Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучающие программы для школьников

Школьный возраст расширяет возможности форм обучения. М. Липман, ди­ректор Института по развитию философии для детей (США), участник созда­ния программ преподавания философии в школе, предлагает интеллектуаль­ный подход, основанный на когнитивной работе и формировании ненасильст­венных ценностей. Эта работа включает в себя несколько этапов: обсуждение на конкретных примерах содержания понятий «мир» и «насилие»; описание через обсуждение и дискуссию с детьми соответствующей феноменологии — каковы они, «мир» и «насилие»; обсуждение возможных средств достижения позитивных ценностей и избегания негативных; обсуждение потенциальных причин процветания тех или иных ценностей и др. (Липман, 1995).

Считается важным развитие как навыков понимания конфликтов, так и эффективных средств разрешения или управления конфликтами. Дж. Леви считает необходимым отражать в учебной программе обучения разрешению конфликтов вопросы, связанные, с одной стороны, с возникновением и при­чинной обусловленностью конфликтов, с другой — с предупреждением, раз­решением конфликтов и управлением ими. Начинается учебный курс обычно с определения понятий конфликта и обсуждения несовместимости интересов людей и их поведения. Далее вводятся основные представления об источни­ках конфликтов и их типах — внутриличностном и интерперсональном (меж­ду двумя и более людьми, группами, представителями разных культур и т. д.). К изложению основного материала могут привлекаться сведения из области теории игр, коммуникации, ценностного анализа, группового взаимодейст­вия, коллективных переговоров и кросс-культурного взаимодействия, а также анализ конфликтных теорий из биологии, истории, психологии, социологии, политических наук, экономики, образования и других областей. Теоретиче­ская и практическая части обучения строго не разделяются, теоретические рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение навыкам разрешения конфликтов. Практическое обучение включает ролевые


Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 491

игры, анализ конкретных случаев, моделирование ситуаций и т. д. Наряду с этим считается важной практика в слушании, решении проблем, совершен­ствовании речи и критическом мышлении. Вводятся правила, типичные для группового обучения (кооперативная атмосфера, уважение к мнениям и чув­ствам другого, сохранение конфиденциальности происходящего в группе, под­держка учеников со стороны друг друга и преподавателя и т. д.). В качестве примера Леви приводит следующие варианты занятий.

Для начального образования (дети от 5 до 12 лет)________________________

А. Кооперативные навыки: групповая кооперация в процессе коллективного рисования.

Б. Кооперативные навыки: групповые кооперативные игры, например группо­вая пантомима, изображающая различные ситуации, такие как катание на коньках, остановка трамвая в час пик и т. д., предполагающие совместные действия, движения, смех.

В. Коммуникация: формирование навыков слушания. Большинство из предла­гаемых упражнений или игр направлены на понимание того, что такое ком­муникация или каковы причины неэффективной коммуникации, например игры «Испорченный телефон», «Телеграф» (по тому же принципу, но на не­вербальной коммуникации), совместное рассказывание историй (один на­чинает, другой продолжает и т. д., пока круг не закончен), описательные иг­ры, предполагающие сравнение различных описаний одного и того же объ­екта, и т. д.

Г. Творческое разрешение конфликтов.

• Сценки. Разыгрывается конфликт, соответствующий возрасту детей,
например, младшая сестра берет книжку старшей, между ними начина­
ется борьба. В комнату входит мать. Что она должна сделать? Сценки
представляются без решения, чтобы дети могли предлагать свои вари­
анты.

• Кукольный театр. Хорошо использовать для маленьких или застенчивых
детей. После просмотра конфликта, разыгранного куклами, класс разби­
вается на маленькие группы для его обсуждения.

• Ролевые игры. Используются сюжеты, хорошо знакомые детям, напри­
мер, школьные конфликты, связанные с исключением из группы, обида­
ми, проказами ит. д.

• Другие техники, такие как брейнсторминг, быстрое принятие решений,
личные истории конфликтов, чтение историй, написание сказок, рисова­
ние комиксов.

Д. Разделение чувств.

• Общий круг, в котором каждый может высказаться, если он этого хочет,
и каждый может быть услышан.

• Социальный барометр, когда дети с помощью специальной оценочной
шкалы от +5 до -5 оценивают свои чувства в связи с определенной темой.

• Игры на доверие, включающие «Прогулку с завязанными глазами», «Утра­
ту доверия», «Усиление доверия» и др.


492 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения

Для среднего образования (возраст от 12 до 18 лет)_

А. Дневник конфликтов. И преподаватели, пучащиеся в течение одной неде­ли заполняют Дневник Конфликтов. Каждый раз, когда они сталкиваются с конфликтом или разногласиями с кем-то, они заносят это в дневник, отве­чая на вопросы: Кто был вовлечен в конфликт? О чем был этот конфликт? Как он закончился? В последний вечер отвечают на следующие вопросы: В ка­ком проценте конфликтов вы говорили о своем несогласии? В скольких кон­фликтах вы чувствовали гнев? Как вы обычно справляетесь с конфликтами? Наблюдая за конфликтами других людей, видели ли вы примеры способов разрешения конфликтов, которые вы хотели бы использовать? Каковы они? Почему вы хотели бы их использовать? Наблюдалили вы конфликты, кото­рые вы хотели бы разрешить иначе? Почему?

Б. Стили разрешения конфликтов. Учащиеся читают короткие ситуации и за­писывают или говорят о своих реакциях, при этом обсуждаются их возмож­ные стратегии поведения (такие, как уход, конфронтация, решение проблем, медиация) и принимаемые ими роли.

В. Навыки коммуникации. Используются упражнения в слушании, невербаль­ном поведении, передаче сообщений, передаче эмоций и т. д.

Приведенный перечень указывает на широкие возможности использова­ния обучающих программ в школьном возрасте. Нетрудно предположить, что выстроенные с учетом особенностей нашей культуры и нашей системы обра­зования, они нашли бы своих приверженцев и среди педагогов, и среди уче­ников и в нашей школе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...