Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 6. Развитие политико-территориального устройства РСФСР.

 

В данный период происходит создание новых и укрепление прежних национальных автономий в различных формах, осуществление принципа национально-территориального построения РСФСР, а также постепенного выделения из ее состава республик, имеющих достаточный уровень социально-экономического развития (вернее, значительную удаленность и национальные особенности), в качестве союзных республик. В 1921-1922 гг. происходит активное образование автономных республик и областей: в 1921 г. – Автономной Дагестанской Социалистической Советской Республики, в 1922 г. – Автономная Якутская ССР, Карачаево-Черкесская автономная область, Кабардино-Балкарская автономная область (из Кабардинской автономной области и Балкарского округа), Чеченская автономная область и т.д. В ноябре 1922 г. в состав РСФСР вошла Дальневосточная республика. Начала проводиться политика «коренизации» государственного аппарата автономий. Коренное население получало определенные преимущества. Это позволило укрепить доверие к советской власти, сохранить национальную культуру и спасти народы от ассимиляции. Хотя создавала и определенные трудности в виде появления национальных кланов со всеми вытекающими последствиями.

В 1923 г. в составе РСФСР имелось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области на правах губерний.

В Средней Азии происходит национально-государственное размежевание. Созданная в 1920 г. Бухарская Народная Советская республика в 1924 г. преобразовала себя в социалистическую республику. Хорезмская Народная Советская Республика была создана в феврале 1920 г. В 1923 г. она была преобразована в социалистическую республику, а осенью 1924 г. объявила себя ликвидированной. Ее народы вошли в состав вновь образуемых Узбекской ССР, Туркменской ССР и Киргизской АССР. В Бухарской Народной Советской Республике фактически начали складываться таджикское и туркменское автономное образования. Таким образом, настоятельно требовалось привести границы государственных образований Средней Азии в границы расселения местных народов. Соответствующее решение было принято с участием представителей Туркестанской и Казахской АССР, БНСР и ХССР весной-летом 1924 г. В 1925 г. были созданы Туркменская и Узбекская советские социалистические республики, которые вошли в этом качестве в состав СССР. В 1929 г. Таджикская АССР выделилась из состава Узбекской ССР и была преобразована в Таджикскую ССР. Кроме того, в её составе находилась Казахская (Киргизская до 1925 г.) АССР, а с 1926 г. Киргизская АССР (до этого Киргизская автономная область).

Происходили преобразования автономных единиц на Северном Кавказе (упразднена Горская АССР) и в Сибири. Повышается статус некоторых автономий (Карельская АССР, Чувашская АССР, Мордовская автономная область). Создаются национальные округа (Чукотский, Корякский и т.д.).

Сохранила свое своеобразное устройство ЗСФСР. Она состояла из трех равноправных «суверенных» союзных республик: Армянской ССР, Грузинской ССР и Азербайджанской ССР. Последние в своем составе имели автономные образования (республики и области). Абхазская социалистическая советская республика находилась в особых договорных отношениях с Грузинской ССР. Эти весьма своеобразные отношения закончились в 1931 г., когда Абхазия вошла в состав Грузинской ССР в качестве автономной республики.

7. Право. Переход в 1921-22 гг. к мирному строительству вызвал острую необходимость урегулирования новых общественных отношений нормами права, а также необходимость систематизации уже существовавшего законодательства. Требовалось прекратить практику Гражданской войны, когда нормативные акты принимались зачастую органами без надлежащих на то полномочий. В РСФСР издаются Кодекс законов о труде 1922 г., Брачно-семейный кодекс 1926 г., Гражданский кодекс 1922 г., Уголовные кодексы 1922 и 1926 гг., Земельный кодекс 1922 г., Уголовно-процессуальные кодексы 1922 и 1923 гг., Гражданско-процессуальный кодекс 1923 г. и Исправительно-трудовой кодекс 1924 г. Кроме того, существовали сводные акты, которые не имели названия «кодекс»: Положение о судоустройстве 1923 г., Положение о местных финансах 1923 г. и т.д. Создавались кодексы и в союзных республиках. Они, учитывая местные особенности, зачастую основывались на соответствующих кодексах РСФСР, но должны были учитывать положения соответствующих общесоюзных актов. Так, новые уголовные кодексы были введены в действие: в УССР – в 1927 г., в БССР – в 1928 г., в Армянской ССР – в 1927 г., в Грузинской ССР – в 1928 г., в Узбекской ССР – в 1926 г. и т.д.

Проводились работы, направленные на систематизацию законодательства. На уровне РСФСР наркомат юстиции подготовил в 1928 г. перечень нормативных актов, утративших силу. Далее было подготовлено и издано Собрание действующих законов. Было принято решение о более широкой кодификации законодательства РСФСР. Но реально было издано только Хронологическое собрание действующих законов. Систематизация законодательства проводилась и на уровне СССР. В 1926 г. издается Систематическое собрание действующих законов СССР. В Собрание вошли и некоторые акты РСФСР, изданные до образования СССР. Собрание должно было иметь периодические дополнения, что не было, однако, сделано (кроме 1927 г.). В 1927 г. была образована Кодификационная комиссия, которой поручалось создание свода законов СССР. Последний должен был содержать только действующие акты в систематизированном виде. Созданный проект Свода не был утвержден. Но были изданы различные сводные акты общесоюзного значения: Кодекс торгового мореплавания, Свод тарифов, Устав внутреннего водного транспорта и т.д.

Гражданское право. Переход к Новой экономической политике потребовал серьезного обновления законодательства, соединения принципов советского права и буржуазного права. Уже в марте 1921 г. ВЦИК РСФСР принимает Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». По Декрету земледельцы получали право полного распоряжения продуктами своего труда, правда, после выполнения ими всех налогов. Декретом «Об обмене» от 21 мая 1921 г. разрешалась свободная купля-продажа, обмен сельхозпродукцией. Разрешалась аренда государственных предприятий для юридических и частных лиц. Граждане официально получали право организовывать мелкопромышленные предприятия.

Однако полностью отсутствовала нормативная база для осуществления частнохозяйственной деятельности, а также деятельности государственных предприятий в новых условиях. В качестве временной меры, до издания Гражданского кодекса, ВЦИК 22 мая 1922 г. принимает Декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». По Декрету граждане и различные хозяйственные объединения могли иметь право собственности на немуниципализированные жилые строения, получали право застройки и собственности на различные виды предприятий. Он перечислил различные виды договоров, которые могли заключать субъекты гражданско-правовых отношений: купли-продажи, займа, ссуды, подряда, страхования и т.д.

Параллельно продолжалась разработка Гражданского кодекса. Его разработкой занималась Комиссия Наркомюста в составе А.Г.Гойхбарга и Н.И.Бернштейна. Доработанный проект комиссии был принят ВЦИК 31 октября 1922 г. Кодекс носил компромиссный характер, пытаясь соединить буржуазное и социалистическое право. Он имел и некоторые существенные недоработки. Поэтому предполагалось, что Кодекс принимается на время – до 1925 г.[15] В действительности Кодекс действовал несколько десятков лет. Развивал положения Гражданского кодекса Декрет ВЦИК и СНК «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» от 10 апреля 1923 г. (Положение о трестах).

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. состоял из 435 статей. Он предоставлял гражданскую правоспособность всем гражданам (способным иметь гражданские права и обязанности), не ограниченным по суду в правах. Это означало, что лица, лишенные политических прав, тем не менее, в полной мере пользовались гражданской правоспособностью. Подтверждалось право граждан свободно передвигаться по стране, избирать занятия и профессии, вступать в обязательства и совершать сделки. Гражданская дееспособность возникала с 18-летнего возраста. Несовершеннолетние, достигшие 14 лет, могли распоряжаться своей заработной платой. Кодекс защищал лишь имущественные права, защита личных неимущественных прав не получила закрепления в его тексте.

Юридическими лицами, по Гражданскому кодексу, признавались объединения лиц, учреждений или организаций, которые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде. Права иностранных граждан регулировались специальными международными соглашениями, иностранные акционерные общества и товарищества приобретали права юридического лица лишь с особого разрешения правительства. На практике существовали смешанные юридические лица, в капитале которых участвовали государство и частные инвесторы.

Государственные предприятия и их объединения, переведенные на хозрасчет, отвечали по долгам лишь своим имуществом. Вопрос о видах юридических лиц Кодекс не решил с достаточной определенностью. Он говорил о товариществах (полном, на вере, с ограниченной ответственностью, а также простом товариществе) и акционерных обществах (паевых товариществах). Полным товариществом признавалось объединение, все участники которого занимаются соответствующей деятельностью под общей фирмой и отвечают по обязательствам товарищества солидарно всем своим имуществом. Товарищество на вере отличалось тем, что здесь существовали и товарищи-вкладчики, ответственность которых ограничивалась их вкладами. В товариществе с ограниченной ответственностью товарищи несли ответственность по обязательствам товарищества не только своими вкладами, но и личным имуществом в одинаковом для всех товарищей кратном (трехкратном, пятикратном, десятикратном) отношении к сумме вклада каждого товарища. Товарищества с ограниченной ответственностью могли создаваться только в тех отраслях народного хозяйства, в которых они были прямо разрешены законом. Положение о последнем виде товарищества явно было направлено на повышение имущественной ответственности его участников и ограничение применения столь удобной формы для предпринимателей. Акционерным (или паевым) обществом (товариществом) признавалось товарищество, которое учреждалось под особым наименованием или фирмой с основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций), и по обязательствам которого отвечает только имущество общества. Однако акционерные общества могли создаваться только после утверждения их устава СТО, а в случае предоставления концессии – на утверждение СНК РСФСР. Основной капитал такого общества определялся суммой не ниже 100 000 золотых рублей.

Как видим, законодатель принял меры, направленные на повышение контроля государства за частными компаниями, ограничение наиболее выгодных предпринимателям форм их деятельности (акционерных компаний и товариществ с ограниченность ответственностью).

К имуществу, изъятому из гражданского оборота, относились: земля (допускалось только пользование землей), национализированные и муниципализированные предприятия, железные дороги, национализированные и муниципализированные строения, национализированные суда. Однако данное имущество могло сдаваться в аренду частным и юридическим лицам. Кодекс выделял следующие виды собственности: а) государственную (национализированную и муниципализированную), б) кооперативную, в) частную. Земля, недра, леса, воды, железные дороги и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. Было упразднено деление имущества на движимое и недвижимое.

Предметом частной собственности могли быть немуниципализированные строения, предприятия и т.д. К немуниципализированным строениям относились жилые строения. В 1921-1924 гг. были демуниципализированы строения, имеющие полезную площадь до 25 кв. саж. (около 125 кв.м), в Москве – до 50 кв. саж. Декрет ВЦИК и СНК от 21 августа 1924 г. позволял передавать в собственность частных лиц строения, которые нуждались в капитальном ремонте: в уездных городах площадью до 25 кв. саж., в губернских – до 50 кв.саж., Москве и Ленинграде – до 100 кв.саж. Однако Декрет СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. установил правило, по которому у одного лица не может быть более одного домовладения. Декреты ВЦИК и СНК 1921 г., как уже говорилось выше, ограничивали число работающих на частных предприятиях 20 работниками. Однако предприятия, которые имели большее число работников и имели государственное значение, могли быть предметом частной собственности на основании концессии (т.е. разрешения), «испрашиваемой» у правительства. Следует отметить, что Кодекс не знал пока понятия личной собственности граждан. Оно было официально закреплено только в 30-е гг., и, по всей видимости, являлось несколько политизированным понятием, так как частная собственность не всегда используется для извлечения «нетрудовых» доходов и эксплуатации чужого труда, а личная собственность в советское время могла использоваться для извлечения доходов, правда, без использования чужого труда и с серьезными ограничениями.

Советское государство не могло содержать весь жилищный фонд. Поэтому оно пошло на его частичную демуниципализацию. Но оно не располагало средствами для жилищного и иного строительства. Гражданский кодекс закрепил, в целях решения данной задачи, право застройки для юридических и физических лиц на городских землях. Договор застройки заключался сроком до 49 лет для каменных зданий и до 20 лет для прочих строений. После истечения последнего, собственник земли (государство, муниципалитет) получали право собственности и на сооружение, возведенное застройщиком.

Гражданский кодекс называл сделками действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Они могли быть односторонними и взаимными (договоры). Сделки могли совершаться в устной или письменной форме. Письменные сделки делились на: 1) простые; 2) засвидетельствованные и 3) нотариальные. Сделка являлась недействительной в случае ее заключения с целью, противной закону или в обход закона, а также в случае ее направленности к явному ущербу государству. Суд мог признать сделку недействительной, если она была заключена под влиянием крайней нужды в явно невыгодных условиях.

Обязательства могли возникать из договора, причинения вреда, неосновательного обогащения и «других указанных в законе оснований». Кодекс давал перечень и условия ряда договоров: имущественного найма, купли-продажи, мены, дарения, займа, подряда, поручительства, поручения, простого товарищества, страхования. Советская практика шла по тому пути, что стороны могли заключать только известные действующему праву договоры, т.е. отсутствовал принцип «дозволено заключать любой договор, если он не противоречит общим требованиям»[16]. Оговор, заключенный на сумму свыше 500 рублей золотом, должен был быть заключен в письменной форме.

Договор купли-продажи жилого строения мог совершаться при условии, что у покупателя, его супруга и несовершеннолетних детей не оказалось два или более строений, и они не могли отчуждать более одного строения в течение 3-х лет. По договору займа допускалось взимание процентов. Но ростовщичество (взимание процентов за данные деньги в виде промысла и сверх дозволенного) было запрещено уголовным законом.

Наследование допускалось по закону и завещанию. Однако наследственная масса не могла иметь стоимость свыше 10 000 золотых рублей. Исключение допускалось только для имуществ и прав, основанных на арендных, концессионных и застроечных договорах, где правило о предельной стоимости имущества не действовало. Наследниками (по закону и завещанию) могли быть только лица, указанные в Гражданском кодексе: переживший супруг умершего, дети, внуки, правнуки, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Все наследники по закону получали равные доли, по завещанию – наследодатель мог перераспределить размер этих долей между наследниками, лишить одного, нескольких или всех наследников наследства.

Постепенный отход от принципов НЭПа обусловил и изменения в гражданском праве. Так, в 1928 г. Пленум Верховного суда РСФСР постановил, что по искам об истребовании государственного имущества исковая давность не применялась вообще. Устанавливалось, в спорных ситуациях, презумпция государственной собственности на оспариваемое имущество. С 1926 г. сужалось право хозрасчетных государственных трестов распоряжаться вверенным ему имуществом. Отчуждение основных средств треста требовало теперь разрешения соответствующих государственных органов. С 1929 г. основным звеном промышленности стало признаваться предприятие.

Усиливалась плановость в работе государственных предприятий. Устанавливалась зависимость договора от плана. В 1926-1927 гг. возникла практика заключения генеральных и локальных договоров. Первые заключались между вышестоящими государственными организациями, вторые – средними и низовыми звеньями хозяйственной системы во исполнение первых. Договоры между гражданами постепенно начинают заключаться только в сфере мелких бытовых услуг. Постепенно прекратили заключаться договоры подряда с участием частных лиц и компаний.

Изданные в 1928 г. основы авторского права СССР предусматривали, что авторское право, как правило, принадлежало автору пожизненно, а после смерти последнего переходило его наследникам сроком на 15 лет.

В 1926 г. был отменен максимум наследования и дарения (имущество стоимостью не более 10 тыс. золотых рублей). К концу периода, с ликвидацией частных предприятий, проблема крупного наследства исчезла сама собой. В 1928 г. в РСФСР была введена норма, которая регулировала наследование несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников: они получали право на обязательную долю в наследстве вне зависимости от положений завещания. Доля устанавливалась в размере 3/4 от размера, который бы причитался наследнику при осуществлении наследования по закону.

Трудовое право. В 1921-1922 гг. происходит отмена трудовой повинности. В ноябре 1922 г. ВЦИК утверждает новый Кодекс законов о труде (КЗоТ). Особенностью Кодекса было то, что он регулировал все отношения по найму рабочей силы в государственных предприятиях, учреждениях и частных предприятиях на основе единых для них норм. Трудовые отношения работника с предприятием возникали из трудового договора. Однако последний заключался, в свою очередь, и не должен был противоречить коллективному договору, который заключался между работодателем или их объединением и профсоюзной организацией. Договор содержал положения об использовании труда рабочего только в соответствии с закрепленной трудовой функцией, и размер заработной платы. Перевод на другую работу на данном предприятии допускался только с согласия работника. Трудовой договор мог заключаться и в устной форме. Трудовой договор заключался сроком до одного года, на срок выполнения определенной работы или на неопределенный срок. Трудовой договор, заключенный на неопределенное время, мог быть расторгнут по инициативе работника в любое время. При этом было необходимо предупредить работодателя за 7 дней. По инициативе последнего работник увольнялся только в указанных в законе случаях. В таком случае, и если работник увольнялся по независящим от него обстоятельствам, ему выдавалось пособие в размере двухнедельного заработка, а в некоторых случаях делалось только предупреждение об увольнении за две недели. До 1925 г. при найме на работу существовало обязательное посредничество бирж труда. Предприниматели и должностные лица, виновные в серьезном нарушении трудового законодательства (невыдача выходного пособия, непредоставление выходных дней и т.д.) привлекались к уголовной ответственности. Продолжительность рабочего дня была ограничена восьмью часами. Она была ограничена в следующих случаях: для несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет – до 6-ти часов, работников умственного труда и а производстве особо тяжелых и вредных работ – до 6-ти часов, а в ночное время продолжительность рабочего дня сокращалась на один час. Ограничивались сверхурочные работы (не более 120 часов в год). Всем трудящимся предоставляли еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов. Предусматривался ежегодный очередной отпуск для лиц, проработавших непрерывно не менее пяти с половиной месяцев, продолжительностью не менее двух недель. Однако в сельском хозяйстве, на сезонных работах и на ответственных работников общие положения о продолжительности рабочего дня не распространялись. Они могли работать и более 8-ми часов в день. Размер заработной платы первое время определялся в коллективных договорах, а государство регулировало лишь ее обязательный минимум. Она выдавалась не реже, чем раз в две недели. В случае нанесения работником при исполнении своих обязанностей ущерба, его возмещение не могло превышать 1/3 месячной тарифной ставки.

Переход к НЭПу обусловил замену социального обеспечения работника на социальное страхование. Страховые выплаты осуществлялись за счет взносов предприятий. Работники получали бесплатную медицинскую помощь, пособие по временной нетрудоспособности и безработице и пенсию по инвалидности и потере кормильца. Далее система социального страхования совершенствовалась: вводятся пенсии за выслугу лет учителям и страхование по старости как самостоятельный вид обеспечения (с 1928 г.)[17].

В 1927 г. была признана необходимость перехода на 7-часовой рабочий день без уменьшения заработной платы. Эта мера начала претворяться в жизнь с 1928 г.

Земельное право. В октябре 1922 г. ВЦИК принимает Земельный кодекс РСФСР. Кодекс регулировал вопросы землепользования сельскохозяйственными и городскими землями. Правовой статус несельскохозяйственных земель был закреплен слабо. С образованием СССР вопросы землепользования получили закрепление в общесоюзном законодательстве. В декабре 1928 г. ЦИК СССР издает Общие начала землепользования и землеустройства Союза СССР.

Земельное законодательство рассматриваемого периода допускало в некоторых случаях превращение лесов в земли сельскохозяйственного назначения. Приоритетом при наделении лучшими землями пользовались совхозы. В 1930 г. земли бывших кулацких хозяйств передавались колхозам. Земли последних состояли теперь из двух частей: общественного земельного фонда и приусадебного земельного фонда. Однако процесс создания коллективных хозяйств был долгим и сложным. Первоначально большинство крестьян предпочитало объединять свои земельные участки (дворы) в земельные общества (общины) с периодическим уравнительным переделом пахотных земель. Зажиточные крестьяне (кулаки) создавали земельные общества без переделов в виде отрубов, хуторских участков, или они вообще не вступали в земельные общества. Первоначально советское законодательство не препятствовало сосуществованию различных форм крестьянского землепользования, хотя создавало преимущества коллективным (колхозным) формам, но не в виде земельных обществ, которые по своей организации были весьма далеки от советских идеалов. Основной единицей такого землепользования являлся крестьянский двор – семейно-трудовое объединение лиц для совместного ведения хозяйства с равными правами (независимо от пола и возраста). Земельный кодекс позволял обрабатывать землю всем желающим гражданам и иностранцам (с 1925 г.), желающим обрабатывать ее своим трудом. Однако бывшие помещики не могли получить землю в губерниях, где ранее они имели имения.

По Земельному кодексу землю можно было сдавать в аренду, если хозяйство было ослаблено стихийными бедствиями, недостатком инвентаря и рабочей силы. Однако субаренда запрещалась. С 1925 г. было разрешено в качестве вспомогательной, дополнительной рабочей силы использовать труд батраков. В 1930 г. аренда земли и труд батраков были запрещены, а также запрещалось существовавшее до этого помещичье, нетрудовое крестьянское и исламско-церковное землепользование в районах Средней Азии. Основной формой землепользования стало бессрочное трудовое землепользование. Проводилась политика (с 1921 г.) на ограничение земельных переделов у крестьян членов земельных обществ.

Городские земли делились на три вида: селитебные земли (заняты постройками), земли общего пользования (улицы, дороги и т.д.) и городские угодья (леса, сельскохозяйственные земли и т.д.).

По Декрету ВЦИК и СНК от 5 октября 1925 г. для охраны отдельных участков природы, животных растений, горных пород могли создаваться полные или частичные заповедники, соответственно хозяйственная деятельность там запрещалась или ограничивалась.

Колхозное право. В августе 1924 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О сельскохозяйственной кооперации», которое регулировало деятельность кооперативов (товариществ, артелей и коммун). Кооперативы имели статус юридического лица. Основными формами колхозного движения становятся ТОЗы и артели. Удельный вес коммун сокращается, а сельскохозяйственные артели в 1922-23 гг. имеют схожие черты по своему устройству и деятельности были ближе к ТОЗам, а не к сельскохозяйственным коммунам. Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 марта 1927 г. признало наиболее массовой формой коллективного хозяйства товарищества по обработке земли, которые являлись наименее сложной формой кооперации[18]. Поэтому Постановление рекомендовало переходить от ТОЗов к артелям и коммунам. Но, как видим, крестьяне не хотели отказываться полностью от своих частных (личных) хозяйств, объединяя лишь часть средств и усилий в общих интересах. Это часто была наиболее разумная форма хозяйствования, которая, однако, противоречила интересам построения нового социалистического общества на селе. По Постановлению колхозы получали различные льготы и преимущества, закреплялся принцип добровольности вступления в колхоз. С 1929 г. начинается широкое строительство машинно-тракторных станций (МТС), которые оказывали техническую помощь колхозам на договорной основе. Это должно было укрепить колхозы и привязать их к государству.

Семейное право. В РСФСР вплоть до 1927 г. действовал Кодекс законов об актах гражданского состояния… 1918 г. только в ноябре 1926 г. был принят новый Брачно-семейный кодекс РСФСР. Главным новшеством Кодекса стало признание и придание юридических последствий «фактическому» браку (т.е. сожительству). Такой брак мог быть в любое время оформлен в ЗАГСе с указанием его срока. Для признания судом отношений фактическим браком требовалось совместное проживание, ведение общего хозяйства, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в каких-либо документах и переписке, в материальной поддержке друг друга и совместном воспитании детей. Фактический брак порождал обязанность супругов, в случае необходимости, выплачивать алименты. Однако судебная практика значительно расширила взаимные права. Брачный возраст по Кодексу составлял 18 лет, но с 1928 г. в исключительных случаях для женщин он мог быть понижен на один год. В некоторых республиках вводилась уголовная ответственность за вступление в брак с лицом, не достигшим брачного возраста. Кодекс 1926 г. запрещал вступление в брак (зарегистрированный) в случае, если лицо состояло в другом зарегистрированном или фактическом браке. Прекращение брака (зарегистрированного и фактического, если он был установлен судом) производилось в ЗАГСе. Кодекс закрепил положения 1924 г., по которому лица, вступившие в брак, не могли именоваться объединенной фамилией. Однако в других республиках такое было возможно. Нажитое в браке имущество признавалось совместным имуществом супругов. Это правило было сформулировано еще постановлением Верховного Суда РСФСР в 1925 г. Судебная практика распространила его и на супругов, состоящих в фактическом браке, а также признавал женщину наследницей имущества своего фактического супруга, даже если он состоял одновременно в зарегистрированном браке или в другом фактическом браке. Вновь был восстановлен институт усыновления несовершеннолетних. При невыполнении родителями своих обязанностей, суд мог лишить их родительских прав на детей.

Уголовное право. Новый Уголовный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 26 мая 1922 г. Основной задачей советского уголовного права признавалась защита государства трудящихся. Под преступлением понималось всякое общественно-опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. Умысел мог быть прямым (лицо предвидело последствия своего деяния и их желало) или косвенным (сознательно допустило их наступление). Преступления могли совершаться и по неосторожности в виде преступной самонадеянности (легкомысленно надеялись предотвратить последствия своих действий) или преступной небрежности (не предвидели последствия своих действий, хотя и должны были их предвидеть). Уголовное наказание не применялось к малолетним до 14 лет, а также несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых было признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического характера. Освобождались от ответственности лица, совершившие наказуемые действия в состоянии необходимой обороны, без ее превышения, и в состоянии крайней необходимости.

Существовали следующие виды наказаний: а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; в) принудительные работы без содержания под стражей; г) условное осуждение; д) конфискация имущества (полное или частичное); е) штраф; ж) поражение прав; з) увольнение с должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить вред. В качестве временной меры существовала высшая мера наказания – расстрел (по делам революционных трибуналов). Суд мог назначить, учитывая обстоятельства дела, наказание низшего предела наказания, указанного в статье. Однако это правило не действовало по отношению к контрреволюционным и наиболее опасным преступлениям. Кодекс закреплял институт условного осуждения и условно-досрочное освобождение. Кодекс предусматривал меры социальной защиты, заменявшие по приговору суда наказания: а) помещение в учреждение для умственно- или морально-дефективных; б) принудительное лечение; в) воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом; г) удаление из определенной местности. Однако наличие вины для назначения наказания могло и не потребоваться. Ст. 49 УК РСФСР 1922 г. вводила следующее положение: «Лица, признанные судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально-опасными, могут быть лишены по приговору суда права пребывания в определенных местностях на срок не свыше трех лет». Ещё одним отходом от принципов уголовного права было закрепление аналогии закона в Уголовном кодексе: «В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказание или меры социальной защиты применяются согласно статей УК, предусматривающих наиболее сходные по важности и роду преступления…». Но был здесь и один положительный момент – введение аналогии в какой-то мере заменяло правотворчество судей «на основе революционного правосознания»[19].

В Особенной части УК имелись главы: Государственные преступления, Должностные преступления, Нарушения правил об отделении церкви от государства, Хозяйственные преступления, Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок; Воинские преступления.

Среди государственных преступлений необходимо выделить ст.ст.57 и 58 УК РСФСР. Первая давала определение контрреволюционных действий, а вторая устанавливала ответственность за участие в вооруженных выступлениях против советской власти и попытках захвата власти. Среди хозяйственных преступлений стоит отметить статью о сговоре торговцев с целью искусственного повышения цен на товары, который карался лишением свободы на срок не ниже 6 месяцев и конфискацией части имущества с запрещением права торговли.

Положение УК РСФСР почти сразу стали изменяться. Уже в августе 1922 г. Декретом об административной высылке разрешалось в административном порядке применять высылку за границу или в определенные местности РСФСР на срок не свыше 3-х лет для лиц, причастных к контрреволюционным преступлениям. В октябре 1922 г. ГПУ получил право применять внесудебные наказания вплоть до расстрела, а комиссия НКВД могла высылать и заключать в исправительно-трудовой лагерь на месте высылки сроком до 3-х лет рецидивистов и деятелей «антисоветских» политических партий, вне связи с каким-либо совершенными ими конкретными преступлениями. В 1923 г. расширяется трактовка понятия контрреволюционных преступлений. Запрещалось применять смертную казнь (с 1922 г.) к беременным женщинам и лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

В октябре 1924 г. ЦИК СССР принимает Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они впервые ввели отказ от понятия «наказание», которое заменили на понятие «мер социальной защиты»: а) судебно-исправительные; б) медицинского; в) медико-педагогического характера. Основы сохраняли право суда применять к социально-опасным элементам меры социальной защиты без наличия вины в совершении какого-либо конкретного преступления. Появились новые виды мер судебно-исправительного характера: объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием из пределов СССР навсегда и предостережение.

Утверждение Основ уголовного законодательства вынудили принять новый Уголовный кодекс РСФСР в ноябре 1926 г. Фактически он не изменил прежней системы уголовного права, но отразил важнейшие положения Основ и имел некоторые существенные новшества: расширил круг преступлений (хотя не отказался от аналогии); дополнил понятие преступления новым признаком – общественной опасностью. Теперь не являлось преступлением действие, которое формально и подпадало под признаки какой-либо статьи уголовного закона, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено характера общественной опасности. Не подлежали уголовной ответственности и лица, совершившие преступление, но которое к моменту расследования потеряло характер опасного вследствие изменения уголовного закона, или в силу изменившейся социально-политической обстановки. Более точными стали формулировки видов мер социальной защиты (например, поражение в политических и отдельных гражданских правах). Основы и Уголовный кодекс сохранили в качестве временно высшей меры расстрел. Постепенно новые уголовные кодексы были изданы и в других союзных республиках.

Гражданский процесс. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 10 июня 1923 г. Кодекс закрепил принцип активности и инициативы суда в гражданском процессе, участие прокурора в целях охраны интересов государства и трудящихся, кассационный порядок пересмотра решений нижестоящего суда, надзорный порядок пересмотра решений суда, вступивших в законную силу. Все это должно было гарантировать интересы государства и трудящихся. Так, активность суда означал, что суд не мог ограничиваться представленными ему сторонами доказательствами, а должен был оказывать им активное содействие в ограждении их прав и интересов. Прокурор мог предъявить иск в целях ограждения интересов слабейшей стороны (батраков, женщин-матерей и т.д.), а губернские прокуроры через прокурора Республики – опротестовать незаконное решение суда (нарушение материального или процессуального права) в надзорном порядке в Верховный суд РСФСР. Постепенно расширялась подсудность народных судов, которые к 1934 г. могли решать почти все гражданские дела (первоначально дела о споре стоимость до 500 руб.), а в конце 20-х гг. право судебного надзора получили краевые (

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...