Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Изменения в системе органов государственной власти

 

Победа СССР в Великой Отечественной войне привела к повышению роли Советского государства на международной арене. СССР активно участвовал в создании ООН и определении послевоенного устройства территорий, занятых фашистской Германией, определении политического будущего последней. Начало данным событиям было положено ещё в период разгара Второй Мировой войны, а в июне 1945 г. был принят Устав Организации Объединенных наций, который СССР ратифицировал уже в августе 1945 г. Однако отношение западных государств к СССР быстро менялось – активная политика последнего вызывала беспокойство бывших союзников. Постепенно начала разгораться холодная война. В этой обстановке СССР продолжает укреплять свое влияние в странах Восточной Европы и создает организацию социалистических стран – Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ). Развиваются отношения СССР со странами Дальнего Востока, вставшими на путь социалистического строительства. Первоначально серьезную помощь оказывает СССР в создании и укреплении еврейского государства в Палестине.

Однако, постепенно с некоторыми государствами социалистической ориентации отношения СССР начинают ухудшаться. Наверное, здесь имела место, в известной мере, и вина политического руководства СССР и лично И.В.Сталина, но многое зависело и от руководства данных государств.

Окончание войны вызвало необходимость демилитаризации всей системы органов государственной власти, упразднение чрезвычайных форм управления и восстановление в прежних правах органов, предусмотренных Конституцией.

Уже в сентябре 1945 г. Указом Президиума Верховного совета СССР упраздняется Государственный комитет обороны. Его функции передаются соответствующим органам власти. Наркомат танковой промышленности преобразуется в Наркомат Транспортного машиностроения, Наркомат миномётного вооружения – в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпасов – в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения СССР и т.д.

Начинают действовать в обычном порядке представительные органы власти. Уже в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный совет СССР, а в феврале 1947 г. – в Верховные советы союзных и автономных республик. В конце 1947-1948 г. проходят выборы в местные Советы. Одновременно был увеличен возрастной ценз для депутатов Верховного совета до 23-х лет, а для депутатов Верховных советов союзных и автономных республик – до 21 года. Однако Верховный совет СССР и советы других уровней не собирались с предусмотренной законом регулярностью, они решали часто малозначительные дела, не осуществляли должного контроля за деятельностью исполнительных органов. Как и прежде, основная масса законов принималась в виде указов Президиума Верховного совета СССР, а Верховный совет СССР лишь утверждал их, не проявляя должной инициативы в законотворчестве.

Созданная в марте 1946 г. Редакционная комиссия разработала ряд изменений в Конституцию СССР, которые привели к увеличению компетенции Союза ССР. Одновременно произошло сокращение численного состава Президиума Верховного совета. Из его состава были выведены 9 членов Президиума из 24 (кроме того, там имелись председатель и его заместители по числу союзных республик). Однако впоследствии число членов Президиума снова несколько увеличилось, а он сам получил в 1947 г. дополнительные полномочия: устанавливал воинские звания, дипломатические ранги и другие специальные звания; денонсировал международные договоры СССР (ранее только ратифицировал), представлял Верховный Совет СССР (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами иностранных государств и т.д. Совет Национальностей и Совет Союза Верховного Совета СССР получили право создавать комиссии законодательных предложений. Каждая палата избирала такую комиссию из числа депутатов в составе председателя и 18 членов. По Положениям они должны были избираться не реже одного раза в три месяца. Комиссии получили право законодательной инициативы, занимались разработкой законопроектов и давали заключения на законопроекты, внесенные на утверждение Верховного Совета СССР.

В марте 1946 г. СНК СССР получил новое название – Совет Министров СССР, а наркоматы были переименованы в министерства. Подобная процедура была проведена и с СНК и наркоматами союзных и автономных республик. Выросла роль Совета Министров СССР, а также его президиума. Число союзных и союзно-республиканских министерств не было постоянным. Советское правительство занималось постоянной их перестройкой: укрупняло и разукрупняло, создавало новые и упраздняло прежние министерства. Так, в 1946 г. на союзном уровне имелось 49 министерств, в 1947 г. – уже 58 (36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских), в 1948 г. – 59, в 1949 г. – 48 (28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских), а в 1950 г. – 51 министерство. Однако основные министерства оставались неизменными: МВД, МГБ, иностранных дел, вооруженных сил, финансов, госконтроля и т.д.

Изменяется и политико-территориальное устройство СССР. В 1946 г. ликвидируется Чечено-Ингушская и Крымская автономные республики, а их народы были депортированы ещё в ходе Великой Отечественной войны. Одним из последствий последней стало приобретение СССР новых территорий, принадлежавших ранее (частично) Российской империи: Курильских островов, южной части острова Сахалин, части Восточной Пруссии. Были несколько изменены границы с Польшей. В Прибалтике, западной Украине и Белоруссии и в Молдавии началось активное переустройство общественных отношений на социалистический лад. В 1949-50 гг. здесь проводилась массовая коллективизация. Часть населения выступала против советской власти и проводимых ей мер, организовав серьезное вооруженное сопротивление, которое получало помощь от Западных государств.

В системе органов власти союзных республик и на местном уровне в данный период не было сколь-либо существенных изменений. Местные советы работали без должной активности, их сессии проводились нерегулярно. Однако в отдельных республиках принимаются положения о советах разного уровня, а также Положения о постоянных комиссиях местных Советов. В теории эти меры вели к повышению роли местных представительных органов. Состав и количество отделов исполкомов находились в зависимости от местных особенностей.

После окончания войны происходит восстановление обычного порядка судоустройства и судопроизводства. В 1948-49 гг. происходят первые (до войны их не успели провести) выборы народных судей и народных заседателей непосредственно населением. Военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта, как это и предусматривалось законом, были преобразованы в линейные суды железнодорожного и водного транспорта, соответственно восстанавливались транспортные коллегии Верховного суда СССР, а также Верховных судов союзных и автономных республик. С сентября 1948 г. возрастной ценз для судей и народных заседателей стал составлять 23 года. Указ Президиума Верховного совета СССР от 15 июля 1948 г. утвердил Положение о дисциплинарной ответственности судей. Положение ввело новый порядок дисциплинарной ответственности судей перед специальными дисциплинарными коллегиями, создаваемыми в составе областных, краевых судах, судах автономных областей, верховных судах автономных и союзных республик, Верховном суде СССР, а также военных трибуналов округов и флотов. Ранее судей привлекали к дисциплинарной ответственности местные органы юстиции. В 1946 г. Прокурор СССР получил наименование Генерального прокурора СССР.

Происходит реорганизации органов управления вооруженными силами СССР. В феврале 1946 г. Наркомат обороны СССР получил название Наркомата Вооруженных сил СССР с передачей функций упраздненного Наркомата Военно-морского флота. Уже в июне 1945 г. Верховный совет СССР принимает закон о демобилизации. А демобилизованные получали серьезные льготы: право на трудоустройство не позднее месячного срока после прибытия к постоянному месту жительства; получали ссуду для ремонта жилища в районах, пострадавших от боевых действий; право на поступление в вузы без конкурса. В 1946 г. Красная Армия получила наименование Советская Армия, и принимаются Устав внутренней службы Вооруженных сил и Дисциплинарный устав, которые основывались на боевом учете. Вооруженные силы СССР состояли из сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, войск ПВО и воздушно-десантных войск.


Вопрос 2. Право

 

После окончания Великой Отечественной войны советское право требовало внесения серьезных изменений и обновления. Необходимо было отменить чрезвычайные меры правового характера предвоенного и военного периода. Однако этот процесс затянулся на длительный период, и основная масса мероприятий приходится уже на период после смерти И.В.Сталина.

В области финансового права в данный период происходит важное событие – денежная реформа 1947 г. Однако более важные изменения имели место в гражданском праве. Указ Президиума Верховного совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку индивидуальных жилых домов» позволил гражданам строить и покупать на праве личной собственности жилые дома как в городах, так и сельской местности. Размер жилого строения не мог превышать 60 кв.м, а число комнат и этажей – пяти и двух. Постановление Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. «О заключении хозяйственных договоров» способствовало переходу хозяйствующих субъектов к оформлению своих хозяйственных прав путем заключения договора. Как и в довоенный период, договоры должны были заключаться на основе плана – генеральные (между вышестоящими органами) и локальные (между предприятиями). В торговле применялись прямые договоры. Договоры должны были содержать порядок, сроки поставки продукции, цену, ассортимент и имущественную ответственность за ненадлежащее выполнение обязательств[23].

Некоторые изменения произошли и в правовом регулировании семейных отношений. В 1946 г. вводится упрощенный порядок расторжения брака в случае лишения свободы супруга на срок более 3-х лет или его душевной болезни. В 1948 г. запрещаются браки советских граждан с иностранными гражданами по мотивам возможной дискриминации в таком браке советских женщин.

Более серьезным изменениям подверглись нормы трудового права. Уже с июля 1945 г. стали вновь применяться нормы об очередном и дополнительном отпуске рабочих, отменялись обязательные ежедневные сверхурочные работы и трудовая мобилизация граждан на различные виды работ. Продолжали действовать нормы уголовного права, устанавливающие наказание за прогул и самовольный уход с работы и т.п. С 1947 г. вновь начинают заключаться коллективные договоры между администрацией предприятий и соответствующей профсоюзной организацией. Происходит некоторое повышение заработной платы. С 1949 г. вводятся обязательные медицинские осмотры рабочих и служащих предприятий со вредными условиями труда, а женщины, имевшие детей в возрасте до одного года, при переходе на другую работу сохраняли непрерывный стаж труда.

Серьезные трудности испытывало советское сельское хозяйство. В сентябре 1946 г. была создана Комиссия по делам колхозов, а с октября 1946 г. по 1953 г. при Совмине СССР действовал Совет по делам колхозов. В целях увеличения сельхозпроизводства, повышения эффективности колхозов в сентябре 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) принимают совместное постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Постановление приводило массовые нарушения в деятельности колхозов: увеличивались приусадебные участки колхозников за счет земельных фондов колхозов; земли колхозов зачастую передавались различным учреждениям и организациям; отдельные руководители получали колхозное имущество без надлежащей оплаты; отмечались нарушения порядка начисления трудодней и наличие множества работников, относившихся к местному самоуправлению, но содержавшихся на колхозном: нарушение принципов управления колхозами. Виновные в преступных деяниях должны были привлекаться к уголовной ответственности. Совет по делам колхозов должен был контролировать выполнение колхозного законодательства. В результате этой деятельности колхозам были возвращены значительное количество имущества и земель, а лица, фактически не работавшие в колхозах, лишались фиктивных трудодней[24]. С 1948 г. основной формой организации производства и труда в колхозах стала производственная бригада, которая пришла на смену полеводческим звенья – более мелким и менее эффективным подразделениям. Оно устанавливало примерные (фактически обязательные) нормы выработки, единые расценки в трудоднях. Советское государство обеспечивало выполнение сельскохозяйственных заготовок самыми жесткими мерами. В январе 1948 г. Совет Министров СССР принимает новый типовой договор МТС с колхозами. За услуги МТС колхозы были вынуждены вносить большую натуральную плату. С 1950 г. началась кампания по укрупнению колхозов.

Однако все данные мероприятия, ставившие колхозы под мелочную опеку государства, не создавали главного фактора роста производительности труда – заинтересованности самих колхозников в результатах труда. Государство действовало скорее принуждением, а получение государственных наград касалось лишь малой части рядовых сельских тружеников.

Некоторые изменения произошли и в системе советского уголовного права. В мае 1947 г. Указом Президиума Верховного совета СССР отменялась смертная казнь. Однако уже в январе 1950 г. смертная казнь вводилась вновь за измену Родине, шпионаже и диверсии. Военные и послевоенные годы характеризовались увеличением числа преступлений, направленных на незаконное завладение государственным, общественным и личным имуществом. Поэтому в июне 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает два указа: «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». Хищение государственного имущества каралось теперь лишением свободы (с конфискацией имущества или без таковой) на срок от 7 до 10 лет, а группой, повторное или в крупных размерах – от 10 до 25 лет, общественного имущества – о 20 лет. Хищение личной собственности граждан каралось лишением свободы на срок от 5 до 6 лет, а за разбойное нападение – от 10 до 20 лет. Недонесение о данных преступлениях каралось серьезными сроками лишения свободы. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» повысил наказание за данные преступления. В 1948 г. повышается уголовная ответственность за изготовление и продажу самогона, а также за изнасилование. В мае 1951 г. Верховный Совет СССР принимает закон «О защите мира», запрещавший под страхом уголовного наказания пропаганду войны.

Важное значение имел указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Указ освобождал от уголовного наказания лиц, приговоренных к лишению свободы сроком не свыше 3-х лет, а осужденным на срок свыше 3-х лет срок наказания снижался наполовину.

* * *

Таким образом, советское государство и право после окончания Великой Отечественной войны подверглось самым незначительным изменениям. Они имели внешний, пропагандистский характер, или изменения были призваны лишь незначительно усовершенствовать существующую систему. Однако внутренняя ситуация в стране и изменения в мировой обстановке требовали более серьезных и глубоких реформ, отказа от прежнего крайне жесткого политического курса.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...