Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Серебряный век как социально-культурный феномен.

Рубеж19нач20в - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период зародились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся деятелей науки, искусства, писателей, поэтов.

Появились кафе, рестораны, гостиницы европейского типа. В новом архитектурном стиле модерн были построены Третьяковская галерея (В.М. Васнецов), Музей изящных искусств.

Традиционные стереотипы уступали место западным политическим ценностям и одновременно революционным. Однако издавна существовавший в обществе социокультурный раскол «низов» и «верхов» приводил к тому, что отмеченные изменения по-разному затрагивали социальные слои. В меньшей степени они затронули деревню. Рост индустрии рождал спрос на образованных людей, однако уровень образованности изменился незначительно;

Большое значение в жизни российского общества приобрела периодическая печать. Крупнейшие издательства - И.Д. Сытина, А.С. Суворина, "Знание", сыграли большую роль в просвещении народа, распространении произведений русских и зарубежных авторов. По количеству издаваемых книг Россия в 1908 году занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Развитие науки было тесно связано со вступлением России в век индустриализации. Научную жизнь страны возглавляла Академия наук. В системе академии наук находились разнообразные научные учреждения: обсерватории, музеи, лаборатории. Серебряный век русской культуры начала ХХ века рождался в соперничестве двух стилей: традиционного реализма и модерна. Реалистическое направление обретало новые черты в творчестве И.А. Бунина, В.В. Вересаева, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, А.П. Чехова. Реакцией на новые явления все усложняющейся жизни стали произведения Л.Н. Андреева, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуба, пронизанные настроениями пессимизма, смерти, мрака, воспевающие иррациональные стороны человеческой жизни.

В изобразительном искусстве существовали, с одной стороны, течения, связанные с традициями XIX в. (реалистическое направление - И. Репин, с другой - авангардные направления, культивировавшие новые формы. Одной из тенденций русской живописи этого периода было обращение к поискам национальной самобытной красоты - работы М. Нестерова, Н. Рериха Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление "Мир искусства", появился одноименный журнал. В объединение вошли А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих. «Мирискусники» считали, что искусство должно быть свободно от описательства, копирования действительности. В 1907 году в Москве открылась выставка под названием Голубая роза Число художественных выставок достигло 10-15 в год. «Выставочными» стали Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Киев, Казань, Саратов. Выставки организовывало Товарищество передвижных художественных выставок, Петербургское общество художников, академия художеств.

Было положено начало Третьяковской галерее, в 1898г. Открылся музей императора Александра III (ныне русский), в 1912г. – Музей изящных искусств. Огромное значение в поддержке творчества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Наиболее известными среди них были: семейство текстильных фабрикантов Щукиных. а также С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу. В архитектуре получил распространение новый стиль - модерн Насыщенной была
и театральная жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры; оперные театры были и в ряде больших городов. В 1898 г. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко основали в Москве Художественный театр (МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Гамсуна и др., имевшие большой успех у зрителей. В 1904 г. В. Комиссаржевская открыла Драматический театр в Петербурге. Модернистские течения в театре связаны прежде всего с именем актера и режиссера В.Э. Мейерхольда. В границах условного театра им были созданы теории «неподвижного театра», стилизации, гротеска.

В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов, И. Стравинский.

Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX-XX вв. в России кинематограф, в 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина "Стенька Разин". К 1914 г. в стране действовало около 30 отечественных фирм, выпустивших свыше 300 картин.

 

11. Этапы и технологии социальнро-культурного проектирования (понятие и структура ситуации, методика анализа).

Методика анализа. В основе технологии с-к проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Первым шагом в цепочке задач, решаемых в процессе разработки проекта, является анализ проблем, содержание которых в дальнейшем определяет всю логику проектирования. Поэтому доминирующим принципом разработки любого типа программ, независимо от их характера и радиуса действия, является проблемно-целевая ориентация, — принцип, практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных технологических достоинств и возможностей. Знание реальных проблем позволяет:

— точно определить области проектной деятельности

— квалифицированно разработать содержательную часть программы, т.е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности,

— определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации проекта (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования).

Принцип проблемно-целевой ориентации социально-культурных программ технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного субъекта. Основными категориями проблемно-ситуационного подхода являются: ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная ситуация, среда обитания человека, образ жизни.

Понятие и структура ситуации. Ситуация — это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т.д. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или преодоления. Категория ситуация является одной из основных в технологии социокультурного проектирования. С помощью этой системной категории выделяется динамическая социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов регуляции отношений людей, их целей и намерений и т.п.), “оформляющих” совместную жизнь и деятельность людей.

Единица анализа ситуации — проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта.

Проблемная ситуация — это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических, профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона.

Анализ проблемной ситуации — основополагающий этап в технологии разработки любого типа программ. Именно отсюда берут свое начало цели и задачи проекта, варианты способов разрешения проблем.

Анализ проблемной ситуации является генетически первичным по отношению к этапу разработки содержательной части проекта. Залогом разрешения проблемной ситуации служит ее творческое превращение в целевую установку и систему задач, в соответствии с которыми рождается идея проекта и выстраиваются возможные модели будущих решений.

Выработка проектных решений на основе анализа ситуации предполагает локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной территории), проработку различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных особенностей и условий. Локализация ситуации осуществляется по нескольким основаниям: анализ наиболее типичных проблем, характерных для различных субъектов и сфер культурной жизни, выявление историко-культурного потенциала и специфики региона, определение ресурсов, необходимых для осуществления проектного решения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...