Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Маркс и Г. Зиммель: социология конфликта

Наиболее сильными выразителями оппозиционной точки зрения были Карл Маркс (1818-1883) и Георг Зиммель (1858-1918), идеи которых, развитые последователями, фактически заложили основание современной конфликто­логии.

Первоначальное формирование теории конфликта как определенной сис­темы воззрений на природу общества, его устройство и развитие произошло, по общему признанию, под непосредственным влиянием работ Карла Марк­са. К. Маркс является признанным предшественником современной кон­фликтологии, его идеи во многом разделяет большинство конфликтологов. Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с постулированием неизбежности классовой борьбы, воз­никающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (экс­плуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположны­ми интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собст­венности и ее распределения. К. Маркс не считал себя «первооткрывателем» явления классовой борьбы: «...Мне не принадлежит ни та заслуга, что я от­крыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили исто­рическое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — эконо­мическую анатомию классов» (Маркс, 1962, с. 424-427). И хотя сам К. Маркс ограничивает новизну сделанного им доказательством ряда положений, свя­занных с существованием классов и их постепенным уничтожением, полнота и глубина его описания и анализа классовой борьбы обеспечили ему приори­тетное место в ряду исследователей этой проблематики. Даже в 70-80-х годах нашего века К. Маркс все еще продолжал считаться не просто известным, но наиболее значительным теоретиком конфликта, а его идеи оказали и продол­жают оказывать влияние на многие представления современной конфликто­логии. Как указывает Н. Смелзер, «теория конфликта сформировалась глав­ным образом на основе произведений Карла Маркса» (Смелзер, 1994, с. 25). Заслуги К. Маркса усматриваются не столько в выдвижении каких-то кон­кретных идей или решений проблем, но в создании «социологии классовой борьбы» (Арон, 1993, с. 194), в том, что его идеи «бросают прямой вызов до­пущениям, приписываемым функционализму, и служат интеллектуальным трамплином для конфликтной альтернативы социологического теоретизиро­вания» (Тернер, 1985, с. 128).

Другим классиком, имя которого в истории конфликтологии обычно со­седствует с именем Маркса, является немецкий философ Г. Зиммель, науч-


Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 37

ное наследие которого оценивается столь высоко, что его иногда считают од­ним из основоположников современной социологии в целом1'

Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными. И те и другие имеют в обиходе и истории жизни еще и другие задачи, выполняемые ими независимо от своего собственного разрешения. И ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разре­шит его, а заменит его по форме и содержанию другим. Правда, все указанные на­ми проблематические явления слишком противоречат настоящему, чтобы оста­ваться неподвижными в нем, и свидетельствуют с несомненностью о нарастании более фундаментального процесса, имеющего иные цели, чем одно только вытес­нение существующей формы вновь образуемой. Ибо едва ли мост между предыду­щим и последующим культурных форм был столь основательно разрушен, как те­перь, когда осталась одна бесформенная сама по себе жизнь, имеющая заполнить образовавшийся пробел. Столь же несомненно она имеет своей целью создание новых форм, более соответствующих силам настоящего — быть может, сознатель­но задерживая наступление открытой борьбы — и заменяющих лить старую про­блему новой, один конфликт другим. Так выполняется настоящее предназначение жизни, которая есть борьба в абсолютном смысле, охватывающем относительное противопоставление борьбы и мира. Абсолютный же мир, который, быть может, также возвышается над этим противоречием, остается вечной мировой тайной.

Г. Зиммель

Подобно Марксу, Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен, и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и общест­вом (ТЬе 8осю1о§у оГОеогд Зшипе!, 1950). Зиммелю приписывается и автор­ство самого термина «социология конфликта», и приоритет в ее основании. В отличие от Маркса Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты и между этническими группа­ми, и между разными поколениями людей и культурами, и между мужчина­ми и женщинами, и т. д. Но главное отличие социологии конфликта Зиммеля от идей Маркса — это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную со­лидарность. Конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям; напротив, он может выполнять важнейшие функции сохра­нения социальных отношений и социальных систем. Зиммелем сформулиро­ван ряд положений, связанных с функциями конфликта, касающимися участ­вующих в конфликте сторон, а также социального целого, в рамках которого развивается конфликт.

Несмотря на «социологическое происхождение» идей Зиммеля, конфликт понимается им не просто как столкновение интересов, но более психологизи-

1 В юбилейном издании американского социологического журнала, посвященного столетию со дня

рождения Зиммеля, его даже называют «Фрейдом в исследовании общества», проводя паралелль между плодотворностью фрейдовской концепции сновидения как проявления неосознанных моти­вов индивида и значением идеи Зиммеля об отражении определенных групповых процессов в сим­волических формах игры (МЛЦ 1958, р. 643).


38 Часть I. Основы изучения конфликтов

рованно, как выражение некоей присущей людям и их отношениям враждеб­ности. Влечение к враждебности Зиммель рассматривает, в свою очередь, как парную противоположность потребности в симпатии. Он говорит о «естест­венной враждебности между человеком и человеком», которая является «ос­новой человеческих отношений, наряду с другой — симпатией между людь­ми». Зиммель приписывает инстинкту борьбы априорный характер, ссылаясь на ту легкость, с которой, по его мнению, между людьми возникает враждеб­ность друг к другу, перерастающая в борьбу в ее самых разрушительных про­явлениях. В ходе рассмотрения исторических фактов и этнографических на­блюдений у Зиммеля «создается впечатление, что люди никогда не любили друг друга из-за вещей столь малых и ничтожных, как те, из-за которых один другого ненавидит» (Зиммель, 1994, с. 116). Таким образом, Зиммеля трудно было бы назвать идеалистом, оценивающим социальную жизнь, в том числе и ее конфликтные формы, в позитивных тонах.

Хотя многие ученые склонны были рассматривать конфликт как одно из центральных явлений, свойственных социальным системам, приоритет в по­пытках осмысления его позитивных функций в жизни общества традиционно отдается тем не менее Зиммелю. Считается, что идеи Зиммеля оказали огром­ное влияние на американскую социологию и прежде всего на работы Л. Козера.

Несмотря на отмеченную выше ведущую роль Маркса и Зиммеля в созда­нии основ социологической конфликтологии, благодаря чему они заслужен­но называются первым поколением ее классиков, их идеи и разработки не ограничены собственно явлением конфликта и скорее относятся к общему полю конфликтной проблематики. Маркс пишет о противоречиях и противо­стоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние, которое до поры до времени может находиться в скрытом состоянии. В таком контексте многие положения Марк­са больше отвечают понятию борьбы, чем конфликта в его современном по­нимании. (Впрочем, и сам Маркс, признанный западной социологией выдаю­щимся теоретиком в области конфликта, пишет именно о борьбе — классо­вой, экономической, политической и т. д.)

Сказанное в значительной мере относится и к идеям Зиммеля. Утвержде­ние априорного характера борьбы сближает его позицию с идеями социал-дарвинистов, с их центральным концептом борьбы. Описания Зиммеля, опи­рающиеся на конкретные факты исторического, этнографического и полити­ческого характера, нередко используют понятие конфликта скорее в метафо­рическом смысле.

Важно, однако, отметить, что Зиммель уже вводит различение понятий борьбы и конфликта. Как утверждает Дж. Тернер на основе анализа много­численных высказываний Зиммеля, последний рассматривает конфликт как своего рода переменную, интенсивность которой образует континуум с полю­сами «конкуренция» и «борьба», причем «конкуренция связана с более упо­рядоченной взаимной борьбой партий, приводящей к их взаимному обособ­лению, а борьба обозначает более беспорядочную, непосредственную битву


Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 39

партий» (Тернер, 1985, с. 132-133). Зиммель считает, что конфликт может менять свою остроту и в силу этого иметь разные последствия для социально­го целого. Благодаря новизне идей Зиммеля его работы оказались существен­ным шагом вперед в развитии собственно конфликтной проблематики.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...