Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и вид туристского договора

Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. В соответствии со ст. 420 ГК РФ «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Часть Вторая Гражданского Кодекса РФ представляет возможность выбора договора, который следует заключать между туристом и туристской фирмой.

В практической туристской деятельности этот вопрос сужается к выбору между договором купли-продажи туристского продукта и договором об оказании туристских услуг.

Гражданский Кодекс РФ уделяет равнозначное внимание и договору купли-продажи и договору возмездного оказания услуг. Правоотношениям возникающим при оказании услуг, посвящены ст.ст. 779-783, объединенные в главу 39 ГК РФ. Понятие договора возмездного оказания услуг содержится в статье 779 ГК РФ, где определяется что, «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». При этом в части второй данной статьи содержится положение о том, что правила главы 39 ГК РФ «применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных...».

Таким образом, имеется прямое указание закона (Гражданский кодекс РФ) о виде договора используемого при возникновении туристских правоотношений. Основываясь на нормах Главы 39 ГК РФ, становится возможным сделать вывод о принадлежности договора заключаемого между туристом и туристской фирмой к договору возмездного оказания услуг.

При этом туристские услуги будут оказываться чаще всего не тем, кто реализовал туристскую путевку (турагент), а туристской либо иной организацией, непосредственно предоставляющей услуги по проживанию, питанию, транспортные и другие услуги /туроператором/, т.е. третьим лицом. Такая возможность закреплена в ст. 780 ГК РФ, где указывается, что исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусматривается договором возмездного оказания услуг. Возможность исполнения обязательства третьим лицом закреплена в ст. 313 ГК РФ: «Исполнение обязательств может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично». Таким образом, отношения, возникшие между турагентом и туристом, в конечном итоге исполняются туроператором, который и несет ответственность перед турагентом за качественность своего продукта, а последний в ряде случаев несет ответственность перед туристом.

Несмотря на то, что гражданские правоотношения в первую очередь регулируются ГК РФ, а только после иными нормативными актами в области гражданских отношений, нельзя не отметить, что туристская деятельность, как один из видов гражданских правоотношений, регламентируется специальным Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятом после вступления в силу части второй Гражданского кодекса.

Статья 10 Главы четвертой ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» рассматривает вопрос реализации туристского продукта посредством заключения договора.

Законодатель не определяет обязательный вид туристского договора – либо договор купли-продажи туристского продукта, либо договор оказания туристских услуг.

В Законе неоднократно говорится о реализации тура или туристского продукта и не упоминается об оказании услуг. В ст. 6 Закона при перечислении прав туриста указано, что турист имеет право «на возмещение и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта». Это дает основания предполагать, что отношения между туристом и туристской фирмой закрепляются посредством договора купли-продажи. Предметом такого договора является предоставление туристу не самих услуг, а лишь прав на их получение в будущем. Совокупность этих прав оформляется путевкой, которая и является, по мнению ряда специалистов, конечным продуктом деятельности туристской фирмы и соответственно предметом ее реализации[38].

Тем не менее, путевка не является товаром, она является документом подтверждающим факт оплаты, бланком финансовой отчетности для контрольно-надзорных органов. А по договору купли-продажи продавец передает вещь, притом в собственность. Путевка в этом смысле вещью не является, она не может являться конечным продуктом деятельности и предметом реализации турфирмы.

По договору купли-продажи, указывается в статье 454 ГК РФ, одна сторона (продавец) обязана передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Для договора купли-продажи наименование и количество реализуемых товаров являются предметом договора, т.е. его существенным условием (ст. 455 ч.2 ГК РФ), обеспечивающим действительность договора. Поэтому туристская услуга вряд ли может быть равнозначной законодательному термину «вещь (товар)» и признана предметом рассматриваемого вида договора. Услуга - это один из объектов гражданских прав, под которой понимается «совокупность мероприятий для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость»[39].

Волошин Н.И. высказал мнение что, для вхождения туристской услуги в отношения купли-продажи Законом об основах туристской деятельности были введены: понятие «тур» как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, а также понятие «туристский продукт» как право на тур, предназначенное для реализации туристу[40].

Из определения понятия «тур» – как комплекс услуг….. и понятия «туристский продукт» - как право на тур, можно представить суть понятия «туристский продукт» – как право на получение комплекса услуг определенного договором.

Право на тур, т.е. право на комплекс туристских услуг, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур, следовательно, это и есть имущественное право туриста на оказание (получение) туристских услуг, то, что подлежит купле-продаже[41]. Согласно п. 4 ст. 454 ГК РФ положения, предусмотренные договором купли-продажи, «применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав». Здесь продается не конечный результат деятельности, имеющей вещественное выражение, а туристский продукт - право на тур, реализация которого и приведет к результату - получению комплекса туристских услуг. Такого мнения придерживаются эксперты аудиторской фирмы «ЦБА» А. Герасимова и М. Скапенкер и некоторые другие специалисты[42].

Отсутствует единое мнение о названии и виде туристского договора и в международной практике, так в Германии используют договор о туристском обслуживании, а в Бельгии – контракт на путешествие[43].

Обращаясь к основам гражданского права, думается, что решение спорного вопроса о возможном виде туристского договора содержится в нормах о принципах гражданского права, а именно о принципе свободы договора, который предполагает права сторон на выбор вида договора, условий договора, второй стороны по договору и на принятие решения о заключении договора. В ст. 421 ГК РФ устанавливается, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. У сторон есть право заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Приведенная норма Гражданского Кодекса дает основание считать, что договоры на реализацию туристского продукта являются, по существу, смешанными договорами. В них содержится значительная доля признаков договора возмездного оказания услуг (в ст.779 ГК конкретно указано: «туристическое обслуживание»), а также признаков договора розничной купли-продажи, где в соответствии со ст.492 ГК продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...