Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высшее учебное заведение УкоопсоюзаВысшее учебное заведение Укоопсоюза Полтавский университет экономики и торговли Кафедра статистики
Статистика финансов с основами экономической статистики
Учебные задания и методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов направления 6.030508 “Финансы и кредит”, программы профессиональной подготовки „Финансы”
Полтава 2010 Авторы: Цветкова Л.А., к.э.н., доцент кафедры статистики ПУЭТ Калиниченко О. В., ассистент кафедры статистики ПУЭТ Рецензенты: Вишневецкая Л. И., доцент кафедры статистики ПУЭТ Скибенко С. Т., к.э.н., доцент кафедры финансов ПУЭТ
Учебные задания обсуждены и одобрены на заседании кафедры статистики протокол № 4 от 8 декабря 2010 г.
Введение Дисциплина “Статистика финансов с основами экономической статистики” является одной из выборочных учебных дисциплин, рекомендованных для общеэкономической подготовки специалистов направления „Финансы и кредит” Курс состоит из двух модулей – основы экономической статистики (модуль 1) и статистика финансов (модуль 2). Дисциплина изучается в объеме 180 часов, в завершение изучения курса студенты проходят итоговый модульный контроль. Изучение данной дисциплины ставит своей задачей научить студентов прикладному применению знаний, полученных ими в курсе статистики (теории статистики), для расчета и анализа конкретных статистических показателей на уровне экономики страны в целом, отдельных секторов экономики, а также на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства. В связи с этим в составе курса выделены два блока укрупненных тем. В первый блок (модуль 1) включены темы, которые охватывают методологию расчета и анализа статистических показателей на макроуровне (демографическая статистика и связанные с ней статистика рынка труда, уровня жизни населения, система национального счетоводства и определения важнейших макроэкономических показателей) и методологию вычисления и анализа статистических показателей, связанных с факторами производства и его результатами на микроуровне. Второй блок (модуль 2) охватывает темы, в которых раскрывается методология вычисления и анализа статистических показателей финансово-кредитной сферы и финансовых показателей нефинансовых корпораций.Выработка навыков прикладных статистических исследований будет полезной и необходимой студентам в процессе их формирования как разносторонне подготовленных специалистов, способных решать ситуационные задачи разного содержания и уровня сложности, в будущей работе в учреждениях финансово-кредитной сферы и в финансовых подразделениях субъектов хозяйствования различных форм собственности. Учебная дисциплина “Статистика финансов с основами экономической статистики” изучается студентами направления 6.030508 “Финансы и кредит” на втором курсе в четвертом семестре в соответствии с приведенным далее тематическим планом. Целью преподавания курса является предоставление студентам системных знаний по методике применения статистического инструментария для изучения массовых экономических процессов и явлений на макро- и микроуровнях и в финансово-кредитной сфере экономики. Задачей дисциплины является формирование у студентов способности воспринимать, обобщать и анализировать профессиональную информацию, обосновывать выбор необходимых статистических методов для обработки финансовых и экономических данных и осуществлять экономическую интерпретацию полученных результатов. В результате изучения курса студент должен знать: методику расчета и экономическое содержание статистических показателей соответствующих сфер экономики и порядок их отображения в статистической отчетности, эволюцию, принципы и закономерности функционирования финансовой, бюджетной, налоговой и кредитной систем и основные показатели, характеризующие уровень их развития и эффективность функционирования, взаимосвязи и взаимозависимости показателей на макро- и микроуровнях, методику сбора, обработки и анализа статистических данных для решения задач, поставленных в профессиональной деятельности. После завершения изучения курса студент должен уметь: формировать необходимые массивы статистической информации, обобщать, анализировать статистические данные и представлять их в виде, необходимом для информационного обзора или аналитического отчета;на основе изучения финансово-экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; анализировать динамику и тенденции экономических показателей с учетом внутренних и внешних влияющих факторов; прогнозировать динамику социально-экономических явлений и процессов, развитие банковского сектора, финансовых и страховых рынков, оценивать риски в их развитии; экономически грамотно и наглядно оформлять результаты расчетов, аргументировать выводы. Содержание курса отвечает учебной программе, утвержденной постановлением Ученого совета ПУЭТ 1 июля 2010 года, протокол № 6.
Учебная программа Модуль 1.Основы экономической статистики Тема 1.7. Статистика труда Статистическое изучение состава работников. Важнейшие учетно-статистические категории численности работников. Численность персонала в эквиваленте полной занятости. Показатели средней численности работников и способы их расчета. Абсолютные и относительные статистические показатели движения численности работников. Статистический учет рабочего времени работников в человеко-днях и человеко-часах. Фонды рабочего времени, их вычисление и статистический анализ использования и структуры. Статистические показатели средней продолжительности рабочего дня и рабочего периода, их взаимосвязь и построение соответствующих коэффициентов использования рабочего времени. Построение и анализ баланса рабочего времени. Понятие производительности труда, ее прямые и обратные показатели и их взаимосвязь. Система показателей средней выработки продукции и методика их расчета. Натуральный, стоимостный и трудовой методы измерения уровня и динамики производительности труда (индексный анализ динамики уровня средней производительности труда). Средний арифметический индекс производительности труда по методологии С.Г. Струмилина. Статистическое изучение состава фонда оплаты труда. Система показателей уровня средней заработной платы и методика их расчета. Взаимосвязь показателей средней заработной платы, среднего заработка и среднего дохода работников. Статистический анализ динамики средней заработной платы и соотношения роста производительности труда и заработной платы. Статистический анализ использования фонда оплаты труда. Статистическая отчетность по труду и ее основное содержание. Модуль 2. Статистика финансов На начало года 1. Фактически проживало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340,7 из них временно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21,8 2. Временно отсутствовало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28,3 На протяжении года 3. Родилось – всего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3,8 из них в семьях постоянного населения . . . . . . . . . . . . . . . . 3,6 4. Умерло – всего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5,1 из них в семьях постоянного населения . . . . . . . . . . . . . . . . 4,8 5. Прибыло на постоянное место жительства . . . . . . . . . . . . . . 6,9 4. Вернулось из числа временно отсутствующих . . . . . . . . . . 14,5 5. Выбыло на постоянное место жительства в другие населенные пункты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 4,2 Определите: 1) численность наличного населения на конец года; 2) численность постоянного населения: а) на начало года; б) на конец года; 3) коэффициенты (отдельно для наличного и постоянного населения): а) рождаемости; б) смертности; в) естественного прироста (убыли); г) миграционного (механического) прибытия; д) миграционного (механического) выбытия; е) миграционного (механического) прироста (убыли); ж) валовой миграции; з) общего прироста (убыли) населения. Объясните содержание полученных коэффициентов. 1.2.3. Численность населения региона составила (тыс.чел.): на 1.01.2008 г. – 2433,2; на 1.07.2008 г. – 2435,1; на 1.01.2009 г. – 2430,8; на 1.03.2009 г. – 2427,4; на 1.09.2009 г. – 2425,0; на 1.01.2010 г. – 2421,6. В течение 2009 г. в регионе родилось 29,1 тыс.чел, умерло 36,4 тыс.чел. Определите: 1) среднегодовую численность населения региона: а) за 2008 г.; б) за 2009 г.; 2) за 2009 г.: а) коэффициент рождаемости; б) коэффициент смертности; в) коэффициент естественного прироста (убыли); г) коэффициент жизненности населения; 3) общий прирост (убыль) и коэффициент общего прироста (убыли) населения: а) за 2008 г.; б) за 2009 г.; 4) за 2009 г. миграционный прирост и коэффициент миграционного прироста (убыли) населения; 5) ожидаемую численность населения в регионе на 1.01.2013 г.
1.2.4. Известны следующие данные по экономическому району (тыс. чел.): - среднегодовая численность населения 3910 - среднегодовая численность трудовых ресурсов 2040 - коэффициенты : - рождаемости 8‰ - смертности 13‰ - механического прироста 3‰ Определите: 1) коэффициенты естественного и общего прироста населения; 2) перспективную численность населения и трудовых ресурсов через четыре года, полагая, что коэффициент общего прироста не изменится, а доля трудовых ресурсов в общей численности населения будет выше по сравнению с предыдущим годом во втором году – на 0,05 процентного пункта, в третьем году – на 0,06 процентного пункта, в четвертом году – на 0,08 процентного пункта.
1.2.5. Численность детей в городе на 01.09.2010 г. составила: четырехлетние – 6420 чел., пятилетние – 6190 чел. Определите ожидаемую численность семилетних и восьмилетних детей на 01.09.2013 г., если известны следующие повозрастные коэффициенты смертности: - для четырехлетних – 6,6‰; - для пятилетних – 5,7 ‰; - для шестилетних – 4,9‰; - для семилетних – 4,6‰.
1.2.6. Известны следующие данные по региону (тыс.чел.): На начало года: Численность трудоспособного населения в рабочем возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3378,6 Численность занятого населения в возрасте, младше и старше рабочего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130,9 На протяжении года Вступило в рабочий возраст трудоспособного населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112,4 Вовлечено для работы в секторах экономики лиц в возрасте, старше рабочего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 20,7 Прибыло из других регионов трудоспособного населения в рабочем возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26,1 Выбыло из состава трудовых ресурсов по различным причинам (в связи с выходом на пенсию, потерей трудоспособности, смертью и т.д.): а) трудоспособных лиц в рабочем возрасте . . . . . . . . . . . . . . 152,3 б) лиц в нерабочем возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17,6 Выбыло в другие регионы трудоспособных лиц в рабочем возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13,2 Определите: 1) численность трудовых ресурсов на начало года; 2) на конец года: а) численность работоспособных лиц в рабочем возрасте; б) численность занятых, находящихся за пределами рабочего возраста; в) численность трудовых ресурсов; 3) коэффициенты естественного, механического и общего пополнения и выбытия трудовых ресурсов; 4) коэффициенты естественного, механического и общего прироста (уменьшения) трудовых ресурсов. 1.2.7.Имеются следующие данные по районам города за два периода:
Определите средний по городу коэффициент (уровень) безработицы за каждый период и проанализируйте его динамику индексным методом.
1.2.8. Известны следующие данные по двум регионам, входящим в один экономический район (тыс.чел.):
Определите:1)уровни безработицы за каждый период: а) по отдельным регионам; б) в целом (в среднем) по двум регионам; 2) агрегатные индексы численности экономически активного населения, числа безработных и коэффициента безработицы; абсолютное изменение числа безработных всего, в том числе за счет изменения: а) численности экономически активного населения; б) уровня безработицы; 3) индексы среднего по двум регионам уровня безработицы: а) переменного состава; б) постоянного состава; в) влияния структурных сдвигов; 4) абсолютное изменение числа безработных в целом по двум регионам – общее и в частности за счет изменения: а) общей численности экономически активного населения двух регионов; б) уровня безработицы в отдельных регионах; в) структуры общей численности экономически активного населения регионов. Объясните полученные результаты.
1.2.9. Известны следующие данные по региону (тыс. чел.):
Определите абсолютное изменение числа занятых на начало 2010 г., по сравнению с 2009 г. за счет изменения: а) численности экономически активного населения; б) уровня занятости.
1.2.10.Известны следующие данные по городу (тыс.чел.):
Определите (в тыс.чел. и процентах) общее изменение численности безработных на начало 2010 г. по сравнению с 2009 г. и в частности за счет изменения: а) численности экономически активного населения; б) уровня (коэффициента) безработицы.
1.2.11. Численность занятых в области сократилась на 4,2% и составила 1944,7 тыс.чел., при этом численность экономически активного населения уменьшилась на 6,5%. Определите:1)изменение уровня (коэффициента) занятости (в процентах); 2) изменение численности занятых (в тыс.чел.) – всего и в частности за счет изменения: а) численности экономически активного населения; б) уровня (коэффициента) занятости. 1.2.12. Численность безработных в области сократилась в отчетном периоде по сравнению с базисным со 186 тыс.чел. до 173 тыс.чел. при росте уровня безработицы на 2% . Определите изменение числа безработных (в тыс.чел. и процентах) и установите, в какой мере изменение числа безработных в области было обусловлено изменением численности экономически активного населения, а в какой – изменением уровня безработицы. Тема 1.7. Статистика труда Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы и решению типовых задач приведены в [5, с.4-19; 7, с. 63-75].
Задания для практических занятий и самостоятельной работы 1.7.1.Известны следующие данные по производственному предприятию, которое начало свою деятельность 23 марта:
Определите за март: 1) среднеучетную численность работников; 2) среднее число фактически работавших лиц; 3) среднеявочную численность работников, если число целодневных простоев за март составило 14 человеко-дней; 4) коэффициенты использования: а) среднеучетной численности работников; б) среднеявочной численности работников. 1.7.2.Известны следующие данные по предприятию за второй квартал (75 рабочих дней):
Определите: 1) фонды рабочего времени рабочих в человеко-днях: а) календарный; б) табельный; в) максимально возможный; 2) коэффициент использования максимально возможного фонда рабочего времени; 3) среднюю учетную численность рабочих; 4) среднюю явочную численность рабочих; 5) среднюю фактическую продолжительность рабочего периода (квартала) в днях и часах; 6) среднюю фактическую продолжительность рабочего дня: а) полную; б) урочную. Покажите взаимосвязь показателей, вычисленных в п.п.5 и 6а. 1.7.3.Известные данные о движении работников на предприятии (чел.):
Определите: 1) среднее учетное число работников; 2) коэффициенты оборота работников по приему и по увольнению; 3) общий коэффициент оборота рабочей силы; 4) коэффициент текучести рабочей силы; 5) коэффициент постоянства кадров. 1.7.4.Известны следующие данные по предприятию:
Определите абсолютное отклонение по численности рабочих, служащих и всех работающих без учета и с учетом выполнения плана по объему производства. 1.7.5.По плану на 1 квартал на предприятии средняя учетная численность рабочих должна была составить 1120 человек, служащих - 140 человек. Фактически среднеучетная численность рабочих в январе составила 1189 человек, в феврале – 1080, в марте - 1100 человек. Учетная численность служащих на 01.01 составляла 156 человек, на 01.02 – 142, на 01.03. – 136, на 01.04 – 140 человек. Определите абсолютное отклонение по средней учетной численности каждой категории и в целом по персоналу: а) без учета выполнения плана по объему производства; б) с учетом выполнения плана по объему производства, если известно, что план по объему выпуска продукции перевыполнен на 2,5%. 1.7.6. За отчетный год на предприятие было принято 200 рабочих, уволено 268, из них по собственному желанию – 70 человек, за нарушения трудовой дисциплины – 25 человек. Фактически рабочими отработано 247520 человеко-дней, неявки по всем причинам составили 152000 человеко-дней, целодневные простои – 160 человеко-дней, произведено продукции на 820 млн.ден.ед. Определите: 1) коэффициенты оборота по приему, по увольнению и текучести рабочих; 2) среднюю годовую и среднюю дневную выработку одного рабочего. 1.7.7. Имеются следующие данные по предприятию за июнь:
Определите за месяц показатели: 1) средней выработки продукции рабочего: а) часовой; б) дневной; в) месячной; 2) средней месячной выработки продукции одного работника. Покажите взаимосвязь между вычисленными показателями. 1.7.8. В отчетном периоде по сравнению с базисным среднеучетная численность персонала сократилась на 2,6%, при этом уровень производительности труда повысился на 1,9%. Определите, как изменился объем выработанной продукции. 1.7.9. В отчетном периоде по сравнению с базисным средняя часовая выработка рабочего повысилась на 1,4%, а средняя дневная выработка выросла на 2,3%. Определите, как изменилась средняя продолжительность рабочего дня. 1.7.10. В июне по сравнению с маем общее количество отработанных всеми рабочими человеко-часов увеличились на 3,3%, а общее количество отработанных всеми рабочими человеко-дней увеличились на 3,7%; при этом средняя часовая производительность труда рабочего не изменилась. Определите, как изменилась средняя дневная производительность труда одного рабочего. 1.7.11. В отчетном квартале по сравнению с предыдущим кварталом средняя квартальная выработка продукции одного среднеучетного рабочего уменьшилась на 0,6%, средняя продолжительность рабочего квартала в днях увеличилась на 1,7%, средняя продолжительность полного рабочего дня сократилась на 2,2%, доля рабочих в среднеучетном числе всех работников выросла на 3,4%. Определите, как изменились средняя часовая и средняя дневная выработка одного рабочего и средняя квартальная выработка одного работника (в процентах). 1.7.12. Известны следующие данные по двум промышленным предприятиям:
Определите: 1) индексы производительности труда (выработки продукции) по отдельным предприятиям (индивидуальные индексы); 2) общие индексы производительности труда, численности работников, объема производства; 3) абсолютный прирост объема производства – всего, в том числе за счет изменения: а) уровня производительности труда; б) численности работников. Сделайте выводы.
1.7.13.Известны следующие данные по предприятию:
Определите: 1) динамику производительности труда по каждому виду продукции; 2) общий индекс производительности труда (по агрегатной и средней взвешенной формулам); 3) общий индекс трудоемкости продукции; 4) экономию рабочего времени, полученную в результате роста производительности труда при производстве каждого вида продукции и в целом по двум видам. Сделайте выводы.
1.7.14.Известны следующие данные по сельскохозяйственным предприятиям административного района:
Определите: 1) среднюю выработку одного работника по отдельным отраслям сельского хозяйства и по сельскому хозяйству в целом за отдельные периоды; 2) общие индексы производительности труда: а) переменного состава; б) постоянного состава; в) структурных сдвигов. Сформулируйте выводы. 1.7.15. За отчетный квартал рабочим плодоконсервного завода начислены следующие денежные суммы (тыс.грн.):
Среднеучетная численность рабочих составляла 72 человека, в течение квартала ими отработано 5256 человеко-дней, 39946 человеко-часов. Определите: 1)фонды заработной платы рабочих: а) часовой; б) дневной; в) квартальный; 2) среднюю заработную плату одного рабочего: а) часовую; б) дневную; в) квартальную. Покажите взаимосвязь между исчисленными показателями фондов и средней заработной платы. 1.7.16. Средняя учетная численность работников на предприятии за период уменьшилась на 2,3%, отработанное ими время в человеко-днях сократилось на 7%, уровень заработной платы за фактически отработанное время вырос на 4,8%, коэффициент доплат до полного фонда заработной платы увеличился на 2,6%, а коэффициент доплат до общего дохода, начисленного работникам, – на 5,1%. Определите (в процентах) изменение за период величины дохода, начисленного одному работнику. 1.7.17. Известны следующие данные по фирме за два периода:
Кроме того, известно, что цены на товары и услуги за анализируемый период выросли на 6,5%. Определите: 1) фонд заработной платы и его структуру за каждый период; 2) индексы номинальной и реальной заработной платы; 3) индексы номинального и реального дохода в расчете на одного работника. Сделайте выводы. 1.7.18. Известны следующие данные по предприятию:
Определите: 1) коэффициент опережения (отставания) роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы; 2) коэффициент эластичности заработной платы от производительности труда; 3) абсолютные приросты фонда заработной платы в результате изменения численности работников и средней заработной платы. 1.7.19. Известны следующие данные по агрофирме за два периода:
Определите: 1) индексы заработной платы по каждой категории рабочих (индивидуальные индексы); 2) общие индексы средней заработной платы: а) переменного состава; б) постоянного состава; в) структурных сдвигов. Раскройте экономическое содержание исчисленных общих индексов и покажите их взаимосвязь. Модуль 2. Статистика финансов Приложение А
Порядковые номера дней в году
Высшее учебное заведение Укоопсоюза Полтавский университет экономики и торговли Кафедра статистики
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |