Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. Конфликтное взаимодействие 247

пень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достижения цели другим (ВеШзсЬ, 1985, р. 66).

Аргайл, Фюрнхам и Грахам приводят следующие возможные случаи соот­ношения целей, преследуемых участниками ситуации.

1. Независимость их целей друг от друга.

2. Содействие, когда реализация целей одной стороной связана с помо­
щью, содействием другой стороне (например, медсестра, наблюдающая
за пациентом).

3. Двойное содействие, характеризующее кооперативные отношения, не­
зависимо от того, направлены ли усилия обеих сторон на одну и ту же
цель или на разные.

4. Односторонняя помеха, например, когда один человек фрустрирует
другого (отец наказывает ребенка).

5. Двусторонняя помеха, когда стороны находятся в отношениях соревно­
вания или конфликта.

Соревнование — это, по мнению авторов, ситуация, когда один выигрыва­ет, а другой проигрывает. Правда, оговаривают они, в реальной жизни сорев­нование не обязательно является игрой с нулевой суммой.

Случай конфликта Аргайл, Фюрнхам и Грахам определяют следующим образом: «Конфликт существует, когда интересы двух сторон противополож­ны, как в соперничестве, или когда две стороны преследуют разные и несо­вместимые цели и когда отношения между ними в результате становятся враж­дебными» (Аг§у1е, РигпЬат, ОгаЬат, 1981, р. 76).

В реальной жизни, однако, человек может иметь не одну, а больше целей, и соответственно усложняется общая структура целей в ситуации (их взаи­мосвязи). Например, Аргайл, Фюрнхам и Грахам разбирают случай, когда один человек стремится убедить другого сделать нечто такое, чего тот не хо­чет, но в то же время оба стремятся сохранить добрые отношения (рис. 8.1).

1}Р хочет убедить О -*---|---»- 1}0пративостокгубеждвииям Р

!) Р хочет софаиитъ расположение 0 -*------- »- 2) О хочет сахранть расположение О

Рис. 8.1.Пример целевой структуры ситуации (Агду1е, РитЬат. бгаЛат. 1981, р. 77)

По мнению авторов, эта групповая структура содержит один межличност­ный конфликт Р1 — ОД (один «хочет убедить», другой «противостоит убежде­ниям»), два внутриличностных Р1 — Р2 («хочет убедить» и «хочет сохранить расположение») и ОД — (^2 («противостоит убеждениям» и «хочет сохранить его расположение») и одну кооперативную взаимосвязь целей Р2 — (^2 (оба имеют цель «сохранить расположение»). Нетрудно видеть, что в приведен­ном примере конфликта выделяются два аспекта — «предметный», связан-


248 Часть II. Феноменология конфликтов

ный с возникшими между партнерами разногласиями, и «эмоциональный», отражающий их интересы в области отношений. (Подобный анализ внутрен­ней структуры конфликта, вполне, по нашему мнению, релевантный для ре­ального конфликтного взаимодействия, опровергает точку зрения ряда авто­ров, исключающих наличие кооперативности в конфликте. Даже если цели участников несовместимы, уже тот факт, что люди зависят друг от друга в ре­шении своих проблем, задает для них и возможность, и необходимость коо­перации.)

Как представляется, при описании конфликтного взаимодействия практи­чески игнорируются цели участников социальной ситуации, связанные с нор­мативным обоснованием своей позиции и действий и присутствующие как минимум в большинстве конфликтных ситуаций. Целевая структура кон­фликтной ситуации, исходя из нашей позиции, должна описываться в трех основных измерениях.

1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной сто­
роной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого ре­
зультата.

2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами кон­
фликта (их взаимоотношениями друг с другом).

3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребно­
стью в обосновании своей позиции/действий для себя и/или для других.

Следует оговорить, что целевая природа ситуации не обязательно прояв­ляется в целенаправленном поведении ее участников. Удачным примером, на наш взгляд, является такая типичная ситуация повседневной жизни, как «провести вечер дома»: за ней может не стоять конкретное целенаправленное поведение участников, что не означает отсутствия целей у самой ситуации (Аг§у1е, РигпЬат, СгаЪат, 1981, р. 72). По аналогии с этим, мы не утвержда­ем, что цели, связанные с моральным обоснованием участником конфликта той или иной позиции, обязательно предполагают определенное целенаправ­ленное поведение, однако это еще не ставит под сомнение само их существо­вание. Помимо основных целей в ситуации можно выделить частные цели как средства достижения основных, например цели информационного обме­на (Ке11егтапп, 1987, р. 200).

Предметная сторона конфликта связана с той конкретной зоной противо­речий, которые существуют между участниками ситуации. Соответственно их действия будут ориентированы на достижение результата, желательного для каждой из сторон.

Социальный аспект конфликта описывается через характер отношений участников ситуации и их эмоциональных установок относительно друг друга. Именно с эмоциональными аспектами конфликта и отношениями его участ­ников связано часто встречающееся в литературе представление об «издерж­ках», «цене», которую стороны готовы «заплатить» за достижение желаемого результата. Например, они могут стремиться добиваться своего, не принимая


Глава 8. Конфликтное взаимодействие 249

во внимание возможную негативную реакцию партнера и негативные послед­ствия для их отношений (как здесь и теперь, так и в отдаленной перспекти­ве). Напротив, усилия сторон (или одной из них) могут быть ограничены же­ланием сохранить отношения на приемлемом уровне и не «платить» за свои действия слишком высокую «цену». Таким образом, эмоциональные аспекты конфликта, ограничивая или не ограничивая действия участников в предмет­ной сфере, могут выполнять своего рода корректирующую функцию.

В рамках эмоционального измерения конфликта могут существовать и са­мостоятельные цели участников взаимодействия, связанные с потребностями воздействия на партнера. Например, выражение враждебности по отноше­нию к партнеру или стремление его «наказать» может стать доминантой кон­фликта, когда последний перестает быть способом решения проблемы и ста­новится самоцелью (т. е., в терминах социологии, смещается от реалистиче­ской разновидности конфликтов к нереалистической).

Фактически никогда при анализе конфликтов объектом специального рас­смотрения не становятся мотивы, связанные с потребностью в обосновании своей позиции, своих действий или решений для себя и/или для других.

В психологической литературе общепринятым является представление, что стандартное, типичное, совпадающее с принятыми шаблонами и потому «понятное» поведение в обосновании не нуждается. В остальных же случаях поведение людей нуждается в «расшифровке», которая оказывается возмож­ной в значительной степени благодаря тому, что у окружающих «вырабаты­вается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению» (Рубинштейн, 1959, с. 180). «В деятельности, протекающей в присутствии свидетелей, открываются два смысловых полюса, два противолежащих смысловых пласта — "смысл для се­бя" и "смысл для других". Первый из них не требует никаких обоснований и мотивировок, кроме самого действительного мотива деятельности — того предмета, на который она направлена, или проблемы, во имя разрешения ко­торой организуются и выполняются действия и операции субъекта. Для вто­рого таких обоснований недостаточно: выполнение требований "смысла для других" предполагает наличие за каждым элементом поведения, презентируе-мого воспринимающему, определенного социально кодифицированного, кон­венционального и общедоступного значения» (Хараш, 1981, с. 31). На основе этого возникает своеобразный мотив «быть понятым». В экспериментальном исследовании было показано, что на участников ситуации не так действовала угроза быть наказанным, как угроза быть непонятым (там же, с. 32-33), что можно проиллюстрировать многочисленными примерами из повседневных ситуаций.

В определенном смысле конфликтная ситуация содержит в себе парадокс. С одной стороны, в конфликте изначально присутствует оправдание своей позиции и своих действий («смысла для себя»): каждый из участников кон­фликта уверен в своей правоте, он делает «правильно», а партнер — «непра­вильно» (даже если обнаруживается готовность признать собственную не-


250 Часть II. Феноменология конфликтов

правоту в частностях, то все равно он «более прав», чем партнер). С другой стороны, конфликтная ситуация «по определению» содержит в себе множе­ственность (или как минимум двойственность) альтернатив: само противо­действие сторон направлено на то, чтобы добиться от партнера желаемых действий, желаемого поведения. Таким образом, заведомо предполагается воз­можность другого, «ожидаемого» поведения партнера. Поскольку партнер, в свою очередь, имеет аналогичные ожидания, возникает рассогласование: смысл позиции «для себя» не тождествен смыслу позиции «для других».

Именно возможность неоднозначной интерпретации противоречия между участниками конфликта усиливает у них мотив «быть понятым», а если речь идет об окружающих, то, следовательно, и быть поддержанным (реальными действиями или сопереживанием). Она заставляет человека стремиться к обоснованию своих действий в глазах окружающих, причем тем сильнее, чем более он осознает возможность неоднозначной интерпретации своего поведе­ния. Это обоснование может приобретать форму реальных действий, связан­ных с обсуждением и «объяснением» окружающим сложившейся ситуации, своих действий и действий партнера. В «закрытой» ситуации, например в се­мейном конфликте, который недоступен окружающим и часто скрывается от них, как будто нет необходимости обоснования своего поведения, однако вы­соконормативные субъекты могут и в этих условиях стремиться соответство­вать социальным стандартам.

Таким образом, понимание поведения человека в конфликтной ситуации требует не только обращения к целям, связанным с предметом конфликта или с отношением к партнеру, но и учета таких мотивов, как «быть справед­ливым», «сохранить лицо», «оказаться правым».

Однако изолированно рассматриваемые цели участников взаимодействия сами по себе еще не означают выбора ими соответствующих стратегий взаи­модействия. Цели, связанные с предметной стороной конфликта, теоретиче­ски могут быть достигнуты как с помощью конкурентного, так и с помощью кооперативного поведения, как в результате «борьбы», так и в результате до­говоренностей (даже если речь идет о получении одностороннего «выигры­ша», можно рассчитывать на уступки партнера). Цели и установки участни­ков конфликта относительно друг друга (сохранить отношения с партнером или «наказать» его) также могут не вести к определенному типу взаимодейст­вия (ведь возможно соответствие установок — оба партнера готовы к «мирно­му» решению или, например, один из них готов «быть наказанным» и «вино­ватым»). В нормативном обосновании происходящего заинтересованы оба, но своеобразие конфликта позволяет каждому из них считать себя правым и справедливым.

Прогноз поведения участников конфликта с точки зрения преследуемых ими целей не становится проще, даже если мы рассмотрим иерархии целей каждого участника в их соотношении друг с другом.

В рамках каждой из целей человек может стремиться к достижению одно­стороннего преимущества («выигрыша»): добиться «решения дела» в свою


Глава 8. Конфликтное взаимодействие 251

пользу, «эмоционально победить» другого, доказать свою правоту и (тем са­мым) неправоту другого. Участник конфликта может ориентироваться на об­щий «выигрыш» — пытаться решить проблему с максимальным учетом инте­ресов обеих сторон, сохранить отношения с партнером, не считать себя «бо­лее правым», чем другой. Установки участников могут различаться: можно быть готовым к общему «выигрышу» в решении проблемы, но хотеть «эмо­циональной победы» и признания собственной правоты. Кроме того, картина может усложняться за счет неодинаковой значимости одних и тех же целей для разных участников. Немаловажно также и изменение иерархии целей в ходе конфликтного взаимодействия: например, поведение партнера может изменить эмоциональные установки человека, которые начинают доминиро­вать над непосредственным предметом конфликта.

Развитие конфликта также зависит от соотношения целей его участников. Допустим, в отношении предмета разногласий участники конфликта стре­мятся к одностороннему преимуществу (хотят выиграть), готовы к приори­тетным достижениям партнера (уступить) или реализации (полной или час­тичной) интересов обоих («на равных»). Казалось бы, наиболее сложный конфликт возникает тогда, когда оба участника ориентированы исключи­тельно на собственный «выигрыш», а если один из них готов уступить, то проблема устранена. Однако не будем забывать, что мы говорим о психологи­ческих конфликтах, где человек бывает готов пойти навстречу партнеру, если тот, в свою очередь, признает собственную неправоту, выслушает очередную «нотацию» и т. д.

Таким образом, цели участников конфликта, хотя и являются весьма важ­ным регулятором их поведения, еще не определяют однозначно характер их взаимодействия в конфликте, выбор стратегий и тактик поведения, становя­щихся результатом действия сложной системы факторов, образующих даже не комплекс, а скорее некий сплав — регулятор конфликтного взаимодействия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...