Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Органы охраны общественного порядка и государственной безопасности

 

Органы милиции находились в подчинении НКВД РСФСР. Их права и обязанности были определены Положением о народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. Непосредственное руководство осуществляло Главное управление милиции НКВД РСФСР, которому подчинялись губернские, уездные и районные управления милиции. В апреле 1922 г. уголовный розыск был выделен из функций милиции и передан в подчинение отделам управлений исполкомов. В центре создавалось Управление уголовного розыска и должность начальника уголовного розыска Республики. Конституция СССР 1924 г. относила функцию охраны порядка к компетенции союзных республик. Произошло сокращение штатов милиции, перевод ее на местный бюджет. В 1923 г. Управление уголовного розыска было преобразовано в Отдел уголовного розыска при Центральном административном управлении НКВД РСФСР. Но уже в 1925-26 гг. начинается укрепление кадров милиции, расширение ее функций (содействие в охране лесов, сборе налогов, исполнения судебных решений). Создается ведомственная милиция (промысловая, портовая, фабрично-заводская и т.д.). С 1930 г. начинают создаваться общества содействия милиции из трудящихся, а НКВД союзных республик заменялись главными управлениями милиции при СНК союзных республик. На местах создавались краевые, областные, городские и районные управления милиции. С 1931 г. уголовный розыск вновь вошёл в состав общей милиции.

Деятельность ВЧК в годы Гражданской войны носила чрезвычайно жесткий характер. После окончания войны необходимо было отказаться от таких методов подавления, или, во всяком случае, сменить название органа. Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. Несколько позже ВЧК было ликвидировано и в других советских республиках. Функции ГПУ остались прежними. Но дела о спекуляции, должностных преступлениях и некоторых иных были переданы соответствующим органам, сузилось применение внесудебной репрессии. Но уже с октября 1922 г. ГПУ получило право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях[14].

Создание СССР привело к появлению Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Этот орган осуществлял оперативную разведывательную работу в целях борьбы со шпионами, контрреволюционными выступлениями и т.д. Личный состав ОГПУ приравнивался к лицам, состоящим на воинской службе. В 1929 г. ОГПУ получило часть исправительно-трудовых лагерей, куда направлялись заключенные, приговоренные к лишению свободы на срок свыше трех лет.


Вопрос 4. Система органов власти и управления союзных и автономных

Республик. Местное управление

 

Утверждение Конституции СССР 1924 г. вызвало необходимость создания новых конституций союзных республик: в 1925 г. принимается Конституция РСФСР, в 1927 – Белорусской ССР, в 1929 – Украинской СССР, в 1925 – ЗСФСР, 1927 – Узбекской ССР и Туркменской ССР, а в 1931 – Таджикской ССР. Принимаются также конституции автономных республик. Конституции подробно давали характеристику социально-экономического строя, структуру и полномочия высших и центральных органов власти, основы избирательной системы, устройство автономных советских социалистических республик и областей, где они были, местных органах власти.

Система органов власти союзных и автономных республик походила на союзную ее организацию. Высшими органами власти здесь были съезды Советов, конституции половины союзных республик содержали перечень их исключительных полномочий. Здесь существовали Центральные исполнительные комитеты и их Президиумы. Председатели ЦИК союзных республик являлись председателями ЦИК СССР, выполняя свои обязанности по очереди. Существовали СНК и соответствующие наркоматы, как уже говорилось выше.

Конституции союзных республик устанавливали систему местных органов власти. Высшими органами государственной власти признавались съезды Советов в губерниях, уездах и волостях, а в селениях и городах – сельские и городские Советы. Съезды Советов избирались (как и Съезд Советов СССР и съезды союзных республик) путем многостепенных выборов, где преимущество, как и прежде, имели городские избиратели.

Исполнительными и распорядительными органами признавались исполкомы (Исполнительные комитеты). В период между съездами они являлись высшими органами власти данной территории. Отдельными отраслями управления заведовали отделы исполкомов, которые подчинялись своему исполкому и соответствующему отделу вышестоящего исполкома. Губернские и уездные исполкомы формировали свои президиумы, которые осуществляли руководство «всей текущей работой». Волостные исполкомы отделов не имели.

С началом процесса введения в 1923 г. новой административно-территориальной системы – область (край), округ и район (создание Уральской области) – стали создаваться областные (краевые), окружные и районные соответствующие органы власти. Области и районы с компактно проживающими национальными группами создавали национальные райисполкомы и сельские (родовые) Советы. Однако в первой половине 70-х гг. существовали и некоторые трудности. Население пассивно относилось к выборам в местные органы власти, они не пользовались у него популярностью. Поэтому центральная власть была вынуждена принять ряд мер.

Как уже было сказано выше, в 1921-1929 гг. в стране проводилась постепенная реформа административно-территориального деления. В РСФСР переход к новой системе закончился в 1929 г. Республика состояла из областей (край), округов и районов, а остальные республики – округов и районов. Но в 1930 г. было принято решение о ликвидации округов и укреплении районного звена управления. Соответственно возросла роль областных и краевых органов власти. Одновременно начался процесс разукрупнения существовавших областей. Последние имели крайне крупные размеры. Так, Уральская область РСФСР была разделена на три области. Районирование проводилось на основе МТС, районы были также разукрупнены. Постепенно началось вводиться областное деление и в других советских республиках – на Украине в 1932 г.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...