Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос1. Парламент: сущность и роль в жизни общества.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Вопросы темы:

Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Функции парламента

Глава государства, его функции.

4. Правительство: общая характеристика.

5.Бюрократия. Проблема бюрократизма.

Вопрос 2: Функции парламента

1. законотворческая(главная функция) —вы­деляют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуж­дается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.

Осуждение законопроектов на пленарном заседании происходит, как правило, публично, в комиссиях при закрытых дверях. В большинстве стран вначале законо­проект рассматривается вначале нижней палатой, верхняя же палат его одобряет, изменяет либо отклоняет.(Принятие закона затруднено, если обе палаты наделе­ны одинаковыми полномочиями. В этом случае законо­проект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название "челнока" и с ее помощью можно провалить любой неу­годный закон). Чтобы этого избежать, из представителей обеих палат создается согласительная комиссия для выра­ботки приемлемого текста. Если же отклоняется и он, то законопроект не принимается.

2. представительская - избранные в парламент депутаты дол­жны представлять и защищать интересы своих избирате­лей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мне­ние граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий, равнодушное отношение граждан к поли­тической жизни, уклонение от участия в ней, в частности, в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических и социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое пред­ставительство, хотя и составляет значительную часть насе­ления страны.

3. функция обратной связи (тесно связана с представительской), без которой органы государ­ственной власти не могут обеспечить социальную поддер­жку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, "круглые столы". В США практику­ются званые обеды и ужины, правда, для рядового граж­данина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов.

4. формирование бюджета, которую образно называют "правом кошелька". Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюд­жетных средств. В истории США можно найти ряд приме­ров, когда Конгресс, используя "право кошелька", фор­мировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на со­держание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге выну­дил Белый дом вывести их оттуда.

 

Более широкими полномочиями обладают депутаты в странах с парламентарными формами правления. Так, во многих парламентских республиках главу государства из­бирают законодатели. В их компетенцию входит также формирование правительства и контроль за его деятель­ностью.

Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы, интерпелляции (лат. interpellatio — перебива­ние речи, жалоба перед судом) — запросы, адресуемые депутатами премьер-министру или министру с требовани­ями дать объяснение по какому-либо поводу или факту. От вопроса интерпелляция отличается тем, что ответ дол­жностного лица обсуждается палатой и по нему может быть принята соответствующая резолюция. Иногда это за­вершается вынесением вотума недоверия министру или всему составу правительства. В большинстве государств интерпелляция может быть представлена лишь от имени определенного числа депутатов: в Финляндии это не ме­нее 20, в ФРГ - не менее 30 человек. Ответ на интерпел­ляцию должен быть дан в определенный срок, как прави­ло, до двух недель. Институт интерпелляции существует не во всех странах. Его роль возрастает с демократизацией политической жизни общества и власти.

В ряде стран (Франция, Италия, Бельгия и др.) пар­ламент имеет так называемую счетную палату, которая проверяет финансовую деятельность государственных предприятий и счета по использованию государственного бюджета.

5. внешнеполитические функции. К ним относятся:

1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;

2) ратификация и денонсация международных договоров;

3) объявление войны, заключение мира и др.

 

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Вопросы темы:

Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Функции парламента

Глава государства, его функции.

4. Правительство: общая характеристика.

5.Бюрократия. Проблема бюрократизма.

Вопрос1. Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Исторический опыт свидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и пра­вительство) и судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции). Поскольку судебная власть является предметом изучения юридических наук, ограничимся рассмотрением предназначения и устройства выс­шей законодательной и высшей исполнительной власти.

 

Парламент(англ. parliament, от фр. parler — говорить) — высший представительный, законодательный орган государства.

Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.), а с середины XIV в. он стал двухпалатным. Реальное значение как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций XVII XVIII вв. Парламент под разными названиями существует почти во всех стра­нах мира. Законодательное собрание в Великобритании, Италии называют парламентом; в СЛИЛ конгрессом; в Израиле — кнессетом; в Швеции риксдагом; в Рос­сии - Федеральным собранием; в Беларуси — Нацио­нальным собранием.

Парламент бывает одно- (Дания, Швеция, Финляндия и другие страны) и двухпалатным (США, Канада, Герма­ния, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.).Например, Конгресс США состоит из палаты представителей и сената, парламент Франции из Национального собрания и сената, в Великобритании — формально из монарха и двух палат (палаты общин и палаты лордов), в России из Совета Федерации (верхняя палата) и Государствен­ной Думы (нижняя палата).

Нижняя палата, как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя (например, в США депутаты палаты представителей избираются на 2 года, в то время как сенаторы — на 6 лет). Объясняется это стремлением к стабильности и преемственности в работе депутатского корпуса. Во многих государствах верхняя палата выступает свое­образным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В США обе палаты равноправны.

Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов.

Верхние палаты образуются по-разному:

1) по принципу наследования (Великобритания);

2) по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.);

3) по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция).

В Беларуси верхняя палата — Совет Республики -формируется по принципу территориального представи­тельства (по 8 человек от каждой области и Минска и 8 человек назначает президент).

В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению проблем и эффективному законотвор­ческому процессу. К примеру, численность депутатов на­родной палаты Индии не превышает 547, Палаты общин Великобритании 650, Конгресса США 535, Нацио­нального собрания Беларуси — 174 (110 — Палата представителей, 64 Совет Республики).

Отметим, что заседания палат в полном составе прово­дятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум (лат. quorum присутствие достаточно). Так, в индийском парламенте он составляет 10 % от его численности, в английской палате общин — 40 человек, а в палате лордов — 3 человека, хотя общее количество ее членов составляет более 1000 человек. Белорусский парламент принимает законы при нали­чии не менее 2/3 депутатов.

Законотворческая работа требует от членов парламента высокого уровня образованности, профессионализма. Это было ясно уже основателям Америки, ибо на конституционном конвенте в Филадельфии в 1787 г., который за­ложил основы государственности США, среди 55 делега­тов 12 человек занимались юридической практикой, а 33 имели юридическое образование. Примерно 50 % депутатов Конгресса США — профессиональные юристы, а остальные — преподаватели вузов, экономисты, бывшие журналисты и работники аппарата Конгресса США, т.е. специалисты высокого уровня.

Компетентность депутатов — важное, но не единствен­ное условие для эффективной работы парламента. Пред­ставляется важным, чтобы его работа была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятель­ностью. Конституция нашей республики закрепляет рабо­ту депутатов Палаты представителей на профессиональ­ной основе.

Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован.

Основным элементом в каждой из палат являются ко­миссии, или комитеты, разрабатывающие основы зако­нопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (напри­мер, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по междуна­родным делам, по парламентской этике, по экономическим вопросам и т.д.).

Важную роль в работе парламента играют фракции (фр. fraction разламывание организованная по поли­тическим интересам группа). В некоторых странах фрак­ции называются "парламентскими группами" (Франция, Германия), "парламентскими клубами" (Австрия) и т.д. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Если же группа малочисленна, то она формально может примыкать к какой-либо другой фракции. Признанная фракция имеет право на свое поме­щение в здании палаты для проведения заседания, пользу­ется библиотекой с определенными привилегиями, имеет право на различные услуги со стороны секретаря. Она участвует в формировании органов палаты (в частности, постоянных комиссий). С политическими фракциями спикер консультируется по вопросам деятельности палаты.

Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.

Обсуждение законопроектов предполагает столкнове­ние различных точек зрения, конфликтные ситуации. Внести упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель (в англо­язычных странах — спикер) парламента. Обычно он изби­рается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодей­ствии с другими органами, следит за расходованием фи­нансовых средств палаты, за работой ее административно­го аппарата.

Таким образом, в число руководителей представитель­ного органа входят спикер, председатели комиссий и ко­митетов, лидеры партийных фракций.

Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, оз­начающая, что депутат не может быть привлечен к ответ­ственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в пар­ламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.

 

Вопрос 2: Функции парламента

1. законотворческая(главная функция) —вы­деляют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуж­дается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.

Осуждение законопроектов на пленарном заседании происходит, как правило, публично, в комиссиях при закрытых дверях. В большинстве стран вначале законо­проект рассматривается вначале нижней палатой, верхняя же палат его одобряет, изменяет либо отклоняет.(Принятие закона затруднено, если обе палаты наделе­ны одинаковыми полномочиями. В этом случае законо­проект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название "челнока" и с ее помощью можно провалить любой неу­годный закон). Чтобы этого избежать, из представителей обеих палат создается согласительная комиссия для выра­ботки приемлемого текста. Если же отклоняется и он, то законопроект не принимается.

2. представительская - избранные в парламент депутаты дол­жны представлять и защищать интересы своих избирате­лей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мне­ние граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий, равнодушное отношение граждан к поли­тической жизни, уклонение от участия в ней, в частности, в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических и социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое пред­ставительство, хотя и составляет значительную часть насе­ления страны.

3. функция обратной связи (тесно связана с представительской), без которой органы государ­ственной власти не могут обеспечить социальную поддер­жку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, "круглые столы". В США практику­ются званые обеды и ужины, правда, для рядового граж­данина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов.

4. формирование бюджета, которую образно называют "правом кошелька". Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюд­жетных средств. В истории США можно найти ряд приме­ров, когда Конгресс, используя "право кошелька", фор­мировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на со­держание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге выну­дил Белый дом вывести их оттуда.

 

Более широкими полномочиями обладают депутаты в странах с парламентарными формами правления. Так, во многих парламентских республиках главу государства из­бирают законодатели. В их компетенцию входит также формирование правительства и контроль за его деятель­ностью.

Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы, интерпелляции (лат. interpellatio — перебива­ние речи, жалоба перед судом) — запросы, адресуемые депутатами премьер-министру или министру с требовани­ями дать объяснение по какому-либо поводу или факту. От вопроса интерпелляция отличается тем, что ответ дол­жностного лица обсуждается палатой и по нему может быть принята соответствующая резолюция. Иногда это за­вершается вынесением вотума недоверия министру или всему составу правительства. В большинстве государств интерпелляция может быть представлена лишь от имени определенного числа депутатов: в Финляндии это не ме­нее 20, в ФРГ - не менее 30 человек. Ответ на интерпел­ляцию должен быть дан в определенный срок, как прави­ло, до двух недель. Институт интерпелляции существует не во всех странах. Его роль возрастает с демократизацией политической жизни общества и власти.

В ряде стран (Франция, Италия, Бельгия и др.) пар­ламент имеет так называемую счетную палату, которая проверяет финансовую деятельность государственных предприятий и счета по использованию государственного бюджета.

5. внешнеполитические функции. К ним относятся:

1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;

2) ратификация и денонсация международных договоров;

3) объявление войны, заключение мира и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...