Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы конструктивного взаимодействия

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуаци­ях — соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах — сформировала и кон­структивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специ­фический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический прин­цип — это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогиче­ского спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не


262 Часть И. Феноменология конфликтов

грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уваже­ние человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области — Аристотеля, Шопенгауэра, Повар-нина — продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый ре­чевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эф­фект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обяза­тельства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип комму­никации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуни­кацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не со­вершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых ак­тов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими рече­выми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные прави­ла аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой комму­никацией, цель которой — содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъяв­ления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развер­тывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контрар­гументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встреч­ное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каж­дому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направ-


Глава 8. Конфликтное взаимодействие 263

лен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью посте­пенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их после­дующей проработкой и т. д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

 

  + -
1 . Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «ти­пичным», ссылка на события прошед­шие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают силь­ные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорб­ляется, прекращает спор преждевре­менно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за се­бя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обрат­ная связь» Слишком частое повторение своих до­водов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, наме­ки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спо­ра, но нацелены в чувствительное место

Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)

 

  + -
1 . Информатив­ность Что-то узнал или получил, научился че­му-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова-ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или силь­но обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение си­туации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старает­ся ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следую­щие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидо­ренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргумен­тации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической


264 Часть II. Феноменология конфликтов

самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраиваю­щие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101). К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.

Нерешенные вопросы

Правила Кратохвила, равно как и описываемые Сидоренко приемы, демонст­рируют отсутствие четких представлений о разнице между конструктивным и неконструктивным, корректным и некорректным использованием «техни­ки» взаимодействия.

Нерешенными остаются и методические проблемы вычленения принци­пов эффективной коммуникации. В исследовании М. Аргайла, А. Фюрнхама и Дж. Грахам среди правил социальной ситуации в качестве правил, отвечаю­щих универсальным требованиям социальных ситуаций, описаны следую­щие: «Делай коммуникацию возможной», «Препятствуй уходу других участ­ников», «Препятствуй агрессии», «Начинай и заканчивай встречи».

В свою очередь, к правилам, отвечающим универсальным требованиям вербальной коммуникации, относятся такие, как «Синхронизация высказы­ваний», «Смежность пар», «Генерирование более длинных последовательно­стей высказываний». Однако исследования, в которых предпринимается по­пытка выявить элементы репертуара социального поведения (в том числе используемые вербальные категории и вербальное содержание), не дали зна­чимых результатов. Изучение разных типов ситуаций показало, что вербаль­ные категории Бейлса приложимы ко всем ситуациям, но не всегда полезны, а вербальное содержание варьирует настолько, что маловероятно найти об­щий набор категорий (Аг§у1е, РигпЬат, ОгаЬат, 1981, р. 180-197).

Возможно, дополнительные трудности в какой-то степени связаны с тем, что если так называемые приемы негативного взаимодействия еще можно вычленить довольно отчетливо и они в основном получают однозначно отри­цательную оценку, то с тем, какие именно «техники» взаимодействия в кон­фликте ведут к его конструктивному разрешению, далеко не все ясно.

Общие пожелания к «правильной» коммуникации, в том числе и те, кото­рые мы приводили, понятны.

Однако в связи с обсуждением известных принципов Грайса («быть прав­дивым», «быть кратким, но полным», «быть релевантным», «быть ясным и прямым»), А. Силларс и Дж. Вейсберг справедливо замечают, что при конку­рентных взаимодействиях эти принципы нарушаются, поскольку могут рас­ходиться с интересами индивида (8Шагз, \УеМ>ег§, 1987, р. 152).

«Классические» теоретики конфликта исходили из того, что его открытое проявление имеет множество преимуществ и выполняет различные позитив-


Глава 8. Конфликтное взаимодействие 265

ные функции, такие как адаптация, изменение, восстановление и т. д.; подавле­ние конфликта, напротив, аккумулирует напряжение и делает возможные про­явления конфликта взрывоопасными. Однако возможна и иная точка зрения. Так, А. Силларс и Дж. Вейсберг ссылаются на тех авторов, которые считают, что «идеология интимности» (в значении предпочтения открытой коммуни­кации) отражает культурные предпочтения и создает искаженную картину взаимоотношений, обходя вниманием потребность в приватности, скрытно­сти, не учитывает ориентации «не будить спящую собаку».

Сами авторы приходят к выводу, что истина где-то посредине, поскольку на практике одни конфликты разрешаются с помощью прямой и открытой коммуникации, а другие «затухают», если их не вскрывать, и, в конце концов, лучший способ определяется характером проблемы и позициями сторон (8Шагз, \Уе1зЬег§, 1987). Отсутствие здесь единой точки зрения (а скорее все­го и невозможность единого универсального правила на все возможные слу­чаи) часто приводит к проявлению личных предпочтений того или иного спе­циалиста в выдвигаемых им предложениях.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...