Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликтный функционализм: позитивные функции конфликтов

Социологическое описание позитивных функций конфликта в первую очередь ориентировано на их роль во взаимодействии социальных единиц, на их влия­ние на эти социальные единицы, а также на общество в целом, внутри которо­го взаимодействуют участники конфликта.

По Козеру, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами, накоп­ление которой только обостряет их отношения. Кроме того, конфликт может выполнять «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции.


42 Часть I. Основы изучения конфликтов

Конфликт по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им

больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.

Некоторые потенциально позитивные функ­ции групповых конфликтов могут быть, по мне-

Социально контролируемый конфликт т,

нию Козера, преимущественно связаны с тем,

«очищает воздух» для его участников и

позволяет продолжение их отношений. что конфликт приводит к установлению более л Козер четких границ между группами; формирова­нию более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений; укрепле­нию внутреннего единства; усилению нормативности поведения. Конфликты могут оказывать влияние и на то социальное целое, в рамках которого разви­ваются: в частности, могут способствовать интеграции, позитивным измене­ниям и нововведениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряже­ния, могут выполнять сигнальную функцию, привлекая внимание к необхо­димости изменений.

Самая неожиданная из возможных позитивных функций конфликта со­стоит в его способности сдерживать конфликт. Подчеркивая эту особенность, Козер опирается на так называемый «зиммелевский парадокс», который зву­чит следующим образом: «Наиболее эффективным средством предотвраще­ния борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, кото­рое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта» (Созег, 1956, р. 133). Речь идет о том, что противостояние сторон, возника­ющее в результате конфликта, заставляет «противников» оценивать шансы на «победу» и соизмерять свои силы. Если прогнозируемые шансы на победу невелики, а потери могут оказаться значительными, то это состояние кон­фликтного противостояния может удерживать стороны от прямой борьбы и обострения ситуации, т. е. являться средством сдерживания конфликта. При­меры, наглядно иллюстрирующие «зиммелевский парадокс», часто встреча­ются в практике международных отношений, когда усиление противостоя­ния, взаимная демонстрация собственной силы и решимости заставляют сто­роны (или одну из них) в последний момент пойти на уступки и избежать тем самым перехода конфликта в более острую форму, например вооруженного столкновения.

Правда, в своем анализе Козер постоянно оговаривается, что эти позитив­ные возможности реализуются только при определенных условиях, касаю­щихся остроты конфликта, характера отношений внутри группы, жесткости социальной структуры, в которой возникает конфликт, частоты возникнове­ния конфликтов.

К. Боулдинг приводит ряд любопытных, хотя и небесспорных рассужде­ний относительно возможных позитивных последствий конфликта. По его мнению, существует немало исторических свидетельств того, как основной выигрыш от конфликта оказывался связанным с реакциями на поражение. В качестве примера автор приводит ситуацию, сложившуюся во Франции, потерпевшей поражение от Германии в 1870 году, когда в течение двух поко-


Глава 1. Философско-социологическаятрадиция изучения конфликтов 43

лений Париж оставался культурной столицей мира, испытывая небывалый подъем во многих областях — живописи, музыке, литературе. В противопо­ложность тому, Германия в это же время переживает культурную стагнацию. Своего апогея германская культура достигла в период до 1870 года, будучи опять-таки более пассивным и слабым государством. Далее, культурный рас­цвет Вены главным образом был связан с поражением Австрии от Пруссии. В Соединенных Штатах Америки после Гражданской войны именно на юге расцветает американская литература, и т. д. Конечно, эти последствия в пер­вую очередь зависят от характера поражения. Поражение, приводящее к де­струкции общества, очевидно не может дать никакого культурного подъема. В обществе должен быть значительный творческий потенциал, чтобы адапти­роваться к поражению и выразить себя в культуре. Тем не менее, как утверж­дает автор, впечатляет число позитивных примеров того, что победа может быть разрушительной, а поражение плодотворным (ВоиЫш§, 1986).

Возвращаясь к Козеру, можно сказать, что в целом позитивные функции конфликта могут быть сведены к стимулированию изменений, структуриро­ванию и оформлению групповых процессов и образований, разрядке напря­женности, лучшему узнаванию и сближению партнеров, а также предотвра­щению более сильных конфликтов.

Победа теоретиков конфликта

К уже названным часто добавляют имена М. Вебера, Э. Дюркгейма, а также их младших собратьев, таких как, например, К. Боулдинг. И все же прежде всего именно работы К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера зало­жили основы того, что сегодня называется социологией конфликта.

Современная теория конфликта часто рассматривается как теоретический протест против доминирования структурного функционализма. Его принци­пы — стабильность, устойчивость, согласие и др. — слишком контрастирова­ли с социальной реальностью, изобилующей противоречиями, конфликтами и другими по-

В наши дни мы аде можем уповать на
р с „ срущееТэез воины в традиционном

Н. Грант, автор книги «Конфликты XX ве- сыысле ШОШ! но невозможно предега-ка. Иллюстрированная история», анализиру- вить себе бздащге без разного рода на-ет наиболее трагические события двадцатого сижлвенных конфликтов. гр"

столетия, существенно повлиявшие на исто-___________________ Ц____

рию человечества, и констатирует, что «гря­дущие поколения будут рассматривать XX век как наиболее воинственный и жестокий. Волна насилия нарастает: исследование, проведенное в 1986 го­ду, показало, что число погибших от бомб и пуль за последние сорок лет пре­вышает число солдат, убитых во Второй мировой. К 1992 году количество войн (в которых участвовали регулярные войска) достигло двухсот, и если в пятидесятые годы в среднем за год велось девять войн, то к семидесятым


44 Часть I. Основы изучения конфликтов

ежегодный показатель возрос до четырнадцати» (Грант, 1995, с. 9); при этом больше половины из них были связаны с конфликтами внутри стран.

Считается, что именно конфликтные явления в конце концов и нанесли ре­шающий удар по функционализму в социологической теории, в 60-х годах объ­явленному утопией. В это время возрождается интерес к конфликтам, «были заново открыты конфликты и изменения, что побудило некоторых провоз­гласить точку зрения конфликта "новой социологией"» (Тернер, 1985, с. 126).

Успехи теоретиков конфликта и их последователей привели к парадок­сальному, на первый взгляд, но закономерному в науке результату. Как пи­шет по этому поводу «Международная социологическая энциклопедия», «кон­фликтная теория как особая школа мысли более не существует. Ее ориги­нальная аргументация принята: все социологические теории должны сказать что-нибудь о вездесущности конфликта в социальной жизни» (ТЬе 1п1:егпа-Попа! Епсус1оресНа оГ 8осю1о§у, 1984, р. 62).

В соответствии с довольно распространенной точкой зрения, «конфликт­ный подход Л. Козера явился основой нынешней теоретической социологии на Западе» (Танчер, 1994, с. 265; см. также Тернер, 1985).

Данное высказывание может показаться излишне категоричным, однако оно отражает бесспорное признание прав конфликта на внимание со стороны социальных ученых, а также возможность перейти от доказывания «права на существование» конфликта к его более глубокому изучению.

Идеи классиков конфликта создали (пользуясь выражением Тернера) прекрасный «интеллектуальный трамплин» для последующего развития ра­бот в этой области. Но это развитие не было простым и легким. Извечной мечтой человечества всегда было создание такого справедливого и прекрас­ного мира, в котором не будет ни войн, ни распрей, ни конфликтов. И это ка­залось возможным — достаточно было лишь победить всех врагов, придумать правильные законы, найти мудрых правителей. Особенное значение приобре­тали способы избегания конфликтов, на поиск которых и были направлены усилия социальных ученых, общественных деятелей, политиков и т. д. И по­иск практических средств ликвидации конфликтов представлялся более бла­городной и значимой целью, чем исследование самих конфликтов.

Изучение многих проблем, на которых сосредоточено внимание ученых, можно считать внутренним делом самой науки, они достаточно безразличны широкому общественному мнению и разного рода социальным идеям и дви­жениям, а потому становятся достоянием гласности и будоражат воображе­ние только в случае каких-то сенсационных открытий или шокирующих экс­периментов.

Но есть проблемы, изучение которых невольно испытывает на себе влия­ние социального контекста. Культурные нормы и социальные ценности сво­его времени, общественные настроения и состояние умов оказывают влияние на выбор (или не выбор) тех или иных тем для исследования. Их влияние в гуманитарных науках обнаруживается в проявлении или отсутствии инте­реса к каким-то аспектам человеческого существования, в тех пристрастиях


Глава 1 . Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 45

или предубеждениях, которые явным или скрытым образом определяют по­зиции и взгляды ученых.

Тема конфликта относится именно к тому типу научных проблем, в исто­рии которых в полной мере отражаются культурные, социальные, идеологи­ческие ценности и предрассудки своего времени.

В 1950 году в американском социологическом журнале появляется статья Дж. Бернард «Где современная социология конфликта?», в которой анализи­руются причины отсутствия прогресса в этой области и причины пренебре­жения изучением конфликтов. По мнению автора, общество не хочет призна­вать факт существования определенных конфликтов. Кроме того, некоторые влиятельные организации не заинтересованы в развитии исследований кон­фликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенци­альные возможности влияния конфликта, а изучение конфликтов «разоружа­ет» конфликтующие стороны. Также, считает Бернард, социологи хотели бы избежать идентификации с марксизмом, доминировавшим в исследовании конфликтов. В качестве еще одного объяснения слабой изученности кон­фликта приводится соображение, что тот, кто изучает конфликт, невольно за­щищает или одобряет его. Бернард утверждает, что западная социология кон­фликта продолжает оставаться на уровне работ Зиммеля. При этом отмечает­ся, что за предшествующее десятилетие вышла лишь одна научная книга, посвященная социальному конфликту, да и та принадлежащая перу психоло­га (имеется в виду работа К. Левина «Разрешение социальных конфликтов» 1948 года) (Вегпагё, 1950, р. 12-13).

Становление конфликтологии

Уже через десятилетие (после публикации статьи Дж. Бернард) фактически
начинает складываться наука конфликтология, сочетающая как концептуаль­
ные и методологические подходы к изучению и описанию конфликтных яв­
лений разного рода, так и практику работы с ними. Наиболее интенсивный
период развития исследований в области конфликтов пришелся на вторую
половину 50-х — начало 60-х годов. В 1957 году обсуждение проблем кон­
фликтов было проведено Социологической ассоциацией ЮНЕСКО, что,
видимо, послужило некоторым организационным импульсом к проведению
конференций по теме конфликтов, созданию ряда организаций и центров,
а также выпуску специальных журналов по _
«конфликтным» проблемам. Кон]ижголо1ия - особая межоисиип-

Первоначально конфликтология оформля- линарнэя область, обвзпиняющая тео-ется скорее как область поиска средств пред- дИ^ВйЖРЩз^ВРдаиШнЩ ^З^ВД--

отвращения конфликтов и их ослабления, что нию и развитию практики работы с

стях человетекого взаимодеисшия, гии характеризуется постепенным переходом _


46 Часть I. Основы изучения конфликтов

от теоретических описаний к практике управления конфликтами. Анализ со­временного состояния конфликтологии позволяет сделать вывод о домини­рующем развитии именно практических подходов. С одной стороны, это, воз­можно, связано с некоторыми теоретическими неудачами. Так, не удались попытки построить единую концептуальную схему описания всех видов кон­фликтов, создать общую теорию конфликта, построить единую универсаль­ную типологию конфликтов. Такого рода построения существуют, однако они неизбежно наделены той степенью абстракции, которая затрудняет их практическое применение к решению задач прогнозирования и регулирова­ния конфликтов.

С другой стороны, и интерес к конфликтам в большей мере смещает­ся именно к проблемам их регулирования и практической работы с ними. Дж. Бертон, один из ведущих современных исследователей в области кон­фликта, подчеркивает, что академические разработки в области теории кон­фликта традиционно ограничивались созданием «объясняющих» концепций, т. е. поиском причин, закономерностей возникновения конфликтных ситуа­ций. В последнее десятилетие все больший интерес вызывают методы пред­отвращения и аналитического разрешения конфликтных ситуаций. По мне­нию Бертона, основная задача состоит в переходе к созданию теории и «тех­ники» разрешения конфликтов (Вийоп, 1990).

Эта прагматическая переориентация фактически определила характер конфликтологии, уделяющей основное внимание практике разрешения кон­фликтов. Интерес к этому сегодня развивается в различных направлениях науки и общественной жизни (международные отношения, юридическая, со­циальная, психологическая практика и др.). Первоначально конфликтологии приписывался междисциплинарный статус, поскольку предполагалось, что она объединит усилия разных областей знания. Вместе с тем Бертон настаи­вает на «адисциплинарном» характере сферы исследований, связанных с пред­отвращением конфликтов, их управлением и разрешением, и «не признает никакого разграничения знания» (Вийоп, 1990).

Таким образом, за последнее столетие первоначальная точка зрения на конфликт как на негативное явление, требующее подавления, устранения т. д., эволюционировала до характерного для современной социологии принятия конфликта в качестве неотъемлемого элемента социальной жизни, имеющего в том числе и позитивные функции. Акцент был перенесен на регулирование конфликтных явлений, позволяющее минимизировать негативные последст­вия и, более того, извлекать позитивный эффект из конфликтного процесса.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...