Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральных и местных органов власти

 

Высшим органом власти Советского государства стал Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Выборы в этот представительный орган проходили на неравной основе: в городах один депутат избирался от 25 000 избирателей и выборы проходили по производственному принципу. В сельской местности выборы осуществлялись уже по территориальному принципу – один депутат от 125 000 жителей. Такая неравная система сложилась ещё до октября 1917 г. Большевики ее сохранили, и она была закреплена Конституцией РСФСР 1918 г.

В период между Съездами Советов действовал Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов (ВЦИК). Он являлся постоянно действующим высшим органом власти в данный период (до 1919 г.) и состоял из 200 человек (с IV Съезда Советов).

Каждый новый Съезд Советов переизбирал состав ВЦИК. Последний заседал в узком составе (не менее ¼ членов) или расширенном – пленарных заседаниях (не менее ½ состава). Структурными единицами ВЦИК были его Президиум, отделы и комиссии. Президиум с февраля 1918 г. наделялся правом принимать неотложные решения от имени ВЦИК. Кроме того, Президиум готовил материалы для заседаний ВЦИК, проводил в жизнь его решения и следил за работой иных подразделений ВЦИК. Первоначально отделы ВЦИК фактически дублировали наркоматы, но впоследствии число первых было сокращено (юридический, крестьянский, по национальностям и экономический отделы). Сохранялись отделы, необходимые лишь для повседневной работы ВЦИК. В случае необходимости подготовки каких-либо законопроектов создавались комиссии ВЦИК.

Первоначально состав ВЦИК носил многопартийный характер. Компетенция ВЦИК вплоть до издания Конституции РСФСР 1918 г. не была четко установлена. Наиболее важные государственные решения ВЦИК принимал лишь в порядке исключения (изменение границ, объявление войны и т.д.). ВЦИК контролировал СНК, утверждал его декреты и смещал народных комиссаров.

Важное значение имел Совет народных комиссаров – советское правительство. Он не только осуществлял руководство страной, но и издавал декреты, постановления по важным вопросам государственного управления, осуществляя законодательные полномочия.

Совещания заместителей народных комиссаров, которые стали практиковаться с декабря 1917 г. получили наименования Малого Совнаркома. Это позволило разгрузить СНК.

5 декабря 1917 г. был упразднен Военно-революционный комитет. Его полномочия перешли ВЦИК, СНК и Петроградскому совету.

Число народных комиссариатов к декабрю 1917 г. несколько возросло. Были созданы наркоматы государственного контроля, государственных имуществ, местного самоуправления и государственного призрения.

Важнейшими задачами советской власти стало установление контроля и управления над промышленностью. 1 декабря 1917 г. ВЦИК издает Декрет о Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ), созданного при СНК. Этот орган был призван возглавить организацию народного хозяйства и государственных финансов. На местах создавались районные (областные) совнархозы. Ещё 14 ноября 1917 г. ВЦИК утвердил Положение о рабочем контроле. По Положению рабочий контроль устанавливался в целях регулирования хозяйственной деятельности всех промышленных, торговых и иных предприятий. Он осуществлялся выборными рабочими учреждениями самого предприятия. Создавался Всероссийский совет рабочего контроля – высший орган в данной сфере.

Серьезные изменения произошли в области местного управления. На местах происходило постепенное укрепление советской власти, распространение ее по территории страны. В этих целях центральные органы посылали на места комиссаров и агитаторов. Местные органы Временного правительства, а также сословные органы самоуправления упразднялись. Для укрепления организации местных советов в декабре 1917 г. Наркомат внутренних дел (НКВД) издал два важных акта: Обращение к Советам «Об организации местного самоуправления» и Инструкцию «О правах и обязанностях Советов». По этим документам местные Советы должны были заменить прежние губернские, уездные и волостные органы управления и самоуправления. Однако первоначально Советы не имели единой структурной организации. В некоторых уездах и во многих волостях Советы не существовали вовсе. Кроме того, происходило объединение губернских и уездных Советов рабочих и солдатских депутатов и Советов крестьянских депутатов. Этот процесс закончился к марту 1918 г.

Местные Советы были представлены областными, губернскими, уездными и волостными съездами Советов. В городах и селах действовали городские и сельские Советы.

Исполнительными органами Советов, действующими постоянно, являлись исполнительные комитеты (исполкомы). Они подразделялись на отраслевые отделы и подотделы. Руководящим органом исполкома был его президиум.

В июне 1918 г. был издан Декрет ВЦИК «Об организации деревенской бедноты и снабжения ее хлебом…». По данному акту создавались волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды). Они распределяли хлеб и другие материальные ценности, но, самое главное, должны были помогать местным советским органам в изъятии «излишков» хлеба у кулаков. Но часто комбеды превращались в подлинные местные органы власти. VI Съезд Советов принял решение об упразднении комбедов, которые выполнили свою роль и уже стали помехой для дальнейшей деятельности местной власти.


Вопрос 3. Судебные органы

 

Создание нового советского суда вызвало серьезные разногласия среди членов ВЦИК. Левые эсеры не принимали радикальных большевистских мер в отношении суда. Поэтому Декрет о суде (№1) был принят 22 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров. По Декрету упразднялись окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, военные и морские суды, а также коммерческие суды. Подобная участь постигла институты судебных следователей, прокуратуры и адвокатуры. Деятельность мировых судов приостанавливалась. На место упраздненных органов пришли местные суды и революционные трибуналы. Первые состояли из постоянного судьи и двух заседателей. Состав суда должен был выбираться населением, но в порядке исключения судей и заседателей могли выбирать местные Советы. Местные суды рассматривали уголовные дела, если за преступление предусматривалось наказание в виде лишения свободы не свыше двух лет, и гражданские дела по искам ценой, не превышавшей 3 тыс. руб. Суды руководствовались в своей деятельности законами прежнего правительства, если они не противоречили революционной совести и правосознанию, не были отменены и не противоречили советскому законодательству. Кассационной инстанцией являлся уездный городской съезд местных судей.

Для рассмотрения «контрреволюционных» преступлений, дел о мародерстве, саботаже и преступлений, совершенных чиновниками и буржуазными элементами, создавались революционные трибуналы.

Однако практика применения Декрета о суде №1 выявила его серьезные недостатки: не было указания на то, какие суды рассматривают наиболее важные уголовные дела, не существовала высшая судебная инстанция, а местные суды оказались в полной зависимости от Советов.

Поэтому в Наркомате юстиции под руководством левого эсера Штейнберга был создан новый проект декрета о суде. Судебная система по этому проекту напоминала дореволюционный суд. После сложного обсуждения и поправок 15 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде №2. Дела, превышающие подсудность местных судов, рассматривались окружными судами. Их состав избирался городскими и уездными Советами. Гражданские дела рассматривались здесь в составе трех постоянных членов суда и четырех заседателей, уголовные – двенадцати народных заседателей под председательством одного постоянного члена. Предварительное следствие осуществляла следственная комиссия из трех лиц. Государственными обвинителями и официальными защитниками могли выступать исключительно члены коллегий правозаступников. Кассационные жалобы на решения окружных судов поступали в областные суды. В качестве высшего судебного органа предусматривалось создание Верховного судебного контроля. Однако в реальности были созданы лишь окружные суды, которые не играли какой-либо серьезной роли. В данной политической ситуации требовалась более простая судебная система.

Поэтому 20 июля 1918 г. был опубликован Декрет о суде №3. Он закрепил структуру местного народного суда, расширив его компетенцию: по гражданским делам рассматривал иски стоимостью до 10 тыс. руб., а по уголовным правонарушениям – все дела о преступлениях, кроме дел об убийстве, бандитизме, грабеже, спекуляции и т.д. Местный народный суд получил право применять лишение свободы на срок до 5 лет. В качестве кассационной инстанции восстанавливались советы местных народных судей, а для окружных судов, лишенных своих кассационных полномочий, кассационной инстанцией являлся временный кассационный суд в Москве. Он был и надзорной инстанцией для местных народных судов.

Одновременно происходило совершенствование структуры и деятельности революционных трибуналов. Наркомюст 19 декабря 1917 г. издает Инструкцию революционным трибуналам. По этой инструкции они могли применять в виде наказания общественное порицание, объявление врагом народа и т.д., но не имели полномочий применять смертную казнь. В январе 1918 г. создаются трибуналы печати при Петроградском и Московском революционных трибуналах, а уже 4 мая 1918 г. издается Декрет СНК «О революционных трибуналах». Он упрощал систему трибуналов: упразднялись специальные и ведомственные трибуналы, а оставались только трибуналы в столицах, губернских городах, промышленных центрах и крупных узловых станциях. К их компетенции добавили дела о погромах, взяточничестве, хулиганстве и шпионаже. Важнейшие дела рассматривал в качестве суда первой инстанции Революционный трибунал при ВЦИК, созданный 29 мая 1918 г. Кассационной инстанцией для ревтрибуналов становился Кассационный отдел при ВЦИК, утвержденный в июне 1918 г.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...