Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В психических состояниях принято различать эмоциональные и функциональные состояния.Дадим здесь краткий перечень основных ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, для которых наццены обоз начения в языках, мимике и жестах практически у всех изученных психологами народов (П. Экман): 1) Радость (удовлетворение, веселье). 2) Грусть (апатия, печаль, депрессия). 3) Гнев (агрессия, озлобление). 4) Страх (тревога, испуг). ' 5) Удивление (любопытство). 6) Отвращение (презрение, брезгливость). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ связаны с уровнем бодрствования и внимания: 1) сон, 2) дремота, 3) спокойное бодрствование, 4) активное внимание (ориентировочная реакция), 5) напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация), 6) утом-ление (истощенное внимание, дистресс). Наиболее полную классификацию состояний, "подобных утомлению", мы находим у Шмитке (1965), который включил в эту группу три состояния: состояние монотонии. выражающееся в снижении психической активности, вялости, сонливости, склонности к автоматизации действий; состояние психического, пресыщения, продляющееся в нарастании раздражительности и эмоциональных взрывах, в склонности варьировать действия; и состояние психического перенапряжения, проявляющееся в беспокойстве и неуверенности в успехе своих действий
Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок – как по отдельным показателям, так и в сочетании Объектом изучения эргономики является система «человек – машина», а предметом – деятельность человека или группы людей с техническими средствами. К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:
Профессиограмма специальности – это документально оформленный результат профессиографирования, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик специальности, а также состав и содержание требований, предъявляемых к профессионально важным качествам специалистов. Психограмма, в свою очередь, является частью профессиограммы определенной профессии, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям. В связи с этим профессиограмма является научной основой для определения и уточнения перечня специальностей, разработки штатно-организационных структур, формулирования функциональных обязанностей и должностных инструкций. В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на частные, комплексные, целевые и специальные. Класс частных профессиограмм делится на пять видов: Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности. Санитарно-гигиенические профессиограммы - санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности. Психологические профессиограммы, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узко специализированные требования к психике человека. Данные профессиограммы включают: описание внешней картины труда, трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.) и описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики). Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей. Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д. А. К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме: четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии; направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы. Общая схема для разработки комплексной профессиограммы: 1. Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)? 2. Какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы? 3. Что является предметом труда (над чем работают)? 4. Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)? 5. На основании чего делается работа (нормативная и производственная Документация)? 6. Каковы конкретные критерии оценки труда? '''• Какая необходима квалификация? 8. При помощи каких средств вьтолняется работа? 9. В каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)? 10. Какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и от-Дыха)? ц. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? 12. Какова интенсивность труда? 13. Какова степень опасности и ответственности труда? 14. Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)? 15. Какова польза ^.^ работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)"} 16. Какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты)
Одним из биологических аспектов психики является выработка новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых меняется или с которыми человек вообще раньше не сталкивался. Эту способность принято обозначать как научение, которое можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. Следует иметь в виду, что это термин комплексный, объединяющий два понятия: обучение, где присутствуют обучающий и формы обучения, а также учение – обучаемый и условия обучения. С точки зрения психофизиологии, т.е. процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это также явление комплексное, включающее потребность к научению, т.е. мотивационно-эмоциональную сферу; внимание, как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.
В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:
Отправной точкой проф.идентичности яв-ся с/созн-ие. Д/станов-ия идентичности важн.значение имеет ритуализация в проф.поведении.Компоненты идентичности: -перадигмальное самоопр-ние в теор-ких концепциях -инструментальное с/опр-ние-свободное овладение методами. -ситуативное с/опр-ние,отражающее предпочтения в работе с опр-ным типом клиентов и опр-ым типом проблем Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Можно выделить четыре так называемых статуса профессиональной идентичности — «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения. Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему. Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора. Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен. Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения. Профессиональная идентификация достигается при соблюдении этических правил, принятых в конкретном профессиональном поле, как выражение об ответственности: во-первых, профессии перед обществом; во-вторых, представителями профессии перед потребителями услуг; в-третьих, специалистами перед своей профессией. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |