Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8. Изменения в советском государственном аппарате

В период Гражданской войны

 

Весной-летом 1918 г. в стране разгоралась Гражданская война, которая потребовала серьезных изменений в области государственно-правовой политики: 1) милитаризации народного хозяйства и других сфер жизни; 2) установление жесткой иерархии и централизации в системе государственных органов и единоначалия; 3) создания чрезвычайных органов; 4) расширения компетенции ряда уже существующих государственных учреждений.

В годы Гражданской войны Всероссийские съезды Советов не собирались с необходимой периодичностью (2 раза в год). Трудно было соблюдать и нормы избирательного права. Поэтому появились делегаты с правом совещательного голоса. Съезды стали создавать для обсуждения отдельных вопросов секции (по вопросам промышленности, топливу и т.д.).

Серьезные изменения произошли в работе ВЦИК. Он перешел к сессионному порядку работы: многие члены ВЦИК находились вне Москвы. Данный орган должен был собираться на заседания каждые два месяца. Соответственно возросло значение Президиума ВЦИК. Он стал осуществлять полномочия высшего органа власти: издавал акты нормативного характера, осуществлял от имени ВЦИК внешние сношения, утверждал постановления СНК, назначал народных комиссаров и т.д. Президиум мог отменять постановления СНК и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК. До 1920 г. при ВЦИК существовали представительства автономных советских республик.

Работа СНК в период войны была сосредоточена в Малом Совнаркоме. Последний состоял из представителей ВЦИК, ВСНХ, ВЦСПС, народных комиссаров финансов, контроля, юстиции, внутренних дел, труда, продовольствия, земледелия и национальностей. Этот орган принимал самостоятельные решения по некоторым вопросам. Все решения данного учреждения представлялись председателю СНК.

В ноябре 1918 г. был создан Совет Рабоче-Крестьянской обороны. Его постановления носили общеобязательный характер. Совет осуществлял все вопросы по укреплению вооруженных сил, а также оперативное руководство фронтами. Совет возглавлял председатель СНК В.И.Ленин. С окончанием активных боевых действий в апреле 1920 г. он был переименован в Совет Труда и Обороны (СТО).

На местном уровне создавались особые чрезвычайные органы – революционные комитеты. Они создавались в условиях, когда местные органы власти не могли осуществлять свои полномочия. Ревкомы наделялись всей полнотой власти. 24 октября 1919 г. ВЦИК принимает Положение о революционных комитетах, которое упорядочило их работу. Всего существовало три вида ревкомов: 1) ревкомы освобожденных местностей от врага, которые должны были подготовить избрание конституционных местных органов; 2) ревкомы прифронтовой полосы (исполкомы Советов распускались); 3) ревкомы тыла, которые создавались для поддержания порядка и действовали наряду с местными Советами. В январе 1920 г. большинство ревкомов было упразднено.

Постепенно сложилась практика слияния исполкомов: в уездах (исполкомы уездного съезда и городского Совета) и в губерниях (исполкомы губернского и уездных съездов городского Совета). Все местные военные комиссариаты, ЧК, продорганы, совнархозы превращались в отделы исполкомов местных Советов. Подобные отделы находились теперь в двойном подчинении (центральным органам и Советам). Наиболее зависимыми от центральных ведомств были военные отделы и ВЧК.

В этот период начали создаваться новые административно-территориальные единицы – районы (меньше по своей территории уезда, но крупнее волости). Соответственно образовались районные Советы.

Усложняется управление народным хозяйством. Этому процессу способствовал процесс национализации промышленности (крупной и средней). Однако ее окончательная национализация была завершена только в ноябре 1920 г. Тогда не были национализированы только предприятия, насчитывающие свыше 5 рабочих при наличии механического двигателя или 10 рабочих при отсутствии такого двигателя. В период войны компетенция ВСНХ была несколько ограничена в пользу специальных ведомств и других органов. Централизация управления промышленностью проводилась путем передачи предприятий в непосредственное подчинение главным комитетам (главкам) и центральным управлениям ВСНХ. В 1920 г. имелось уже 52 главка.

В январе 1918 г. были образованы Центральная контрольная Коллегия и местные учетно-контрольные коллегии и комиссии, осуществлявшие контроль в сфере государственного хозяйства. Далее Коллегия была преобразована в Наркомат государственного контроля. В 1919 г. контроль осуществляли сразу несколько органов. Поэтому требовалась реформа данной сферы. В феврале 1920 г. ВЦИК утверждает Положение о Рабоче-крестьянской инспекции. Наркомат госконтроля подлежал преобразованию в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции. Он осуществлял централизованный всенародный контроль во всех областях хозяйства и государственного управления с привлечением широких слоев трудящихся и населения. Органы РКИ проводили ревизии, принимали жалобы и заявления (на аресты, конфискации имущества и т.д.).

В июне 1918 г. начинают создаваться армейские органы ВЧК (фронтовые, армейские и дивизионные). В декабре 1918 г. утверждается Особый отдел ВЧК, а на местах – армейские особые отделы, подчинявшиеся Особому отделу ВЧК. Эти органы вели борьбу со шпионажем и контрреволюцией в армии, а также занимались разведывательной деятельностью на вражеской территории и за пределами страны.

Транспортные ЧК (железнодорожные, водные и шоссейных дорог) в январе 1920 г. преобразуются в районные транспортные ЧК под руководством транспортного отдела ВЧК. В январе 1919 г. упраздняются уездные чрезвычайные комиссии.

5 сентября 1918 г. СНК принимает Постановление «О красном терроре». Государственный террор объявлялся прямой необходимостью и предусматривал расстрел всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам, мятежам, с публикацией имен расстрелянных, а также изоляцию классово враждебных элементов в концентрационных лагерях. ВЧК широко применяло данные меры, применяя без суда аресты и помещение в концлагеря, осуществлял расстрелы без суда и серьезных следственных действий. Это вызвало массовое недовольство. В феврале 1919 г. Постановлением ВЦИК органы ВЧК вновь могли заниматься лишь предварительным следствием, передавая дела в трибуналы. Внесудебную расправу они могли применять лишь в особых случаях. В октябре 1919 г. в ВЧК был создан Особый революционный трибунал. В конце Гражданской войны судебные полномочия ВЧК сужаются. Его органы с января 1920 г. уже не могут применять смертную казнь, а с марта ВЧК лишается судебных полномочий (сохраняется право заключать в лагеря на срок не свыше 5 лет). На время войны с Польшей судебные права ВЧК восстанавливаются, но после ее окончания были вновь урезаны.

В годы Гражданской войны продолжают совершенствоваться органы Советской милиции. В октябре 1918 г. НКВД и НКЮ принимают Инструкцию по организации рабоче-крестьянской милиции. Милиция находилась в двойном подчинении (местным Советам и отделам губисполкомов НКВД). Она была исполнительным органом местных властей. Одновременно создавалось Главное управление милиции. В апреле 1919 г. СНК принимает Декрет «Советской рабоче-крестьянской милиции». В Милиции вводилась воинская дисциплина и обязательное обучение военному делу. Милиция занималась борьбой с преступностью, реализацией продразверстки, проведением всеобщей трудовой повинности, борьбой со спекуляцией. Окончательно структура милицейских органов была оформлена в июне 1920 г. Она подразделялась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную и розыскную. Во главе милиции находилось Главное управление милиции НКВД.

Однако наиболее серьезной проблемой в данный период являлось строительство регулярной Красной Армии. Уже в сентябре 1918 г. была объявлена общая мобилизация. Вооруженные силы страны сводились в армии и фронты. В сентябре 1918 г. был создан Революционный военный совет республики (РВСР), а Высший военный совет и его штаб упразднялись. Этот орган стал высшим органом военного управления. Далее была создана должность главнокомандующего всеми вооруженными силами республики. Его полномочия были определены Декретом СНК от 5 декабря 1918 г. В апреле 1919 г. создается Политические отдел РВСР (вместо Всероссийского бюро военных комиссаров), а в мае он был переименован в Политическое управление РВСР. В армиях действовали политотделы, а в дивизиях, бригадах, полках – армейские комиссары.


Вопрос 9. Судебная система

 

В годы Гражданской войны произошло еще большее упрощение советской судебной системы. В ноябре 1918 г. ВЦИК принимает Положение о народном суде РСФСР. По Положению подсудность народного суда была серьезно расширена – народный суд рассматривал все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к компетенции ревтрибуналов (дела о контрреволюционных преступлениях, саботаже и т.д.). Простые гражданские дела суд рассматривал в составе одного постоянного судьи, а дела о наиболее опасных преступлениях – в составе постоянного судьи и шести народных заседателей. Остальные дела подлежали рассмотрению в суде в составе судьи и двух народных заседателей. Кассационной инстанцией выступал совет народных судей, действовавший в каждой губернии. Окружные суды и Кассационный суд в Москве упразднялись. В октябре 1920 г. выходит новое Постановление о народном суде. Оно устранило выявленные в ходе его работы недостатки. Коллегии защитников и обвинителей подлежали упразднению, а защита и обвинение были разделены. Защитников привлекали на началах трудовой повинности из обычных граждан. Обвинители теперь состояли при отделах юстиции и назначались губернскими исполкомами.

Военное время требовало создания специальной системы военных судов – военных трибуналов. Они стали активно создаваться в армии с июля 1918 г. Возглавил систему военных трибуналов созданный в октябре 1918 г. трибунал при Реввоенсовете Республики. Окончательно система военной юстиции сложилась к концу 1920 г. Существовала следующая система революционных военных трибуналов: Республики, фронта, армии, отделение РВТ армии при дивизии.

В апреле 1919 г. ВЦИК утверждает Положение о революционных трибуналах. По этому Положению число ревтрибуналов сокращалось, они могли создаваться только в губернских центрах и городах с населением свыше 200 тыс. человек. Кассационный отдел ВЦИК был преобразован в Кассационный трибунал. Но уже в марте 1920 г. ВЦИК утверждает новое Положение о революционных трибуналах. Оно внесло единообразие в деятельность всех ревтрибуналов. В состав последних в качестве одного из членов входил представитель коллегии губернского ЧК.

Данные меры упростили судебную систему, обеспечили единообразие в ее работе, но мало соответствовали демократическим принципам судоустройства и судопроизводства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...