Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Органы суда и прокуратуры

 

Уже Указом от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении. Военным трибуналам в таких местностях передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и госбезопасности. Они рассматривали дела о хищениях, а по представлению военных властей – хулиганстве, спекуляции и иных преступлениях. Кроме того, к их компетенции относились дела о ложных слухах, возбуждающих тревогу населения и о самовольном уходе рабочих с предприятий военной промышленности.

Одновременно увеличивается число военных трибуналов. Они создаются в дивизиях, бригадах, корпусах, армиях, флотах и фронтах. В военные трибуналы преобразуются линейные суды железнодорожного и водного транспорта. В районах, объявленных на осадном положении, все гражданские судебные органы реорганизовывались в военные трибуналы.

Военные трибуналы рассматривали дела по истечении одних судок с момента вручения обвиняемому копии обвинительного заключения. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены (изменены) только в порядке надзора. Трибуналы состояли в первый период войны из трех постоянных членов. С лета 1942 г. в состав военных трибуналов снова ввели народных заседателей, выделявшихся военным командованием. Выборность судей военных трибуналов в период войны не применялась.

Система общих судов в данный период не претерпела серьезных изменений.

В годы войны расширилась сеть органов военной прокуратуры. Существовали военные прокуратуры фронтов. Им подчинялись военные прокуратуры различных воинских соединений.

Важное значение имела деятельность Наркомата юстиции СССР. Он осуществлял общее руководство садами, а также давал указания по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства.


Вопрос 3. Реорганизация вооруженных сил

 

Подготовка управления вооруженных сил к войне началась ещё до её начала. Так, были созданы управления Северо-Западного и Юго-Западного фронтов, а 21 июня 1941 г. состоялось решение о создании Южного фронта.

Для стратегического руководства Вооруженными силами совместным решением ЦК ВКП(б) и СНК 23 июня 1941 г. создается Ставка главного командования Вооруженных сил СССР.

10 июля 1941 г. решением ГКО Ставка преобразуется в Ставку верховного командования под председательством И.В.Сталина, который был назначен Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. 8 августа 1941 г. одновременно Ставка преобразуется в Ставку верховного главнокомандования. В июле 1941 г. создаются три Главных командования войсками: Северо-Западное, Западное и Юго-Западное. Главным командованиям подчинялись соответствующие фронты и флотилии (флоты).

Генеральный штаб Наркомата обороны был преобразован в Генеральный штаб Вооруженных сил. Он находился в непосредственном подчинении верховного главнокомандующего, разрабатывал его директивы и приказы, контролировал их исполнение.

Для организации тылового обеспечения войск в августе 1941 г. создается Главное управление тыла Красной Армии. Оно в своей структуре имело ряд управлений. Важное значение в управлении войсками имели военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Они носили характер коллегиальных органов военного руководства.

Призывной возраст был снижен до 18 лет, предельный возраст повышен до 55 лет. Вооруженные силы состояли из четырех видов: сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск ПВО.

16 июля 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР в армии снова вводились военные комиссары. Они несли ответственность за политическую и боевую подготовку войск. Однако двоевластие в боевых частях не оправдало себя. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров был упразднен. В частях вводилось полное единоначалие, а командиры получали заместителей по политической части.

28 июля 1942 г. издается Приказ Наркома обороны СССР «О запрещении отхода с занимаемых позиций без приказа и мерах по его обеспечению». В качестве мер обеспечения приказ предусматривал создание штрафных рот и батальонов из лиц, провинившихся в «нарушении дисциплины по трусости и неустойчивости». Кроме того, по приказу создавались заградительные отряды для расстрела «на месте паникеров и трусов».


Вопрос 4. Право

 

Для регулирования хозяйственной деятельности в годы войны была характерна централизация, увеличение роли государственного плана, сокращение объема договорных отношений.

Как уже было указано выше, расширялись права наркомов СССР в области распределения и перераспределения материальных и людских ресурсов. Подобные права в конце июля 1941 г. получили и народные комиссары РСФСР и УССР. Военные власти получили право в местностях, объявленных на военном положении, производить изъятие транспортных средств и иного имущества у кооперативных, общественных организаций и граждан.

В постановлении Пленума Верховного суда СССР от 1 декабря 1944 г. указывалось, что на оккупированной территории в течение всего времени оккупации действовали советские законы. Поэтому сделки, совершенные с нарушением таковых, признавались недействительными.

Граждане таких территорий были обязаны сдавать все имущество, принадлежащее ранее советским организациям и частным лицам и присвоенных во время оккупации. С 1942 г. суды получили указания удовлетворять иски о возврате колхозного скота, который подвергся незаконному отчуждению во время эвакуации.

По Постановлению СНК СССР от 5 августа 1941 г. на время войны за всеми лицами, призванными в вооруженные силы, сохранялась жилплощадь, которая не подлежала оплате в течение всего отсутствия военнослужащего. Сохранялась жилплощадь членов семей последних.

Отменялся налог на наследство. Произошло расширение круга наследников по закону: это были трудоспособные родители, братья и сестры. В случае отсутствия наследников гражданин мог завещать имущество любому лицу.

В качестве чрезвычайной меры была введена мобилизация на сельхозработы трудоспособного населения города и села. Вводилось жесткое планирование сельскохозяйственного производства. Увеличился обязательный минимум трудодней для колхозников, он вводился и для подростков с 12 лет (в меньшем размере).

Серьезные изменения коснулись норм трудового права. Рабочие и служащие военной промышленности и железнодорожного транспорта были мобилизованы. Привлекались к труду инвалиды III группы и несовершеннолетние, практиковались обязательные переводы рабочих и служащих в другие местности.

С июня 1941 г. вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью до 3-х часов в день.

Колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней, лишались приусадебного участка и подвергались уголовной ответственности (исправительно-трудовым работам в колхозе).

С 1 января 1942 г. вводился специальный военный налог на население в возрасте 18 лет.

Повышалась уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Рабочие и служащие военных предприятий за самовольный уход («дезертирство») карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. В 1942 г. это положение было распространено и на некоторые другие категории рабочих и служащих. За уклонение от трудовой мобилизации предусматривались исправительные работы сроком до 1 года.

В области брачно-семейного права принимаются меры, направленные на укрепление семьи и повышение рождаемости. С октября 1941 г. был установлен налог на бездетных граждан (холостяков). С 1943 г. разрешалось записывать усыновленных малолетних детей под своей фамилией и отчеством (как собственник).

Важную роль сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. Он ввел почетное звание «Мать-героиня», установил выплату пособия многодетным матерям с рождения третьего ребенка, увеличил отпуск по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней, освободил беременных женщин от сверхурочных работ, а кормящих матерей – от ночных работ. По указу только зарегистрированный брак порождал теперь юридические права и обязанности супругов. Фактический брак, сложившийся до Указа от 8 июля 1944 г. можно было зарегистрировать с указанием его начала. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. это можно было сделать в судебном порядке (в случае гибели супруга и т.д.).

Указ 8 июня 1944 г. изменил положение детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Мать таких детей не имела права обращаться в суд с иском о признании отцовства и взыскании алиментов на ребенка. Ребенок записывался под фамилией матери. Указ от 14 марта 1945 г. несколько смягчил положение. Он позволил взыскивать алименты на содержание ребенка, если ответчик записан отцом ребенка в книге актов гражданского состояния. Ребенок получал в таком случае право на наследование имущества отца и другие права.

Усложнялся порядок расторжения брака. Он осуществлялся только в судебном порядке в двух стадиях. Первая – в народном суде, где происходила примирительная процедура. Вторая – в областном суде, где происходил сам бракоразводный процесс. Последний был обставлен множеством формальностей (высокие пошлины, публикация в газете о возбуждении дела). Упрощенный порядок развода допускался в случае пропажи супруга без вести на фронте, хронической душевной болезни и осуждения на длительный срок лишения свободы.

Условия военного времени и активизация преступных элементов вызвали серьезные изменения в уголовном праве. По Указу «О военном положении» неисполнение обязательных постановлений военных властей каралось лишением свободы сроком до 6 месяцев. С 1943 г. вводилась ответственность воинских начальников за незаконное награждение и присвоение орденов и медалей. Строго наказывали за хищение горючего в МТС и совхозах (от 3 до 5 лет лишения свободы). Вводилась уголовная ответственность за несдачу трофейного имущества, за отказ от перевода врачей и медицинских сестер.

В ноябре 1942 г. были установлены правила ответственности для немецко-фашистских захватчиков и их пособников за их преступления (пытки, убийства, грабежи и т.д.). Эти преступления подлежали ответственности по нормам существующего советского законодательства. Однако в апреле 1943 г. для таких случае вводились особые виды наказаний: смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Для системы наказаний данного периода характерно увеличение веса исправительных работ и упрощенный порядок снятия судимости с военнослужащих, проявивших себя стойкими защитниками Родины.

Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с направлением осужденного для искупления вины в действующую армию. В отношении военнослужащих приостанавливалось производство гражданских дел, исполнения решений судов, за исключением дел о взысканиях алиментов.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...