Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос1. Парламент: сущность и роль в жизни общества.ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Вопросы темы: Парламент: сущность и роль в жизни общества. Функции парламента Глава государства, его функции. 4. Правительство: общая характеристика. 5.Бюрократия. Проблема бюрократизма. Вопрос 2: Функции парламента 1. законотворческая(главная функция) —выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения. Осуждение законопроектов на пленарном заседании происходит, как правило, публично, в комиссиях при закрытых дверях. В большинстве стран вначале законопроект рассматривается вначале нижней палатой, верхняя же палат его одобряет, изменяет либо отклоняет.(Принятие закона затруднено, если обе палаты наделены одинаковыми полномочиями. В этом случае законопроект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название "челнока" и с ее помощью можно провалить любой неугодный закон). Чтобы этого избежать, из представителей обеих палат создается согласительная комиссия для выработки приемлемого текста. Если же отклоняется и он, то законопроект не принимается. 2. представительская - избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мнение граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий, равнодушное отношение граждан к политической жизни, уклонение от участия в ней, в частности, в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических и социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое представительство, хотя и составляет значительную часть населения страны. 3. функция обратной связи (тесно связана с представительской), без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, "круглые столы". В США практикуются званые обеды и ужины, правда, для рядового гражданина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов. 4. формирование бюджета, которую образно называют "правом кошелька". Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств. В истории США можно найти ряд примеров, когда Конгресс, используя "право кошелька", формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на содержание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге вынудил Белый дом вывести их оттуда.
Более широкими полномочиями обладают депутаты в странах с парламентарными формами правления. Так, во многих парламентских республиках главу государства избирают законодатели. В их компетенцию входит также формирование правительства и контроль за его деятельностью. Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы, интерпелляции (лат. interpellatio — перебивание речи, жалоба перед судом) — запросы, адресуемые депутатами премьер-министру или министру с требованиями дать объяснение по какому-либо поводу или факту. От вопроса интерпелляция отличается тем, что ответ должностного лица обсуждается палатой и по нему может быть принята соответствующая резолюция. Иногда это завершается вынесением вотума недоверия министру или всему составу правительства. В большинстве государств интерпелляция может быть представлена лишь от имени определенного числа депутатов: в Финляндии это не менее 20, в ФРГ - не менее 30 человек. Ответ на интерпелляцию должен быть дан в определенный срок, как правило, до двух недель. Институт интерпелляции существует не во всех странах. Его роль возрастает с демократизацией политической жизни общества и власти. В ряде стран (Франция, Италия, Бельгия и др.) парламент имеет так называемую счетную палату, которая проверяет финансовую деятельность государственных предприятий и счета по использованию государственного бюджета. 5. внешнеполитические функции. К ним относятся: 1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства; 2) ратификация и денонсация международных договоров; 3) объявление войны, заключение мира и др.
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Вопросы темы: Парламент: сущность и роль в жизни общества. Функции парламента Глава государства, его функции. 4. Правительство: общая характеристика. 5.Бюрократия. Проблема бюрократизма. Вопрос1. Парламент: сущность и роль в жизни общества. Исторический опыт свидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции). Поскольку судебная власть является предметом изучения юридических наук, ограничимся рассмотрением предназначения и устройства высшей законодательной и высшей исполнительной власти.
Парламент(англ. parliament, от фр. parler — говорить) — высший представительный, законодательный орган государства. Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.), а с середины XIV в. он стал двухпалатным. Реальное значение как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций XVII XVIII вв. Парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. Законодательное собрание в Великобритании, Италии называют парламентом; в СЛИЛ конгрессом; в Израиле — кнессетом; в Швеции риксдагом; в России - Федеральным собранием; в Беларуси — Национальным собранием. Парламент бывает одно- (Дания, Швеция, Финляндия и другие страны) и двухпалатным (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.).Например, Конгресс США состоит из палаты представителей и сената, парламент Франции из Национального собрания и сената, в Великобритании — формально из монарха и двух палат (палаты общин и палаты лордов), в России из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Нижняя палата, как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя (например, в США депутаты палаты представителей избираются на 2 года, в то время как сенаторы — на 6 лет). Объясняется это стремлением к стабильности и преемственности в работе депутатского корпуса. Во многих государствах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В США обе палаты равноправны. Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов. Верхние палаты образуются по-разному: 1) по принципу наследования (Великобритания); 2) по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.); 3) по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция). В Беларуси верхняя палата — Совет Республики -формируется по принципу территориального представительства (по 8 человек от каждой области и Минска и 8 человек назначает президент). В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению проблем и эффективному законотворческому процессу. К примеру, численность депутатов народной палаты Индии не превышает 547, Палаты общин Великобритании 650, Конгресса США 535, Национального собрания Беларуси — 174 (110 — Палата представителей, 64 Совет Республики). Отметим, что заседания палат в полном составе проводятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум (лат. quorum присутствие достаточно). Так, в индийском парламенте он составляет 10 % от его численности, в английской палате общин — 40 человек, а в палате лордов — 3 человека, хотя общее количество ее членов составляет более 1000 человек. Белорусский парламент принимает законы при наличии не менее 2/3 депутатов. Законотворческая работа требует от членов парламента высокого уровня образованности, профессионализма. Это было ясно уже основателям Америки, ибо на конституционном конвенте в Филадельфии в 1787 г., который заложил основы государственности США, среди 55 делегатов 12 человек занимались юридической практикой, а 33 имели юридическое образование. Примерно 50 % депутатов Конгресса США — профессиональные юристы, а остальные — преподаватели вузов, экономисты, бывшие журналисты и работники аппарата Конгресса США, т.е. специалисты высокого уровня. Компетентность депутатов — важное, но не единственное условие для эффективной работы парламента. Представляется важным, чтобы его работа была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью. Конституция нашей республики закрепляет работу депутатов Палаты представителей на профессиональной основе. Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии, или комитеты, разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по парламентской этике, по экономическим вопросам и т.д.). Важную роль в работе парламента играют фракции (фр. fraction разламывание организованная по политическим интересам группа). В некоторых странах фракции называются "парламентскими группами" (Франция, Германия), "парламентскими клубами" (Австрия) и т.д. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Если же группа малочисленна, то она формально может примыкать к какой-либо другой фракции. Признанная фракция имеет право на свое помещение в здании палаты для проведения заседания, пользуется библиотекой с определенными привилегиями, имеет право на различные услуги со стороны секретаря. Она участвует в формировании органов палаты (в частности, постоянных комиссий). С политическими фракциями спикер консультируется по вопросам деятельности палаты. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений. Обсуждение законопроектов предполагает столкновение различных точек зрения, конфликтные ситуации. Внести упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель (в англоязычных странах — спикер) парламента. Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата. Таким образом, в число руководителей представительного органа входят спикер, председатели комиссий и комитетов, лидеры партийных фракций. Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.
Вопрос 2: Функции парламента 1. законотворческая(главная функция) —выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения. Осуждение законопроектов на пленарном заседании происходит, как правило, публично, в комиссиях при закрытых дверях. В большинстве стран вначале законопроект рассматривается вначале нижней палатой, верхняя же палат его одобряет, изменяет либо отклоняет.(Принятие закона затруднено, если обе палаты наделены одинаковыми полномочиями. В этом случае законопроект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название "челнока" и с ее помощью можно провалить любой неугодный закон). Чтобы этого избежать, из представителей обеих палат создается согласительная комиссия для выработки приемлемого текста. Если же отклоняется и он, то законопроект не принимается. 2. представительская - избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мнение граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий, равнодушное отношение граждан к политической жизни, уклонение от участия в ней, в частности, в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических и социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое представительство, хотя и составляет значительную часть населения страны. 3. функция обратной связи (тесно связана с представительской), без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, "круглые столы". В США практикуются званые обеды и ужины, правда, для рядового гражданина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов. 4. формирование бюджета, которую образно называют "правом кошелька". Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств. В истории США можно найти ряд примеров, когда Конгресс, используя "право кошелька", формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на содержание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге вынудил Белый дом вывести их оттуда.
Более широкими полномочиями обладают депутаты в странах с парламентарными формами правления. Так, во многих парламентских республиках главу государства избирают законодатели. В их компетенцию входит также формирование правительства и контроль за его деятельностью. Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы, интерпелляции (лат. interpellatio — перебивание речи, жалоба перед судом) — запросы, адресуемые депутатами премьер-министру или министру с требованиями дать объяснение по какому-либо поводу или факту. От вопроса интерпелляция отличается тем, что ответ должностного лица обсуждается палатой и по нему может быть принята соответствующая резолюция. Иногда это завершается вынесением вотума недоверия министру или всему составу правительства. В большинстве государств интерпелляция может быть представлена лишь от имени определенного числа депутатов: в Финляндии это не менее 20, в ФРГ - не менее 30 человек. Ответ на интерпелляцию должен быть дан в определенный срок, как правило, до двух недель. Институт интерпелляции существует не во всех странах. Его роль возрастает с демократизацией политической жизни общества и власти. В ряде стран (Франция, Италия, Бельгия и др.) парламент имеет так называемую счетную палату, которая проверяет финансовую деятельность государственных предприятий и счета по использованию государственного бюджета. 5. внешнеполитические функции. К ним относятся: 1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства; 2) ратификация и денонсация международных договоров; 3) объявление войны, заключение мира и др.
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |