Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5. Суд, прокуратура и адвокатура.

 

11 ноября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР. По этому Положению создавалась трехзвенная судебная система: народный суд в составе народного судьи или судьи и двух народных заседателей (в уезде или районе города), губернский суд и Верховный суд РСФСР. Верховный трибунал и губернские революционные трибуналы подлежали ликвидации. По образцу РСФСР подобные судебные системы с некоторыми изменениями были созданы и в союзных республиках.

Народные судьи, председатель и члены губернского суда избирались сроком на 1 год губернскими исполкомами, последние, кроме того, утверждались НКЮ. Народные заседатели народных судов избирались на предприятиях, воинских частях, в сельских советах. Подавляющее большинство гражданских и уголовных дел рассматривал народный суд. Губернский суд заменил советы народных судей и губернские трибуналы. Он состоял из пленума (президиума), уголовной, гражданской и дисциплинарной коллегий. Последняя рассматривала дела о служебных проступках работников суда. Суд рассматривал на первой инстанции наиболее важные уголовные (о государственных преступлениях, должностных и порядка управления) и гражданские дела. Губернский суд получил право управления по отношению к народным судам подведомственной губернии, а также был для них кассационной инстанцией. Высшим судебным звеном по реформе 1922 г. стал Верховный суд. Он являлся кассационной инстанцией по делам, рассмотрением губернскими судами, военными и военно-транспортными трибуналами, руководил судебной практикой, осуществлял высший надзор, являлся судом первой инстанции по некоторым особо важным делам. Он состоял из Президиума, кассационных коллегий (уголовной и гражданской), судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегии, дисциплинарной коллегии. Одновременно сокращались и судебные права НКЮ РСФСР. Последний мог теперь давать руководящие указания по вопросам судебной практики только через Верховный суд. Ревизии губернских судов проводились ими совместно. Положение 1922 г. предусматривало временное существование специальных судов: трудсессии народных судов (рассматривали уголовные дела о нарушении законов о труде), военные трибуналы (округов, корпусов и дивизий) и военно-транспортные суды. Для проведения расследований при судах состояли народные следователи.

Создание Верховного суда СССР (о нем говорилось выше) превратило его со временем в четвертую судебную инстанцию. Однако данный процесс происходил довольно медленно и был завершен изданием в 1929 г. нового Положения о Верховном суде СССР. По Положению суд получил право рассматривать в надзорном порядке любое дело, рассмотренное, в свою очередь, судами союзных республик. Суд получил право законодательной инициативы, а ещё в 1926 г. право толкования общесоюзного законодательства.

Для решения хозяйственных споров при СТО СССР была создана Высшая арбитражная комиссия.

29 октября 1924 г. ЦИК СССР утвердил Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На их основе в 1926 г. принимается новое положение о судоустройстве РСФСР. Из-за изменений административно-территориального устройства в районированных частях РСФСР создавали краевые (областные) и окружные суды. Они заменяли обычные губернские суды. Первые получили судебно-административные функции и рассматривали по первой инстанции наиболее важные дела, а окружные суды являлись кассационной инстанцией по отношению к делам, рассмотренным народными судами. Кроме того, окружные суды были судами первой инстанции по некоторым делам.

В 1930 г. с ликвидацией округов были упразднены и окружные суды. Их полномочия были распределены областным судам (кассационные функции и особо опасные уголовные дела) и народным судам. Широкое развитие в 20-е гг. получили товарищеские суды.

Контроль за соблюдением норм права и защиты юридических интересов общества и государства – важные задачи органов прокуратуры. В мае 1922 г. ВЦИК РСФСР принял Положение о прокурорском надзоре. В.И.Ленин настоял на независимости прокуратуры от местных органов власти. Прокуратура входила в состав Народного комиссариата юстиции РСФСР. Прокурор одновременно являлся народным комиссаром юстиции. Однако фактически прокуратурой руководил старший помощник прокурора республики – заместитель народного комиссара. Прокурору республики подчинялись губернские прокуроры, в уездах действовали помощники губернских прокуроров. Основы судоустройства Союза ССР предполагали образование Прокуратуры Верховного суда СССР. Она состояла из прокурора Верховного суда и его заместителей. Прокурор мог опротестовывать постановления и приговоры верховных судов союзных республик, осуществлял надзор за действиями органов ОГПУ. Прокуратура союзных республик осуществляла самостоятельно (от прокурора Верховного суда СССР) следующие полномочия: осуществляла надзор за законностью действий всех органов власти, общественных учреждений и частных лиц (общий надзор); возбуждала уголовное преследование, наблюдала за производством предварительного следствия и поддерживала обвинение в суде, а также соблюдением законности в местах лишения свободы. Кроме того, прокуратура защищала интересы государства и граждан в гражданских делах.

Положение ВЦИК 1922 г. создавало коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Коллегия имела общее собрание и президиум (органы управления). Коллегия защитников оказывала юридическую помощь населению при рассмотрении гражданских споров и уголовных дел. Защитники получали оплату по особой таксе. В 1928 г. местные судебные органы получили право устанавливать предельное число членов коллегий.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...