Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Создание советского государства и права

Лекция 1. Создание советского государства и права

(1917-1920 гг.)

Вопрос 1. События октября 1917 г., II Съезд Советов и дальнейшее

Укрепление Советской власти

 

В начале осени 1917 г. в России продолжал усиливаться политический кризис. Временное правительство явно теряло остатки доверия населения страны. В этой ситуации 25 сентября Петроградский Совет, по предложению Л.Д.Троцкого, принимает резолюцию, смысл которой заключался в том, что Съезд Советов может без вооруженного восстания решить вопрос о революционной власти и обеспечить созыв и революционную работу Учредительного собрания[1]. Эта позиция Троцкого и его окружения имела под собой серьезные основания. Однако внутри партии большевиков в вопросе о власти не было единства. Противником Троцкого здесь выступал В.И.Ленин. Проблема усугублялась тем, что данные силы в большевистской партии сотрудничали с различными зарубежными кругами, имевшими в России различные интересы. Но, в целом, они были заинтересованы в ослаблении последней. Каменев и Зиновьев открыто выступили против ленинского курса на вооруженное восстание, Троцкий пытался затянуть решение вопроса до созыва Съезда Советов, который бы уже и решил вопрос о власти.

10 октября 1917 г. Центральный комитет партии большевиков принял резолюцию, в которой отмечалось, что «вооруженное восстание вполне назрело». 12 октября был создан Военно-революционный комитет Петроградского Совета (ВРК). Он состоял из Бюро и отделов, а его задачи заключались в осуществлении военных функций Петроградского Совета: обороны города, контроль над гарнизоном столицы и т.д. Однако уже через неделю Ленину удалось подчинить себе ВРК, который превратился в штаб подготовки вооруженных выступлений с целью захвата власти. Одновременно Троцкий и Каменев продолжали вести переговоры с проправительственными силами (членами Государственной Думы, Предпарламента) в надежде на решение Съезда Советов, где они рассчитывали получить поддержку. Таки образом, борьба за власть между большевистским руководством еще более обострилась.

Тайные пружины захвата власти большевиками еще требуют детального изучения. Но именно энергичные действия Ленина и его сторонников увенчались успехом. В ночь с 24 на 25 октября были захвачены важнейшие стратегические пункты столицы, а Временное правительство блокировано в Зимнем дворце. В 10 утра 25 октября (7 ноября) ВРК опубликовало обращение «К гражданам России». Оно провозглашало переход власти к Военно-революционному комитету Петросовета и низложение Временного правительства, там перечислялись цели новой власти: демократический мир, отмена помещичьей собственности на землю и рабочий контроль над производством. Вечером 25 октября в Петрограде открывается 11 Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, эсеры (правые) и меньшевики покинули Съезд, однако кворум сохранялся. Представители данных партий не поддержали вооруженного восстания, выступали за создание демократического правительства.

Рано утром 26 октября Съезд принял написанный Лениным проект воззвания «Рабочим, солдатам и крестьянам!» Далее принимаются декреты «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об отмене смертной казни», «Об армейских революционных комитетах». Временное правительство к утру 26 октября было арестовано.

Воззвание «Рабочим, солдатом и крестьянам» объявляло о том что Съезд Советов ставится единственным законным органом власти; на местах власть принадлежит местным Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В стране устанавливалась «Советская власть» - Советское государство рабочих и крестьян.

Однако новая власть обещала обеспечить своевременный созыв Учредительного собрания. Было создано особым декретом временное рабочее и крестьянское правительство – Совет народных комиссаров. Смертная казнь на фронте отменялась.

Важное значение получил написанный Лениным проект Декрета о мире, который был утвержден Съездом. Декрет призывал заключить справедливый мир, без аннексий и контрибуций. Провозгласил демократические и справедливые принципы международных отношений, осудил войну как средство разрешения международных противоречий, а также отменил «тайную дипломатию». Последний пункт подтверждался намерением опубликовать тайные договоры, подтвержденные или заключенные «правительством помещиков и капиталистов» с февраля по 25 октября 1917 г. Все содержание этих международных договоров объявлялось отмененным. Последнее означало действительно мир без аннексий, во всяком случае, для России. Это служило выгоде и западным союзникам России. Они были крайне незаинтересованы в выполнении обязательств перед своей союзницей после окончания войны. Тяжелое экономическое положение, усталость населения и фактический развал армии не позволяли России продолжать войну. Этим декретом новое правительство пыталось убить сразу нескольких зайцев.

Другой декрет также служил целям привлечения к себе широких народных масс. Декрет о земле содержал в себе положения Крестьянского наказа о земле, составленного эсерами на основе местных наказов крестьян I Всероссийскому Съезду крестьянских депутатов. Его содержание отражало крестьянские представления о справедливом землепользовании.

Декрет о земле содержал следующие положения: 1) отменялась помещичья собственность на землю; 2) имения помещиков передавались в ведение уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до разрешения вопроса о земле Учредительным собранием; 3) земли рядовых крестьян и казаков не конфискуются; 4) окончательное решение вопроса о земле предоставлялось Учредительному собранию; 5) право частной собственности на землю отменялось навсегда, а недра переходят в исключительное пользование государства; 6) усадебная городская и сельская земля оставалась в пользовании настоящих владельцев; 7) право на пользование землей получают все граждане, желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не допускается; 8) предусматривалось уравнительное землепользование (т.е. с периодическими переделами).

Культурные хозяйства (конезаводы, птицеводства и т.д.) переходили в государственное или общинное пользование. Таким образом, Декрет о земле решал важнейшую проблему Российского общества, но он, в определенной мере, противоречил большевистским планам переустройства села, позволяя сохранять отдельные (единоличные) крестьянские хозяйства с их мелкобуржуазным укладом.

Съезд образовал советское правительство – Совет народных комиссаров. Оно состояло из одних большевиков. Председателем СНК был избран Ленин. Отдельными отраслями управления ведали комиссии во главе с народными комиссарами (председателями комиссий). Коллегии этих комиссаров (председателей) и составляли СНК. Контроль над комиссиями осуществлял Всероссийский съезд Советов и Центральный исполнительный комитет. Первоначально комиссары возглавляли скорее аппарат прежних ведомств, а структура новых комиссариатов формировалась постепенно. Были созданы народные комиссариаты (комиссии): по внутренним делам, земледелия, труда, по военным и морским делам (возглавил комитет в составе В.А.Овсеенко, Н.В.Крыленко и П.Е.Дыбенко), по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел (нарком Л.Д.Бронштейн (Троцкий), юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей (И.В.Сталин) и железнодорожного транспорта.

Далее Съезд избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в новом составе. Подавляющее большинство его состава были большевики и левые эсеры. Этот орган представлял собой высший орган власти на период между Съездами Советов. Важное значение имел II Всероссийский съезд крестьянских депутатов (работал в конце ноября – начале декабря 1917 г.). Он одобрил решения II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов, а его Исполнительный комитет вошел в состав ВЦИК. Эти события закончили процесс закрепления и становления основ новой революционной власти.

Серьезные изменения произошли и в общественном строе. Начался процесс национализации промышленности. Однако этот процесс носил постепенный характер. Первоочередной национализации подверглись земля, банки и железные дороги, а на частных предприятиях в соответствии с Декретом о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. вводился рабочий контроль. В условиях развала экономики и хозяйственных связей, недоверия к новой власти со стороны буржуазии, рабочий контроль, а постепенно национализация крупных и средних предприятий, становились единственными возможными формами управления народным хозяйством. Уже 29 октября 1917 г. вводится восьмичасовой рабочий день. Издается Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, который окончательно ликвидировал сословные различия и ввел для населения единое наименование – гражданин Российской Республики.

2 ноября 1917 г. издается Декларация прав народов России, а несколько позднее – Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Эти акты юридически закрепили равенство и суверенность всех народов нашей страны, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Обращение одновременно провозгласило неприкосновенность обычаев и веры мусульман. Советская власть принимает меры, направленные на достижение равноправия женщин и мужчин. Но пока этот процесс происходит без формального закрепления в законе.

Таким образом, первые шаги Советской власти должны были служить целям построения нового социалистического общества, укреплению «диктатуры пролетариата» и привлечению к себе широких народных масс.

Серьезной проблемой для большевистского руководства страны стали выборы в Учредительное собрание, проходившие в ноябре-начале декабря 1917 г. Большевики проиграли выборы, набрав лишь 25%. Большинство получили партии правых эсеров и меньшевиков. Прошли выступления под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию». Кадетские руководители выступлений были арестованы. Открытие работы Учредительного собрания было назначено на 5 (18) января 1918 г. Председатель ВЦИК Я.Свердлов огласил принятую до этого ВЦИК Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В ней содержались положение о признании Учредительным собранием Советской власти и о том, что «его задачи исчерпываются общей разработкой коренных оснований социалистического переустройства общества». Учредительное собрание должно было определить дальнейшую политическую судьбу России, большинство депутатов Собрания не поддерживало большевистский политический курс. Поэтому Учредительное собрание отказалось обсуждать Декларацию, носившую характер явного ультиматума. Вслед за этим большевики и левые эсеры покинули Учредительное собрание. 6 января ВЦИК принимает Декрет о роспуске Учредительного собрания. Большевики, имея власть, не нуждались в органе, способном ее поколебать. Кроме того, с уходом большевиков и левых эсеров Учредительное собрание лишилось кворума. Но, в целом, действия ВЦИК трудно считать законными: Учредительное собрание являлось высшим органом власти, избранным народом, призванным «установить форму правления и конституцию страны».

Альтернативой Учредительному собранию должен был стать III Съезд Советов. Решение о его созыве было принято в декабре 1917 г. III Съезд рабочих и солдатских депутатов открылся 10 января 1918 г., а 13 января начал работу III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, который в первый день работы принял решение о слиянии с III Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов. Таким образом, был сформирован III Всероссийский Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здесь большинство принадлежало уже большевикам и левым эсерам. Съезд выступил с одобрением политики ВЦИК и СНК и утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она представляла собой акт конституционного значения: Россия объявлялась Социалистической республикой Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов; Советская Российская Республика учреждалась как федерация Советских национальных республик; подтверждалась отмена права собственности на землю; утверждалась национализация банков и необходимость ее продолжения; провозглашалась всеобщая трудовая повинность, вооружение трудящихся и создание Красной Армии. Кроме того, подтверждалось предоставление Финляндии независимости. Далее Съезд исключил из названия Советского правительства слово «временное».


Вопрос 3. Судебные органы

 

Создание нового советского суда вызвало серьезные разногласия среди членов ВЦИК. Левые эсеры не принимали радикальных большевистских мер в отношении суда. Поэтому Декрет о суде (№1) был принят 22 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров. По Декрету упразднялись окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, военные и морские суды, а также коммерческие суды. Подобная участь постигла институты судебных следователей, прокуратуры и адвокатуры. Деятельность мировых судов приостанавливалась. На место упраздненных органов пришли местные суды и революционные трибуналы. Первые состояли из постоянного судьи и двух заседателей. Состав суда должен был выбираться населением, но в порядке исключения судей и заседателей могли выбирать местные Советы. Местные суды рассматривали уголовные дела, если за преступление предусматривалось наказание в виде лишения свободы не свыше двух лет, и гражданские дела по искам ценой, не превышавшей 3 тыс. руб. Суды руководствовались в своей деятельности законами прежнего правительства, если они не противоречили революционной совести и правосознанию, не были отменены и не противоречили советскому законодательству. Кассационной инстанцией являлся уездный городской съезд местных судей.

Для рассмотрения «контрреволюционных» преступлений, дел о мародерстве, саботаже и преступлений, совершенных чиновниками и буржуазными элементами, создавались революционные трибуналы.

Однако практика применения Декрета о суде №1 выявила его серьезные недостатки: не было указания на то, какие суды рассматривают наиболее важные уголовные дела, не существовала высшая судебная инстанция, а местные суды оказались в полной зависимости от Советов.

Поэтому в Наркомате юстиции под руководством левого эсера Штейнберга был создан новый проект декрета о суде. Судебная система по этому проекту напоминала дореволюционный суд. После сложного обсуждения и поправок 15 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде №2. Дела, превышающие подсудность местных судов, рассматривались окружными судами. Их состав избирался городскими и уездными Советами. Гражданские дела рассматривались здесь в составе трех постоянных членов суда и четырех заседателей, уголовные – двенадцати народных заседателей под председательством одного постоянного члена. Предварительное следствие осуществляла следственная комиссия из трех лиц. Государственными обвинителями и официальными защитниками могли выступать исключительно члены коллегий правозаступников. Кассационные жалобы на решения окружных судов поступали в областные суды. В качестве высшего судебного органа предусматривалось создание Верховного судебного контроля. Однако в реальности были созданы лишь окружные суды, которые не играли какой-либо серьезной роли. В данной политической ситуации требовалась более простая судебная система.

Поэтому 20 июля 1918 г. был опубликован Декрет о суде №3. Он закрепил структуру местного народного суда, расширив его компетенцию: по гражданским делам рассматривал иски стоимостью до 10 тыс. руб., а по уголовным правонарушениям – все дела о преступлениях, кроме дел об убийстве, бандитизме, грабеже, спекуляции и т.д. Местный народный суд получил право применять лишение свободы на срок до 5 лет. В качестве кассационной инстанции восстанавливались советы местных народных судей, а для окружных судов, лишенных своих кассационных полномочий, кассационной инстанцией являлся временный кассационный суд в Москве. Он был и надзорной инстанцией для местных народных судов.

Одновременно происходило совершенствование структуры и деятельности революционных трибуналов. Наркомюст 19 декабря 1917 г. издает Инструкцию революционным трибуналам. По этой инструкции они могли применять в виде наказания общественное порицание, объявление врагом народа и т.д., но не имели полномочий применять смертную казнь. В январе 1918 г. создаются трибуналы печати при Петроградском и Московском революционных трибуналах, а уже 4 мая 1918 г. издается Декрет СНК «О революционных трибуналах». Он упрощал систему трибуналов: упразднялись специальные и ведомственные трибуналы, а оставались только трибуналы в столицах, губернских городах, промышленных центрах и крупных узловых станциях. К их компетенции добавили дела о погромах, взяточничестве, хулиганстве и шпионаже. Важнейшие дела рассматривал в качестве суда первой инстанции Революционный трибунал при ВЦИК, созданный 29 мая 1918 г. Кассационной инстанцией для ревтрибуналов становился Кассационный отдел при ВЦИК, утвержденный в июне 1918 г.


В период Гражданской войны

 

Весной-летом 1918 г. в стране разгоралась Гражданская война, которая потребовала серьезных изменений в области государственно-правовой политики: 1) милитаризации народного хозяйства и других сфер жизни; 2) установление жесткой иерархии и централизации в системе государственных органов и единоначалия; 3) создания чрезвычайных органов; 4) расширения компетенции ряда уже существующих государственных учреждений.

В годы Гражданской войны Всероссийские съезды Советов не собирались с необходимой периодичностью (2 раза в год). Трудно было соблюдать и нормы избирательного права. Поэтому появились делегаты с правом совещательного голоса. Съезды стали создавать для обсуждения отдельных вопросов секции (по вопросам промышленности, топливу и т.д.).

Серьезные изменения произошли в работе ВЦИК. Он перешел к сессионному порядку работы: многие члены ВЦИК находились вне Москвы. Данный орган должен был собираться на заседания каждые два месяца. Соответственно возросло значение Президиума ВЦИК. Он стал осуществлять полномочия высшего органа власти: издавал акты нормативного характера, осуществлял от имени ВЦИК внешние сношения, утверждал постановления СНК, назначал народных комиссаров и т.д. Президиум мог отменять постановления СНК и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК. До 1920 г. при ВЦИК существовали представительства автономных советских республик.

Работа СНК в период войны была сосредоточена в Малом Совнаркоме. Последний состоял из представителей ВЦИК, ВСНХ, ВЦСПС, народных комиссаров финансов, контроля, юстиции, внутренних дел, труда, продовольствия, земледелия и национальностей. Этот орган принимал самостоятельные решения по некоторым вопросам. Все решения данного учреждения представлялись председателю СНК.

В ноябре 1918 г. был создан Совет Рабоче-Крестьянской обороны. Его постановления носили общеобязательный характер. Совет осуществлял все вопросы по укреплению вооруженных сил, а также оперативное руководство фронтами. Совет возглавлял председатель СНК В.И.Ленин. С окончанием активных боевых действий в апреле 1920 г. он был переименован в Совет Труда и Обороны (СТО).

На местном уровне создавались особые чрезвычайные органы – революционные комитеты. Они создавались в условиях, когда местные органы власти не могли осуществлять свои полномочия. Ревкомы наделялись всей полнотой власти. 24 октября 1919 г. ВЦИК принимает Положение о революционных комитетах, которое упорядочило их работу. Всего существовало три вида ревкомов: 1) ревкомы освобожденных местностей от врага, которые должны были подготовить избрание конституционных местных органов; 2) ревкомы прифронтовой полосы (исполкомы Советов распускались); 3) ревкомы тыла, которые создавались для поддержания порядка и действовали наряду с местными Советами. В январе 1920 г. большинство ревкомов было упразднено.

Постепенно сложилась практика слияния исполкомов: в уездах (исполкомы уездного съезда и городского Совета) и в губерниях (исполкомы губернского и уездных съездов городского Совета). Все местные военные комиссариаты, ЧК, продорганы, совнархозы превращались в отделы исполкомов местных Советов. Подобные отделы находились теперь в двойном подчинении (центральным органам и Советам). Наиболее зависимыми от центральных ведомств были военные отделы и ВЧК.

В этот период начали создаваться новые административно-территориальные единицы – районы (меньше по своей территории уезда, но крупнее волости). Соответственно образовались районные Советы.

Усложняется управление народным хозяйством. Этому процессу способствовал процесс национализации промышленности (крупной и средней). Однако ее окончательная национализация была завершена только в ноябре 1920 г. Тогда не были национализированы только предприятия, насчитывающие свыше 5 рабочих при наличии механического двигателя или 10 рабочих при отсутствии такого двигателя. В период войны компетенция ВСНХ была несколько ограничена в пользу специальных ведомств и других органов. Централизация управления промышленностью проводилась путем передачи предприятий в непосредственное подчинение главным комитетам (главкам) и центральным управлениям ВСНХ. В 1920 г. имелось уже 52 главка.

В январе 1918 г. были образованы Центральная контрольная Коллегия и местные учетно-контрольные коллегии и комиссии, осуществлявшие контроль в сфере государственного хозяйства. Далее Коллегия была преобразована в Наркомат государственного контроля. В 1919 г. контроль осуществляли сразу несколько органов. Поэтому требовалась реформа данной сферы. В феврале 1920 г. ВЦИК утверждает Положение о Рабоче-крестьянской инспекции. Наркомат госконтроля подлежал преобразованию в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции. Он осуществлял централизованный всенародный контроль во всех областях хозяйства и государственного управления с привлечением широких слоев трудящихся и населения. Органы РКИ проводили ревизии, принимали жалобы и заявления (на аресты, конфискации имущества и т.д.).

В июне 1918 г. начинают создаваться армейские органы ВЧК (фронтовые, армейские и дивизионные). В декабре 1918 г. утверждается Особый отдел ВЧК, а на местах – армейские особые отделы, подчинявшиеся Особому отделу ВЧК. Эти органы вели борьбу со шпионажем и контрреволюцией в армии, а также занимались разведывательной деятельностью на вражеской территории и за пределами страны.

Транспортные ЧК (железнодорожные, водные и шоссейных дорог) в январе 1920 г. преобразуются в районные транспортные ЧК под руководством транспортного отдела ВЧК. В январе 1919 г. упраздняются уездные чрезвычайные комиссии.

5 сентября 1918 г. СНК принимает Постановление «О красном терроре». Государственный террор объявлялся прямой необходимостью и предусматривал расстрел всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам, мятежам, с публикацией имен расстрелянных, а также изоляцию классово враждебных элементов в концентрационных лагерях. ВЧК широко применяло данные меры, применяя без суда аресты и помещение в концлагеря, осуществлял расстрелы без суда и серьезных следственных действий. Это вызвало массовое недовольство. В феврале 1919 г. Постановлением ВЦИК органы ВЧК вновь могли заниматься лишь предварительным следствием, передавая дела в трибуналы. Внесудебную расправу они могли применять лишь в особых случаях. В октябре 1919 г. в ВЧК был создан Особый революционный трибунал. В конце Гражданской войны судебные полномочия ВЧК сужаются. Его органы с января 1920 г. уже не могут применять смертную казнь, а с марта ВЧК лишается судебных полномочий (сохраняется право заключать в лагеря на срок не свыше 5 лет). На время войны с Польшей судебные права ВЧК восстанавливаются, но после ее окончания были вновь урезаны.

В годы Гражданской войны продолжают совершенствоваться органы Советской милиции. В октябре 1918 г. НКВД и НКЮ принимают Инструкцию по организации рабоче-крестьянской милиции. Милиция находилась в двойном подчинении (местным Советам и отделам губисполкомов НКВД). Она была исполнительным органом местных властей. Одновременно создавалось Главное управление милиции. В апреле 1919 г. СНК принимает Декрет «Советской рабоче-крестьянской милиции». В Милиции вводилась воинская дисциплина и обязательное обучение военному делу. Милиция занималась борьбой с преступностью, реализацией продразверстки, проведением всеобщей трудовой повинности, борьбой со спекуляцией. Окончательно структура милицейских органов была оформлена в июне 1920 г. Она подразделялась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную и розыскную. Во главе милиции находилось Главное управление милиции НКВД.

Однако наиболее серьезной проблемой в данный период являлось строительство регулярной Красной Армии. Уже в сентябре 1918 г. была объявлена общая мобилизация. Вооруженные силы страны сводились в армии и фронты. В сентябре 1918 г. был создан Революционный военный совет республики (РВСР), а Высший военный совет и его штаб упразднялись. Этот орган стал высшим органом военного управления. Далее была создана должность главнокомандующего всеми вооруженными силами республики. Его полномочия были определены Декретом СНК от 5 декабря 1918 г. В апреле 1919 г. создается Политические отдел РВСР (вместо Всероссийского бюро военных комиссаров), а в мае он был переименован в Политическое управление РВСР. В армиях действовали политотделы, а в дивизиях, бригадах, полках – армейские комиссары.


Вопрос 9. Судебная система

 

В годы Гражданской войны произошло еще большее упрощение советской судебной системы. В ноябре 1918 г. ВЦИК принимает Положение о народном суде РСФСР. По Положению подсудность народного суда была серьезно расширена – народный суд рассматривал все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к компетенции ревтрибуналов (дела о контрреволюционных преступлениях, саботаже и т.д.). Простые гражданские дела суд рассматривал в составе одного постоянного судьи, а дела о наиболее опасных преступлениях – в составе постоянного судьи и шести народных заседателей. Остальные дела подлежали рассмотрению в суде в составе судьи и двух народных заседателей. Кассационной инстанцией выступал совет народных судей, действовавший в каждой губернии. Окружные суды и Кассационный суд в Москве упразднялись. В октябре 1920 г. выходит новое Постановление о народном суде. Оно устранило выявленные в ходе его работы недостатки. Коллегии защитников и обвинителей подлежали упразднению, а защита и обвинение были разделены. Защитников привлекали на началах трудовой повинности из обычных граждан. Обвинители теперь состояли при отделах юстиции и назначались губернскими исполкомами.

Военное время требовало создания специальной системы военных судов – военных трибуналов. Они стали активно создаваться в армии с июля 1918 г. Возглавил систему военных трибуналов созданный в октябре 1918 г. трибунал при Реввоенсовете Республики. Окончательно система военной юстиции сложилась к концу 1920 г. Существовала следующая система революционных военных трибуналов: Республики, фронта, армии, отделение РВТ армии при дивизии.

В апреле 1919 г. ВЦИК утверждает Положение о революционных трибуналах. По этому Положению число ревтрибуналов сокращалось, они могли создаваться только в губернских центрах и городах с населением свыше 200 тыс. человек. Кассационный отдел ВЦИК был преобразован в Кассационный трибунал. Но уже в марте 1920 г. ВЦИК утверждает новое Положение о революционных трибуналах. Оно внесло единообразие в деятельность всех ревтрибуналов. В состав последних в качестве одного из членов входил представитель коллегии губернского ЧК.

Данные меры упростили судебную систему, обеспечили единообразие в ее работе, но мало соответствовали демократическим принципам судоустройства и судопроизводства.


Вопрос 1. Образование СССР

 

Уже в ходе Гражданской войны независимые советские республики находились в союзных отношениях. В конце 1920-начале 1921 г. были подписаны союзные договоры между РСФСР и другими республиками. Эти соглашения должны были закрепить уже существовавшие связи и отношения единства республик. Однако юридически республики продолжали сохранять свою независимость, все признаки государственного суверенитета. В реальности взаимосвязи и зависимость советских республик от РСФСР были намного более глубокими. Поэтому многие авторы утверждают, что данные отношения принимали характер именно федеративных отношений, а не конфедеративных. Действительно, в официальных актах того времени часто употреблялся термин «Советская федерация», а под Советской Россией зачастую понимали всё союзное объединение советских республик. Но следует отметить, что сложившееся объединение в рассматриваемый период ещё не сложилось в форме государства, а федерация – это форма территориального устройства именно государства (т.е. союзное государство). Термин «федерация» в таком случае пока ещё имел значение «союза» государств. Но последний, как говорилось выше, был более глубоким и тесным, нежели при конфедеративных отношениях. Одним словом, отношения советских республик неуклонно развивались в сторону создания федеративного государства, но создание последнего не было неизбежным закономерным результатом данного процесса, который пока не имел должного юридического оформления.

Стержнем объединения советских республик выступала РСФСР. Уже в ходе Гражданской войны её органы военного управления, армия были слиты с соответствующими институтами независимых республик, а их военные ведомства упразднялись[5]. Советские республики посылали своих представителей во Всероссийский съезд Советов и ВЦИК. Действовали объединенные наркоматы республик, которые управляли уполномоченными соответствующих наркоматов РСФСР. Необъединенные наркоматы советских республик (юстиции, внутренних дел, здравоохранения и др.) координировали свою деятельность с органами РСФСР на основе соглашений. Однако степень объединения отдельных советских республик с РСФСР была различна. Особые отношения у РСФСР сложились с Бухарской и Хорезмской народными советскими республиками. Здесь интеграция не носила столь тесного характера фактически федеративных отношений.

В области управления народным хозяйством советских республик руководящую роль играл ВСНХ. Совнархозы республик превращались в его органы на местах. Некоторые промышленные районы, отрасли промышленности республик управлялись из центра, под контролем СНК и СТО РСФСР, для управления ими создавались общефедеральные тресты, подчинявшиеся ВСНХ. Постепенно устанавливалась единая денежная система, а также налоговая политика. Законодательные акты, принятые съездами Советов и ВЦИК РСФСР, действовали после их подтверждения ЦИК республик на территории последних. Зачастую республики на основе нормативных актов РСФСР разрабатывали свои законы. Сложилась практика осуществления внешнеполитических функций республик и РСФСР соответствующими органами последней. Это происходило в сфере дипломатических отношений (например, на Генуэзской конференции) и в сфере внешней торговли. На Генуэзской конференции по отдельному соглашению РСФСР представляла все советские республики. Постепенно складывалось и единство советской территории.

Однако существовали и некоторые проблемы. Центральные органы РСФСР периодически пытались непосредственно осуществлять руководство наркоматами советских республик, что вызывало недовольство на местах. В свою очередь, республиканские органы (Грузии, Украины) часто препятствовали развитию федеративных отношений. Все это порождало необходимость четкого юридического оформления существующих отношений между советскими республиками.

Вопрос об образовании союзного государства возник довольно необычным путем. В марте 1922 г. ЦК КП(б) Украины поднял вопрос об уточнении отношений между РСФСР и УССР. Украинское руководство было недовольно вмешательством соответствующих наркоматов РСФСР, нарушением, как считала украинская сторона, соглашений между двумя государствами. Поэтому речь здесь шла вовсе не о создании нового государства[6]. Политбюро ЦК РКП(б) в мае 1922 г. приняло решение о недопустимости нарушения прав и независимости УССР и утвердило комиссию под председательством М.В.Фрунзе. Последняя создавалась для уточнения отношений между наркоматами УССР и РСФСР[7]. Однако комиссия пришла к выводу о необходимости разрешить вопрос о взаимоотношениях советских республик во всей широте и наметить соответствующие решения. Этот же вопрос ставился и обсуждался в Белоруссии и в Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике (ЗСФСР). Высказывались прямо противоположные точки зрения на возможные пути объединения. Работники центральных ведомств РСФСР выступали за включение УССР, БССР и ЗСФСР в состав РСФСР в качестве автономных республик. Этот вариант получил впоследствии наименование плана «автономизации», кое-кто предлагал превратить РСФСР в унитарное государство, а советские республики должны были стать обычными его частями[8]. Созданная в августе 1922 г. специальная комиссия должна была решить проблему выбора пути создания нового государства. Комиссия высказалась за план «автономизации»: УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР должны были войти в состав РСФСР на правах автономных республик. Далее проект обсуждался компартиями республик. Результаты обсуждения оказались противоречивыми. Хотя формально проект не был отвергнут (Азербайджан и Армения с ним согласились), идея объединения в одно государство в Белоруссии и Грузии не вызвала поддержки, Украина также высказалась против «автономизации»», но с существенной оговоркой о возможности вхождения УССР в состав РСФСР без сохранения формальных признаков политической самостоятельности. Ещё до получения отзыва ЦК КП(б) Украины комиссия ЦК РКП(б) одобрила тезисы Сталина об «автономизации»[9]. Складывалась весьма сложная ситуация.

Один из возможных путей выхода из нее предложил В.И.Ленин. В своем письме он высказался против плана «автономизации», за создание союзного государства на основе полного равноправия советских республик с сохранением их суверенных прав. Он выступил за вхождение всех советских республик, включая РСФСР, «в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских республик Европы и Азии»[10]. Ленин предложил создать общегосударственные федеральные органы: ЦИК и общесоюзные наркоматы. На основе ленинских замечаний комиссия составила окончательный проект, который 6 октября 1922 г. был утвержден Пленумом ЦК РКП(б). В проекте говорилось о создании Союза Социалистических республик с правом свободного выхода из его состава. Союз создавался на основе договора четырех республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Должны были создаваться следующие общесоюзные органы: ЦИК СНК и народные комиссариаты (общесоюзные или слитные, объединенные или союзно-республиканские, республиканские или автономные). На основе данных положений комиссия под председательством Сталина должна была разработать основы Конституции Союза ССР. Вопрос об образовании СССР на таких началах широко обсуждался в республиках. М.И.Калинин предложил создать ещё и Всесоюзный съезд Советов. Однако политическая важность вопроса заставили Пленум ЦК РКП(б) быть крайне осторожным в действиях и формулировках, и предложить на I Всесоюзном съезде Советов лишь утвердить Декларацию и Договор об образовании СССР в своей основе. После их обсуждения ЦИК уже союзных республик окончательно утвердить на II Всесоюзном съезде Советов. Таким образом, вопрос о создании конституции нового государства, по которому могло возникнуть множество разногласий, на некоторое время был отложен. 28 декабря 1922 г. комиссия утвердила проект Договора об образовании

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...