Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Конституционное развитие и государственный механизм СССР

 

В январе 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) вышел с предложением о внесении поправок в Конституцию. Они касались демократизации избирательной системы (равные, всеобщие, тайные и прямые выборы) и определения социально-экономической сущности Советского государства.

В феврале 1935 г. 7 Всесоюзный съезд Советов принял решение о внесении изменений в Конституцию, поручил ЦИК СССР избрать конституционную комиссию. Последняя была избрана в составе 31 члена под председательством И.В.Сталина, который принял деятельное участие в определении основ новой Конституции.

Комиссия образовала 12 подкомиссий для разработки отдельных разделов Конституции. В ходе работы комиссии выяснилось о необходимости создания новой Конституции, а не «исправления» старой[21]. В июне 1936 г. ЦИК СССР одобрил проект Конституции и опубликовал его для всенародного обсуждения. В ходе него было предложено около 2-х миллионов поправок. Далее Конституция подверглась обсуждению на 7 чрезвычайном съезде Советов СССР в ноябре-декабре 1936 г. и с некоторыми изменениями проект был принят 5 декабря 1936 г. Теперь 5 декабря объявлялось всенародным праздником – Днем Конституции СССР.

Одним из главных отличий Конституции СССР 1936 г. было то, что она уже развернуто закрепляла основы советского общественного и государственного строя (ранее это было в республиканских конституциях).

Ещё летом 1936 г. во всех союзных республиках создавались конституционные комиссии для подготовки проектов конституций. Все они были разработаны и приняты в январе-марте 1937 г. Они развивали и дополняли положения Конституции СССР 1936 г.

Новая советская Конституция закрепляла права и свободы граждан, принципы избирательной системы, основы государственного устройства союзных республик.

Основу общественного строя составляла социалистическая собственность на средства производства в виде государственной и кооперативно-колхозной собственности. Также закреплялась личная собственность граждан на предметы личного потребления, сбережения, трудовые доходы, жилые дома и подсобное хозяйство.

СССР признавался союзным государством (т.е. федерацией), основанном на добровольном объединении равноправных и суверенных советских республик с правом выхода из состава СССР. Новый Основной закон попытался, хотя и не очень последовательно, разделить законодательную и исполнительную власть (органы государственной власти и органы государственного управления). Однако на местном уровне признавалось, что советы «руководят» деятельностью подчиненных им органов управления.

Новая форма правления СССР, которую поддержал И.В.Сталин, имела много сходных черт с буржуазными парламентскими республиками, но, правда, с сохранением серьезной специфики. По форме и содержанию ее можно признать наиболее удачной советской Конституцией. Но стоит заметить, что многие ее положения не нашли отражения в реальной жизни советского общества и государства.

По Конституции СССР 1936 г. высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, поскольку они не входили в компетенцию других подотчетных ему органов. Он издавал законы, избирал Президиум Верховного Совета, образовывал правительство – СНК СССР, назначал прокурора СССР и избирал Верховный суд СССР. Верховный Совет мог создавать следственные и ревизионные комиссии, а правительство было обязано давать ответы на запросы депутатов Верховного Совета.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза (нижней палаты) и Совета Национальностей (верхней палаты). Совет Союза представлял население страны и избирался по норме: 1 депутат от 300 тыс. населения. Совет Национальностей представлял субъекты федерации из депутатов, избираемых по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 – от автономной, 5 – от автономной области и 1 депутат от каждого автономного округа. Возглавляли палаты их председатели. В случае разногласий между палатами создавалась согласительная комиссия. Если палаты не приходили к соглашению после всех согласительных процедур, Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы. Верховный Совет СССР избирался сроком на 4 года.

Существенную роль в государственном механизме СССР играл новый орган – Президиум Верховного Совета. Это был второй высший орган государства, своеобразный «коллегиальный президент». Он состоял из председателя, 11 заместителей (по числу союзных республик), секретаря и 24 членов. Часть вопросов Президиум мог решать окончательно (награждал орденами, осуществлял помилование, объявлял мобилизацию, назначал высшее командование Красной Армии и т.д.), другие – с дальнейшим утверждением Верховным Советом (освобождал и назначал между сессиями Верховного Совета наркомов и т.д.). Важным полномочием Президиума Верховного Совета было право издавать указы и толковать законы. Но эти полномочия носили подзаконный характер, а в реальности указы Президиума стали важнейшим регулятором общественных отношений, действуя наряду с законами Верховного Совета СССР.

К органам государственного управления (исполнительной власти) Конституция отнесла СНК, наркоматы и другие ведомства, исполкомы местных советов.

СНК и наркоматы являлись высшими исполнительными и распорядительными органами, были подотчетны Верховному Совету, его Президиуму, но уже не могли издавать акты, имеющие фактически силу закона. Акты СНК, таким образом, могли иметь исключительно подзаконный характер. СНК обладал широкой компетенцией: руководил хозяйственным, социально-культурным строительством и занимался административно-политическими вопросами; объединял работу наркоматов и других ведомств, принимая меры по выполнению народнохозяйственного плана и бюджета; осуществлял общее руководство в области внешних сношений и руководил общим строительством вооруженных сил.

В начале 30-х гг. происходят постепенные изменения в области центрального управления. В 1930-32 гг. теряет часть своих полномочий ВСНХ СССР. Из его структуры выделяется легкая и деревообрабатывающая промышленность, а ВСНХ превращается в Наркомат тяжелой промышленности. Это должно было способствовать более специализированному руководству промышленностью страны.

В 1934 г. был создан Наркомат внутренних дел СССР. В его состав вошло упраздненное ОГПУ (в качестве Главного управления государственной безопасности). НКВД образовывались и в союзных республиках. Судебная коллегия ОГПУ подлежала упразднению. Но на ее место пришел новый квазисудебный орган – Особое совещание НКВД, которое рассматривало в упрощенном порядке наиболее важные «политические» дела.

Новая Конституция СССР разделила наркоматы на общесоюзные и союзно-республиканские (ранее объединенные). Общесоюзные наркоматы осуществляли управление непосредственно или через назначаемые ими же органы. Союзно-республиканские руководили через соответствующие органы республик. В январе 1938 г. в составе СНК имелись наркомы: иностранных дел, внутренних дел, обороны, военно-морского флота, тяжелой промышленности, машиностроения, оборонной промышленности, путей сообщения, водного транспорта, связи, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, заготовок, торговли, финансов, юстиции, здравоохранения, а также председатели различных комитетов и комиссий. При СНК состояли различные главные управления.

Перед Великой Отечественной войной проводилась политика разукрупнения наркоматов. Например, в 1939 г. Наркомат тяжелой промышленности разделили на 6 наркоматов: топливной промышленности, электростанций, электропромышленности, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности (общесоюзного наркомата) и промышленности строительных материалов (союзно-республиканский наркомат). Далее разукрупнение продолжилось (в 1941 г. создается Наркомат резиновой промышленности и т.д.). В 1941 г. из НКВД СССР был выделен Наркомат государственной безопасности.

Наркоматы дейтсвовали на принципах единоначалия, а восстановленные в 1938 г. коллегии при наркоматах носили совещательный характер.

В 1934 г. был упразднен Рабкрин. Вместо данного органа при СНК СССР создается Комиссия советского контроля, а при ЦК ВКП(б) – Комиссия партийного контроля.

С 1937 г. по 1940 г. при СНК СССР существовал Экономический совет, созданный в целях осуществления полномочий СНК в области управления народным хозяйством.

Конституция СССР 1936 г. увеличила число вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. Она закрепила уже существующее положение: союзный центр осуществлял постепенное наступление на самостоятельность союзных республик.

По Конституции РСФСР 1937 г. высшим органом стал Верховный Совет РСФСР. Но в отличие от Верховного Совета СССР он состоял из одной палаты. Система управления союзных республик во многом повторяла соответствующие органы Союза ССР.

В области административно-территориального деления происходили серьезные изменения. К концу 1929 г. в РСФСР закончился переход к областному (краевому), окружному и районному делению (прежде – губерния-волость-округ), а во всех остальных республиках – к окружному и районному. Но в 1930 г. округа было решено упразднить, передав их полномочия районным органам, которые превращались в основное звено местного управления. Одновременно укреплялись областные и краевые органы. Разукрупнению подлежали многие области РСФСР, а также районы во всех республиках. В 1930-31 гг. происходит укрепление низовых органов самоуправления – сельских советов, а в 1932 г. в РСФСР принимается Положение о городских советах.

Серьезные изменения в структуру местных органов управления и самоуправления внесла Конституция СССР 1936 г. Были краевые, областные, автономных областей, национальных округов, районные, городские, сельские и поселковые советы депутатов трудящихся. Они решали все вопросы местного управления. Их исполнительными органами являлись исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. В составе исполкомов имелись отделы и управления, их формировали сами советы. Обычно существовали следующие отделы областных советов (это зависело от республики и автономной республики): земельный, финансовый, внутренней торговли, здравоохранения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения и т.д.

В 1938-39 гг. происходит создание областей в тех республиках, где они ранее отсутствовали (Белоруссия, Узбекистан, Киргизия и т.д.).

Происходят изменения в управлении Вооруженными силами СССР. В 1930 г. издается очередной Закон об обязательной военной службе. Происходит увеличение числа военных учебных заведений. В 1934 г. был упразднен Реввоенсовет как коллегиальный орган Народного комиссариата по военным и морским делам, а последний переименован в Народный Комиссариат обороны СССР. В 1935 г. Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб.

С 1935 г. основная масса территориальных дивизий начала переводиться на кадровое положение. С 1937 г. были упразднены национальные воинские формирования. Важной вехой в укреплении Вооруженных сил стал Закон о всеобщей воинской повинности, принятый 1 сентября 1939 г. Он отменил все правовые ограничения в области несения воинской службы по социальному происхождению. Призывной возраст устанавливался в 18-19 лет.

Ещё в 1935 г. были введены воинские звания, а в 1937 г. вновь вводился институт военных комиссаров, означавший двоевластие в командовании подразделениями. Опыт оказался неудачным, и в 1940 г. институт военных комиссаров был заменен на заместителей командиров по политической части. Таким образом, в армии вновь установилось единоначалие.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...