Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время создания романа «Обломов».

Иван Александрович Гончаров.

Роман «Обломов».

1.Гончаров писал: « Иные не находили или не хотели находить в моих образах и картинах ничего, кроме более или менее живо нарисованных портретов, пейзажей, живых копий с нравов. Я ждал, что кто-нибудь кроме меня прочитает между строками». Сегодня становится очевидно, что между строками многое. Роман И.А. Гончарова «Обломов» называют «романом в чистом виде», романом-монографией, сравнивая с пушкинским романом в стихах («Евгений Онегин»), гоголевской поэмой («Мёртвые души»), лермонтовским «романом в повестях» и романом в письмах (повестью!) Достоевского «Бедные люди». Гончарова традиционно воспринимают как писателя, которого интересует устойчивый уклад жизни, аналитический и одновременно поэтический взгляд на мир. Дружинин писал о Гончарове: «Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокою поэзиею; по своей наблюдательности и манере творчества он достоин быть представителем натуральной школы, между тем как его воспитание и влияние поэзии Пушкина, любимейшего из его учителей, навеки отдаляют от г. Гончарова самую возможность бесплодной и сухой натуральности». Современное изучение тв-ва Гончарова переживает сейчас новый этап развития, в писателе видят романиста-философа, который в своих текстах решал не только острые проблемы современности, но и задавался вечными вопросами человеческой жизни.

2. « Романная трилогия».

И.А. Гончарова знают как автора трёх романов - «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Творческий путь Гончарова делят обычно на три периода: 1) произведения до создания “Обыкновенной истории” (1831–1845); 2) создание трёх романов (1845–1869); 3) произведения, созданные после “Обрыва” (1870–1880). Гончаровские произведения до 1845 года и после 1869 года — это наброски и фрагменты романов, которые не сложились в формулу жизни. Тургенев именно романы и выкроил бы из них. Он написал бы отдельно о студенте 1870-х и отдельно о студенте 1880-х годов. Гончаров может писать только о студенте. И он едва ли не прав.

Сам автор в статье «Лучше поздно, чем никогда» называет эти романы своеобразной «трилогией». Действительно, у произведений много общего, например, общим является принцип антитезы. Противопоставленными в романах являются образы Александра Адуева и его дяди Петра Ивановича Адуева, Обломова и Штольца, Райского и Волохова. Друг Гончарова Ганзен написал: «Я в трёх типах –Адуеве, Обломове и Райском вижу не только типы трёх разных периодов русского общества, но вместе с тем изображение человека вообще на трёх ступенях жизни». Писателю понравилась эта мысль. Сам Гончаров полагал, что его лучшим произведением является роман «Обрыв», но современники Гончарова и исследователи его творчества убеждены в том, что самое талантливое произведение И.А. Гончарова – роман «Обломов».

Замысел романа «Обломов».

Замысел романа возник у писателя в 1847 году, работа шла непрерывно, но не интенсивно, не хватало «общей идеи», да и европейские революции 1848 года создали такую атмосферу, что Гончаров и не надеялся увидеть своё произведение в печати из-за жёсткой цензуры (планировал назвать свой роман «Обломовщина») в 1849 году в журнале «Современник» был напечатан фрагмент романа – «Сон Обломова» (в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник»), в 1857 г. за месяц (Мариенбадское чудо – сублимация в искусстве неудачи в любви к Елизавете Васильевне Толстой), Гончаров написал большую часть, «вспыхнул» и завершил то, что долго не мог закончит. Последние главы «Обломова» дописывались зимой 1857-58гг. Начал писать тогда, когда были популярны «Записки охотника», «Бедные люди», «Запутанное дело», а завершил тогда, когда появились «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ», «Униженные и оскорблённые»\ж-л «Время»\, «Губернские очерки» (преодоление гоголевской экспрессии, углублённо-психологическая подача образа). Полный текст романа был напечатан лишь через десять лет после опубликования «Сна..» – в 1859 году. В период 40-х – 50-х годов многие ведущие писатели, преодолев во многом плодотворное ученичество («Бедные люди», «Записки охотника»), обретают подлинную самобытность («Униж. и оскорбл.», «Рудин»). Гончаров все десять переломных летписалодин роман, и изменения эстетических принципов автора запечатлелось внутри одного текста.

Новое произведение Гончарова имело грандиозный успех, но в основном критики увидели в Гончарове бытописателя, генетически связанного с «натуральной школой». Возможно, это произошло из-за писательского подчёркнутого внимания к предметам быта, деталям (халат Обломова / вещь-двойник/, тапочки и т.д.). Только сейчас, во второй половине 20 и в начале 21 века, в нём увидели по-настоящему актуального классика мировой литературы.

А руин его потомок

Языка не разгадал.

Гонит в нём наш век надменный,

Не узнал его лица,

Нашей правды современной

Дряхлолетнего отца.

Воздержи младую силу!

Дней его не возмущай,

Но пристойную могилу,

Как уснёт он, предку дай.

 

Когда прошла эпоха энергичных перемен 60-х годов, на Обломова и Обломовку предпочитали смотреть с умилением, а на Штольца – с раздражением, так как буржуазно-промышленный прогресс принёс слишком много проблем.

 

5. Образ Обломова в оценке русской критики.

Многие современники И.А. Гончарова восприняли Обломова как сонного ленивца, но оценили этот образ по - разному. Примеры:

Ø Добролюбов «Что такое обломовщина?» 1859г. увидел в романе объективную и глубокую критику института крепостного права. Осудил Обломова, утверждая, что ленивая неподвижность ведёт к неспособности действовать. Обломовщина, по мнению Добролюбова, была порождена крепостным правом и самодержавием.

Пассивность Обломова – важнейшая черта всего дворянства, поэтому романы Гончарова стали «знамением времени». ( Индивидуальные черты главного героя романа критика интересовали в меньшей степени).

Ø Писарев «Писемский, Тургенев, Гончаров», «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова». Писарев «двигается» от принятия образа Обломова до абсолютного отрицания его, даже анафемы.

Ø Дружинин«˝Обломов˝ Роман И.А. Гончарова» 1859 г., не вступая в открытую полемику с Добролюбовым, утверждает, что центральной темой романа Гончарова является не сколько тема «обломовщины» (первоначальное название произведения!), сколько тема любви. Повторяя название романа в названии своей статьи, он акцентирует внимание не на «обломовщине», как это сделал Добролюбов, а на личности главного героя. Критик полагает, что невозможно узнать Обломова и «не полюбить его всем сердцем». Поведение героя – не только воспитанная с детства природная лень, но и апатия – итог разочарований умного и честного человека. В первой части романа автор показывает, как к герою приходят различные люди, такие, как Алекссеев, Тарантьев, Пенкин, Судьбинский, но то, что они предлагают ему, не стоит внимания Обломова. «Представитель обломовщины», по мнению критика, проявляет себя не в лежании на диване, а в трогательном сне, в любви, в отношении к людям, к искусству. «Обломов дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобивый и нежный ребёнок». Заслуга романиста ещё и в том, что «он крепко сцепил все корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии, показал нам её мирные, незлобивые стороны, не скрывая ни одного из недостатков».

Ø После гражданской войны, ужасов сталинизма, в Обломовке вдруг увидели снова надежду на стабильность. Исследователи 20 века о творчестве Гончарова (Краснощёкова, Ю. Лощиц, Т. Громова, Пруцков и др.) \особая позиция у М.М. Бахтина – спасла Обломова не та женщина, которая забрала у него халат, а та, которая вернула \

 

В 19 веке в Обломове видели порождение крепостного права, а в 20 многие восприняли Обломова как мудреца, внешняя апатия которого – итог разочарования умного и честного человека. Этот психологически вполне понятный переход от прежде безусловного осуждения Обломова как символа бездействия (добролюбовская традиция) к его полному оправданию (возрождавшему трактовку Дружинина) был, однако, слишком однозначным, прямолинейным перевёртыванием противоположного тезиса. Раньше Обломов казался «плохим», теперь заговорили: да, Обломов патологически ленив, но в этом-то и есть его заслуга и величие. Думается, что проблема, поставленная Гончаровым, глубже. Обломов трагический герой, изображённый с большой долей юмора.

На сегодняшний день стало ясно, что смысл и значение образа Обломова переходит границы просто литературного типа, нарисованного с натуры. Этот образ – не просто типизация черт ряда русских помещиков, это «всероссийский тип», равного по широте которому мы не найдём ни у одного русского писателя. Гончарову удалось выразить один из архетипов русской культуры. Сам Гончаров писал: «Я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало-помалу элементарные свойства русского человека».

 

Школа жизни» Обломова


ü 1 Юность, мотив угасания, самоанализ

ü 2 Детство Илюши, сон, тема лени в русской литературе 1 половины 19 века, амбивалентность образа Обломовки, воспитание по Руссо, фольклорные элементы образа Обломова.

ü 3 Испытание Петербургом, человек «идиллии» в романной действительности, Обломов и тип «лишнего человека», идеалы Обломова.

ü 4 Секрет обаяния Ильи Обломова, момент возраста в перипетиях любви, порок «несовершеннолетия»

ü 5 Воспитание женщины в «школе любви-семьи», образовательное влияние чувства (Пшеницына), воспитание и испытание Ольги (об этом в главе «Любовь в романе»)

ü 6Значение основных имён в романе.Метафизика финала.

 

1 Юность, мотив угасания, самоанализ

Рассказ о превращении Обломова в «коптителя неба» развёртывается с нарушением временной последовательности: сначала представлены юность и молодость, затем детство и отрочество. «Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт двенадцатый год в С-П» - типичное начало для «физиологического очерка». Но сразу начинает выдавать себя и другая тема – точно фиксируются все временные координаты, отсчёт идёт от 20-лет – момента приезда Обломова в С-П - та же дата, что и у Александра Адуева!). Главный мотив рассказа о юности – мотив обыкновенности (позже и Штольц в разговоре вспоминает честолюбивые мечты юного Ильи: служить, пока станет сил, путешествовать, чтобы сильнее любить свой край, вся жизнь – мысль и труд, непрерывный труд). Учёба Ильи – учёба в основном беспорядочная (хаотичное увлечение Руссо, Шиллером, Гёте – любимые авторы Гончарова) – в голове «архив» лиц, цифр, эпох, религий – библиотека, состоящая из разрозненных томов, знания не соотносились с жизнью – жизнь сама по себе – знания – сами по себе. Романтическое увлечение двумя сёстрами, эпоха сильного биения ♥ , время просветления души – всё как у Александра, только Илья был более робким человеком, поэтому его любовные отношения так и не переросли в серьёзные романы- душа ждала страстной любви, а потом ждать перестала – отчаялась. Мечты Ильи (как они ретроспективно воссозданы в романе (о них нет подробно, т.к. они почти дублируют мечты Александра – принцип дополнения)– типично романтические, книжные мечты. Пример из текста: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов, он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безымянные страдания, и тоску, и стремления куда-то вдаль, куда, вероятно, увлекал его Штольц». Слова «куда-то вдаль» - из книги Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера» - песня Миньоны. Сама стилистика этого фрагмента напоминает речи Александра. Как и в его истории, меняющийся портрет героя запечатлевает все моменты его эволюции (сияющие глаза, огонь, свет – ведущие метафоры подлинной жизни в романе Гончарова). Но, не изжив молодости, не достигнув полного взросления, Обломов перешёл в такую фазу жизни, когда человек легко расстаётся со своими друзьями, службой, светскими увлечениями, которые приносили лишь скуку и постоянный страх перед начальством – махнул на всё ленивой рукой. Это изменение в жизни подчёркивается и изменениями во внешности: «лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть» - появляется мотив «потухания – угасания». Обломов говорит о себе: «Ни бурь, ни потрясений не было у меня никакое ярмо не тяготит моей совести: она чиста как зеркало, никакой удар не убил во мне самолюбия, а так, Бог знает, отчего всё пропадает!». Обломов сравнивает обычную жизнь с сутками (любимая идея Гончарова в «Об. ист.»), а свою жизнь – с вечером от утра- сразу вечер (нет дня жизни – жизнь началась с погасания): было ожидание жизни, а не сама жизнь – за этим шло разочарование и угасание («гаснул и губил силы с Миной, платил ей больше половины годового дохода и воображал, что её люблю») – угасание сопровождалось возвращением в детство, которое никогда полностью от Ильи не уходило. Это отразилось в портрете Обломова: детская наивность и беспечность странно соединялась с выражением усталости и скуки, само тело напоминало тело младенца, но в то же время это было обрюзгшее тело взрослого человека, маленькие пухлые руки, мягкие плечи – приметы ребёнка – неестественно сочетались со всей по-старчески оплывшей фигурой. Героя мучили детские комплексы: «Нападал нервический страх: то он пугался тишины, то внезапно пробегали мурашки по коже, он боязливо косился на тёмный угол – боязнь жизни («жизнь трогает») диктовали своеобразную форму облмовского эскапизма (Эскапизм - стремление уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм обществ, жизни) - игра в работу, псевдодело (обдумывание плана) – после чая ляжет на диван и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока голова не устанет от тяжёлой работы… тогда, освободясь от деловых забот, уйдёт в себя и живёт в придуманном мире – любит вообразить себя непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значат,…решает участь народа, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия - подобие игры в солдатики! Иногда, движимый нравственной силой, в одну минуту быстро сменит позы, привстанет на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом – но ирония сменяется патетикой - «Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего, что едва ли у него вяжутся и мысли в голове. Так о нём и толковали везде, где его знали. О способностях его, об этой внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца знал подробно лишь Штольц, а Штольца почти никогда не бывало в Петербурге» - эти строчки словно из другого текста! Интонация взволнованная, лексика романтическая. Перед читателями – выбор: или просто не поверить в «вулканическую работу мысли» лежебоки (увидеть иронию), или решить, что этот ленивец – тот Обломов, каким он только казался, а не подлинный, о котором написан роман. Это усложнение образа происходит не без некоторой непоследовательности (ведь в 8-ой главе герой опять выглядит таким, каким его видели все. Возможно, автор ещё не обрёл чёткого видения героя и не определился в выборе средств его изображения! В черновике: под строчками «природа дала ему пылкую голову и горячее сердце, тогда далеко ушёл бы Илья Ильич!» - сохранилось такое замечание: «противоречие: выше сказано, что чтение и поэты не заронили в него ничего, а тут он пылок и мечтателен: сгладить это» Но «сгладить» это противоречие Гончарову, видимо, не удалось. Шла борьба автора с героем → отсюда писательское желание всё изменить. От патетической сцены автор переходит к изображению раскаяния и самоанализа героя. Обломов часто задумывался о несбывшихся надеждах, потом успокаивался в молитве, сдав попечение своей участи небесам, плакал сладкими слезами, больше наслаждаясь воспоминаниями, чем страдая от их неосуществлённости – но и в этой тайной исповеди перед самим собой Обломов продолжает искать виновного вне себя - приходит к типичному для него фатализму – «Видно, уж такая судьба… Что же мне тут делать?» «В душе возникло ясное и живое представление о человеческой судьбе, мелькнула параллель с собственной жизнью, в голове носились, как птицы, пробуждённые внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы». ( дремлющая развалина – тело Обломова – обломки, части целого; вопросы – птицы). Исследователь Тв-ва Гончарова Тигрен устанавливает связь этого фрагмента с идеями Шиллера в его сочинении «Об эстетическом воспитании человека» - с позиции просветительского идеала Обломов – недовоплощённый герой: «Фамилия героя сигнализирует о доминанте фрагментарности и отсутствии цельности». Ведущий мотив романа – мотив пути (традиционно для русской лит-ры: Пушкин: «Телега жизни», Гоголь «Р-р», «М.д.», Лермонтов «Г. н. вр.» и т.д.). Образ лёгкого прямого пути – быстрого движения – ассоциируется с полётом корабля под парусами. Лёгкости нормального пути противопоставлена тяжесть пути искажённого. Человек, не имея собственной воли, делается игрушкой в руках некоей могучей – чужой, которая манипулирует им, как море щепкой. Хотя события его жизни уменьшились до микроскопических размеров, он не может справиться и с ними. Прямой путь противопоставляется бездорожью. Возникает образ густого сказочного леса (ДАНТЕ), заколдовывающего, парализующего силы человека: «И уже не выбраться ему, кажется, из глуши на прямую тропинку. Лес кругом в душе его …тропинка зарастает всё более и более, светлое сознание просыпается всё реже. Сильна просветительская идея о врождённости добрых начал в человеке и искажении этих начал в процессе пути-жизни и в другом фрагменте, где мотив преждевременного старения достигает своего полного воплощения в образе могилы: «А между тем он чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, и лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту стать ходячей монетой». История сдачи героя обстоятельствам пока только прописана, но не изображена. Но многое меняется в главе «Сон Обломова»

Секрет обаяния Обломова

Неоднократно одни критикивысказывали сомнение в том, что Обломов - это «пухлое, мягкое, заспанное существо, простак с нежным взором» (Ашхарумов) мог занять первое место в сердце талантливой и энергичной девушки. Другие критики (А.В. Дружинин) полагали, что Обломов был привлекателен именно своей инфантильностью, голубиной нежностью, чистотой, незлобивостью и простотой ребёнка (таким обаянием обладают: князь Мышкин Достоевского и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя – \опыт сравнения «Шинели» и «Идиота» - у Михаила Эпштейна\ идиотом в средние века называли человека не слишком образованного, но незлобивого (Акакий –греч. незлобивый!), наивного, как ребёнок и очень доброго \= Мышкин: «Может быть, и здесь меня сочтут за ребёнка, - так пусть!»). Но если младенческая чистота и детская непосредственность Башмачкина не привлекает женщин (старуха, изображение красавицы на витрине, публичная женщина, за которой гонится Акакий Акакиевич и жена – шинель), то эти же качества у Обломова и Мышкина особым образом влияют на женщин (Настасья Филипповна о князе: «В первый раз человека видела!», «Разве я сама о тебе не мечтала? И вот всё такого как ты воображал, доброго, честного, хорошего…»; Аглая: «Я вас считаю за самого честного и за самого правдивого человека… главный ум у вас лучше, чем у них у всех», «Здесь все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!»; этим же сознанием питается и чувство Ольги).

Тема любви в романе.

1. Любовь в жизни Обломова.

Весь роман строится вокруг попытки пробуждения Обломова любовью к Ольге Ильинской. Ольга – символ женственности. Не случайно её воздействие на Обломова связано в первую очередь с итальянской песней «Casta diva» - непорочная богиня. (опера Беллини «Норма»). Итальянская песня рождает в Обломове любовь, а любовь, в свою очередь, пробуждает в в нём жизнь, живую душу. Не случайно «пробуждение» героя начинается весной, 1 мая. Лето – пик любви Ольги и Ильи Обломова. Осень и зима – период угасания и полного разрыва отношений. Любовь к женщине, как считали художники эпохи Возрождения и как повторял Владимир Соловьёв в работе «Смысл любви», есть первый шаг к любви Божественной. Ольга ИЛЬИНСКАЯ (предназначенная Илье!) пытается преобразить Обломова. В отличие от пушкинской Татьяны гончаровская Ольга в момент встречи со своем герое не была «отравлена» чтением модных романов, т.е. она не искала ЕГО в каждом мужчине, будущий герой не являлся ей в сновидениях. Она полюбила непреднамеренно, как бы нечаянно, только потом осмыслила личность избранника, оценила его. На какое-то время Илья начинает «оживать». Не спит ночами, бродит по Петербургу, совершается своего рода преображение героя благодаря общению с Ольгой, вливание в угасающего человека силы: «Я что-то добываю из неё …из неё что-то переходит в меня». Герой сравнивает взгляд Ольги с солнцем, пробуждающим жизнь и оживляющим застывшую почву: «Над ним, как солнце, стоит этот взгляд, жжёт его, тревожит, шевелит нервы, кровь». Так проявляется ведущий мотив романа - МОТИВ СВЕТА. Дружинин: «Обломов выдаёт всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине». Насколько Илья, который валяется на диване кажется нам почти гадким, настолько тот же Илья, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен и симпатичен в своём грустном комизме. Стилистика романа постепенно меняется, обретая романтическую тональность. Описание бытовых деталей уступает место воссозданию чувств с фиксацией тончайших изменений, нюансов. В сфере эмоциональных переживаний Ольга и Илья оказываются равными («Снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, в глазах их стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением»)». Как свободно сошлись!» - восклицает про влюблённых автор. В отношениях и диалогах героев важную роль играет лейтмотив сирени (язык цветов), который несёт в себе, кроме поэтизации Жизни-Любви (в соединении с мотивом света) дополнительные обертоны. Сирень – (обозначает «первое чувство любви»!!!) цветок, который быстро вянет (любовь Ольги и Ильи тоже продлится только одно лето). На вершине чувства Обломова обдавало огнём счастья, но такое романтическое чувство поселилось в душе не «поэта осьмнадцати лет», а тридцатилетнего человека. И. Анненский пишет: «Поздняя весна в сердце у человека с поседевшими волосами, с ожиревшим сердцем и вечными ячменями, - тут есть что-то трогательное и комичное». Любовь застаёт Ольгу и Илью в разных возрастных фазах. Ольга переживает момент расцвета, который испытал сам герой более десяти лет назад (22г.).О воспитании Ольги сказано бегло, но отсутствие опеки со стороны её тёти дано с осторожным одобрением. Отношения Ольги с этой до мозга костей светской дамой определяются как бесцветные: не дают тепла и не несут авторитетного давления. Эти отношения принципиально отличны от условий в семье Обломова (где бесконечность заботы порождала насилие над личностью ребёнка). Ольга во время знакомство - очаровательное дитя (такой её видит прежде всего Штольц). Рядом с Андреем Ольга терялась, её «самолюбие страдало от незрелости, от расстояния в их уме и летах). Но этого не было во время общения с ровесником Штольца Обломовым. В момент зарождения взаимного чувства несовпадение возрастов стирается – они оба «дети» в мире «взрослых», два естественных человека в среде условностей. С Обломовым Ольга могла вести себя свободно, не боясь, что её могут осудить, посмеяться над ней. В ответ Илья проявляет поразительную искренность, граничащую с простодушием. Безыскусственность Ильи привлекает Ольгу, т.к. она уверена, что мужчина не должен стыдиться своего чувства, своего сердца («лучше бы они постыдились своего ума – он часто ошибается!»).

После признания в любви окончательно исчезает робость Ольги, рождается сознание Миссии, «урок, назначенный свыше» - «спасти нравственно погибающий ум, душу» Миссия была в значительной мере мотивирована желанием самоутвердиться во взрослом мире. Она, как древнегреческий архитектор Пигмалион, творит свою статую Галатею.

Трепет охватил Ольгу, когда она осознала себя в роли спасительницы, «путеводной звезды», воспитательницы человека, который значительно старше, но попал под её женское влияние. Ольга под влиянием этой «миссии» начинает взрослеть. «С Ольгой случилось то, что свершается с мужчиной в 25 –30 лет при помощи 25-30 профессоров, библиотек, после шатания по сету, иногда даже с помощью утраты нравственного аромата души, свежести мысли и волос» \поименованы все этапы, через которые когда-то прошёл Александр Адуев, вплоть до выпадения волос, столь поразившей его мать \. Стремительная динамика духовной и эмоциональной жизни, Ольги ( в «Об. ист.» - Наденька тоже взрослеет под влиянием чувства к Новинскому) подчёркивала внутреннюю скованность Ильи Ильича, страшащегося всякого изменения. Главное напряжение в романе проистекает из конфликта между склонностью Обломова к неизменяемости условий жизни и неминуемым движением времени. Когда любовный сюжет вступает в фазу испытания, и от Обломова ожидается волевое усилие для совершения поступка, он, поняв серьёзность момента, начинает тревожиться. Казалось бы, к этому моменту любовь уже сильно изменила героя, потерявшего свой эгоцентризм. Но в моменты кризиса Илья задумывается о коренной проблеме человеческой жизни, \ в решении которой суть его испытания. Он пишет Ольги письмо, фактически с отказом от неё.

Письмо: В нём отразились те качества героя, которые свидетельствовали о его порядочности, «золотом сердце», о его способности к подлинной любви, но в письме проявился также и не покидавший героя со школьной скамьи страх перед трудностями. В написании письма и в поведении пи встрече с плачущей Ольгой выявился в полной мере инфантилизм героя, его позиция младшего. Он: «С Вами не страшна судьба!» на эту реплику Ольга отвечает: «Эти слова я где-то недавно читала. У Сю (фр. писатель сер. 19 века, эпигон романтизма, автор романов «Парижские тайны», «Вечный жид», «Тайны народа», «Тайны мира», «Матильда»), кажется, только их там говорит женщина мужчине».

Поэтический настрой влюблённых сталкивается с обыденностью, прозой жизни. Ольга идеал для Ильи, но идеал – всегда только мечта, что-то недостижимое, он счастлив ожиданием, предвкушением счастья. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом (всё равно, что балерина в пачке и пуантах начнёт стирать грязные носки или жарить котлеты). Роман Ольги и Ильи с самого начала несёт в себе едва заметный элемент саморазрушения.

«Жгучие упрёки совести язвили его как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упрёков, найти виноватого вне себя: «Это всё …Захар!» - прошептал он». Однако читателю ясно, что Захар тут не виноват, он абсолютно адекватен «обломовскому» образу жизни своего барина. Любовь не смогла преодолеть «долгий навык ко сну», привычку. «Господи, - восклицал Обломов, - Зачем она любит меня? Зачем я её люблю?… И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье и покой?» После этих размышлений он прерывает эти визиты к Ольге, предаёт любовь, тем самым чуть не убивая свою избранницу. Смена фазисов любовных отношений постоянно отражается в смене акцентов в ведущем мотиве – мотиве света. После того, как Ольга согласилась стать его женой, Обломов размышляет: Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый луч любви, а там она будет уже – не блистать так ярко, а согревать невидимо жизнь, жизнь проглотит её, и она будет сильною, конечно, но скрытою пружиной. Отныне появления её будут обыкновенны». Блеск в романе ассоциируется с огнём – синонимом страсти, буйством праздника, за которым грядёт неизбежное разрушение тепло – тоже с огнём, но с одомашненным огнём, неопасным, за которым стоят обыкновенность и простота, надёжное постоянство.

Через драматический сердечный опыт Ольге открылось непреодолимое различие между ней и Ильёй. «Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей». Образ голубя (голубка, голубки-голубицы \Моя голубка – Мой голубочек, от счастья выпрыгнуть сердечко хочет…»-М. Светин \ ) в русском фольклоре воплощает взаимную и нежную любовь. Но в словах Ольги эта метафора, не теряя исконного смысла, обретает иные тона: голубь – домашняя птица, утерявшая способность к смелому свободному полёту в огромном небе. Он говорит ей: «Люби меня таким, какой я есть, люби во мне что есть хорошего». Эти слова ещё раз напоминают о парадоксальной сложности человеческих отношений: в момент встречи и в период цветущей летней поэмы любви она любила Обломова именно за то, что было в нём хорошего: доброту, простоту, искренность, страстную нежность. Она наслаждалась его обожанием и своей властью над ним, большим и милым ребёнком. Обломов не изменился, изменилась она сама, из лукавой девочки превратилась в серьёзную женщину со строгими требованиями к своему избраннику. Естественно. Что Обломов теперь не выдерживал испытания на пригодность к роли ответственного мужа (о котором она мечтала). Отсюда родилась небрежно брошенная фраза Ольги: «Нежность, где её нет!» Эти слова не случайно глубоко уязвили Илью (на его лице появилась жалкая улыбка бессилия, потухший взор говорил: я скуден, жалок, нищ) – Ольга отринула саму основу личности Ильи Ильича, не раз ею же высоко оценённую («Ты добр, умён, нежен, благороден». Не менее обидны и другие слова Ольги: «Всё бесполезно – ты умер». Эти слова произнесены в глубокой обиде.

Штольц также констатирует поражение Обломова: «У тебя были крылья, да ты их отвязал». (Именно Штольц первый произносит слово «обломовщина», которое впоследствии использует Обломов для самообличения. Обломовщина-понятие, которое трактовалось в разных аспектах: в социальных категориях (порождение определённого общественного порядка - Добролюбов понимал обломовщину как нечто конкретное – воплощение пороков крепостнической эпохи ) , в национальных (проявление веками сложившейся ментальности и сознательный национальный эскапизм – Дружинин воспринял Обломова как мудрого отшельника, сознательно избравшего свой путь, критик писал не о недостатках, а о мирных незлобивых приметах патриархальной Руси, которые отражены в тексте Гончарова, беззащитной ребячливости обломовца он отдаёт предпочтение перед взрослой расчётливостью европейца), общечеловеческих (исконная примета некоторых натур- Писарев увидел в обломовщине явление общечеловеческое, умственная апатия -вечная болезнь взыскующего духа, которая губительно влияет на человека). Все аспекты понятия взаимосвязаны и только во взаимодействии соотносятся со смыслом великого романа)

Один из критиков зло посмеялся над Ольгой и Обломовым: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался. Анненский И. заметил: «Конец романа естественен. Гармония романа закончилась давно, да она, может, мелькнула всего на два мгновенья в « Casta Diva», в сиреневой ветке, оба, и Ольга и Илья переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже независимо друг от друга, их отношения уже прозаичны».

Во время визита Ольги на Выборгскую сторону Илья предстал перед ней как провинившийся школьник, потерявший над собою контроль. Сначала Ольга не поняла, что произошло, но потом с проницательностью любящего человека начала улавливать неестественность его слов: «Что всё это значит? Ты обманул меня?». Обломов начинает патетично: «Если бы надо было умереть, я бы с радостью умер!», но Ольга уже видит в его словах уловку. Романтические порывы героя оказываются нереализуемыми, за словами не предполагается действие. Судьбоносной оказывается фраза Ильи: «Я тобой дышу, смотрю и чувствую тобой. В те дни, когда я не вижу тебя, я засыпаю, я падаю, я становлюсь похож на машину. Ты огонь и сила этой машины… А то нет тебя – я гасну, падаю!». Его зависимость от Ольги в романе кажется абсолютной, он ищет в женщине заботливую мать. Ольга ждёт того, чтобы Илья встал выше её, стал мужем-мужчиной, а Обломов оказывается неподготовленным к этой роли. Кажется, что Обломов только играет роль влюблённого мальчика. На самом деле он им остаётся в глубине души. Не лень пожилого человека, а страх неумелого ребёнка перед требовательной жизнью определяет поведение героя в решающие моменты. Разговор Ильи с Захаром о свадьбе имел неожиданный эффект – Обломов хотел напугать слугу, а напугался сам, его охватила паника: «Не умею, не могу!». Роль мужа-мужчины первоначально не очень пугает Обломова, но Илья получает роковое письмо из деревни и оно вселяет в героя парализующий страх. «С чего начать?» задаёт он риторический вопрос. «Я ничего не знаю, говорите мне и советуйте, как ребёнку, научите меня, если можете». Штольца нет рядом, Обломов готов к тому, чтобы друга заменил любой человек.

 

После разрыва с Ольгой Илья страдает глубоко и сильно. Это истинно трагическое страдание, которое рождено его трагической виной – неспособностью преодолеть внутренний недуг. Это не борьба с внешними врагами (напротив, близкие стараются поддерживать в нём деятельное начало), а невозможность преодолеть самого себя. Прежде физической гибели наступает духовная гибель. Поражение героя губительно не только для него, но и для зависимых от него людей. \Руками Тарантьева, Мухоярова, Затёртого («духи зла» в романе) разорены его крестьяне, и самого Илью Ильича эти люди готовы пустить по миру. Нищенствует и спивается после смерти Обломова Захар, приученный барином к безделью\.

Отказавшись от Ольги, Обломов сдаётся, принимается «на руки» Агафьей Матвеевной, русской Гретхен (героиня «Фауста» Гёте). Союз Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной едва ли случаен. Имя главного героя (как уже отмечалось выше) перекликается с именем бога-громовержца Ильи Пророка ( в день Ильи Пророка работать запрещалось!), который был связан с культом плодородия. Герой уже благодаря своему имени связан с природой в её первозданном состоянии. Фамилия Агафьи – Пшеницына – также связано с плодородием, со стихией земли. В изображении женщин Гончаров тяготел к вариации пушкинского архетипа, представляющего собой противопоставление Ольги и Татьяны Лариных. (Ольга Ильинская – Агафья Матвеевна Пшеницына, Марфенька – Вера – героини роман «Обрыв»). Ольга и Агафья воплощают два типа женственности, два типа любви: земная и небесная. В общем расположении образов романа важно, что Обломов оказался на Выборгской стороне из-за действий законченного мерзавца Тарантьева. Если вторая часть романа – восхождение героя, его душевная работа, то третья часть, посвящённая его нисхождению, начинается со встречи с Тарантьевым, уподобленным автором чёрту.

Обломов каждый день «всё более и более дружился с хозяйкой» Агафьей Матвеевной, как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но который нельзя любить. «Он принимает её за предмет домашнего обихода, хвалит перед Штольцем водку, кото

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...