Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 11. Становление и развитие советского права

 

Зарождение новой социалистической правовой системы происходило в сложной политической и социально-экономической обстановке. Рождение нового права не могло проходить гладко и без ошибок. Шел постоянный поиск новых правовых форм. Отбирались старые нормы, показавшие свою эффективность, но формально новая власть заявляла о разрыве с прежним буржуазным правом. Уже в ноябре 1918 г. Декретом о народном суде запрещалась ссылка в судебных решениях на нормы старого права. Если не было норм советского права, можно было действовать на основе правосознания трудящихся классов. Таким образом, еще раз подчеркивалась важность специфического источника права – революционного правосознания трудящихся масс. Но тем не менее, старое право продолжало применяться еще некоторое время. В Средней Азии и на Кавказе действовали шариатские суды. Это свидетельство гибкого подхода Советской власти в правовой сфере.

Однако более важное значение имели нормативные акты, изданные различными советскими органами: Съездами Советов, ВЦИК, Президиумом ВЦИК, СНК, наркоматами и различными местными органами власти. Последние часто выходили за рамки своей компетенции. Центральные органы вели упорную борьбу с таким самовластием, которое, правда, решало вопрос многочисленных пробелов в праве. В некоторых местностях принимались даже небольшие местные уголовные кодексы и свои правила судопроизводства. Но и центральные органы часто выходили за рамки конституционных предписаний, расширяя свою законотворческую компетенцию.

Первые нормативные акты носили обычно комплексный характер, отличались малым объемом, скорее устанавливали общие принципы и имели декларативный характер. Советской власти потребовалось время на то, чтобы начать издавать крупные кодифицированные акты. Но старания законодателя часто не приносили должного эффекта. Реальные условия не позволяли осуществить планируемые меры. Нормативные акты данного периода издавались в виде декретов, постановлений, положений, деклараций, инструкций и т.д. Однако четкого различия между ними не было. Появляются и официальные периодические издания: «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства» и «Известия» ВЦИК.

Гражданское право. Для регулирования имущественных отношений в данный период было характерно отсутствие какого-либо крупного систематизированного акта. Государство принимает необходимые меры для устранения буржуазных отношений в гражданско-правовой сфере. Проводится постепенная национализация промышленности. В июне 1918 г. издается Декрет о всеобщей национализации промышленности. К концу 1918 г. национализация крупной промышленности была практически закончена. Национализация предприятий средней промышленности происходила значительно медленнее. Она была завершена только к 1920 г. Мелкая промышленность была поставлена под контроль государства. Ее предприятия подлежали национализации только в особых случаях. В ноябре 1920 г. ВСНХ было принято Положение «О национализации предприятий». Об этом положении было сказано выше. Еще в марте 1918 г. национализировался торговый флот. Переходили в собственность государства жилые строения в городах с населением свыше 10 тыс. человек.

Однако в личном владении граждан оставались предметы потребления, мелкие предприятия, мелкие жилые строения. Часть национализированных предприятий передавалась в безвозмездную аренду их бывшим владельцам. Первое время сохранялись в частных руках многие торговые предприятия.

Вводится государственная монополия на внешнюю торговлю, ткани, хлеб, драгоценные металлы, спички и т.д. Монополия означала обязательное участие государства в сделках в отношении данных товаров, контроль за их распределением и оборотом. С июля 1918 г. вводилась обязательная регистрация всех предприятий и сделок, совершенная с ними.

Для регулирования гражданских правоотношений было характерно применение классового принципа. Представители «эксплуататорских» классов были лишены права выбора занятий и свободы передвижения. Удостоверениями личности таких лиц являлись трудовые книжки, которые действовали только в случае наличия ежемесячных отметок о выполнении трудовой повинности.

Сужалась сфера применения договорного регулирования в сфере хозяйственных отношений между государственными предприятиями.

В ноябре 1918 г. происходит национализация частных торговых предприятий. Широко практиковалось принудительное изъятие излишков хлеба у крестьян. Происходило нормирование потребления населением продуктов питания и предметов широкого народного потребления. Они распределялись на основе принципа классовых пайков (работникам частных предприятий).

Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. отменялся институт наследования. После смерти владельца имущество переходило в государственную собственность. Но Декрет содержал и серьезные исключения из этого правила. Нуждающиеся (нетрудоспособные) родственники (братья, сестры, дети, родители) и супруг умершего получали содержание из оставшегося имущества. Кроме того, если стоимость имущества не превышала 10 тыс. руб., состояло из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе или деревне, такое имущество переходило в управление и распоряжение пережившего супруга и ближайших родственников, а признак нуждаемости здесь уже не был обязательным. В разъяснении к Декрету Наркомюст указал, что сумма 10 тыс. руб. не имеет обязательного значения, более важным был источник приобретения имущества, а не его стоимость.

В действительности Декрет мог, таким образом, распространяться только на достаточно крупное наследуемое имущество, в условиях высокой инфляции стоимость имущества в 10 тыс. руб. не должна была иметь существенного значения, а право распоряжения пережившего супруга и родственников ничем не отличалось от права собственности.

20 мая 1918 г. Декретом «О дарении» отменялось дарение имущества на сумму свыше 10 тыс. руб., а на сумму от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. дарение было действительно только после нотариального или судебного удостоверения.

Семьи красноармейцев и трудящихся, имевших низкую заработную плату, освобождались от платы за жилье.

В годы Гражданской войны происходит закрепление уже существовавших тенденций в регулировании хозяйственных отношений. В целом, национализация промышленности была завершена только к моменту перехода к НЭПу. Однако часть мелкой промышленности продолжала оставаться в частных руках, запрещалась ликвидация и конфискация предметов домашнего обихода. Последнее часто нарушалось. В ноябре 1920 г. принимается Декрет «Общие экономические и юридические условия концессий», который позволял иностранным концессионерам вкладывать свои капиталы в РСФСР. Сохранность капиталов гарантировалась от конфискации и национализации, а концессионеры получали право вывоза за границу части производимой ими продукции. Но до начала НЭПа подобные договоры не заключались.

Продовольственное снабжение населения регулировалось Декретом СНК от 30 апреля 1920 г. По этому акту трудовой продовольственный паек выдавался только за действительно проработанные дни и имел три вида норм: работникам физического труда, работникам умственного труда; работникам частных предприятий. Лица, не занятые общественно полезным трудом, по Декрету пайками не обеспечивались.

Одновременно происходит отход от товарно-денежных отношений. Производился планомерный товарообмен между хозяйствующими субъектами, безденежный оборот, переход на натуральную заработную плату. Советские учреждения и предприятия должны были оказывать бесплатные услуги. Так, с 1 января 1921 г. вводилась бесплатная перевозка пассажиров, багажа и грузов на железной дороге. Однако уже с июля 1921 г. вводилась платность перевозок.

Советская практика вынужденно допускала частную торговлю на рынках, отдельные договорные начала в хозяйственных отношениях. Например, при лесозаготовках заключался договор подряда с частными лицами.

Продовольственная разверстка проходила на возмездной основе – по твердым государственным ценам. В случае отказа крестьян добровольно сдавать хлеб, применялось принудительное бесплатное его изъятие. В 1919-20 гг. издаются декреты по авторскому праву и праву на изобретение. Изобретение, признанное полезным для государства, объявлялось достоянием РСФСР, а за автором сохранялось право на получение вознаграждения от его использования. Наследники изобретателя получали право на содержание из такого вознаграждения в соответствии с Декретом об отмене наследования.

Семейное право. В области брачно-семейного права в данный период произошли революционные изменения. 18 декабря 1918 г. СНК принимает Декрет о расторжении брака. Проект Декрета, носившего весьма радикальный характер, вызвал определенные споры[3]. Этот нормативный акт установил следующие основные положения нового семейного права: 1) государство признавало только гражданский брак; 2) уравнивались в правах внебрачные дети с детьми, рожденными в браке; 3) появилось право установления отцовства в суде по заявлению матери ребенка; 4) развод носил свободный характер по просьбе супругов или одного из них (в первом случае развод осуществлялся в суде и загсе, а во втором – в суде); 5) Церковь лишалась права рассматривать бракоразводные дела; 6) отменялись дореволюционные ограничения (необходимость согласия родителей на брак или начальства, различия в вере сторон, отдаленное родство); 7) муж должен был при разводе выплачивать своей супруге содержание, если на то было решение суда; 8) на несовершеннолетних детей выплачивал содержание по решению суда родитель, который проживал отдельно от детей; 9) брак не мог заключаться только между родственниками по прямой линии и братьями и сестрами; 10) брачный возраст устанавливался для мужчин в 18 лет, а для женщин – 16 лет (в Закавказье 16 и 13 лет); 11) в браке мужчина и женщина имели равные права.

Однако основы семейного права, закрепленные в Декрете от 18 декабря 1918 г., требовали дальнейшего развития. Уже 4 сентября 1918 г. Наркомюсту было поручено составить семейный кодекс законов. 16 сентября 1918 г. ВЦИК принимает Кодекс законов «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Кодекс закрепил прежние положения и внес некоторые серьезные новшества. Он закрепил то, что действительными признаются церковные браки, заключенные только до 20 декабря 1917 г. Жена не должна была следовать за своим мужем, а брак не создавал общность имущества супругов (последнее не было новеллой). Теперь Кодекс говорил о праве нуждающегося супруга на получение содержания от другого супруга. Супруг, вступивший в брак с иностранцем, имел свободу перемены гражданства. Родители были обязаны содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей. В Кодексе отсутствовал институт усыновления, что имело своей причиной боязнь возможной эксплуатации буржуазными элементами усыновленных детей.

На практике процесс отказа от церковного брака и применение религиозных, обычных норм шел довольно долго и сложно. В Средней Азии брачно-семейные дела разбирали мусульманские суды на основе норм шариата и адата даже в начале 20-х гг. Обычай выплаты калыма в Азербайджане был запрещен лишь в 1927 г.

Трудовое право. Декретом СНК от 29 октября 1917 г. был урегулирован вопрос о нормировании рабочего времени и отдыха. Рабочее время составляло 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. Устанавливался сокращенный рабочий день на вредных производствах, а также обязательный обеденный перерыв не менее одного часа. Еженедельный отдых составлял не менее 42 часов. Ограничивались сверхурочные работы, и запрещается ночной труд женщин и подростков, последние могли работать с достижением 14-летнего возраста. В июне 1918 г. Постановлением СНК вводился двухнедельный оплачиваемый отпуск для лиц, проработавших на предприятии не менее 6 месяцев без перерыва. Постепенно советская власть принимала меры по установлению обязательного минимума заработной платы и уравниванию оплаты труда представителей разных полов. Создается инспекция труда, в декабре 1917 г. принимается Положение «О страховании на случай безработицы». Оно распространялось на всех лиц наемного труда, если последние были зарегистрированы в качестве безработного на бирже труда. Пособие безработному устанавливалось в размере полной заработной платы, но не более ее средней величины для данной местности.

Указанные выше положения были развиты в Положении СНК от 31 октября 1918 г. «О социальном обеспечении трудящихся». Положение дополнило круг лиц, имеющих право на социальное пособие. Теперь это были лица, источником существования которых являлся собственный труд, без эксплуатации чужого труда. Социальное обеспечение предусматривалось в случае болезни, увечья, старости и безработицы. Пенсионеры могли помещаться в инвалидные дома. Пособия и пенсии выплачивались из взносов предприятий всех форм собственности.

В декабре 1918 г. принимается Кодекс законов о труде. Он регулировал труд всех лиц, работающих за вознаграждение. Но он не распространял свое действие на сельскохозяйственный труд. Кодекс ставил своей задачей привлечение к труду всех трудоспособных граждан, регулировал вопросы рабочего времени. Так, продолжительность ежегодного отпуска определялась в один месяц (за 6 месяцев – 2 недели). Определялись основания для увольнения работника, а профсоюзы наделялись широкими правами. Однако КЗоТ, принятый в конце 1918 г. не получил реального применения. Условия Гражданской войны требовали иного подхода к регулированию трудовых отношений. Два Положения о тарифах 1919 и 1920 гг. серьезно скорректировали нормы советского трудового права.

В годы войны широкое применение носила трудовая повинность населения в натуральной форме (заготовка, погрузка, выгрузка грузов, гужевая повинность и т.д.). Необходимые кадры подлежали трудовой мобилизации, а на милитаризованных предприятиях рабочие и служащие приравнивались к военнослужащим. Создавались дисциплинарные товарищеские суды. За нарушение трудовой дисциплины они могли применять в качестве мер взыскания: а) выговор; б) перемещение на низшую должность; в) посылку на тяжелые общественные работы; г) увольнение с лишением свободы и т.д.

Земельное право. Успех политики большевиков находился в прямой зависимости от решения земельного вопроса. Уже II Всероссийский съезд Советов принимает Декрет о земле, а 19 февраля 1918 г. был опубликован Декрет о социализации земли.

Первым актом земля, леса, воды и недра объявлялись всенародным достоянием, переходившим фактически в социалистическую государственную собственность. Сельскохозяйственные земли могли предоставляться в пользование коллективным хозяйствам, единоличным крестьянским хозяйствам, государственным или общинным хозяйствам. По Инструкции Наркомзема от 4 декабря 1917 г. коллективные хозяйства получали преимущество в наделении землей. Создавались совхозы на базе высококультурных помещичьих хозяйств. Декрет о социализации земли позволял наделять землей предприятия, государственные организации и учреждения для строительства и других несельскохозяйственных целей. С декабря 1917 г. запрещались все сделки с городской землей. С августа 1917 г. частная собственность на такие земли отменялась. Местные органы власти получили право предоставлять земельные участки под строительство зданий и иных сооружений. Для распределения земельного фонда создавались волостные, уездные и губернские земельные комитеты. Важное значение в организации нового землеустройства и землепользования сыграли комбеды.

В годы Гражданской войны усилия советской власти были направлены на создание социалистических коллективных хозяйств, сокращение числа единоличных крестьянских хозяйств. Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию от 14 февраля 1919 г. говорило об образовании единого государственного земельного фонда, куда входили все земли страны. Основной формой землепользования признавалось совхозное и коллективное. Единоличное землепользование крестьян объявлялось отживающим. Первые две формы получали привилегированное положение. Наделение землей производилось в первую очередь в отношении советских хозяйств (совхозов), а уже затем сельскохозяйственных коммун и артелей. Эти организации получали от государства различные виды помощи. В 1920 г. в стране существовали десять с половиной тысяч коллективных крестьянских хозяйств. Последние имели три основные формы: коммуна, артель и товарищество по обработке земли (ТОЗ). Они отличались по степени обобществления крестьянских хозяйств и трудовых усилий.

Коммуна создавалась, как правило, наиболее бедными слоями крестьян, батраками на основе помещичьих хозяйств. Все имущество членов коммуны («пожитки и деньги») обобществлялось, сдавалось в коммуну. Распределение результатов труда проводилось по равным долям на пайковой основе после сдачи положенного государству. Первоначально именно данная форма хозяйства, с ее коммунистическим распределением, получила поддержку государства. Но эффективность коммуны оказалась крайне низкой.

Сельскохозяйственная артель сочетала все необходимые советской власти признаки и обеспечивала интересы крестьян. Она постепенно и стала основной формой коллективного хозяйства. Здесь обобществлению подлежали только основные средства производства, а личное подсобное хозяйство оставалось в пользовании крестьян.

В товариществах средства производства и орудия труда, в отличие от артели, не обобществлялись, но крестьяне использовали их совместно для обработки земли. Последняя форма теоретически была наиболее приемлема и традиционна для русского крестьянства, но она не отвечала социалистическим идеалам новой власти.

В апреле 1920 г. Декретом СНК «О переделах земли» были приняты меры, направленные на повышение производительности крестьянских хозяйств. Декрет ограничивал полные и частичные переделы земли в сельских обществах с общинной формой землепользования, а в мае 1920 г. крестьянские хозяйства получили права оставлять у себя излишки земли (выше нормы для района), если они не использовали наемный труд.

Уголовное право. Советское уголовное право отказалось от старого уголовного законодательства. Однако в короткий срок создать новую советскую уголовно-правовую систему было невозможно. Поэтому источниками уголовного права выступали разрозненные акты центральной власти, а также различные нормативные акты местных властей, «революционное правотворчество масс». Под преступлением фактически стало пониматься действие (бездействие), представляющее опасность для Советского государства и общества. Поэтому не было необходимости в формальном признании законом какого-либо действия преступным. Уголовная санкция первое время не носила определенный характер. Встречались формулировки «по всей строгости закона», предания суду и т.д. Только в некоторых уголовных законах указывались пределы уголовного наказания. Последние существовали в самых различных видах: штрафы, конфискация имущества, принудительные общественные работы, лишение свободы, предостережение преступников, лишение продовольственных карточек, опубликование в списках врагов народа, лишение свободы с принудительными работами, отправка на фронт, выговор, объявление вне закона и т.д. Первое время лишение свободы назначалось на незначительные сроки. Но уже по Декрету о спекуляции от 22 июля 1918 г. срок лишения свободы устанавливался не менее 10 лет, а еще ранее за изготовление самогона. Смертная казнь фактически была восстановлена летом 1918 г. Однако расстрел на месте шпионов, спекулянтов, громил и контрреволюционеров осуществлялся органами ВЧК еще по Декрету «Социалистическое Отечество в опасности!» от 21 февраля 1918 г.

Большинство новых составов преступлений имели характер «контрреволюционных» деяний: порча конфискуемого имущества, сокрытие материалов и продуктов, саботаж, саботаж чиновников, контрреволюционные заговоры и восстания, измена и шпионаж, созыв населения набатным звоном с контрреволюционными целями, спекуляция, взяточничество, посягательство на общественную собственность, дезертирство и т.д. Советское уголовное право начального периода содержало крайне мало норм, относившихся к преступлениям против личности.

Введение красного террора привело к применению самых жестоких мер: введения института заложников, широкое применение расстрела и помещения в концентрационные лагеря классов враждебных элементов. Летом 1919 г. усиливается ответственность за государственную измену, шпионаж, умышленное повреждение железнодорожных путей. Виновные в совершении последнего деяния и пойманные на месте преступления подлежали расстрелу «в порядке непосредственной расправы». Усиливается борьба со спекуляцией и должностными преступлениями (растратой, подлогом, хищениями, присвоениями и т.д.).

В 1919 г. совершается первая масштабная попытка систематизации уголовного права. 12 декабря 1919 г. Наркомюст издает Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Целью уголовного права Руководящие начала видели в том, чтобы «посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс…». Преступлением признавалось действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14-летнего возраста. Однако для лиц в возрасте 14-18 лет она могла быть заменена мерами воспитательного характера. К невменяемым предлагалось применять лечебные меры и меры предосторожности, а наказание провозглашалось искуплением вины и не должно было причинить преступнику бесполезных и лишних страданий. Всего имелось 16 видов наказаний: внушение, общественное порицание, объявление бойкота, воспрещение занимать ту или иную должность, конфискация имущества, возмещение причиненного ущерба, исключение из общественного объединения, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона и расстрел. Вводился институт условного осуждения. В 1920 г. началась разработка Уголовного кодекса.

Гражданский и уголовный процесс. Основными источниками гражданско-процессуального права были Декрет о суде, Инструкция НКЮ от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных народных судов», нормы прежнего права, поскольку они были не отменены и не противоречили революционному правосознанию. Но старые законы применялись относительно редко и скоро были фактически отменены[4]. Декрет о суде №2 вносил серьезное новшество в гражданское судопроизводство. Он закрепил активную роль советского суда в процессе, в защите интересов и прав сторон. Дореволюционные суды не имели права собирать доказательства по своей инициативе, принимали решение на основе доказательств, предоставленных сторонами. Состязательность сторон имела там решающее значение. Советский суд не ограничивался формальным законом, имел свободу в выборе доказательств, руководствуясь соображениями справедливости. В определенной мере это уравнивало шансы сторон, обеспечивало интересы более слабой, бедной стороны. К доказательствам относились объяснения сторон, показания свидетелей, письменные доказательства и заключения экспертов. Отменялась присяга в суде. Предусматривались две формы гражданского судопроизводства по спорам о праве – исковое производство, по установлению фактов, имеющих юридическое значение – бесспорное производство. Стороны имели равные права, могли вести дело лично или через представителей. В качестве последних могли выступать члены коллегии правозаступников, близкие родственники, представители учреждений и предприятий. Допускалось кассационное обжалование решения суда.

Но кассационная инстанция, в отличие от «буржуазного» института кассации, имела право отменить решение не только по причине нарушения явного закона, но и в случае явной несправедливости решения. Это положение в определенной мере сглаживало отмену института апелляции.

В период Гражданской войны произошло резкое сокращение числа гражданских дел, что было связано с сокращением самого гражданского оборота. В декабре 1919 г. принимается Декрет о тюремном мораториуме. По этому акту все производство гражданских дел и их исполнение в отношении военнослужащих Красной Армии приостанавливались (до их демобилизации).

Положение о народном суде 1919 г. позволяло наиболее простые дела рассматривать единолично народному судье. Процесс носил гласный характер, применялся национальный язык судопроизводства. При рассмотрении кассационной жалобы кассационная инстанция (совет народных судей) не была связана пределами и поводами кассационной жалобы. Решение отменялось и в случае неполного выяснения фактических обстоятельств дела, а также явной несправедливости судебного решения. Положение о народном суде 1920 г. несколько упрощало гражданский процесс, а также сужало круг возможных представителей сторон.

До лета 1918 г. не существовало единых норм уголовного судопроизводства. Не было особых правил для рассмотрения уголовных дел в революционных трибуналах. Первоначально предварительное следствие по делу вел сам народный судья, иногда создавались следственные комиссии. Предусматривалась возможность участия с предварительного следствия защитника (по договору или общественного). Однако точный момент его вступления в дело не был определен. Защита не допускалась по мелким делам. Обжалование приговора допускалось только в кассационном порядке. Но кассация имела советские специфические черты. Об этом было сказано выше.

В годы Гражданской войны в уголовном процессе происходят серьезные изменения. Предварительное следствие по серьезным уголовным делам осуществляла следственная комиссия, а по остальным обычно народный суд ограничивался милицейским дознанием, либо дознанием самим судьей в отдельных случаях. В дальнейшем следственные комиссии были заменены народными следователями, которые вели расследование единолично. По Положению о народном суде 1920 г. появились следователи по важнейшим делам при советах народных судей и следователи по важнейшим делам при губернских отделах юстиции и при Наркомюсте. Если дело рассматривалось с участием шести народных заседателей, то защита допускалась по желанию обвиняемого. По мелким уголовным делам суд сам решал вопрос о необходимости защитника, но его наличие было обязательным в случае участия в деле обвинителя, а также нахождении обвиняемого под стражей. Положение о народном суде 1918 и 1920 гг. лишило суд права помилования. Последнее Положение позволяло обжаловать приговор лицам и учреждениям, возбудившим дела, и исполкомам местных советов.

Рассмотрение уголовных дел в революционных трибуналах происходило не позже 48 часов после окончания предварительного следствия, последнее должно было проводиться в течение одного месяца. Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г. наделяло ревтрибуналы широкими полномочиями. От их усмотрения зависел вызов свидетелей, допущение защиты и обвинения к участию в судебном рассмотрении дела. Трибунал мог запретить прения сторон.

Обжалование приговоров ревтрибуналов допускалось каждому неопороченному гражданину. В революционных военных трибуналах институт обжалования не действовал.

Фактически в ревтрибуналах сложились две формы процесса: развернутая (как в народных судах) и сокращенная. Последняя сводилась к допросу обвиняемого, предоставлению ему последнего слова и вынесению приговора. Сокращенный вариант стал основной формой процесса в ревтрибуналах.

* * *

Таким образом, становление и развитие советского права происходило в сложных условиях войны, интервенции и хозяйственной разрухи и противостояния в обществе. Это была первая попытка создать действительно социалистическое государство и право. Она породила удачные и весьма спорные решения правовых проблем. Политическая целесообразность привела к введению крайне жестких мер, нарушению элементарных правовых принципов. Однако многие социальные завоевания, нашедшие отражение в праве данного периода, служат нам и по сей день.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...