, оно для этого должно иметь отношение к особо значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатления подвергаются определенной фильтровке, область в которой происходит формирование настроения, т. о. ограничивается, человек становится менее зависимым от случайных впечатлений, настроение его становится более устойчивым.К. Изард выделил следующие основные, "фундаменальные эмоции" Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...