Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели промышленной продукции1. Товарная продукция (ТП) – это объем готовой и подготовленной к реализации (продаже) продукции в денежном выражении. В состав ТП включается: - готовые изделия и произведенные к ним запасные части основного производства; - продукция вспомогательных цехов и хозяйств, отпускаемая сторонним потребителям; - полуфабрикаты собственного производства; - работы и услуги промышленного характера; - изделия и услуги для капитального строительства. ТП = ГП + ПФ + УПХ , (4.1) где ГП – готовая продукция, тыс.р.; ПФ – полуфабрикаты собственного производства, тыс.р.; УПХ – услуги (работы) производственного характера, тыс.р.
2. Реализованная продукция (РП) – это продукция отгруженная и оплаченная потребителем (покупателем). , (4.2) где - остатки готовой продукции на складе на конец года, тыс.р.; ТП – товарная продукция, тыс.р.; - остатки готовой продукции на складе на начало года, тыс.р.
3. Валовая продукция (ВП) – это объем всей произведенной за планируемый период продукции независимо от степени ее готовности. , (4.3) где - остатки незавершенного производства на конец года, тыс.р.; - остатки незавершенного производства на начало года, тыс.р.; - изменение остатков незавершенного производства, тыс.р.
4. Валовой оборот (ВО) – это суммарная стоимость всех видов продукции предприятия, созданная всеми цехами независимо от ее назначения (отпуску на сторону или потреблению внутри предприятия). ВО = ВП + ВПО, (4.4) где ВПО – внутрипроизводственный оборот, тыс.р. Внутрипроизводственный оборот – это суммарная стоимость деталей, узлов, полуфабрикатов и других предметов, которые в процессе производства передаются изготавливающими их цехами для дальнейшей обработки другими цехами того же предприятия. Взаимосвязь ТП и ВО выглядит следующим образом: ВО = ВП + ВПО = ТП + ∆ОНП + ВПО (4.5) Пример расчета показателей продукции представлен в таблице 4.1. Таблица 4.1 – Расчет показателей продукции предприятия
Планирование выпуска продукции осуществляется на основе составления производственной программы предприятия. Производственная программа предприятия – это развернутый план производства и продаж продукции, определяющий годовой объем, номенклатуру, сроки, стоимость выпускаемой продукции. Производственная программа является составной частью бизнес-плана предприятия. Основной целью плана является обеспечение запланированных объемов выпуска продукции и получение прибыли. Как правило, производственная программа составляется на год с разбивкой выпуска по кварталам и включает в себя: - разработку программы по товарной и реализуемой продукции; - расчет валовой продукции (с расчетом норматива остатков незавершенного производства); - составление баланса полуфабрикатов собственного производства; - план поставок сырья, материалов и других видов материальных ресурсов; - расчет производственной мощности и загрузки оборудования. Планирование производственной программы невозможно без анализа маркетинга. Маркетинг – это система организации и управления производственно-сбытовой деятельностью организации, включающая разработку продукции (работ, услуг), организацию их материально-технического обеспечения и их доведение (продажу) до конкретных потребителей, формирование цен на реализуемую продукцию, стимулирование продаж, работу с рынком, изучение конкурентов и каналов сбыта. Задачей маркетинга служит организация отношений по согласованию возможностей организации с запросами потребителей. Анализ маркетинга имеет важное значение для формирования снабженческо-сбытовой деятельности организации. Маркетинг базируется на следующих принципах: - учет потребностей, состояния и динамики спроса и конъюнктуры рынка при принятии хозяйственных решений, ориентированных на достижение лучших конечных финансовых результатов; - создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса, исходя из долгосрочной перспективы определения объема продаж; - воздействие на рынок, покупателя с помощью всех доступных средств (реклама); - внимательное отношений к прогнозным исследованиям рынка для определения направленности в деятельности организации; - нацеленность на коммерческий результат, то есть прибыль. Бизнес-планы составляются организацией как на плановый, следующий за отчетным, период (год), так и на долгосрочную перспективу. В долгосрочном планировании увязка параметров производственно-хозяйственной деятельности, финансовых результатов и финансового состояния проводится на основе формирования стратегии предприятия (стратегического планирования). Стратегическое планирование - это процесс формирования целей, задач и способов их реализации в долгосрочной перспективе. Основным принципом формирования стратегии является максимальное использование сильных сторон организации, которые обеспечивают преимущества перед конкурентами, а также максимальное использование внутренних резервов предприятия и последовательное устранение слабых сторон. Основные цели реализации стратегического планирования следующие. 1. Рыночные цели – лидирующее место на рынке, выгодные продажи, снижение затрат на производство и реализацию. 2. Производственные цели – рост производства, увеличение производственной мощности. 3. Цели по качеству продукции – внедрение методов мировых стандартов качества, сертификации качества. 4. Цели по безопасности труда – внедрение новых технологий связано с обеспечением техники безопасности и повышением уровня безопасности труда. 5. Цели по экологии – внедрение на производственных предприятиях системы экологического менеджмента и ее сертификация. 6. Социальные цели – совершенствование материального и морального стимулирования работников. 7. Цели в области экономики – снижение уровня затрат производства. Логистические системы Если имеют место материальные потоки, то можно говорить о существовании некой материалопроводящей системы. Они возникают как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий или же подразделений одного предприятия. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени к производственному или личному потреблению с минимальными затратами. Отличительными свойствами логистических систем являются наличие потокового процесса и определенная системная целостность. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы. Выделение границ логистической системы представлено на рис. 4.1. Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплата денег - получение денег» (рис. 4.2).
- материальный поток - поток финансовых средств
Рис. 4.1. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства
Рис. 4.2. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой
Любая система обладает определенной совокупностью свойств, позволяющих говорить об объекте как о системе. Выделяют четыре основных свойства логистических систем. 1. Целостность и деление на элементы – это свойство выражается в том, что система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 4.3). Рис. 4.3. Структурная схема макрологистической системы На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде подсистем: а) закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему. б) планирование и управление производством – подсистема, которая принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций до полного изготовления продукта. в) сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы. Схема микрологистической системы представлена на рис. 4.4. Рис. 4.4. Структурная схема микрологистической системы
2. Связь между определенными элементами – на макроуровне основу связи между элементами составляет договор; на микроуровне основу связи составляют внутрипроизводственные отношения. 3. Организация – это свойство говорит о том, что связи между определенными элементами являются упорядоченными, то есть логистическая система имеет организацию. 4. Интегративные качества – это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к условиям внешней среды (изменение спроса на товар, непредвиденный выход из строя технических средств). На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем – прямые логистические системы – материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к потребителю, минуя посредников (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Структурная схема логистической системы с прямыми связями
– эшелонированные логистические системы –на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Структурная схема эшелонированной логистической системы
– гибкие логистические системы – движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 4.7).
Рис .4.7. Структурная схема гибкой логистической системы
Логистические системы делят на макро- и микрологистические. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо учитывать правовые и экономические особенности международных экономических отношений, различия в транспортном и таможенном законодательствах, в условиях поставки товаров и ряд других особенностей. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий при транспортировке товаров, информации, трудовых ресурсов. Различают макрологистические системы: международные, межконтинентальные; трансконтинентальные; транснациональные (в рамках отдельно взятой страны); межрегиональные; региональные; городские; межрайонные; районные. Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относятся различные, территориально-производственные комплексы, торговые и производственные предприятия. Такие системы формируются с позиций стратегических целей фирмы. По функциональному назначению эти системы делятся на системы первого и второго уровня. Микрологистические системы первого уровня отражают логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную его деятельность, так и его внешние контакты и связи. Микрологистические системы второго уровня отражают внутрипроизводственную логистику, которая увязывает процессы планирования производства, сбыта и снабжения, транспортно-складские и погрузочно-разгрузочные работы внутри самой фирмы.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «продукция» и «промышленная продукция» 2. Опишите состав основной и прочей продукции 3. Перечислите измерители промышленной продукции 4. Характеристика показателей промышленной продукции: товарная, валовая, реализованная продукция. 5. Понятия валового и внутрипроизводственного оборота. 6. Дать определение понятия «логистическая система»
Рекомендуемая литература 1. Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник / под ред. проф. Б.Н.Чернышева, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 535с. 2. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебник./ И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. – 416 с. 3. Ширенбек, Х, Экономика предприятия. Задачник: учеб.пособие/Х.Ширенберг. – Спб.: Питер, 2007. – 736с. 4. Щербакова, Т.С. Логистика: учеб. пособие / Т.С. Щербакова. – М.: Инфра-М, 2010. – 260 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |