Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели промышленной продукции

1. Товарная продукция (ТП) – это объем готовой и подготовленной к реализации (продаже) продукции в денежном выражении.

В состав ТП включается:

- готовые изделия и произведенные к ним запасные части основного производства;

- продукция вспомогательных цехов и хозяйств, отпускаемая сторонним потребителям;

- полуфабрикаты собственного производства;

- работы и услуги промышленного характера;

- изделия и услуги для капитального строительства.

ТП = ГП + ПФ + УПХ , (4.1)

где ГП – готовая продукция, тыс.р.;

ПФ – полуфабрикаты собственного производства, тыс.р.;

УПХ – услуги (работы) производственного характера, тыс.р.

 

2. Реализованная продукция (РП) – это продукция отгруженная и оплаченная потребителем (покупателем).

, (4.2)

где - остатки готовой продукции на складе на конец года, тыс.р.;

ТП – товарная продукция, тыс.р.;

- остатки готовой продукции на складе на начало года, тыс.р.

 

3. Валовая продукция (ВП) – это объем всей произведенной за планируемый период продукции независимо от степени ее готовности.

, (4.3)

где - остатки незавершенного производства на конец года, тыс.р.;

- остатки незавершенного производства на начало года, тыс.р.;

- изменение остатков незавершенного производства, тыс.р.

 

4. Валовой оборот (ВО) – это суммарная стоимость всех видов продукции предприятия, созданная всеми цехами независимо от ее назначения (отпуску на сторону или потреблению внутри предприятия).

ВО = ВП + ВПО, (4.4)

где ВПО – внутрипроизводственный оборот, тыс.р.

Внутрипроизводственный оборот – это суммарная стоимость деталей, узлов, полуфабрикатов и других предметов, которые в процессе производства передаются изготавливающими их цехами для дальнейшей обработки другими цехами того же предприятия.

Взаимосвязь ТП и ВО выглядит следующим образом:

ВО = ВП + ВПО = ТП + ∆ОНП + ВПО (4.5)

Пример расчета показателей продукции представлен в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Расчет показателей продукции предприятия

  Цех Внутрипроизводственный оборот по цехам, тыс.р.   ТП   ∆   ВП   ВО
Инстр Литей-ный Механи-ческий Сбороч-ный   Ито-го
Инструмен-тальный - -  
Литейный - - + 300
Механичес-кий - +200
Сбороч-ный - -250
Итого +250

 

Планирование выпуска продукции осуществляется на основе составления производственной программы предприятия. Производственная программа предприятия – это развернутый план производства и продаж продукции, определяющий годовой объем, номенклатуру, сроки, стоимость выпускаемой продукции. Производственная программа является составной частью бизнес-плана предприятия. Основной целью плана является обеспечение запланированных объемов выпуска продукции и получение прибыли. Как правило, производственная программа составляется на год с разбивкой выпуска по кварталам и включает в себя:

- разработку программы по товарной и реализуемой продукции;

- расчет валовой продукции (с расчетом норматива остатков незавершенного производства);

- составление баланса полуфабрикатов собственного производства;

- план поставок сырья, материалов и других видов материальных ресурсов;

- расчет производственной мощности и загрузки оборудования.

Планирование производственной программы невозможно без анализа маркетинга.

Маркетинг – это система организации и управления производственно-сбытовой деятельностью организации, включающая разработку продукции (работ, услуг), организацию их материально-технического обеспечения и их доведение (продажу) до конкретных потребителей, формирование цен на реализуемую продукцию, стимулирование продаж, работу с рынком, изучение конкурентов и каналов сбыта. Задачей маркетинга служит организация отношений по согласованию возможностей организации с запросами потребителей. Анализ маркетинга имеет важное значение для формирования снабженческо-сбытовой деятельности организации.

Маркетинг базируется на следующих принципах:

- учет потребностей, состояния и динамики спроса и конъюнктуры рынка при принятии хозяйственных решений, ориентированных на достижение лучших конечных финансовых результатов;

- создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса, исходя из долгосрочной перспективы определения объема продаж;

- воздействие на рынок, покупателя с помощью всех доступных средств (реклама);

- внимательное отношений к прогнозным исследованиям рынка для определения направленности в деятельности организации;

- нацеленность на коммерческий результат, то есть прибыль.

Бизнес-планы составляются организацией как на плановый, следующий за отчетным, период (год), так и на долгосрочную перспективу. В долгосрочном планировании увязка параметров производственно-хозяйственной деятельности, финансовых результатов и финансового состояния проводится на основе формирования стратегии предприятия (стратегического планирования).

Стратегическое планирование - это процесс формирования целей, задач и способов их реализации в долгосрочной перспективе.

Основным принципом формирования стратегии является максимальное использование сильных сторон организации, которые обеспечивают преимущества перед конкурентами, а также максимальное использование внутренних резервов предприятия и последовательное устранение слабых сторон.

Основные цели реализации стратегического планирования следующие.

1. Рыночные цели – лидирующее место на рынке, выгодные продажи, снижение затрат на производство и реализацию.

2. Производственные цели – рост производства, увеличение производственной мощности.

3. Цели по качеству продукции – внедрение методов мировых стандартов качества, сертификации качества.

4. Цели по безопасности труда – внедрение новых технологий связано с обеспечением техники безопасности и повышением уровня безопасности труда.

5. Цели по экологии – внедрение на производственных предприятиях системы экологического менеджмента и ее сертификация.

6. Социальные цели – совершенствование материального и морального стимулирования работников.

7. Цели в области экономики – снижение уровня затрат производства.

Логистические системы

Если имеют место материальные потоки, то можно говорить о существовании некой материалопроводящей системы. Они возникают как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий или же подразделений одного предприятия.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие.

Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени к производственному или личному потреблению с минимальными затратами.

Отличительными свойствами логистических систем являются наличие потокового процесса и определенная системная целостность. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы. Выделение границ логистической системы представлено на рис. 4.1.

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплата денег - получение денег» (рис. 4.2).

 

 

- материальный поток

- поток финансовых средств

 

Рис. 4.1. Выделение границ логистической системы на основе цикла

обращения средств производства

 

 

Рис. 4.2. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой

 

Любая система обладает определенной совокупностью свойств, позволяющих говорить об объекте как о системе. Выделяют четыре основных свойства логистических систем.

1. Целостность и деление на элементы – это свойство выражается в том, что система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом.

На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Структурная схема макрологистической системы

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде подсистем:

а) закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

б) планирование и управление производством – подсистема, которая принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций до полного изготовления продукта.

в) сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Схема микрологистической системы представлена на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Структурная схема микрологистической системы

 

2. Связь между определенными элементами – на макроуровне основу связи между элементами составляет договор; на микроуровне основу связи составляют внутрипроизводственные отношения.

3. Организация – это свойство говорит о том, что связи между определенными элементами являются упорядоченными, то есть логистическая система имеет организацию.

4. Интегративные качества – это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к условиям внешней среды (изменение спроса на товар, непредвиденный выход из строя технических средств).

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем

прямые логистические системы – материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к потребителю, минуя посредников (рис. 4.5).

 

Потребитель
Производитель

 

Рис. 4.5. Структурная схема логистической системы с прямыми связями

 

эшелонированные логистические системы –на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 4.6).

Производитель

Рис. 4.6. Структурная схема эшелонированной логистической системы

 

гибкие логистические системы – движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 4.7).

Потребитель
Производитель
Посредник

Рис .4.7. Структурная схема гибкой логистической системы

 

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо учитывать правовые и экономические особенности международных экономических отношений, различия в транспортном и таможенном законодательствах, в условиях поставки товаров и ряд других особенностей.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий при транспортировке товаров, информации, трудовых ресурсов.

Различают макрологистические системы: международные, межконтинентальные; трансконтинентальные; транснациональные (в рамках отдельно взятой страны); межрегиональные; региональные; городские; межрайонные; районные.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относятся различные, территориально-производственные комплексы, торговые и производственные предприятия. Такие системы формируются с позиций стратегических целей фирмы.

По функциональному назначению эти системы делятся на системы первого и второго уровня.

Микрологистические системы первого уровня отражают логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную его деятельность, так и его внешние контакты и связи.

Микрологистические системы второго уровня отражают внутрипроизводственную логистику, которая увязывает процессы планирования производства, сбыта и снабжения, транспортно-складские и погрузочно-разгрузочные работы внутри самой фирмы.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «продукция» и «промышленная продукция»

2. Опишите состав основной и прочей продукции

3. Перечислите измерители промышленной продукции

4. Характеристика показателей промышленной продукции: товарная, валовая, реализованная продукция.

5. Понятия валового и внутрипроизводственного оборота.

6. Дать определение понятия «логистическая система»

 

Рекомендуемая литература

1. Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник / под ред. проф. Б.Н.Чернышева, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 535с.

2. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебник./ И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. – 416 с.

3. Ширенбек, Х, Экономика предприятия. Задачник: учеб.пособие/Х.Ширенберг. – Спб.: Питер, 2007. – 736с.

4. Щербакова, Т.С. Логистика: учеб. пособие / Т.С. Щербакова. – М.: Инфра-М, 2010. – 260 с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...