Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений

Описание психологического посредничества мы предварим обращением к опыту психологической работы с реальными ситуациями межличностных отношений и взаимодействия людей. Еще раз отметим, что в случае психотера­певтической работы речь идет скорее о внутренней проработке индивидуаль­ных проблем человека, в том числе и межличностных, в консультировании — о выработке стратегий преобразования человеком ситуации; в данном случае мы будем говорить о работе с конкретными межличностными отношениями.

Принцип одновременной работы с несколькими участниками ситуации имеет давнюю историю. Е. В. Сидоренко, упоминая о методе А. Адлера одно­временного консультирования детей, родителей и воспитателей, ссылается на его работу 1932 года (Сидоренко, 1995, с. 3). В данном случае мы обратимся к психологической работе с проблемами интерперсонального общения, когда терапевт вступает в непосредственный одновременный контакт с участника­ми взаимодействия.

Наиболее «продвинутой» в области психологической работы с «социаль­ными единицами» является семейная терапия, где наряду с традиционными


430 Часть III. Разрешение конфликтов

формами индивидуальной и групповой психотерапии используются и новые практики, например супружеская психотерапия, направленная на помощь се­мейной паре в преодолении семейных конфликтов и гармонизации их отно­шений.

При этом акцент часто делается на проблемах мотивации партнеров по браку, которые могут быть источником дисгармонии в их отношениях, на не­эффективных паттернах их взаимодействия и на возможностях или препят­ствиях к личностной реализации членов семьи. Наиболее распространенным в настоящее время является поведенческий подход. Типичная схема работы с проблемами взаимодействия включает несколько этапов: 1) заявление про­блемы супругами в терминах поведения; 2) высказывание ими своих чувств;

3) попытка решения супругами своих проб­
лем с помощью предложения вариантов, от-
Терапевт - это человек, который рас- _ _

_ бор наиболее приемлемых вариантов с после-

ширяет контексты, создавая такой но- с г с

вый контекст, в котором становится дующим обсуждением, поиск соглашения, от-
возможным исследование неизвестно- вечающего ряду критериев (Психотерапевти-
го ранее. Он поддерживает членов се- ческая энциклопедия, 1998, С. 613-614).
мьи и поощряет их экспериментиро- р любом случае «все семейные терапевты

вание с такими видами поведения, ко- сходятся во мнении, что с дисфункциональ-торые прежде ограничивала семейная

система, с появлением новь* возмож- ными аспектами семейного гомеостаза нужно
ностей семейный организм усложняет- бороться» (Минухин, Фишман, 1998, С. 71).
ся и вырабатывает более приемлемые Однако способы решения этой задачи могут
альтернативные решения проблем. быть различными.

С. Минухин, ч. Фишман с. Минухин описывает три возможных под­хода к семейной терапии. Один из них — он

связывает его с именем К. Витакера — исходит из следующего положения: «чтобы изменить целое, нужно добиться индивидуальных изменений у каж­дого члена семьи». Другой — стратегический подход — ориентирован на «ис­правление конкретных дисфункциональных аспектов семьи», поскольку про­блемы «идентифицированного пациента» поддерживаются организацией семьи, с которой и надо работать. Структурный подход исходит из того, что семья — это целостный организм, сложная система, которая «функциониру­ет ниже своих возможностей». Целью терапевтической работы становятся це­лостные изменения в семейной системе, к которым и стремится терапевт, бросая вызов организации семьи. При этом могут использоваться разные стратегии, которые Минухин обозначает как «вызов симптому», «вызов се­мейной структуре» и «вызов семейной реальности».

«Вызов симптому» заключается в том, что семья, имеющая проблемы, обыч­но связывает свои трудности с кем-то из ее членов — «носителем симптома». Задача терапевта в этом случае состоит в том, чтобы «поставить под сомнение существующее в семье определение проблемы и характер реакции на нее», преследуя цель «изменить или переформулировать представление семьи о

проблеме». «Вызов структуре семьи»----------- это попытка изменить сложившиеся

стандарты и стереотипы взаимодействия: «бросая вызов правилам», терапевт


Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 431

изменяет привычные схемы отношений, подсистемы семьи, функции отдель­ных членов семьи и т. д. в направлении усиления ее приспособительного по­тенциала. «Вызов семейной реальности» — это способ ее «переконструирова­ния», прежде всего за счет изменения восприятия семьи, системы семейных отношений и взаимодействий ее членами.

Наиболее впечатляющим примером работы с взаимодействием людей яв­ляется неоднократно упоминавшийся нами подход самого С. Минухина. Он исходит из того уже описывавшегося представления, что хотя семья, как пра­вило, связывает свои проблемы с одним из ее членов и ожидает от терапевта работы, направленной исключительно на него, на самом деле этот «иденти­фицированный пациент» — лишь «носитель симптома», а истинные причины проблем семьи — дисфункциональные взаимодействия в семье, и, следова­тельно, необходимо изменение этих взаимодействий. Таким образом, объек­том работы становится целостная система семьи, для обозначения которой С. Минухин использует слово «холон», обозначающее целостные системы, состоящие из нескольких частей.

Сам Минухин так формулирует различия между работой терапевта, рабо­тающего с отдельным человеком, и семейного терапевта: «Терапевт, работаю­щий с индивидом, говорит своему пациенту: "Изменись, поработай над собой, и ты будешь развиваться". Терапевт, работающий с семьей, воздействует на другом уровне. Члены семьи могут измениться лишь в том случае, если изме­нятся контексты, в которых они живут. Поэтому семейный терапевт призы­вает их: "Помогите другому измениться, и это позволит измениться вам во взаимоотношениях с ним и изменит вас обоих в рамках холона"» (Минухин, Фишман, 1998, с. 78). Цель работы терапевта связана с изменением отноше­ний в этом холоне: «...Супружеский холон должен научиться преодолевать конфликты, которые неизбежно возникают, когда два человека создают новое целое, — будь то вопрос о том, надо ли закрывать на ночь окна в спальне, или разногласия по поводу семейного бюджета. Выработка действующих стерео­типов проявления и разрешения конфликтов — важнейшая сторона такого первоначального периода» (там же, с. 30).

В чем заключается искусство семейной терапии? Оно означает, что нужно вклю­читься в семью, воспринимать действительность так, как воспринимают ее члены семьи, и принимать участие в повторяющихся взаимодействиях, которые образу­ют структуру семьи и формируют мышление и поведение людей. Оно означает, что такое включение нужно использовать как средство стать фактором, вызываю­щим изменения, который действует в рамках семейной системы и осуществляет свои вмешательства так, как это возможно только в данной семье, с целью создать иной, более продуктивный способ существования. Это означает, что нужно войти в лабиринт, который представляет собой семья, и дать ей в руки нить Ариадны.

С. Минухин, Ч. Фишман

Для достижения своих целей терапевт использует разнообразные приемы. Такой прием, как инсценировка, Минухин сравнивает с танцем и выделяет


432 Часть III. Разрешение конфликтов

в нем три фигуры: «В первой фигуре терапевт наблюдает спонтанные взаимо­действия в семье и решает, какие дисфункциональные области следует выде­лить. Во второй фигуре терапевт создает сценарии, по которым члены семьи исполняют свой дисфункциональный танец в его присутствии. А в третьей фигуре терапевт предлагает альтернативные способы взаимодействия. По­следняя фигура может обозначить перспективы и вселить в семью надежду» (с. 87). Таким образом, терапевт в ходе сеанса создает определенные события, побуждает членов семьи справляться с проблемами при помощи непривыч­ных для них способов взаимодействия, поддерживает их успешные действия и надежду на позитивные изменения.

Большое значение при этом приобретает то, как складываются отношения проблемной семьи с психотерапевтом, какую позицию он занимает в процес­се работы. В частности, существует определенный риск того, что терапевт окажется «втянутым в поле семьи» и это помешает его терапевтическим уси­лиям. В качестве одного из возможных решений этой проблемы предлагается использование группы терапевтов или терапевта и помощника, что обеспечи­вает некий «баланс» в их взаимодействии с семьей, а если нужно, то и опреде­ленную конфронтацию, противостояние в интересах терапевтического про­цесса. Очевидно, наиболее оптимальным вариантом, как предлагает Мину-хин, является способность терапевта «чувствовать себя свободно при самых разных уровнях вовлеченности» и использовать как приемы конфронтации, так и нейтральной позиции или обособления — в общем, применять самые разные методы. Работая с семьей, Минухин допускает использование оценок и проявления собственного отношения к высказываниям участников тера­певтического процесса. Например, обращаясь к женщине и комментируя ее диалог с мужем, он говорит: «Я думаю, люди иногда чувствуют подавлен­ность, когда им, как вашему мужу, приходится быть неискренними. Ваш муж не склонен высказываться напрямик. В вашей семье очень много неискренно­сти, потому что вы, в сущности, очень хорошие люди и очень стараетесь не огорчать друг друга. И поэтому вам приходится очень много лгать с самыми лучшими намерениями» (там же, с. 42).

В качестве еще одного примера работы с обоими участниками конфликта укажем на практику Н. Пезешкиана. Пезешкиан считает, что «пары являются особым случаем семейной терапии»: «Пара совместно обращается за помо­щью к терапевту. Предметом терапии могут стать проблемы в их отношениях или их отношениях с окружением — детьми, родственниками супруга, на ра­боте и так далее. Оба партнера приходят на занятие вместе и своим поведе­нием дают терапевту пример того, как они взаимодействуют друг с другом. Терапевт может непосредственно вмешиваться и пытаться изменить их пове­дение или же может вести их к когнитивной дифференциации конфликта и осознанию возможностей изменения форм взаимодействия» (Пезешкиан, 1993, с. 79).

Отмечая отличия семейной терапии, основным объектом которой являет­ся семья, от индивидуальной, где устанавливаются двусторонние отношения


Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 433

между терапевтом и индивидом, Пезешкиан считает, что в случае невозмож­ности вовлечь все конфликтующие стороны в терапевтический процесс мож­но работать с отдельным пациентом. Это может повлиять на сопротивление других членов семьи и побудить их включиться в занятия. Если же этого не происходит, то возможна другая стратегия — работа с одним из членов семьи, изменение его позиции и семейной роли в свою очередь нарушает правила взаимодействия в семье и тем самым оказывает терапевтическое воздействие на всю семью. Пезешкиан называет это «семейная терапия без партнера». С этой целью, например, могут использоваться инструкции для выполнения самостоятельных «домашних заданий». Для преодоления межличностных конфликтов предлагается стратегия, включающая пять стадий: 1) наблюде­ние/дистанцирование, предполагающее отказ от критики и стереотипных оценок; 2) инвентаризация, направленная на оценку негативных и позитив­ных способностей партнера, характерных или желательных для самого паци­ента; 3) ситуативное поощрение как подкрепление «правильного» поведение партнера; 4) вербализация — использование соответствующих конструктив­ных правил для обсуждения проблем с партнером; 5) расширение целей, на­правленное на выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных возможностей и без переноса негативного опыта. Пе­зешкиан подчеркивает, что «на каждой из этих пяти ступеней человек рас­сматривается как социальное существо, живущее в сообществе, в котором оно развивается и в котором возникают его конфликты», «позитивная семейная терапия обращается к семье, в которой живет пациент» (с. 185).

Существуют и другие достаточно разнообразные возможности психологи­ческой работы с конкретной межличностной ситуацией клиента — от диалога самого психолога с клиентом до группового тренинга, в процессе которого из­меняются привычные для человека представления о его взаимодействии с людьми. Тот же Пезешкиан упоминает группы позитивной самопомощи. Они работают в трех основных направлениях: взаимоотношения типа «врач — па­циент», «учитель — ученик», «юрист — клиент» и т. д.; отношения врачей (юристов, учителей и др.) к своим коллегам и профессионалам в смежных об­ластях; отношение участников занятий к своим собственным семьям (Пезеш­киан, 1993, с. 215). При этом предметом работы является актуальный кон­фликт, на проработке которого и делается акцент в занятиях группы.

На близких идеях основывается практика отечественного психолога Е. В. Сидоренко, форму которой она сама определяет как «реориентацион-ный тренинг». Программа тренинга, направленного на преодоление трудно­стей и развитие сотрудничества во взаимодействии взрослых и детей, вклю­чает в себя и осознание участниками собственных проблем и трудностей в этом взаимодействии, и построение на этой основе «демократических» (по выражению автора) отношений с детьми. Сидоренко подчеркивает, что «ре-ориентация должна трактоваться не как изменение курса, а как раскрытие це­лого "веера" возможностей» человека, что «помогает ему почти незаметно для себя преодолевать те "кристаллизованные паттерны поведения", которые пре-


434 Часть III. Разрешение конфликтов

пятствуют движению в непривычных направлениях» (Сидоренко, 1995, с. 4). Опираясь на конкретные трудные ситуации во взаимодействии взрослых (ро­дителей и педагогов), психолог ведет их к новому видению своих проблем, овладению продуктивными способами их преодоления и в конечном счете к формированию нового стиля взаимодействия.

Таким образом, в рамках терапевтических подходов (особенно семейной терапии) развиваются идеи и формы работы, которые, в сущности, имеют своей целью изменение сложившихся форм отношений людей, осознание и прояснение того, что игнорируется или подавляется ими, и переход на но­вый, более подлинный уровень взаимодействия, который может быть обозна­чен как диалогическое общение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...