Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое консультирование

Одно из определений консультирования, используемых в американской прак­тике лицензирования, гласит: «Консультирование — это совокупность проце­дур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершен-


404 Часть III. Разрешение конфликтов

ствования личности и межличностных отношений» (Кочюнас, 1999, с. 7). Сходным образом «Психотерапевтическая энциклопедия» определяет психо­логическое консультирование как профессиональную «помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации» (1998, с. 413). К этим проблемным ситуациям относятся экзистенциальные кризисы, межличностные конфлик­ты, семейные затруднения, проблемы профессионального выбора. В качест­ве основного отличия психологического консультирования от психотерапии подчеркивается, что «пациент воспринимается консультантом как дееспособ­ный субъект, ответственный за решение своей проблемы», однако тут же от­мечается, что сегодня границы между психотерапией и консультированием стираются (с. 414). Действительно, если придерживаться ортодоксальной трактовки психотерапии как метода лечения, ориентированного на личность с клиническими нарушениями, то психологическое консультирование рас­считано на здоровых людей без подобных отклонений. Однако, как уже отме­чалось, в наши дни понятие психотерапии, психотерапевтической помощи и психотерапевтических клиентов используется более широко, и в этом слу­чае границы психотерапии и психологического консультирования становятся трудно различимыми, и подчас эти понятия начинают использоваться как си­нонимы. Иллюстрируя это, Р. Кочюнас опирается на сравнение диапазона су­ществующих форм работы с континуумом, один из полюсов которого — кон­сультирование, а другой — психотерапия, область же между ними фактически может быть названа как консультированием, так и психотерапи­ей. «Чистым» консультированием в этом примере является деятельность, на­правленная на работу с ситуационными проблемами, возникающими у здоро­вых индивидов и решаемыми на уровне сознания (Кочюнас, 1999, с. 12-13). Однако ориентация на «ситуационность», нередко используемая в качестве отличительного признака процесса консультирования, на самом деле харак­терна не для всех его видов. Авторы «Психотерапевтической энциклопедии» считают, что в психологическом консультировании можно выделить по мень­шей мере три основных подхода:

1) проблемно-ориентированное консультирование (сопниШпц) направлено
на анализ проблемы и ситуацию, внешние причины ее возникновения;

2) личностно-ориентированное консультирование (соите1т%) предпола­
гает анализ личностных детерминант возникновения проблемы у чело­
века и работу с ними;

3) решение-ориентированное консультирование (зоШиоп 1аШ) направле­
но, как явствует из его названия, на решение проблемы, поиск ресурсов
и вариантов ее решения.

Особо подчеркивается, что при личностно-ориентированном консульти­ровании консультант воздерживается от советов и организационной помощи при решении проблемы; тем самым предполагается, что другие виды кон­сультирования их, очевидно, допускают (Психотерапевтическая энциклопе­дия, 1998, с. 414).


Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 405

Обращения к «именитым» авторам в попытке более четко определить гра­ницы психологического консультирования не проясняют ситуацию. Так, Мэй (напомним — автор первой появившейся на русском языке книги по психоло­гическому консультированию) в качестве цели процесса консультирования называет трансформацию личности и указывает на основные элементы по­следней фазы консультирования — факторы, способствующие трансформа­ции личности. По его мнению, по крайней мере в отдельных случаях, целесо­образно «изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избав­ления его от проблемы». Положительная роль, которую может сыграть этот прием, тесно связана с другим фактором — созидательной функцией понима­ния в целом, ибо «само понимание проблемы приводит в действие механизм трансформации». Следующий элемент — влияние эмпатической связи, воз­никающей между клиентом и консультантом и способствующей позитивным и конструктивным проявлениям клиента. Важным фактором трансформации личности становится также такой значимый в работе консультанта элемент, как «утилизация переживаний клиента». Принципиальным для гуманистиче­ской психологии становится представление, что «консультант должен стре­миться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их в конструктивное русло» (Мэй, 1994, с. 94-98). В этом примере переплетают­ся как те компоненты и приемы, которые могут считаться характерными для консультирования, так и то, что вполне типично для психотерапевтической работы.

Ф. Холлис предлагает следующую классификацию техник, используемых в консультировании и социальной работе. Во-первых, это техники, которые могут быть названы поддерживающими процедурами. Они включают в себя такие действия, как демонстрация интереса, желания помочь, понимания, признание возможностей и компетентности клиента, успокаивание его отно­сительно тех проблем, которые вызывают у него тревогу и вину. Это наиболее универсальные техники, применяемые фактически во всех видах практиче­ской работы.

Во-вторых, это процедуры прямого влияния, среди которых наиболее часто используются предложения и советы. В ситуациях социальной рабо­ты сотрудник может высказать свое мнение относительно тех действий, ко­торые стоит предпринять клиенту. Применение техник этого вида не столь универсально, оно более связано с особенностями консультируемого случая, и их эффективность, по мнению Холлис, в высокой степени зависит от на­личия сильной позитивной связи между клиентом и консультантом. Доба­вим к этому четкое описание техник прямого вмешательства, выполненное П. Пэпп:

Под прямыми вмешательствами понимаются советы, объяснения, предложения, интерпретации и задания, предназначенные для того, чтобы их поняли буквально и следовали им так, как предписывает терапевт. Они имеют целью непосредствен­но изменить правила или роли в семье. В их числе — обучение родителей управле-


406 Часть III. Разрешение конфликтов

нию детьми, перераспределение обязанностей между членами семьи, установле­ние правил дисциплины, регулирование права на личную жизнь, установление возрастной иерархии и сообщение информации, которой семья не располагает. К ним относятся также содействие открытому общению, выявление скрытых чувств, установление в семье личностной обратной связи и интерпретация внут­рисемейных взаимодействий. Предпринимая прямые вмешательства, терапевт рассчитывает на то, что его указаниям будут следовать, и поэтому прибегает к ним в тех случаях, когда считает, что они окажут воздействие на семью (Минухин, Фишман, 1998, с. 246-247).

Третья группа — это те действия консультанта, которые могут быть назва­ны катарсическими, или проясняющими. Они направлены на помощь клиен­ту в проявлении и выражении его чувств, эмоционально тяжелых воспомина­ний, также способствуют снижению напряжения.

Следующая категория приемов широко обозначается как рефлексивное рассмотрение актуальной ситуации человека, как пишет Холлис, «конфигу­рации человек — ситуация». Она включает в себя:

а) приемы, направленные на описание клиентом своей ситуации, ее эко­
номических, социальных, физических и других аспектов, людей, с кото­
рыми он связан;

б) приемы, имеющие своей целью прояснение того, что человек думает по
поводу своих действий, своего поведения, его последствий, и направ­
ленные на обсуждение возможных альтернативных стратегий поведе­
ния, использование доступных ресурсов, его отношений с людьми, с ко­
торыми он связан;

в) побуждение человека к рефлексивному отражению своих чувств, уста­
новок, представлений, которые могут не вполне осознаваться, быть не­
вербализованными или не рассматриваться как значимые; побуждения
к анализу собственных действий или реакций, которые могут не соот­
ветствовать ситуации или создавать проблемы;

г) действия, направленные на уточнение отношений клиента и консуль­
танта.

Все эти приемы, или «техники», обязательно используются, хотя бы час­тично, при работе консультанта с любым случаем.

Пятая категория методов включает в себя процедуры, направленные на побуждение клиента к рефлексии и осознанию внутренних детерминант ди­намики его реакций, на осознание взаимосвязи между различными аспектами его поведения, на осознание его искажений реальности или неадекватных ре­акций и т. д. Эта группа методов также ориентирована на осознавание челове­ком своей субъективности, взаимосвязей различных аспектов своего поведе­ния и внутренних реакций и т. д., но, в отличие от предыдущего, «в историче­ском плане» — ранее интернализованных способов реагирования, которые становятся частью актуальной ситуации. Все эти приемы, в большей или меньшей степени используемые при работе с разными «случаями», в конеч-


Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 407

ном счете «работают» на понимание того, как человек воспринимает свою жизненную ситуацию — его реальную ситуацию, его способ реагирования на нее и их взаимосвязи (НоШз, 1964).

Приведенные примеры, число которых могло бы быть увеличено, факти­чески свидетельствуют, что психологическое консультирование сегодня — это своего рода собирательное понятие для обозначения разных видов и при­емов психологической помощи людям; его непросто дифференцировать не только от психотерапевтической работы, но и от других видов психологиче­ской помощи — среди которых специалисты упоминают «советы», «инфор­мирование», «прямое действие», «обучение» и «системные изменения» (Пси­хологическая помощь и консультирование..., 1998, с. 57). В общем, можно сказать, что психотерапию часто считают более «глубоким» (или «глубин­ным») видом психологической помощи, имея в виду «глубину вовлеченности личности клиента (пациента) в процесс психотерапии в отличие от процесса консультирования» (с. 61). Соответственно считается, что консультирование релевантно случаям, когда «проблемы клиента не носят "встроенный" харак­тер, т. е. являются следствиями не его развитых внутренних ригидных невро­тических паттернов, а скорее обусловлены давлением внешних факторов» (с. 60-61). Для психологического консультирования характерно более при­стальное внимание к ситуациям, которые иногда обозначаются как «давление социальной реальности». В явном или скрытом виде цели психологическо­го консультирования часто связываются с расширением адаптационных воз­можностей человека: это проявляется, в том числе, и в использовании выра­жений типа «улучшение функционирования», «усиление эффективности» и т. д. Человек обращается за психологической консультацией, потому что у него возникают проблемы. Эти проблемы могут переживаться как межлич­ностные затруднения: конфликты в семье, на работе, с другими людьми. Че­ловек сам не может справиться с возникшей ситуацией, он хочет понять, что делать, как выйти из этой ситуации, как добиться понимания со стороны дру­гого или, может быть, воздействовать на него и т. д. Переживаемые трудности в этом случае, как правило, описываются как интерперсональная ситуация, т. е. описание отношений, взаимодействия, поведения сторон и т. д. Эти кон­фликты интерпретируются как возникающие «проблемы с другими», реше­ние которых требует изменений в интерперсональной плоскости отношений и взаимодействия.

При психотерапии психолог содействует диалогу человека с самим собой. Что же происходит при психологическом консультировании? Проведенный анализ дает основания для понимания процесса психологического консуль­тирования в ситуациях переживаемых клиентом конфликтов как психологи­ческой помощи в диалоге человека с другими. Действительно, если принять позицию, согласно которой при консультировании (в отличие от психотера­пии) проблемы клиента имеют не «встроенный» характер и в большей мере обусловлены «давлением социальной реальности», то это «давление» всегда проявляется в интерперсональном контексте, в отношениях со «значимыми


408 Часть III. Разрешение конфликтов

другими», в конфликтах с которыми и «персонифицируется» это «социаль­ное давление». В этом смысле психологическое консультирование — по край­ней мере, в том, что касается работы с конфликтами — это всегда психологи­ческая помощь человеку в поиске его взаимопонимания с «другими», работа с «человеком-в-ситуации». В пользу этого свидетельствует и анализ литера­туры по проблемам консультирования, в том числе и описания конкретных случаев работы. Стоит добавить, что изначально сложившаяся ориентация консультирования на «здорового индивида» открыла большие возможности работы с интерперсональными ситуациями (и, соответственно, конфликта­ми), поскольку возникающие у индивида проблемы рассматриваются уже не столько как следствие его внутренних нарушений, а как результат его неэф­фективного взаимодействия с окружением.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...