Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Изменения в области государственного механизма

 

Начало Великой Отечественной войны потребовало создания чрезвычайных органов для руководства страной в период военного времени. Однако в Конституции СССР 1936 г. отсутствовали статьи о чрезвычайном законодательстве. Данный вопрос был решен совместным Постановлением ЦК ВКП(б), Президиумом Верховного Совета СССР и СНК от 30 июня 1941 г. Этим актом создавался «ввиду создавшегося чрезвычайного положения» Государственный комитет обороны (ГКО). Он сосредоточил в своих руках всю полноту власти в военный период. Его распоряжения носили обязательный характер для всех советских учреждений и граждан. Члены ГКО – Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, а позднее – Булганин, Вознесенский и Микоян занимали должности в высших советских и партийных органах. Это позволяет ГКО эффективно взаимодействовать с другими высшими органами. Председателем ГКО стал генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин. С 8 августа 1941 г. он стал Верховным главнокомандующим, возглавлял ставку (с июля), являлся наркомом обороны, а еще с мая 1941 г. возглавлял СНК СССР.

Таким образом, после растерянности первых недель войны, Сталин сосредоточил в своих руках юридически и фактически всю полноту гражданской и военной власти в стране. ГКО осуществлял руководство всеми центральными органами управления, мобилизацией экономики, организацией военного хозяйства, непосредственно руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он осуществлял общее руководство вооруженной борьбой. Своего собственного аппарата ГКО не имел, а использовал аппараты СНК, наркоматов (Наркомата обороны) и ЦК ВКП(б).

Для решения важнейших вопросов ГКО создавал различные комитеты, советы и комиссии. Для эвакуации предприятий и населения был создан 24 июня 1941 г. Совет по эвакуации. 24 октября 1941 г. ГКО создал Комитет по эвакуации из прифронтовой полосы запасов продовольствия и промтоваров, а в декабре 1941 г. Комитет по разгрузке транзитных и других застрявших на железной дороге грузов.

В период войны Верховный Совет СССР был созван лишь три раза. Очередные выборы в Совет не проводились, а полномочия депутатов были продлены до конца войны. Немного более активно работал Президиум Верховного Совета СССР. Он издавал указы о военном строительстве, учреждении орденов и медалей, вносил дополнения в различные отрасли права. В связи с увеличением объема международных связей СССР в феврале 1944 г. учреждается пост первого заместителя Президиума Верховного Совета СССР.

СНК СССР сохранил свои полномочия, но в большинстве случаев наиболее важные решения принимал ГКО. СНК разрабатывал постановления, обеспечивавшие выполнение таких решений, превращаясь в исполнительный орган ГКО.

СНК разрешал общие вопросы руководства народным хозяйством, занимался вопросами производства вооружения, строительства, эвакуации, сношений с иностранными государствами, внешней и внутренней торговли.

Одновременно в 1941 г. происходит расширение прав народных комиссаров. Они по своему усмотрению могли распределять и перераспределять подведомственные им ресурсы, а также переводить в обязательном порядке рабочих и специалистов с одного предприятия на другое. Некоторые военные и гражданские органы и ведомства объединялись под властью одного руководителя. Были образованы и новые наркоматы: танковой промышленности, минометного вооружения и различные комитеты, главные управления и бюро. В июле 1941 г. при СНК СССР создается Управление по эвакуации населения, его органы действуют в республиках и на местах.

В августе 1943 г. при СНК СССР учреждается Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Информационные функции выполняло Советское информационное бюро при СНК СССР. Преступления захватчиков и их пособников на оккупированных территориях расследовала Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, созданная 2 ноября 1942 г.

Особое внимание в период Великой Отечественной войны отводилось органам государственной безопасности. Уже в июле 1941 г. и январе 1942 г. органы военной контрразведки были выделены из Наркомата обороны и Наркомата военно-морского флота и переданы НКВД СССР в качестве Особых отделов.

20 июля 1941 г. НКВД и НКГБ были вновь объединены в единый Наркомат внутренних дел. Это была попытка централизовать усилия в кризисный период войны. Однако уже в апреле 1943 г. из состава НКВД был вновь выделен Наркомат государственной безопасности СССР, а в Наркомате обороны СССР образовано Главное управление контрразведки «Смерш».

В области национально-государственного строительства серьезных изменений не происходит. В октябре 1944 г. Тувинская народная республика была принята в состав СССР и включена в РСФСР в качестве автономной области. В 1944 г. союзные республики в очередной раз получили право иметь национальные войсковые формирования. Союзные республики получили право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения. Поэтому в союзных республиках были созданы Наркоматы обороны и иностранных дел.

Военная обстановка вызвала изменения в системе местного управления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местах действия военного положения, все полномочия власти по вопросам обороны и поддержания госбезопасности и правопорядка передавались военным властям.

Летом 1941 г. в прифронтовых городах по инициативе местных властей стали создаваться чрезвычайные органы – городские комитеты или штабы обороны. Осенью 1941 г. городские комитеты обороны стали создаваться уже ГКО. Эти органы объединяли в своих руках всю гражданскую и военную власть в городах и прилегающих районах. Они состояли из первого секретаря обкома или горкома партии, председателей облисполкома и исполкома горсовета, военного коменданта города и начальника управления НКВД. Городские комитеты вводили осадное положение, комендантский час, давали военные заказы предприятиям, формировали части народного ополчения, иногда руководили боевыми действиями. Эти органы (особенно первоначально) являлись реакцией на неразбериху, отсутствие надлежащего командования и управления в начале войны.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...