Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Государство и право в период либерализации общественных отношений в СССР

(вторая половина 50-х – первая половина 60-х годов)

 

Вопрос 1. Развитие системы высших и центральных

Органов государственной власти

 

Быстрый рост экономического и военного могущества СССР в данный период вызвал значительное усиление позиций советского государства в сфере международных отношений. В 1955 г. создается Организация Варшавского договора – военно-политический блок социалистических государств под фактическим руководством СССР, призванный противостоять военной угрозе со стороны западных государств. СССР начинает проводить активную внешнюю политику в отдаленных от территории страны частях света: Африке, Юго-восточной Азии, Латинской Америке. В целом, политика СССР приобретает более гибкий и прагматичный характер, что, правда, не предотвратило охлаждения отношений с некоторыми социалистическими государствами.

ХХ съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., положил начало процессу преодоления прежнего курса, связанного с личностью И.В.Сталина. Начался процесс либерализации всех сфер жизни советского общества. Однако он имел ограниченный характер и не имел целью поколебать устои советского социалистического общества. Изменения затронули и весь государственный механизм, правовую систему.

Расширение прав союзных республик в бюджетной и экономической сфере привело к созданию (в составе Совета национальностей Верховного Совета СССР) Экономической комиссии. Последняя занималась подготовкой предложений по вопросам народного хозяйства и социально-культурной сферы союзных республик, осуществляя координирующую роль[25].

Была сделана очередная попытка усилить роль и влияние советов депутатов трудящихся. В 1959 г. Верховный Совет СССР принимает закон об отзыве депутата Верховного Совета СССР. Подобный закон в 1961 г. был принят и в РСФСР. Закон позволял собраниям избирателей путем открытого голосования отзывать депутата, который не оправдал их доверия или совершил поступки, недостойные звания депутата. За отзыв депутата должны были проголосовать более половины его избирателей. Депутат был обязан отчитываться перед избирателями о проделанной работе.

Серьезные изменения произошли в системе органов центрального управления. В январе и октябре 1954 г. состоялись два постановления ЦК КПСС – «О серьезных недостатках в работе государственного аппарата» и «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств». Постановления упрощали структуру министерств и ведомств, сокращали их штаты. Однако сохранялась чрезмерная централизация управления, в частности, в сфере народного хозяйства. В 1954-1956 гг. произошел процесс передачи части предприятий союзного подчинения в ведение союзных республик. Всего было передано около 15 тыс. предприятий. Этот процесс вызвал необходимость создания соответствующих органов управления на республиканском уровне. Например, на Украине создается министерство черной металлургии, в Азербайджане – нефтяной промышленности, а в Казахстане – цветной металлургии. Сужались полномочия некоторых министерств. Министерство сельского хозяйства СССР часть своих полномочий передало министерствам сельского хозяйства союзных республик. Возрастает роль общественных организаций. Государство делегирует им, в некоторых случаях, часть своих полномочий. Так, в 1959 г. ликвидируется Комитет по физической культуре и спорту при Совмине СССР[26] с передачей его функций специально созданному Союзу спортивных обществ и организаций СССР. На местах создаются его городские и районные советы.

Радикальная реформа управления народных хозяйством началась с постановления февральского Пленума ЦК КПСС, которое предлагало перейти к территориальному принципу управления промышленностью по экономическим административным районам. Во исполнение партийного решения 10 мая 1957 г. Верховный Совет СССР принимает закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». Закон ставил под сомнение возможность управлять с помощью общесоюзных ведомств многочисленными промышленными объектами, расширял права союзных республик в управлении народным хозяйством. Соответственно упразднялись 14 общесоюзных министерств, 15 союзно-республиканских министерств, а всего по стране – 141 общесоюзное, союзно-республиканское и республиканское министерство. Страна была разделена в мае-июне 1957 г. на 105 экономических административных районов (в основе лежало административно-территориальное деление): в РСФСР имелось 70 районов, в УССР – 11, в Казахской ССР – 9, в Узбекской ССР – 4, в остальных республиках – по одному району. Органами управления промышленностью данных районов стали советы народного хозяйства (совнархозы), создаваемые Совминами союзных республик, в составе председателя, его заместителей и членов совнархоза (первоначально 11-15 человек). Структура совнархозов определялась спецификой экономического района. Это был коллегиальный многоотраслевой орган управления промышленностью. Каждый совнархоз имел функциональные и отраслевые управления и отделы. Отраслевые управления объединяли группу однородных предприятий (пищевой, топливной, металлургической промышленности и т.д.). Совнархозы подчинялись Совминам союзных республик.

Первоначально реформа дала положительные результаты: создавались объединения родственных и межотраслевых объединений предприятий района, управление было приближено к предприятиям. Но еще более серьезными были недостатки: расцвет «местничества», разрыв хозяйственных связей между предприятиями различных районов и между предприятиями и научными, проектно-конструкторскими учреждениями. Возникла необходимость устранения столь сильной децентрализации управления. Такой попыткой стало создание республиканских совнархозов в РСФСР, УССР и Казахской ССР в 1960 г. Они должны были осуществлять координацию деятельности подчиненных им совнархозов. Сами экономические административные районы и соответствующие совнархозы с 1962 г. подлежали укрупнению (в РСФСР их стало 24), и создается совет народного хозяйства СССР. Далее, в 1963 г. создается Высший совет народного хозяйства СССР Совета Министров СССР – высший орган управления промышленностью и строительством в стране. Начинают создаваться отраслевые государственные комитеты Совмина СССР. Одним словом, возникает своеобразный симбиоз отраслевой системы управления и территориальной, который только усилил хаос в управлении промышленностью. Поэтому в октябре 1965 г. закон, принятый Верховным Советом СССР, упразднил ВСНХ и СНХ СССР, совнархозы союзных республик и экономических административных районов, и вновь образовывались для управления промышленностью отраслевые министерства различного уровня.

В мае 1956 г. состоялась ликвидация Министерства юстиции СССР. Это объяснялось расширением компетенции союзных республик в области судоустройства. Полномочия по систематизации союзного законодательства были переданы Юридической комиссии при Совмине СССР, а остальные перешли республиканским министерствам. Вскоре и они были упразднены. Функции переданы верховным судам союзных республик (в РСФСР в апреле 1963 г.). Так, Верховный суд РСФСР ведал теперь кадровой политикой в отношении состава судов, судебной статистикой и осуществлял общее руководство нотариатом. Систематизация законодательства, общее руководство адвокатурой и органами ЗАГС поручалось Юридической комиссии Совмина РСФСР.

В 1962 г. произошла реформа государственного контроля. Последний стал носить государственно-партийный характер – был создан новый орган – Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР. Однако уже в 1965 г. произошло разделение органов партийно-государственного контроля на органы народного контроля и комитет партийного контроля, существовавший с 1952 г.

Реформа правоохранительных органов началась с выделения из состава МВД СССР в марте 1954 г. органов государственной безопасности – Комитета государственной безопасности при Совмине СССР[27]. Это был союзно-республиканский орган, возглавлявший КГБ при Совминах союзных республик и их управления в краях и областях. КГБ СССР осуществлял разведывательную контрразведывательную деятельность, пресекал преступную деятельность, направленную на подрыв советского строя (диверсии, вредительство, антисоветская агитация и т.д.), занимался охраной государственной границы.

Децентрализация коснулась и МВД СССР. В 1956 г. вместо управлений МВД и управлений милиции в областях (краях) создаются управления внутренних дел исполкомов областных Советов. Создаются соответствующие отделы местных исполкомов. Органы МВД находятся теперь в двойном подчинении. В январе 1960 г. Министерство внутренних дел СССР было упразднено. Его полномочия переходили республиканским МВД, которые в 1962 г. получили названия министерств охраны общественного порядка. Последние сохраняли прежние функции: охрана общественного порядка, борьба с преступностью, руководство исправительно-трудовыми учреждениями, противопожарная служба и т.д.

В 1958-59 гг. начинают действовать добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Положение о добровольных дружинах было принято в РСФСР в 1960 г. Это крайне важная форма привлечения общественности (трудящихся) к деятельности по поддержанию правопорядка.

В 1957 г. при местных Советах депутатов трудящихся создаются наблюдательные комиссии из представителей государственных органов и общественных организаций. Они должны были наблюдать за соблюдением прав заключенных в местах лишения свободы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...