Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитическая работа с конфликтом

Обращение к описаниям конфликта и его феноменологии в психоаналитиче­ской традиции требует известной осторожности. Как уже отмечалось, специ­фичность используемых ею понятий, методов диагностики и интерпретации конфликтной феноменологии сужает возможности корректного соотнесения психоаналитического материала с иными психологическими концепциями и построениями. В основе психоаналитической работы в ее классическом ва­рианте лежит то, что может быть названо общемедицинской моделью работы


378 Часть Н1. Разрешение конфликтов

с пациентом. Под ней мы имеем в виду ту ситуацию, когда врач, обследуя больного, выслушивая его жалобы, задавая вопросы и т. д., на основе извест­ных симптомов ставит диагноз (который он может сообщить пациенту, а мо­жет и не сообщать, если считает это травмирующим), определяет схему лече­ния, которая должна привести к ясному для него результату (идеальный вариант которого может быть заранее обозначен как полное выздоровление). Далее врач реализует эту схему в виде соответствующих процедур. Идея не­обходимости активности самого пациента, его сотрудничества с врачом, его собственной «работы» по преодолению своей болезни принципиально ничего не меняет в этой модели. Психоаналитик, опираясь на «симптомы», которые по Фрейду понимаются как «образующиеся под давлением психического кон­фликта бесполезные или вредные акты, часто составляющие предмет отвра­щения и жалоб страдающего ими лица и связанные для него с неприятностя­ми и мучениями» (цит. по: Овчаренко, 1994, с. 216), «ставит диагноз», исходя из известных ему схем возникновения патологии, и далее использует отрабо­танные в психоанализе методики и техники для ее преодоления. Терапевти­ческое воздействие психоанализа состоит в том, что «приближая бессозна­тельное к сознательному, мы уничтожаем вытеснение, устраняем условия для образования симптомов, превращаем патогенный конфликт в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение» (Фрейд, 1989, с. 278).

«Уничтожение» (Фрейд) вытеснения требует преодоления сопротивле­ния, которое поддерживает вытеснение. Именно сопротивление приводит к тому, что в процессе психоаналитической терапии имеет место неосознавае­мое противодействие пациента врачу и выздоровлению. По Фрейду, «вся психоаналитическая теория, собственно, построена на признании сопротив­ления, которое оказывает нам пациент при попытке сделать сознательным его бессознательное» (с. 342). Описания практики работы психоанализа изо­билуют примерами разных форм сопротивления пациента: от проявлений прямой враждебности в адрес аналитика до «быстрого выздоровления» и «бегства в здоровье», когда исчезновение симптомов есть всего лишь следст­вие неосознанного желания пациента избежать дальнейшего психоаналити­ческого исследования.

Для преодоления сопротивления пациента психоаналитики предлагают использовать различные способы, например технику конфронтации. Исполь­зуя конфронтацию, психоаналитик побуждает пациента к «встрече лицом к лицу» со своей проблемой. С помощью конфронтации внимание пациента привлекается «к каким-либо отрицаемым им особенностям его реакций, от­ношений с внешним миром или чувств к терапевту без попытки их объясне­ния или интерпретации» (Психоанализ, 1998, с. 240). В психоаналитической традиции конфронтация определяется как «одностороннее, директивное дей­ствие терапевта, сообщение об объективном факте, о реальности, не меняю­щейся от того, принимает ее пациент или нет» (там же). Даже само по себе взаимодействие пациента с аналитиком, сохраняющим душевное равновесие при столкновении с конфликтными и разрушительными тенденциями паци-


Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 379

ента, как считается в психоанализе, является конфронтацией, которая дает глубокий позитивный эффект. Оговаривается, что применение техники кон­фронтации требует создания особых условий и соблюдения осторожности. (Очевидно, что конфронтационные приемы отличаются «жесткостью», «пси­хохирургическим» характером, поэтому целесообразность их применения часто оспаривается психологами, которых, в свою очередь, «медико-ориенти­рованные» психотерапевты упрекают в излишнем увлечении эмпатическими приемами, преувеличении значения «добрых» отношений с клиентами и да­же в идентификации с их защитами [Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 217]).

Техника конфронтации является иллюстрацией «объективного» метода работы с «пациентом», используя который, аналитик исходит из своей вер­сии «объективных фактов» и «реальности», независимо от отношения к ним самого пациента. Перемещая проблему субъекта в собственную, заданную психоаналитической теорией систему координат, психоаналитик превращает ее в нечто «внеположенное» субъекту. Психоаналитик лучше понимает суть проблемы пациента и сталкивает последнего со своим собственным понима­нием этой проблемы. Тем самым психоаналитик становится своего рода по­средником между человеком и его проблемой, которую он заставляет звучать, «говорить» (вспомним Лакана: «Бессознательное субъекта — это речь Друго­го»). При этом психоаналитик — не нейтральная фигура, способствующая их диалогу, это «судья», «арбитр», который «на стороне проблемы». Она «ис­тинна», поскольку соответствует психоаналитическим представлениям о за­конах психического и личности, а сам человек — «вытесняющий» проблему, «сопротивляющийся» ей и психоаналитику, репрезентирующему в своем лице объективную реальность. По Фрейду, человек должен «договориться с реаль­ностью». В этом «треугольнике» — пациент — проблема — психоаналитик — все исполнено противоречий и даже противодействия: пациент сопротивля­ется осознанию своей проблемы и противодействует стимулирующему этот процесс психоаналитику, психоаналитик борется с вытеснением проблемы пациентом и преодолевает его противодействие психоаналитическому про­цессу и самому психоаналитику. Пациент «не в ладах» ни со своей пробле­мой, ни с психоаналитиком. Тот, в свою очередь, сражается и с сопротивлени­ем пациента психоаналитическому исследованию и с его отношением к своей проблеме. Единственное не подвергающееся сомнению отношение — это пони­мание психоаналитиком проблемы пациента и вера в то, что интеграция лич­ности возможна при полной власти Эго над Ид: «Где было Ид, там будет Эго».

Предоставим слово самому Фрейду:

Вскрытие и выяснение бессознательного происходит при постоянном сопротивле­нии больного. Выявление этого бессознательного связано с неприятным чувством, и вследствие этого неприятного чувства оно всегда снова отвергается. В этот кон­фликт в душевной жизни больного вы и вмешиваетесь: если вам удастся довести больного до того, что он, руководствуясь более правильными взглядами, примиря-


380 Часть III. Разрешение конфликтов

ется с тем, что, вследствие автоматического регулирования чувством неудовольст­вия, он до того отгонял от себя (вытеснял), то вы совершили известную воспита­тельную работу над ним (Фрейд, 1923, с. 26).

Фрейд даже предлагает некоторую аналогию между «психоаналитическим лечением» и «перевоспитанием для преодоления внутренних сопротивлений» (с. 26-27).

В этом небольшом фрагменте обращает на себя внимание то, что психо­аналитик берет на себя миссию «доведения» больного до «более правильного взгляда» и «перевоспитания». Психоаналитик (как, впрочем, и любой психо­терапевт или психолог) занимает позицию «третьей стороны» в столкнове­нии человека со своей проблемой. Функция психоаналика как «третьей сто­роны» — помочь человеку в его «борьбе» с бессознательным, направленной на «уничтожение» вытеснения и победу Эго, а сам психоанализ — это «инст­румент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид». Победа бессозна­тельного сменяется победой сознательного. И в этой борьбе психоаналитик принимает на себя функции арбитра, которому принадлежит последнее слово и право окончательного суждения в этом противостоянии.

Приведенное описание относится к классическому психоанализу. По сви­детельству Хорни, для него характерно то, что «главное внимание уделялось не личности и ее оптимальному варианту развития; главной целью было по­нимание и возможное устранение явных расстройств. При этом анализ харак­тера человека был только средством их устранения. Если же в результате та­кой работы общее направление развития человека становилось благоприят­нее, то это было скорее случайным, побочным результатом анализа» (Хорни, 1993, с. 224).

Такой подход связан прежде всего с позицией Фрейда, который

...не уделял этому вопросу особого внимания, о чем можно судить по его работам. Главным образом он интересовался устранением невротических симптомов; изме­нения в личности его интересовали лишь в той мере, в какой они гарантировали полное устранение симптомов. Таким образом, цель Фрейда можно сформулиро­вать через отрицание: достижение «свободы от»... Теоретически неверие Фрейда в стремлении к саморазвитию связано с его постулатом, что «Я» — слабый посред­ник, мечущийся между требованиями инстинктивных влечений, внешним миром и запрещающим сознанием (там же, с. 234-235).

Именно ориентация на поиск патологии, отклонений и избавление чело­века от них становится объектом критики многих психотерапевтов.

Однако следующие поколения психоаналитиков расширили цели психо­анализа, он перестал быть просто методом терапии невротических расстройств и начал рассматриваться как средство общего развития личности. Хорни на­зывает это «позитивной целью психоанализа»: «освобождая личность от внут­ренних подавлений, сделать ее свободной для развития ее потенциальных возможностей» (с. 234). Эта «позитивная цель психоанализа» стала основой


Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 381

возникших на базе психоанализа различных

В психотерапии примечательно, что вариантов психоаналитической психотерапии, здесь невозможно дыуть наизусть ре.

ИСПОЛЬЗУЮЩИХ теорию, методы И приемы ПСИ- цепты и применять их более или менее хоанализа, но отличающихся по отдельным па- подходящим образом; лечить можно раметрам процедуры (Психотерапевтическая только из одного центра - это понима-

энциклопедия, 1998, с. 390-397), в том числе и ние па^ента как психологического це-

лого и подход к нему как к человеческо-в понимании взаимоотношении клиента и те- му существу когда ^ теория остается

рапевта.в СТОр0не и мы внимательно слушаем,

Главное, ЧТО объединяет ЭТИ ПОДХОДЫ, — что он имеет нам сказать.
это «психодинамический способ мышления», к. Юнг

который «означает учет влияния бессознатель­ных психических сил, взаимодействующих ди­намически с процессами защиты, аффекта и мышления для достижения при­способляемости, большей или меньшей адаптации» (с. 391). Для психодина­мических направлений характерны те же представления о существовании бессознательных конфликтов, необходимости разрешения этих конфликтов через усиление Эго и его власти над Ид, о возможности позитивных измене­ний через достижение инсайта. Используются те же классические методы — свободные ассоциации, анализ сновидений, сопротивления, переноса. И во многом сохраняется приверженность той же директивной модели поведения психотерапевта, когда он занимает активную доминирующую позицию, на­правляет ход беседы, осуществляет интерпретации, задает «острые» вопросы и т. д. и тем самым через оказываемое им влияние реализует процесс психоте­рапевтического воздействия.

Мы обучены быть психологами-ищейками. Инстинкт велит нам «найти и уничто­жить» — обнаружить психологическое нарушение, прицепить к нему ярлык и ис­коренить его. Мы — «специалисты». Мы — обученный персонал, заслуживший право на защиту нормы разработкой и поддержанием типологии, которая опреде­ляет всякие отклонения как душевную болезнь. По иронии судьбы, это выслежи­вание отклонений основывается на такой модели нормы, которая в лучшем случае туманна и недифференцирована. Словно ученики чародея, мы оперируем смесью мудрости, технологии и невежества. Связанные преобладающими культурными традициями своих институциональных контекстов, мы исследуем патологию, по­добно врачу, который пытается идентифицировать вирус, — формулируя все но­вые определения отклонений.

С. Минухин, Ч. Фигиман

Поведенческая психотерапия

Под этим названием объединяются те направления психотерапевтической помощи, которые фокусируются на работе с поведением человека. В класси­ческой традиции бихевиоризма поведение понималось как наблюдаемое реа­гирование на внешние воздействия. Сегодня — по крайней мере в рамках по­веденческих направлений в психотерапии — в понятие поведения включают-


382 Часть III. Разрешение конфликтов

ся и мотивационные, и эмоциональные, и когнитивные компоненты; поэтому в настоящее время чаще говорят о когнитивно-бихевиористских подходах. Фейдимен и Фрейгер выделили наиболее существенные характеристики по­веденческого направления с точки зрения целей и принципов практической работы с клиентом. Поведенческая психотерапия, по их мнению, отличается следующими особенностями:

1) она стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так,
как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потен­
циала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или ис­
ключению нежелательных способов реагирования;

2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств
личности;

3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточ­
ное условие эффективной психотерапии;

4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором
терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проб­
лемы;

5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях тера­
пии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают,
когда и как эти цели могут быть достигнуты (Психотерапевтическая
энциклопедия, 1998, с. 352).

Специфичной для данного направления психотерапии является работа с улучшением «реагирования» человека, акцентированная на трудностях, за­явленных им самим. В отличие от психоаналитической традиции эти трудно­сти не воспринимаются как симптом глубинной проблемы, нуждающейся в расшифровке. Современные поведенческие подходы, конечно, не исключа­ют из сферы своего внимания мир внутренних переживаний, как этого требо­вал в свое время их предшественник — бихевиоризм, но явно ориентированы на решение задач более эффективной адаптации человека к социальному ок­ружению и — лить как следствие этого — на достижение большей внутрен­ней гармонии.

Наиболее успешными в поведенческой терапии оказались варианты со­единения «чистых» бихевиористских постулатов о реагировании человека с когнитивными представлениями, давшие начало разнообразным когнитив­но-бихевиористским подходам. Один из самых известных из них — рацио­нально-эмоциональная (или эмотивная) психотерапия А. Эллиса (Эллис, Ландж, 1997; Эллис, 1999). Суть рассуждений Эллиса и его сторонников сво­дится к следующему. Внешние события окружающего мира интерпретиру­ются людьми как нейтральные, негативные или позитивные, и именно эта интерпретация, наша оценка происходящего вызывает у нас соответствую­щие чувства. Эллис при описании этой взаимосвязи пользуется схемой АВС. А — это активизирующие события, то, с чем мы сталкиваемся и что оказывает на нас влияние; С — то, как мы реагируем на них, найти чувства и поведение;


Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 383

Б, по Эллису, — это то, что реально управляет нашим поведением и нашими чувствами, а именно — наши мысли по поводу А, наша собственная оценка происходящих событий. «Чувствовать и действовать соответствующим обра­зом (С) нас заставляет на самом деле не то, что происходит (А), а то, что мы думаем и как относимся к этому (В)» (Эллис, Ландж, 1997, с. 24). Наше отно­шение к происходящему может быть достаточно объективным и рациональ­ным. Однако человек может иметь и то, что Эллис называет иррациональны­ми установками («неразумными убеждениями»), которые не соответствуют реальности и, вмешиваясь в его отношения с окружающим миром, порожда­ют иррациональные переживания и неадекватное поведение. Пользуясь пре­жде использованным нами концептом «определение ситуации», можно ска­зать, что оно предопределено существующими у человека иррациональными представлениями, которые «срабатывают» в отношении конкретных собы­тий. Это и делает поведение человека неадекватным, поскольку его реакции зависят не столько от особенностей реальной ситуации, сколько от его собст­венных установок.

«Неразумные убеждения» (по А. Эллису, 1997)____________________________

1. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы те, кто важен для меня, не одоб­
рили моих поступков или отказали мне (это могут быть друзья, родственни­
ки, начальство, коллеги, преподаватели и т. д.), иначе это будетужасно, я не
смогу вынести этого.

2. Нельзя потерпеть неудачу в важных делах (в бизнесе, учебе, спорте, сексе,
отношениях и т. п.), это ужасно, я просто этого не вынесу.

3. Все должно быть таким, как мне хочется. Если этого не произойдет, это бу­
детужасно, и мне этого не перенести!.

4. Если со мной произойдет какая-то изтрехупомянутых выше неприятностей
(меня не будут любить и уважать, меня постигнет неудача, все пойдет не так,
какхочется, или со мной поступят несправедливо), я всегда буду сваливать
вину на кого-то другого. Они поступили неправильно, так нельзя, они — от­
вратительные люди, раз поступают так ужасно!.

5. Если я сильно волнуюсь из-за предстоящего события или того, как кто-то
воспримет меня, дела обернутся лучше.

6. Для каждой проблемы существует наилучшее решение, и поэтому я должен
найти его — и немедленно!.

7. Легче избежатьтрудной ситуации и ответственности за нее, чем разбирать­
ся с ней.

8. Если я никогда не буду ни к чему относиться слишком серьезно, то мне ни­
когда не придется сильно огорчаться и чувствовать себя несчастным.

9. Причиной моих чувств и поступков является мое прошлое, то есть все ужас­
ные события, которые произошли со мной, когда я был ребенком, или
в прежнем браке, или на прежней работе.

10. На свете не должно существовать плохих людей и обстоятельств, но если мне все же придется столкнуться с ними, то это меня очень сильно рас­строит.


384 Часть III. Разрешение конфликтов

Усиление адекватности переживаний и поведения человека может быть достигнуто за счет выявления подобных иррациональных установок и работы с ними (как правило, с помощью конфронтации) с целью пересмотра и замены на более рациональные и гибкие стратегии отношения. (Заметим, что рацио­нально-эмоциональную терапию не особенно интересует вопрос истории воз­никновения этих иррациональных убеждений.) Например, при работе с руко­водителями мы обнаружили, что сильные эмоциональные затруднения у них вызывает ситуация, когда начальник вынужден отказать подчиненному в ка­кой-то его просьбе. Даже абсолютная обоснованность этого отказа не снимала

возникающие у руководителя переживания,

а его частые сетования в этом случае своди-Меня никогда не учили прислушивать-

лись к тому, что подчиненный не хочет вхо-
ся к своему внутреннему чувству. На- •'

оборот, меня учили слушаться внешне- Дить В его обстоятельства, не ХОЧСТ его ПОНИ-го - родителей, учителей, вожаков бой- мать и т. д. Анализ этого случая выявил, что скаутов, профессоров, начальников, основная причина переживаемых эмоциональ-правительство, психологов, науку - из ных трудностей — тревога по поводу возмож-этих источников я брал инструкции, как норо недовольства подчиненного, которое не мне прожить мою жизнь.

Сколько я себя помню, я всегда хо- может иметь Д™ Руководителя никаких иных
тел быть «правильным». Беда в том, что последствий, кроме угрозы его установке («все
определения «правильности» все время ДОЛЖНЫ меня любить И уважать»),
меняются. Единственное, что остается Нетрудно увидеть, ЧТО большинство ирра-

неизменным,-этото, что правильные циональных убеждений, которые становятся люди чем-то существенно отличаются мишенью рационально-ЭМОТИВНОЙ терапии, от меня.

Дж. Бьюдженталь так или иначе связаны с интерперсональны­ми ситуациями, социальным взаимодействи­ем, отношениями человека с этим миром в це­лом. Д. Берне указывает, что в ситуации, когда человек сердится, испытывает раздражение или гнев, типичными искажениями являются следующие:

1) использование «ярлыков». Другой человек может вызывать у нас тревож­
ные чувства, обвиняя или критикуя, не любя нас или не симпатизируя
нам, или просто не соглашаясь с нами. Когда мы называем другого «не­
годяем» или «свиньей», мы используем деструктивный путь создания
образа другого, позволяющий нам ощутить собственное превосходство;

2) «чтение чужих мыслей». Люди склонны придумывать мотивы, которые
объясняют, к их удовлетворению, почему другой человек делает то, что
он делает;

3) преувеличение негативного характера происходящего;

4) неадекватные заявления типа «должен» или «не должен». Когда нам не
нравятся действия других, мы говорим, что они «не должны» так делать.

Берне приводит в качестве примера работу со Сью, у которой возникли проблемы в отношениях с мужем, Джоном, из-за его дочери Сэнди. Эта де­вушка, по мнению Сью, манипулирует отцом. Женщина пыталась убедить мужа в том, что он должен быть более твердым в отношениях с дочерью, но


Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 385

он резко отрицательно реагирует на ее слова. Сначала Сью по заданию тера­певта формулирует свои мысли и чувства, переживаемые ею в этой ситуации, а затем осуществляет своего рода конфронтацию, подвергая их критике и на­ходя разумные возражения.

 

Пример работы со Сью (Вигпз, 1981) «Горячие мысли» Сью

«Холодные мысли» Сью


 


1. Как он смеет не слушать меня!


1. Легко. Он не обязан делать все по-мо­ему. Кроме того, он слушает, но он за­щищается, потому что я действую так напористо.


 


 


2. Сэнди лжет. Она говорит, что работа­ет, но это не так. Она ждет, что Джон ей поможет.


2. Это в ее натуре врать и лениться и ис­пользовать других, когда в школе при­ходится работать. Она ненавидит ра­боту. Это ее проблема.


 


 


3. У Джона не так много свободного вре- 3. Ну и что. Я люблю быть одна. Я в со-

мени, и если он тратит его, помогая ей, я должна быть одна и сама заботиться о своих детях.


стоянии сама позаботиться о своих де­тях. Я не беспомощна. Я могу делать это. Может быть, он захочет больше быть со мной, если я отучусь не сер­дить его все время.


 


 


4. Сэнди отнимает время у меня, Я не огорчалась бы так, если бы он зани­мался с моими детьми.


4, Это правда. Но я большая девочка. Я могу потерпеть одиночество некото­рое время.


 


 


5. Джон людей.


. Сэнди использует


5. Он большой мальчик. Если он хочет по­могать ей, он имеет право. Не вмеши­вайся. Это не мое дело.


 


 


6. Я не могу выдержать этого.


6. Я могу. Это только временно. Я выно­сила и худшее.


 


 


7. Я ребенок. Я заслуживаю того, чтобы чувствовать себя виноватой.


7. Я имею право иногда быть незрелой. Я не совершенство и не нуждаюсь в этом. Нет необходимости чувство­вать вину. Это не поможет.


 


Это помогло Сью почувствовать себя лучше и уменьшить свою склонность контролировать Джона. Хотя она еще чувствует, что он не прав, позволяя Сэнди манипулировать собой, она решила, что он имеет «право» быть «не­правым». Сью меньше критикует Джона, и он чувствует меньшее давление. Их отношения улучшаются и возникает атмосфера взаимного уважения и свободы. Конечно, критика ее «горячих мыслей» была не единственным фак­тором успешного брака Сью и Джона, но это был необходимый и огромный первый шаг, без которого все легко могло бы закончиться для них обоих (Вшпз, 1981).


386 Часть III. Разрешение конфликтов

Этот пример демонстрирует типичные способы работы с конфликтами в поведенческой психотерапии, соединенной с когнитивными подходами. С по­мощью терапевта клиент «заменяет» свои представления, которые являются причиной неадекватного поведения и переживаний, на более конструктив­ные, что позволяет ему изменить свое эмоциональное отношение к происхо­дящему и найти более эффективные стратегии реагирования и выстраивания отношений. Тем самым решается главная задача поведенческой психотера­пии — улучшение «реагирования» человека и его адаптации в целом к про­блемам социального взаимодействия. В соответствии с традицией поведенче­ских подходов они более ориентированы на работы с интерперсональными трудностями и конфликтами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...