Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патернавистская ТМ труда (Врум и Диси)

Чем больше удовлет-ны люди своей работой тем больше они будут побуждаться к ее выпол-ию и чем больше награждать их тем усерднее они б.работать.

Традиционный подход к упр-нию/Теория Икс

Подразумевает что средний чел ленив,старается избежать работы,не любит ответ-сти,поэтому его нужно постоянно принуждать угрожая наказанием. Отсюда вытекает необх-сть внеш-го контроля за д-тью,и стимуляция в виде зарплаты,к-ая д.б.напрямую связана с рез-том труда

Теория Игрик (Маркгрегор)

При известных обстоят-ах работа само по себе м.б.источником возник-ия удовлет-сти,т.к. и физич и умствен.труд естественны д/чела. При наличии соответ-щих учловий чел не т.принимает на себя ответ-сть но даже ищет ее,стараясь исп-ать свои творч.силы.

Теория Зед (Z)

Развитие концепции идет с учетом совр.достижений теории упр-ния:высокую мотивацию на д-ть обесп-ет гарантия занятости и созд-ие доверит-ой обстановки м/руботниками;стимулом работы яв-ся созд-ие атмосферы общей ответ-сти;необх-мо предоставление раб-кам как можно больше свободы в выборе средств д-ти;мотив-ющей силой обладают максим-но частые контакты м/у раб-ком и управляющим.

Мотивационно-гигиеническая теория(двухфакторная)(Герцберг)

Автор соединил теорию Икс и теорию Игрик и выд-ил 2 гр-ы факторов,влияющих на удовлет-сть трудом:

1.гигиен-кие факторы(внеш) зарплата,усл.труда,д-ть админ-ции и вз/отн-ния

2.мотивац.факторы-достижения в работе, признание других,интерес к работе как таковой,ответ-сть т продвиж-ие по службе.

 

Уровни анализа трудовой деятельности

1. Е.М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности:
Нормативно-параметрический уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…).
Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую...
Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом) (см. Иванова, 1992. С. 31-34).
2. Также, рассматривая трудовую деятельность как систему, В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа:
Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость…
Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).
Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им ПВК человека.
Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).
Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.
Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.
В итоге, по мнению В.Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".
3. Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е.А. Климов:
Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние - как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).
Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели")
Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).
Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).

 

Профессиональное выгорание

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов Профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Признаки профессионального выгорания:

1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный
Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

Стадии эмоционального выгорания
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие:
б) Истощение:
2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:
б) По отношению к остальным окружающим:
в) По отношению к профессиональной деятельности:
г) Возрастание требований:
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
• зависть.
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
б) Агрессия:
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта: ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:отсутствие собственной инициативы;

в) Эмоционально-социальная сфера: избегание тем, связанных с работой;
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;
неспособность к релаксации в свободное время;
зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;
чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

 

Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню про­фессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфи­ческих нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным со­обществом, так и с испытуемыми (клиентами).

Рассматриваемые требования сформулированы в ряде принципов.

Принцип соблюдения тайны.

Этот принцип означает, что любая информа­ция, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д.

Принцип ненанесения ущерба.

Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Психолог обязан:

-уважать личную неприкосновенность работников, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без при­сутствия третьих лиц;

-разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок исполь­зования полученной информации;

- не использовать методик и процедур, оскорбляющих личное достоинство че­ловека;

-оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать руководителей, других лиц об этических требо­ваниях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;

-предоставлять испытуемому результаты психологического обследования в форме, доступной для его понимания.

Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов.

Данный принцип требует, чтобы методы и средства, при­меняемые психологом, были валидными и надежными, т.е. давали такие результаты, которым можно вполне доверять.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...