Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Секрет обаяния Ильи Обломова. Порок «несовершеннолетия».

Герой Гончарова, подобно многим русским лит. героям, проходит проверку требовательной женской любовью. Роман «Обломов» (2-3 ч.) развивается в русле «русского романа испытания человека на социальную пригодность и полноценность». Но у Гончарова больший акцент ставится не на социальной пригодности, а на человеческой зрелости вообще – элемент романа воспитания. Соединение двух разновидностей романа (воспитание – становление характера - и испытание) не является странным (нет какой-либо разновидности романа в чистом виде). («Об.ист.» - больше роман воспитания, а «Обломов» - в начале роман воспитания, потом – испытания). Сюжет романа испытания строится на отступлениях от нормального хода жизни героев, на таких исключительных событиях и положениях, каких нет в типической, нормальной биографии человека, роман заканчивается там, где жизнь входит в нормальную колею. По этой схеме развивается 2-3 части романа Гончарова. Любовь к Ольге – исключительное событие в жизни Обломова – последний шанс возрождения, разрыв с Ольгой – возвращение на диван, к обычной жизни, к «норме», заложенной с детства. Обломов не изменяется кардинально, неспособность героя к абсолютному изменению и приводит к драматическому разрыву (преображение Онегина, преображение Раскольникова, могло быть преображение Чичикова и Плюшкина, но нет преображения Обломова! есть только попытка преображения, преображение на миг).

Секрет обаяния Обломова

Неоднократно одни критикивысказывали сомнение в том, что Обломов - это «пухлое, мягкое, заспанное существо, простак с нежным взором» (Ашхарумов) мог занять первое место в сердце талантливой и энергичной девушки. Другие критики (А.В. Дружинин) полагали, что Обломов был привлекателен именно своей инфантильностью, голубиной нежностью, чистотой, незлобивостью и простотой ребёнка (таким обаянием обладают: князь Мышкин Достоевского и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя – \опыт сравнения «Шинели» и «Идиота» - у Михаила Эпштейна\ идиотом в средние века называли человека не слишком образованного, но незлобивого (Акакий –греч. незлобивый!), наивного, как ребёнок и очень доброго \= Мышкин: «Может быть, и здесь меня сочтут за ребёнка, - так пусть!»). Но если младенческая чистота и детская непосредственность Башмачкина не привлекает женщин (старуха, изображение красавицы на витрине, публичная женщина, за которой гонится Акакий Акакиевич и жена – шинель), то эти же качества у Обломова и Мышкина особым образом влияют на женщин (Настасья Филипповна о князе: «В первый раз человека видела!», «Разве я сама о тебе не мечтала? И вот всё такого как ты воображал, доброго, честного, хорошего…»; Аглая: «Я вас считаю за самого честного и за самого правдивого человека… главный ум у вас лучше, чем у них у всех», «Здесь все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!»; этим же сознанием питается и чувство Ольги).

Тема любви в романе.

1. Любовь в жизни Обломова.

Весь роман строится вокруг попытки пробуждения Обломова любовью к Ольге Ильинской. Ольга – символ женственности. Не случайно её воздействие на Обломова связано в первую очередь с итальянской песней «Casta diva» - непорочная богиня. (опера Беллини «Норма»). Итальянская песня рождает в Обломове любовь, а любовь, в свою очередь, пробуждает в в нём жизнь, живую душу. Не случайно «пробуждение» героя начинается весной, 1 мая. Лето – пик любви Ольги и Ильи Обломова. Осень и зима – период угасания и полного разрыва отношений. Любовь к женщине, как считали художники эпохи Возрождения и как повторял Владимир Соловьёв в работе «Смысл любви», есть первый шаг к любви Божественной. Ольга ИЛЬИНСКАЯ (предназначенная Илье!) пытается преобразить Обломова. В отличие от пушкинской Татьяны гончаровская Ольга в момент встречи со своем герое не была «отравлена» чтением модных романов, т.е. она не искала ЕГО в каждом мужчине, будущий герой не являлся ей в сновидениях. Она полюбила непреднамеренно, как бы нечаянно, только потом осмыслила личность избранника, оценила его. На какое-то время Илья начинает «оживать». Не спит ночами, бродит по Петербургу, совершается своего рода преображение героя благодаря общению с Ольгой, вливание в угасающего человека силы: «Я что-то добываю из неё …из неё что-то переходит в меня». Герой сравнивает взгляд Ольги с солнцем, пробуждающим жизнь и оживляющим застывшую почву: «Над ним, как солнце, стоит этот взгляд, жжёт его, тревожит, шевелит нервы, кровь». Так проявляется ведущий мотив романа - МОТИВ СВЕТА. Дружинин: «Обломов выдаёт всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине». Насколько Илья, который валяется на диване кажется нам почти гадким, настолько тот же Илья, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен и симпатичен в своём грустном комизме. Стилистика романа постепенно меняется, обретая романтическую тональность. Описание бытовых деталей уступает место воссозданию чувств с фиксацией тончайших изменений, нюансов. В сфере эмоциональных переживаний Ольга и Илья оказываются равными («Снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, в глазах их стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением»)». Как свободно сошлись!» - восклицает про влюблённых автор. В отношениях и диалогах героев важную роль играет лейтмотив сирени (язык цветов), который несёт в себе, кроме поэтизации Жизни-Любви (в соединении с мотивом света) дополнительные обертоны. Сирень – (обозначает «первое чувство любви»!!!) цветок, который быстро вянет (любовь Ольги и Ильи тоже продлится только одно лето). На вершине чувства Обломова обдавало огнём счастья, но такое романтическое чувство поселилось в душе не «поэта осьмнадцати лет», а тридцатилетнего человека. И. Анненский пишет: «Поздняя весна в сердце у человека с поседевшими волосами, с ожиревшим сердцем и вечными ячменями, - тут есть что-то трогательное и комичное». Любовь застаёт Ольгу и Илью в разных возрастных фазах. Ольга переживает момент расцвета, который испытал сам герой более десяти лет назад (22г.).О воспитании Ольги сказано бегло, но отсутствие опеки со стороны её тёти дано с осторожным одобрением. Отношения Ольги с этой до мозга костей светской дамой определяются как бесцветные: не дают тепла и не несут авторитетного давления. Эти отношения принципиально отличны от условий в семье Обломова (где бесконечность заботы порождала насилие над личностью ребёнка). Ольга во время знакомство - очаровательное дитя (такой её видит прежде всего Штольц). Рядом с Андреем Ольга терялась, её «самолюбие страдало от незрелости, от расстояния в их уме и летах). Но этого не было во время общения с ровесником Штольца Обломовым. В момент зарождения взаимного чувства несовпадение возрастов стирается – они оба «дети» в мире «взрослых», два естественных человека в среде условностей. С Обломовым Ольга могла вести себя свободно, не боясь, что её могут осудить, посмеяться над ней. В ответ Илья проявляет поразительную искренность, граничащую с простодушием. Безыскусственность Ильи привлекает Ольгу, т.к. она уверена, что мужчина не должен стыдиться своего чувства, своего сердца («лучше бы они постыдились своего ума – он часто ошибается!»).

После признания в любви окончательно исчезает робость Ольги, рождается сознание Миссии, «урок, назначенный свыше» - «спасти нравственно погибающий ум, душу» Миссия была в значительной мере мотивирована желанием самоутвердиться во взрослом мире. Она, как древнегреческий архитектор Пигмалион, творит свою статую Галатею.

Трепет охватил Ольгу, когда она осознала себя в роли спасительницы, «путеводной звезды», воспитательницы человека, который значительно старше, но попал под её женское влияние. Ольга под влиянием этой «миссии» начинает взрослеть. «С Ольгой случилось то, что свершается с мужчиной в 25 –30 лет при помощи 25-30 профессоров, библиотек, после шатания по сету, иногда даже с помощью утраты нравственного аромата души, свежести мысли и волос» \поименованы все этапы, через которые когда-то прошёл Александр Адуев, вплоть до выпадения волос, столь поразившей его мать \. Стремительная динамика духовной и эмоциональной жизни, Ольги ( в «Об. ист.» - Наденька тоже взрослеет под влиянием чувства к Новинскому) подчёркивала внутреннюю скованность Ильи Ильича, страшащегося всякого изменения. Главное напряжение в романе проистекает из конфликта между склонностью Обломова к неизменяемости условий жизни и неминуемым движением времени. Когда любовный сюжет вступает в фазу испытания, и от Обломова ожидается волевое усилие для совершения поступка, он, поняв серьёзность момента, начинает тревожиться. Казалось бы, к этому моменту любовь уже сильно изменила героя, потерявшего свой эгоцентризм. Но в моменты кризиса Илья задумывается о коренной проблеме человеческой жизни, \ в решении которой суть его испытания. Он пишет Ольги письмо, фактически с отказом от неё.

Письмо: В нём отразились те качества героя, которые свидетельствовали о его порядочности, «золотом сердце», о его способности к подлинной любви, но в письме проявился также и не покидавший героя со школьной скамьи страх перед трудностями. В написании письма и в поведении пи встрече с плачущей Ольгой выявился в полной мере инфантилизм героя, его позиция младшего. Он: «С Вами не страшна судьба!» на эту реплику Ольга отвечает: «Эти слова я где-то недавно читала. У Сю (фр. писатель сер. 19 века, эпигон романтизма, автор романов «Парижские тайны», «Вечный жид», «Тайны народа», «Тайны мира», «Матильда»), кажется, только их там говорит женщина мужчине».

Поэтический настрой влюблённых сталкивается с обыденностью, прозой жизни. Ольга идеал для Ильи, но идеал – всегда только мечта, что-то недостижимое, он счастлив ожиданием, предвкушением счастья. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом (всё равно, что балерина в пачке и пуантах начнёт стирать грязные носки или жарить котлеты). Роман Ольги и Ильи с самого начала несёт в себе едва заметный элемент саморазрушения.

«Жгучие упрёки совести язвили его как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упрёков, найти виноватого вне себя: «Это всё …Захар!» - прошептал он». Однако читателю ясно, что Захар тут не виноват, он абсолютно адекватен «обломовскому» образу жизни своего барина. Любовь не смогла преодолеть «долгий навык ко сну», привычку. «Господи, - восклицал Обломов, - Зачем она любит меня? Зачем я её люблю?… И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье и покой?» После этих размышлений он прерывает эти визиты к Ольге, предаёт любовь, тем самым чуть не убивая свою избранницу. Смена фазисов любовных отношений постоянно отражается в смене акцентов в ведущем мотиве – мотиве света. После того, как Ольга согласилась стать его женой, Обломов размышляет: Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый луч любви, а там она будет уже – не блистать так ярко, а согревать невидимо жизнь, жизнь проглотит её, и она будет сильною, конечно, но скрытою пружиной. Отныне появления её будут обыкновенны». Блеск в романе ассоциируется с огнём – синонимом страсти, буйством праздника, за которым грядёт неизбежное разрушение тепло – тоже с огнём, но с одомашненным огнём, неопасным, за которым стоят обыкновенность и простота, надёжное постоянство.

Через драматический сердечный опыт Ольге открылось непреодолимое различие между ней и Ильёй. «Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей». Образ голубя (голубка, голубки-голубицы \Моя голубка – Мой голубочек, от счастья выпрыгнуть сердечко хочет…»-М. Светин \ ) в русском фольклоре воплощает взаимную и нежную любовь. Но в словах Ольги эта метафора, не теряя исконного смысла, обретает иные тона: голубь – домашняя птица, утерявшая способность к смелому свободному полёту в огромном небе. Он говорит ей: «Люби меня таким, какой я есть, люби во мне что есть хорошего». Эти слова ещё раз напоминают о парадоксальной сложности человеческих отношений: в момент встречи и в период цветущей летней поэмы любви она любила Обломова именно за то, что было в нём хорошего: доброту, простоту, искренность, страстную нежность. Она наслаждалась его обожанием и своей властью над ним, большим и милым ребёнком. Обломов не изменился, изменилась она сама, из лукавой девочки превратилась в серьёзную женщину со строгими требованиями к своему избраннику. Естественно. Что Обломов теперь не выдерживал испытания на пригодность к роли ответственного мужа (о котором она мечтала). Отсюда родилась небрежно брошенная фраза Ольги: «Нежность, где её нет!» Эти слова не случайно глубоко уязвили Илью (на его лице появилась жалкая улыбка бессилия, потухший взор говорил: я скуден, жалок, нищ) – Ольга отринула саму основу личности Ильи Ильича, не раз ею же высоко оценённую («Ты добр, умён, нежен, благороден». Не менее обидны и другие слова Ольги: «Всё бесполезно – ты умер». Эти слова произнесены в глубокой обиде.

Штольц также констатирует поражение Обломова: «У тебя были крылья, да ты их отвязал». (Именно Штольц первый произносит слово «обломовщина», которое впоследствии использует Обломов для самообличения. Обломовщина-понятие, которое трактовалось в разных аспектах: в социальных категориях (порождение определённого общественного порядка - Добролюбов понимал обломовщину как нечто конкретное – воплощение пороков крепостнической эпохи ) , в национальных (проявление веками сложившейся ментальности и сознательный национальный эскапизм – Дружинин воспринял Обломова как мудрого отшельника, сознательно избравшего свой путь, критик писал не о недостатках, а о мирных незлобивых приметах патриархальной Руси, которые отражены в тексте Гончарова, беззащитной ребячливости обломовца он отдаёт предпочтение перед взрослой расчётливостью европейца), общечеловеческих (исконная примета некоторых натур- Писарев увидел в обломовщине явление общечеловеческое, умственная апатия -вечная болезнь взыскующего духа, которая губительно влияет на человека). Все аспекты понятия взаимосвязаны и только во взаимодействии соотносятся со смыслом великого романа)

Один из критиков зло посмеялся над Ольгой и Обломовым: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался. Анненский И. заметил: «Конец романа естественен. Гармония романа закончилась давно, да она, может, мелькнула всего на два мгновенья в « Casta Diva», в сиреневой ветке, оба, и Ольга и Илья переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже независимо друг от друга, их отношения уже прозаичны».

Во время визита Ольги на Выборгскую сторону Илья предстал перед ней как провинившийся школьник, потерявший над собою контроль. Сначала Ольга не поняла, что произошло, но потом с проницательностью любящего человека начала улавливать неестественность его слов: «Что всё это значит? Ты обманул меня?». Обломов начинает патетично: «Если бы надо было умереть, я бы с радостью умер!», но Ольга уже видит в его словах уловку. Романтические порывы героя оказываются нереализуемыми, за словами не предполагается действие. Судьбоносной оказывается фраза Ильи: «Я тобой дышу, смотрю и чувствую тобой. В те дни, когда я не вижу тебя, я засыпаю, я падаю, я становлюсь похож на машину. Ты огонь и сила этой машины… А то нет тебя – я гасну, падаю!». Его зависимость от Ольги в романе кажется абсолютной, он ищет в женщине заботливую мать. Ольга ждёт того, чтобы Илья встал выше её, стал мужем-мужчиной, а Обломов оказывается неподготовленным к этой роли. Кажется, что Обломов только играет роль влюблённого мальчика. На самом деле он им остаётся в глубине души. Не лень пожилого человека, а страх неумелого ребёнка перед требовательной жизнью определяет поведение героя в решающие моменты. Разговор Ильи с Захаром о свадьбе имел неожиданный эффект – Обломов хотел напугать слугу, а напугался сам, его охватила паника: «Не умею, не могу!». Роль мужа-мужчины первоначально не очень пугает Обломова, но Илья получает роковое письмо из деревни и оно вселяет в героя парализующий страх. «С чего начать?» задаёт он риторический вопрос. «Я ничего не знаю, говорите мне и советуйте, как ребёнку, научите меня, если можете». Штольца нет рядом, Обломов готов к тому, чтобы друга заменил любой человек.

 

После разрыва с Ольгой Илья страдает глубоко и сильно. Это истинно трагическое страдание, которое рождено его трагической виной – неспособностью преодолеть внутренний недуг. Это не борьба с внешними врагами (напротив, близкие стараются поддерживать в нём деятельное начало), а невозможность преодолеть самого себя. Прежде физической гибели наступает духовная гибель. Поражение героя губительно не только для него, но и для зависимых от него людей. \Руками Тарантьева, Мухоярова, Затёртого («духи зла» в романе) разорены его крестьяне, и самого Илью Ильича эти люди готовы пустить по миру. Нищенствует и спивается после смерти Обломова Захар, приученный барином к безделью\.

Отказавшись от Ольги, Обломов сдаётся, принимается «на руки» Агафьей Матвеевной, русской Гретхен (героиня «Фауста» Гёте). Союз Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной едва ли случаен. Имя главного героя (как уже отмечалось выше) перекликается с именем бога-громовержца Ильи Пророка ( в день Ильи Пророка работать запрещалось!), который был связан с культом плодородия. Герой уже благодаря своему имени связан с природой в её первозданном состоянии. Фамилия Агафьи – Пшеницына – также связано с плодородием, со стихией земли. В изображении женщин Гончаров тяготел к вариации пушкинского архетипа, представляющего собой противопоставление Ольги и Татьяны Лариных. (Ольга Ильинская – Агафья Матвеевна Пшеницына, Марфенька – Вера – героини роман «Обрыв»). Ольга и Агафья воплощают два типа женственности, два типа любви: земная и небесная. В общем расположении образов романа важно, что Обломов оказался на Выборгской стороне из-за действий законченного мерзавца Тарантьева. Если вторая часть романа – восхождение героя, его душевная работа, то третья часть, посвящённая его нисхождению, начинается со встречи с Тарантьевым, уподобленным автором чёрту.

Обломов каждый день «всё более и более дружился с хозяйкой» Агафьей Матвеевной, как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но который нельзя любить. «Он принимает её за предмет домашнего обихода, хвалит перед Штольцем водку, которую она сама сделала и пирог с цыплятами и грибами. «Славная баба Агафья Матвеевна!». Она - средство удобной и спокойной его жизни. Её портрет почти повторяет портрет Обломова. Агафья мягкая, толстая, с ямочками на щёчках, с округлыми локотками. Гончаров пишет: «Он смотрел на неё с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку». Объяснение в любви Агафьи и Обломова происходит на кухне. Более резкую оценку хозяйки несёт сравнение её с лошадью: в момент непрямого, но недвусмысленного признания Обломов в симпатии, она стояла «прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут». Или «Агафья перешла под сладостное иго». Ольга постоянно испытывала героя, он покорно подчинялся, взирая на неё как на божество. Для Агафьи сам Илья Ильич – «божество», существо из другого мира. Впервые в жизни, общаясь с Ильёй, она задумалась не о хозяйстве, а о чём-то другом, полюбила Илью и как мужа, и как барина, и как мужчину. Даже любовника. Любовь для Агафьи Матвеевны – способ её преображения. Вновь появляется мысль, столь влиятельная во всей романистике Гончарова, - о развитии одного человека под влиянием другого, ставшего вольно или невольно воспитателем. Обаяние Обломова без усилий его воли оказывает влияние на Пшеницыну, и в ней пробуждается личность. Ради любимого Ильи Ильича она готова на всё. Агафья постоянно молит Бога о здоровье Обломова – предание себя и других на волю божию – один из важнейших концептов русской культуры. Сам Илья Ильич в отношениях с Агафьей выглядит несколько иначе, чем с Ольгой. Застенчивость и скромность хозяйки заставляет Илью быть решительнее, самоувереннее. На Выборской стороне он уже не чувствует себя ребёнком, провинившимся школьником. Агафья принимает его таким, какой он есть, - и он ведёт себя как человек, позволяющий за собой ухаживать. У Обломова и Агафьи Матвеевны родился ребёнок – Илья стал частью «святой троицы- семьи». Однако он не стал от этого взрослее: Обломовка продолжилась на Выборгской стороне: «Ему удавалось дёшево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой». Гончаров отчётливо разворачивает метафору перетекания обломовского сна в вечный покой. Прозрение Агафьи Матвеевны совпадает со смертью Ильи Ильича: «Над трупом мужа, с потерею его, она, кажется, вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над её значением, и эта задумчивость легла навсегда тенью на её лицо». (Меняется портрет героини – особое внимание уделено глазам (в них – сосредоточенное выражение, затаившийся внутренний смысл), одежда (тёмное платье монашки, чёрный шерстяной платок на шее) – всё говорит о самопознании, прикосновении к высшему смыслу бытия, постижение которого отделили Агафью от мира братца. «Она была чужда всего окружающего», отвечая «достоинством скорби и гордым молчанием» на их упрёки, глядя на других людей с сожалением человека, понявшего то, что скрыто для них. В строчках, описывающих смысл и значение истины, которая открылась героине, Гончаров использует те лейтмотивные образы, что ранее связывались с Ольгой (лучи, свет, душа, мысль). «Она поняла, что просияла её жизнь, что Бог вложил в эту жизнь душу и вынул опять, что засветилось в ней солнце и померкло навсегда. Но навсегда осмыслилась и жизнь её: теперь она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как мгновение семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Ольгу и Агафью сближает общая симпатия и общие воспоминания о «чистой, как хрусталь, душе покойного».

Штольц (немецкое STOLZ гордость)– наперсник главного героя, тоже знает ему подлинную цену: «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи». Андрей Иванович ( в черновиках – Карл Михайлович) Штольц – представитель активного начала цивилизации, движение. Динамика – залог подлинной жизни. (Так считал и Гончаров, и Гоголь). Русские критики отказали Штольцу в праве называться «новым человеком» из-за отсутствия «высших интересов». В этом герое видели либо «художественный просчёт» писателя, неудачную попытку Гончарова реализовать своё представление об идеальном человеке, либо образ внутренне ущербного героя. На Штольце лежал главный «грех» - он воспринимался как капиталист. Добролюбов, оценивая Штольца, по критериям грядущих «новых людей», не признал в нём подлинного деятеля, а современники Добролюбова критиковали холодный практицизм Штольца, заботу о карьере.

Штольц – профессиональный делец, он, в отличие от Тарантьева, не грабит, а работает. Это герой подчёркнуто европейского типа, тогда как в Обломове больше восточного ( халат без малейшего намёка на Европу; образ жизни, в некоторой степени соответствующий образу жизни буддистов с их принципом у-вей – «неделания») Его отец немец, а мать русская, поэтому в характере Андрея объединились пунктуальность, трудолюбие, целеустремлённость и православие, умение понимать красоту русского языка, русской природы. Гончарова в этом образе интересовал синтез культур. Писатель мечтал о том, что «много Штольцев явится под русскими именами». Штольц советует Обломову «избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – всё это ты должен и сможешь сделать». В таких планах Штольца не «бескрылость», а настоящее внимание и любовь к человеку. Американский учёный Вс. Сечкарёв, споря с уже сложившейся традицией осуждать Штольца, утверждает, что этот герой, «не будучи ни узкомыслящим, ни прозаическим, просто противостоит иллюзиям, фантазиям и идеализму Обломова. Разум и чувство удачно сбалансированы в нём, и хотя он соединяет их сильной волей, она не настолько сильна, чтобы подавит саму личность. В Штольце Гончаров стремился воплотить полноту духовного мира человека, целостного, при всём многообразии его проявлений - Андрей следует голосу разума, но понимает и сердце. Знаменательно, что в финале главы, посвящённой Штольцу как Анти-Обломову, звучит признание им в друге детства «чистого, светлого и доброго начала, исполненного глубокой симпатией ко всему, что хорошо и что только откликалось на зов этого нехитрого, вечно доверчивого сердца». Важно отметить, что не только «старший друг» жизненно необходим всегда «младшему» Илье, но и твёрдо стоящему на земле Андрею нужен этот никогда не взрослеющий ленивец, способный в мечтах возвратить ушедшее – они оба, общаясь, получают то, что каждому из них не хватает. Обломовская идиллия привлекает сердце, утомившееся в борьбе. Успокоить в ленивой беседе «встревоженную и усталую душу» приходит и Андрей к другу – человеку из детства. Именно во время диалогов со Штольцем Обломов пытается изменить свою жизнь («Теперь или никогда!»), начинает анализировать своё поведение: «Я сам копаю себе могилу!», просит о помощи («Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, и пойду, а один не сдвинусь с места»). На Штольца возлагается бремя спасителя, ментора. Но ни один не проявляет необходимого энтузиазма (Ш – занят другими делами, Обл. – почти угас). Штольц толкает друга к путешествию – испытанному средству разогнать тоску за счёт ярких впечатлений (воспитательные идеи Руссо – путешествие необходимо для взросления, возмужания). Хотя Штольц не дождался путешествия Обломова в Европу, Обломов всё-таки прошёл трудную воспитательную школу, но уже без Андрея.

Отношения Штольца и Ольги.

Если отношение Андрея Ивановича Штольца к своим родителям и к Обломову обрисовано как нечто устойчивое, постоянное, то отношение Штольца к Ольге довольно сильно меняется в течение романа. Здесь можно увидеть три фазы их общения. Первая – общение до знакомства Ольги с Обломовым. (Подробно не описана). Вторая – внезапно вспыхнувшее чувстве к Ольге во время пребывания Андрея за границей. Случайная встреча. Объяснение в любви. (Дано подробное описание). Третья фаза – создание семьи. Безоблачная жизнь. Единственный драматичный эпизод – спор об Обломове. Штольц холоден, рассудочен, владеет своими чувствами, умеет контролировать их. Но его сдержанность привлекает женщин. Сперва к Ольге Ильинской он относится как к милому и естественному ребёнку, подающему большие надежды. Любовь приходит к Андрею в его зрелые годы, обогащая его душу новыми впечатлениями, открывая новые стороны жизни. Повествование о случайной встрече Андрея и Ольги в Швейцарии (и дальнейшие события) показаны как вставная новелла и одновременно как трактат о любви, центральная проблема которого – условия создания и существования длительного земного счастья в любви. Место действия – вне пределов России, вне традиционного русского быта. Меняется и стилистика романа: нет и намёка на фламандскую живопись, описание сведено к пейзажу, экзотическому и тем не менее традиционному. Видя изменения в Ольге во время случайной встречи с ней в магазине, Штольц влюбляется в неё. Он стремиться понять девушку, уловить её логику, разгадать «лабиринт ума». И в любви Штольц продолжает быть рассудочным человеком. Штольц знает, что сам он пылко любить не умеет, поэтому ему хочется, чтобы Ольга любила страстной любовью, «в любовь, как в омут, бросалась с головой». В этот период своей жизни он убеждён, что именно слепая, алогичная любовь есть залог счастья. Эта идея доминировала в произведениях романтиков. Андрей невольно становится похожим на них. «Любит или нет?» - говорил он с мучительным волнением, чуть не до слёз. Штольц, как и Евгений Базаров, воспринимает любовь как тяжёлую болезнь. Заставляя Штольца полюбить, Гончаров не приводить героя к внутренней гармонии, напротив, писатель подчёркивает в нём несоответствие между активностью разума и относительной «обеднённостью» чувства, между субъективными стремлениями героя и из реализацией. Штольц невольно переводит язык чувств на язык привычных для него товарно-денежных отношений. Например, он говорит: «Любовь, как товар на бирже….» Герой считает, что покупает любовь Ольги, но не за деньга, а за внимательность к ней. Пример: «Дождался! Сколько лет жажды чувства, экономии сил души. Всё вознаграждено!». Он в минуту высшего счастья рассуждает так, как будто речь идёт не о любви, а о процентах на выгодно помещённый капитал. \ В истории Ольги-невесты а потом жены Штольца представлен драматический опыт созревания-роста женской души, продолжено «исследование», начатое в «Об. истории» - судьба Лизаветы Александровны\

Объективная причина терзаний Штольца лежит в холодности Ольги, вызванной не вполне исчезнувшим чувством к Обломову. Ситуативно Обломов выступает как потенциальный противник, соперник Андрея, хотя сюжетно этот мотив не развит. Штольц воспринимает взаимоотношения Ольги и Ильи Ильича как нечто нежизненное, несерьёзное, Илья для Штольца не может быть соперником не потому, что он друг, а потому, что герой романа Ольги – всего лишь Обломов! Штольц любить Обломова, ценит его, но не верит, что Ольга может отказаться от него, Андрея, в пользу Ильи.

Штольцы “поселились в тихом уголке” — о таком уединении мечтал и Илья Ильич. И у Штольцев всё те же “ноты, книги, рояль, изящная мебель”. Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, не находя там никаких интересов, видя там одних “мертвецов”. Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Такое же неприятие света открылось и в Ольге. Илья Ильич мечтал, “обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, тёмную аллею, идти с ней... искать в природе сочувствия”. Всё это осуществилось в жизни Штольцев: “Он повёл её за талию опять в аллею”. Штольцам удалось избежать страсти: “всё было у них гармония и тишина”. Любовь с каждым годом крепла, набирала силу. Одним словом, они достигли той “нормы любви”, о которой мечтал Обломов и которую он определил как “вечное и ровное течение чувства”. В семейном укладе Андрея и Ольги осуществился идеал их друга, они узнали, что такое счастье в “настоящем времени”, а не в прошлом или будущем. Показательно то, что Гончаров поселил Штольцев в Крыму. Образ юга был чрезвычайно важен для русских романтиков, с ним часто связывался мотив бегства, освобождения, преодоления конфликта с действительностью. Осмысленная в свете этих традиций тема семейной идиллии наполняется особым значением. Штольцы действительно как будто свободны от бед, горя, несчастий. Но сознание того, что есть мир, оставленный за пределами этого уютного уголка, их не покидает. И это хорошо видно на примере Ольги. Здесь мы вновь сталкиваемся с тем, что обретение гармонии в результате ухода из большого мира в малый, в мир самодовольства, спокойствия, тишины, частной автономии, невозможноКогда Андрей Штольц и Ольга женятся, он даёт ей книги, ноты, альбомы и…уходит работать. Приходит с работы и слушает её пение. Поведение энергичного Штольца по отношению к Ольге напоминает мечту Обломова о земном рае – всё те же ноты, пение, цветы и альбомы. (Правда, обломовский идеал у реалиста Штольца лишён фламандского колорита). Ольге тесно и в рамках Обломова, и в рамках Штольца! Для них она – женщина-кукла.

Штольц оказывается замкнутым удовлетворённом самодовольствии, как замкнутым в обломовщине оказывается Илья Ильич. Штольц вызывает впечатление человека, у которого слово не расходится с делом (пообещал отцу выйти в люди без посторонней помощи – вышел, взялся сделать Обломовку доходным имением – сделал, решил жениться на Ольге – женился), но он так и не победил обломовщину. Трижды Штольц брался спасать Илью и трижды отступал. Штольц хотел спокойно, мирно, «не воспламеняясь» прожить «четыре времени года», но когда пришла любовь, он оказался выбитым из колеи, ему стало тяжело жить.

Штольц изображён не как герой, отвечающий авторскому идеалу, а как один из вариантов личности, сформированной несовершенным обществом и в силу этого тоже несовершенным.

Образ маленького Андрюши

Носит имя Штольца и фамилию и отчество Ильи, возможно, соединение лучших черт отца, матери и опекунов (Илья, Агафья, Ольга, Штольц).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...