Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

(фрагмент)______________________________________________________________

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен-

ность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собст­венных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсьдобиться своего.

Б. Я стараюсьуспокоить другого и главным образом сохранить наши отно­шения.


Глава4. Методы изучения конфликта 1 65

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затрону-

тые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со време­нем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть все разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совме­стно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка ответов позволяет выявить, в какой степени в репертуаре чело­века представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, усту­пок или поиска компромисса. Формулировки, составляющие вопросник, «очищены» от ситуативного контекста и потому дают возможность диагно­стировать именно личностные тенденции к преимущественному использова­нию каких-то стратегий.

Одним из излюбленных приемов выявления свойственных человеку пове­денческих стратегий в конфликтных ситуациях, который используют психо­логи, является предложение респонденту серии ситуаций, в которых он дол­жен выбрать ту или иную стратегию поведения.

Самый ранний вариант такой методики — широко известный тест Ф. Ро-зенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентификация с одним из них. Слова его партнера призваны оказать эмоциональное воздействие на за­полняющего тест, поскольку содержат явное или скрытое обвинение в его ад­рес или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой. Тем самым можно выявить, в какой мере человеку свойственно реагировать на такие фрустри-рующие ситуации поиском виноватого вовне, самообвинением и другими из­вестными типами реакций. Существуют детский вариант теста Розенцвейга, а также созданная на основе методической идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным ситуациям нашей культуры.

Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисун­ков, изображающих конфликтные ситуации производственного характера (рис. 4.3). Процедура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга (Практическая психо­диагностика, 1998).

Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предна­значен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимо­действия супругов в конфликтных ситуациях» (1987). Он содержит описание 32 ситуаций взаимодействия супругов, которые носят конфликтный харак­тер. Эти ситуации отражают: 1) проблемы отношений с родственниками


1 6 6 Часть I. Основы изучения конфликтов

и детьми, 2) вопросы, связанные с воспитанием детей, 3) проявление автоно­мии одним из супругов, 4) нарушение ролевых ожиданий, 5) рассогласование норм поведения, 6) доминирование одного из супругов, 7) проявления ревно­сти, 8) разногласия в отношении к деньгам.

Существуют два варианта опросника — для женщин и мужчин, основан­ные на одних и тех же ситуациях.



Возмутительно.    
руководство проек-    
тов доверили дру-    
гому лицу, когда    
основные техни-    
ческие решент    
принадлежат вам.    


Это ужасно.

Вы загубили проел,

над которым

работала

вся группа!


 


А вы, оказывается карьерист!


Эту работу я смогу

закончить только

завтра.


 





 


Рис. 4.3.Фрагмент рисуночного теста «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой (источник: Практическая психодиагностика. 1998, с. 600-601)


Глава 4. Методы изучения конфликта " 67

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...