Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Конституция ССР 1924 г.

 

Как уже было сказано выше, Декларация и Договор об образовании СССР были приняты в своей основе 10 января 1923 г. ЦИК СССР избрал свой президиум, который образовал 6 комиссий по различным направлениям для разработки проектов положений о наркоматах СССР, СНК, СТО, ЦИК, флаге и гербе СССР. Речь о какой-либо конституции пока не шла. На съезде о ней также не было сказано ни слова. Это указывает на тот факт, что конституционное оформление нового союзного государства могло вызвать нежелательные осложнения с объединением, и, возможно, было решено не рисковать. Слишком тесное объединение союзных республик вызвало бы негативную реакцию на местах, а наличие Конституции у Союза СССР лишний раз это подчеркивало[13]. Но уже вскоре совокупность шести комиссий стали называть конституционной комиссией, в документах появляется наименование «Конституция СССР». Далее используются понятия Союзного Договора и Конституции. Вопрос стал достаточно острым, принял характер спора. По предложению Д.И.Курского была принята компромиссная формулировка: «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза… составляют основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик». Сам текст конституционного проекта с конца апреля 1923 г. разрабатывала Расширенная комиссия. В конце июня 1923 г. Пленум ЦК РКП(б) поддержал проект Конституции. Далее ее обсудили на специальных сессиях ЦИК союзных республик, а 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел ее в действие. 31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов с небольшими поправками утвердил Основной Закон (Конституцию) Союза ССР.

Таким образом, процесс создания Конституции СССР 1924 г. носил довольно сложный характер. Споры между сторонниками централизации и противниками создания «единого» государства возникли вновь. Обе стороны пытались провести свои взгляды в конституционный проект. Работники центрального аппарата РСФСР – сторонники «автономизации» выступали за сокращение прав союзных республик, некоторые предлагали ограничиться созданием при наркоматах РСФСР секретариатов для непосредственного руководства экономикой союзных республик, а общесоюзные наркоматы в этой сфере не создавать вовсе. Партийно-государственные деятели Украины и Грузии предлагали сохранить у республик наркоматы иностранных дел и внешней торговли, выступали против института союзного гражданства и создание Конституции вместо Договора. Фактически пытались приблизить новое образование к конфедерации. Некоторые татарские и башкирские деятели выступали за непосредственное вхождение автономных республик РСФСР в состав СССР, грузинские – за ликвидацию ЗСФСР и вхождение ее республик непосредственно в СССР. Этот процесс в какой-то мере предвосхитил В.И.Ленин, обратившийся 30-31 декабря 1922 г. с письмом «К вопросу о национальностях или об «автономизации», где призвал принять меры по соблюдению равенства и интересов союзных республик.

Конституция 1924 г. состояла из двух составных частей: Декларации и Договора об образовании СССР. Она имела некоторые серьезные особенности. Текст Основного Закона не содержал положений о правах и свободах граждан, о социально-экономическом строе, об основах избирательной системы и местного самоуправления, которые находились в конституциях союзных республик. Это, по всей видимости, должно было подчеркивать сохранение части суверенных прав за союзными республиками. Конституция давала право свободного выхода и входа республик в состав Союза СССР. Последний состоял из 4-х социалистических советских республик: РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Республики (ЗСФСР: Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской ССР).

Глава первая закрепляла предметы, отнесенные к ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов. Список практически полностью повторял подобный перечень Договора об образовании СССР. Сохранялся пункт, позволяющий отменять постановления органов власти союзных республик, нарушающих Конституцию СССР. Изменение или отмена Конституции подлежали исключительному ведению Съезда советов СССР. Суверенитет союзных республик был ограничен только в пределах, указанных в Конституции. Однако, с точки зрения теории, на вопрос, может ли существовать суверенитет у отдельных частей государства (субъектов федерации), нет однозначного мнения. Но в данном случае научные соображения уступили место политической целесообразности. Далее Конституция устанавливала единое союзное гражданство.

Верховными органами власти Конституция провозглашала Съезд Советов СССР, а в период между Съездами – Центральный исполнительный комитет. Однако последний состоял, в отличие от ЦИК по Договору об образовании из двух палат – Союзного Совета и Совета Национальностей. Первая избиралась Съездом из представителей республик пропорционально их населению, а вторая – из представителей союзных, автономных республик и автономных областей по особой норме (от первых и вторых по 5 представителей от каждой, от автономных областей – по одному). Палаты были равноправны. ЦИК издавал нормативные акты (декреты, постановления и т.д.), мог приостанавливать и отменять акты Президиума ЦИК и других органов власти. Он избирал Президиум ЦИК в количестве 21 члена, который в период между сессиями (проходили 3 раза в год) признавался высшим органом власти (высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом). Президиум возглавлялся четырьмя председателями по числу союзных республик. Он обладал законодательными правами, мог отменять постановления СНК СССР и СНК республик, а также приостанавливать постановления съездов союзных республик. Этот орган можно назвать коллективным главой Советского государства. Исполнительным и распорядительным органом Союза СССР являлся Совет народных комиссаров – СНК. Этот орган образовывала ЦИК СССР в составе председателя, заместителя и 10 наркомов. СНК СССР издавал декреты и постановления. Из этого следует, что Конституция СССР продолжала отрицать принципы теории разделения властей. Список наркоматов повторял подобный перечень Договора об образовании СССР.

Глава седьмая Конституции подробно говорила о Верховном суде СССР при ЦИК СССР. Он действовал в составе пленарного заседания, гражданской, уголовной, военной и военно-транспортной коллегий. Суд давал руководящие разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР решения и приговоры верховных судов союзных республик, по соображениям их противоречия общесоюзному законодательству, давал заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик Конституции СССР и рассматривал дела о преступлении высших должностных лиц. Таким образом, Верховный суд СССР имел и отдельные функции конституционного правосудия. Конституция закрепляла должность прокурора (и его заместителя) Верховного суда. Прокурор поддерживал обвинение в Верховном суде, но мог и опротестовать решение пленарного заседания Верховного суда в Президиум ЦИК СССР.

Конституция окончательно разделила все наркоматы на общесоюзные, объединенные и республиканские. Об их отличиях говорилось выше. Однако она уже не предусматривала республиканских наркоматов по делам национальностей.

17 июля 1923 г. СНК СССР начал свою работу. Председателем правительства СССР стал В.И.Ленин.

Первоначально Съезды Советов СССР созывались ежегодно. Но с 1927 г. была внесена поправка к Конституции СССР – съезды должны были проходить через год. Широко практиковались совместные заседания палат ЦИК СССР. Для преодоления их разногласий, которые порой возникали, создавались согласительные комиссии. Постепенно увеличились периоды между сессиями ЦИК, а с 1931 г. он собирался не менее трех раз между очередными сессиями. Усиление централизации советской федерации привели к тому, что к середине 30-х гг. в состав СНК СССР вошли союзные наркоматы совхозов, водного транспорта, тяжелой и лесной промышленности, а также союзно-республиканские наркоматы – земледелия, снабжения, финансов, легкой промышленности. При СНК находились и главные управления Гражданского воздушного флота, Дорожного транспорта и т.д. Соответственно уменьшилось число наркоматов в республиках до пяти: финансов, здравоохранения, просвещения, юстиции, социального обеспечения. С начала 30-х гг. сложилась практика издания совместных постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР – партийных и советских органов.

Одной из важнейших проблем советского государства после окончания Гражданской войны стала задача реформирования и восстановления народного хозяйства. Органом, осуществляющим координацию экономической политики, стал реорганизованный Совет труда и обороны (СТО). В феврале 1921 г. при СТО создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан) для разработки государственного хозяйственного плана. Происходит отход от управления промышленностью только с помощью главков. В 1921-22 гг. часть предприятий сдается в аренду (кооперативам и частным лицам) или передается в местное подчинение. В этих целях создаются местные хозяйственные органы – губернские экономические совещания (Губэкосо), а затем – областные и уездные (в губерниях, где было районное деление – районные). ВСНХ РСФСР, в результате данных преобразований, перестал быть высшим хозяйственным органом и был преобразован. Он превратился фактически в наркомат промышленности. С 1921 г. возникает новая форма управления промышленностью – хозрасчётное объединение предприятий (государственный промышленный трест). Это было веяние Новой экономической политики. Работавшие на новых началах главки, местные совнархозы (различных уровней), тресты стали основной формой управления промышленностью. С 1922 г. торговые организации начинают объединяться в добровольные объединения – государственные синдикаты.

С образованием СССР был создан СТО СССР под председательством В.И.Ленина, а при СНК РСФСР и других республик – Экономические совещания (Экосо). Создавались в качестве объединенного наркомата ВСНХ СССР. Промышленные предприятия стали делиться на общесоюзные, республиканские и местные.

С 1926 г. экономическая политика Советского государства стала меняться, был взят курс на индустриализацию страны. В таких условиях начался новый этап централизации управления народным хозяйством. ВСНХ получает новые структуры, призванные осуществить данные меры: Планово-экономическое управление, Строительный комитет, Главную инспекцию и т.д. С 1927 г. возросла самостоятельность предприятий по отношению к трестам, которые превращались теперь скорее в органы государственного управления промышленностью. Рост промышленности, дифференциация её отраслей привела к необходимости создания отдельных отраслевых наркоматов. В 1932 г. ВСНХ был преобразован в союзный наркомат тяжелой промышленности и созданы наряду с ним наркоматы речной, лесной и лесоперерабатывающей промышленности.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...