Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 7. Развитие территориального устройства

 

Конституция СССР 1977 г. назвала СССР единым союзным многонациональным государством, образованным на основе принципа социалистического федерализма. Союзная республика признавалась единым советским социалистическим государством. Из этого следует, что основной закон СССР не признавал союзные республики (и автономные) образованиями, созданными для решения национального вопроса.

Союз ССР по новой Конституции лишился права утверждать образование краев и областей, что было отнесено к компетенции союзных республик, но сохранил право на утверждение образования автономных республик и областей. СССР сохранил право издавать основы законодательства, обеспечивая единство правового регулирования на территории страны. Такое могло осуществляться в любой из отраслей права, так как статья не содержала каких-либо специальных ограничений. Это позволяло союзному центру трактовать данное положение в свою пользу. Однако более важным был пункт 12 ст. 73, который относил к ведению Союза ССР «решение других вопросов общесоюзного значения». Этот пункт создавал предпосылки для произвольного расширения списка предметов ведения полномочий союзных властей. Конституция перечисляла теперь только автономные области и автономные округа, отдав края, области и национальные округа союзным республикам.

Союзные республики сохранили право на внешние сношения, в составе их министерств находились союзно-республиканские министерства иностранных дел. Однако реально этим правом пользовались лишь Белоруссия и Украина, входившие в различные международные организации. По вопросам, относившимся к ее ведению, союзные республики получили право координировать и контролировать деятельность предприятий и учреждений союзного подчинения.

Конституция РСФСР 1978 г. сохранила прежние органы власти союзной республики: однопалатный Верховный Совет, Президиум Верховного Совета во главе с председателем, председателя Верховного Совета с восемью заместителями, Совмин и т.д. В марте 1980 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Регламент Верховного Совета РСФСР, а также обновил Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР.

В целом, РСФСР оказался в положении, когда его аппарат управления находился под более серьезным контролем со стороны союзных структур. Роль местных правительства и министерств в других союзных республиках была намного значительнее. Сама централизация управления началась ещё во вт. пол. 60-х гг. Так, в 1966 г. создается союзно-республиканское Министерство просвещения СССР, в 1967 г. – ряд союзно-республиканских строительных министерств. Издаются основы законодательства СССР и другие общесоюзные акты основополагающего характера в тех отраслях права, где ранее их не было.

В целом, в рассматриваемый период происходит скорее централизация, сокращение прав союзных республик. Отдельные шаги середины 60-х гг., направленные на некоторое увеличение хозяйственной самостоятельности Совминов союзных республик и мероприятий последующих лет, в корне не меняют общих тенденций. Однако у централизации имелись и положительные стороны. В действительности, по мере уравнивания социально-экономического уровня советских республик, укрепления единства советского народа, его культуры, самостоятельность союзных республик в некоторых сферах не была столь уж необходимой, но с политической точки зрения, целесообразность такой формальной самостоятельности была более чем очевидна.


Вопрос 8. Развитие права

 

В данный период завершается работа по систематизации и кодификации советского законодательства, издаются Собрание действующего законодательства СССР, Свод законов СССР и Свод законов РСФСР. Собрание действующего законодательства СССР издавалось в 70-е гг. и состояло из 50-ти томов. С 1981 г. начали выходить тома Свода законов СССР.

Активно проводилась работа по созданию новых основ законодательства Союза ССР и союзных республик. Так, в 1968 г. выходят Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1970 г. – Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства о труде, в 1969 г. – Основы законодательства о здравоохранении, в 1973 г. – Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, в 1975 г. – Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в 1977 г. – Основы лесного законодательства, в 1981 г. – Основы жилищного законодательства, а еще в 1980 г. – Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Кроме того, издается ряд законов СССР: Об охране атмосферного воздуха (1980 г.), Об охране и использовании животного мира (1980 г.) и Об охране и использовании памятников истории и культуры.

В развитие основ союзного законодательства в союзных республиках принимаются соответствующие кодексы. Сохраняется практика нормативного регулирования на уровне Союза ССР и союзных республик в виде издания указов президиумов Верховных советов и постановлений Совминов. Впоследствии указы утверждались на ближайшей сессии соответствующего Верховного совета. Нормативные акты в виде закона принимались довольно редко. Подобная практика снижала значение представительных органов, отдаляла законотворчество от широких народных масс, но вряд ли снижала качество нормативных актов. Кроме того, в некоторых особо важных случаях проводились всенародные обсуждения законопроектов, по результатам которых вносились поправки. Так, например, обстояло дело с проектом новой Конституции СССР.

Публикация нормативных актов осуществлялась в Ведомостях Верховного Совета СССР (законы, указы, постановления, международные договоры и т.д.) и Собрание постановлений Правительства СССР (постановления Совмина СССР, совместные постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и т.д.).

Государственное (конституционное) право. Работа созданной еще при Хрущеве Конституционной комиссии была активизирована в 1977 г. В основу нового проекта был положен наиболее консервативный вариант Конституции, подготовленный ранее. Формальным мотивом издания нового Основного закона стали глубокие изменения, произошедшие в жизни советского общества и государства после принятия Конституции СССР 1936 г., вступление станы в эпоху развитого социализма. Однако скорее советскому руководству хотелось провести шумную пропагандистскую акцию, которая, надо отметить, удалась в полной мере. В конце мая 1977 г. проект Конституции был подготовлен, а 4 июня 1977 г. опубликован и вынесен на всенародное обсуждение. В ходе обсуждения было сделано около 400 тыс. поправок и предложений. Некоторые из них были учтены. 7 октября 1977 г. Конституция была принята Верховным Советом СССР, а праздник – День Конституции был перенесен на 7 октября.

Текст новой Конституции не нес в себе каких-либо существенных новшеств или эпохальных изменений. Однако он уже не отличался тем лаконизмом, простотой и четкостью формулировок, которые были присущи Конституции 1936 г. Объем Основного закона вырос до 174 статей, а многие из статей увеличили свой объем, приобретая характер деклараций, которые содержались, кроме того, в обширной преамбуле Конституции.

Основной закон признавал СССР социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Статья 6 называла КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций…» Она «определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР…» Надо сказать, что содержание статьи, посвященной роли партии, вызвало серьезную дискуссию. Статья шестая закрепляла господствующее правящее положение КПСС. Это было сделано в более четкой форме по сравнению с Конституцией СССР 1936 г.

Основной закон содержал и более широкий круг прав и свобод. Так, появились следующие новые права и свободы: на охрану здоровья (ранее «бесплатную медицинскую помощь трудящимся»); на жилище; пользование достижениями культуры; свобода научного, технического и художественного творчества; право участвовать в управлении государственными и общественными делами; обжаловать действия должностных лиц. К новым обязанностям относились: обязанность заботиться о воспитании детей; обязанность детей заботиться о родителях; беречь природу; сохранять исторические памятники и т.д.

Статьи Конституции дали подробный перечень гарантий выполнения и соблюдения отдельных прав и свобод. В действительности многие из этих норм неуклонно выполнялись, а сами нормы и их гарантии не были пустой декларацией.

Право на труд было дополнено правом «на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и учетом общественных потребностей». Но труд был и обязанностью каждого способного к труду гражданина.

Таким образом, Конституция СССР 1977 г. значительно расширила круг прав и свобод советских граждан, внесла некоторые изменения в систему норм, посвященных государственному механизму (о чем было сказано выше). Однако многие нормы Конституции были далеки от советской действительности. Они не могли претворяться в жизнь при существующей системе общественных отношений.

Гражданское право. Два Пленума ЦК КПСС 1965 г. (в мае и сентябре) привели к началу экономической реформы. Она предусматривала замену административных методов стимулирования на экономические: расширение самостоятельности предприятий, повышение их заинтересованности в улучшении показателей, усиление хозяйственного расчета, сокращение планируемых сверху показателей, определение цен на продукцию в соответствии с реальными затратами на ее производство (реформа оптовых цен 1967 г.) и т.д.

В октябре 1965 г. Совмин СССР утвердил «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии». Положение определяло структуру управления предприятия, содержания его устава, отношения с вышестоящими организациями, распределение материальных и финансовых средств. Часть прибыли предприятие отчисляло государству-собственнику, а другая часть шла на финансирование его хозяйственной деятельности и на формирование фондов экономического стимулирования: фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства. Важнейшие плановые показатели утверждало государство: объем выделяемых предприятию материально-технических средств, номенклатуру производимых товаров, объем производства, общий фонд заработной платы, ассигнования из государственного бюджета и т.д. Остальные показатели предприятия определяли самостоятельно. Они получили право оставлять более значительную часть прибыли на нужды предприятия, строить жилые дома, распоряжаться излишним оборудованием и материалами.

В сельском хозяйстве постепенно расширялись права совхозов. Так, они получили право реализовать на рынке или другим организациям не принятые государственными заготовителями продукты, картофель и птицу по договорной цене. Реализовывать другим предприятиям и колхозам неиспользуемые технику, семена, корма, если вышестоящая организация отказалась от их перераспределения. Однако распределение прибыли было жестко регламентировано. Так, в совхозах, имеющих рентабельность свыше 25%, 15% плановой прибыли (но не более 12% годового планового фонда заработной платы) отчислялось в фонд материального поощрения, 10% - в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

В 1973 г. происходит обновление системы управления народным хозяйством в целях повышения его оперативности. Происходит ликвидация главных управлений министерств, и создавалась трехзвенная административная система: министерство, производственное объединение (общесоюзное, республиканское), предприятие.

Однако в конце 70-х гг. уже явно было видно, что предпринятые меры оказались недостаточными. Постановление ЦК КПСС от 12 июня 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении эффективности производства и качества работы» вводило более 200 показателей хозяйственной деятельности производства, а также показатель нормативно чистой продукции. Данные меры не дали какого-либо положительного эффекта. В 1983 г. очередное совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы» дало новый виток мер, направленных на повышение эффективности народного хозяйства. Необходимо признать то, что достижения последнего производили впечатление. По показателям ежегодного экономического роста, как уже говорилось выше, СССР опережал развитые западные государства, велики были и валовые показатели советской экономики.

Как видим, мероприятия, направленные на экономическое стимулирование производства, не имели необходимой глубины и величины. Отсутствовала и должная ответственность за хозяйственные промахи. В рыночной экономике – это банкротство. В социалистической экономике по постановлению Совмина СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» в случае, когда предприятие не выполнило планы по фондообразующим показателям, размер ответственности не мог превышать 40% размеров фондов экономического стимулирования.

Таким образом, советское хозяйственное право пыталось найти наиболее верное соотношение между административными и гражданско-правовыми, экономическими методами стимулирования экономического роста.

Конституция СССР 1977 г. несколько изменила (не меняя сути) название форм собственности. Социалистическая собственность выступала теперь в виде: государственной (общенародной), колхозно-кооперативной, профсоюзных и иных общественных организаций. Личная собственность граждан, как и прежде, не могла служить для извлечения нетрудовых доходов.

Развивается новая подотрасль гражданского права – жилищное право. В 1981 г. впервые принимаются Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 24 июня 1983 г. в РСФСР – Жилищный кодекс РСФСР.

Основы законодательства закрепили деление жилищного фонда на четыре категории: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству – государственный жилищный фонд; 2) жилые дома, принадлежащие колхозам, кооперативным организациям, профсоюзам и иным общественным организациям – общественный жилищный фонд; 3) фонд жилищно-строительных кооперативов; 4) жилые дома, находящиеся в личной собственности граждан – индивидуальный жилищный фонд. Жилые помещения в первых трех фондах предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Они не могли быть использованы для извлечения нетрудовых доходов и в целях личной наживы.

Жилищное строительство могло осуществляться в порядке долевого участия предприятий и учреждений. В таком случае жилая площадь распределялась пропорционально вложенным ими средствам. Основы приводили список категорий лиц, нуждающихся в первоочередном предоставлении жилья, а также лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. К первой категории относились: инвалиды Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и соцтруда, инвалиды I и II групп, семьи при рождении близнецов и т.д. Ко второй – относились лица, лишившиеся жилья в результате стихийного бедствия.

По Основам норма жилой площади закреплялась в размере не менее 9 кв.м на одного человека. ЖК РСФСР закреплял и в размере 12 кв.м на одного человека.

Договор жилищного найма заключался в домах государственного и общественного жилищного фонда в письменной форме на основании ордера на жилое помещение, выданного местным исполкомом, между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер. Члены семьи последнего, проживающие с ним совместно, пользовались равными с нанимателем правами и обязанностями.

При временном отсутствии нанимателя и членов его семьи жилое помещение сохранялось за ними в течение шести месяцев. Оно сохранялось на более длительный срок только за отдельными категориями граждан (военнослужащих срочной службы и т.д.) и в определенных случаях (на время обучения в другом месте, выезда на работу за границу и на Крайний Север). В последнем случае жилые помещения необходимо было бронировать.

Допускался поднаем жилого помещения или его части. Однако плата по такому договору не могла превышать стоимости квартирной платы и платы за коммунальные услуги. Систематическая сдача жилого помещения нанимателями в поднаем с целью извлечения нетрудовых доходов вела к изъятию помещения в судебном порядке.

Член жилищно-строительного кооператива, исключенный из кооператива, подлежал выселению в судебном порядке со всеми проживающими с ним лицами. Сама квартира в кооперативе предоставлялась его членам в соответствии с величиной паевого взноса, количеством членов семьи и предельными размерами жилого помещения.

В домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, также была возможна сдача в наем жилого помещения. Договор заключался между собственником и нанимателем. Однако квартирная плата не могла превышать предельных ставок, установленных Совмином РСФСР (ст.134 ЖК РСФСР).

Основы и кодекс предусматривали случаи выселения граждан из домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого помещения (при сносе, обвале…) и без предоставления (при систематическом разрушении жильцами помещения, если они получили ордер в результате неправомерных действий и т.д.).

Семейное право. Серьезные изменения в области брачно-семейного права внесли Основы законодательства о браке и семье 1968 г. и республиканские кодексы. Кодекс о браке и семье РСФСР был утвержден Верховным Советом РСФСР 30 июля 1969 г.

Брачный возраст устанавливался в 18 лет, но в отдельных случаях он мог быть снижен не более чем на два года. Имущество, нажитое в браке, признавалось общей совместной собственностью супругов и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

При расторжении брака, муж был не вправе возбуждать дело о прекращении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Теперь брак мог расторгаться по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. В таком случае брак расторгался в органах записи актов гражданского состояния. Однако, если у супругов существовал спор, расторжение брака происходило в суде. В некоторых случаях расторжение брака происходило в органах загса по заявлению одного из супругов (при безвестном отсутствии другого супруга, его осуждении к лишению свободы на срок не менее 3-х лет).

В других случаях расторжение брака происходило в судебном порядке, который был значительно упрощен. Дело рассматривал народный суд. Публикация в газете о разводе и вторая ступень – рассмотрение в вышестоящем суде дела – отменялись. Суд имел право отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев.

При наличии препятствий к заключению брака и нарушении условий заключения брак мог быть признан недействительным в судебном порядке. Недействительным признавался и брак, заключенный без намерения создать семью (фиктивный брак).

Новое законодательство отменило ограничения в правах для детей, рожденных вне брака. Теперь происхождение ребенка от родителей, не состоящих в браке между собой, устанавливалось путем подачи совместного заявления родителями в органы загса. При отсутствии совместного заявления родителей отцовство могло быть установлено в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекунов и самого ребенка, достигшего совершеннолетия. Отцовство устанавливалось на основе следующих доказательств: совместного проживания и ведения общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка; совместное воспитание ребенка и содержание ребенка; другие доказательства.

При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если нет совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в книге записей рождения должна была производиться по фамилии матери, а имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию.

Дети, отцовство которых было установлено, имели те же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, что и дети, родившиеся в браке.

Родители были обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи; дети – нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, а братья и сестры – несовершеннолетних братьев и сестер, если последние не могли получать помощи от родителей (правда, если сами обладали достаточными средствами).

Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравнивались в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Трудовое право. Вслед за Основами законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г. происходит издание республиканских кодексов законов о труде в 1971-73 гг. Соответствующий кодекс в РСФСР был утвержден Верховным Советом 9 декабря 1971 г. Серьезные изменения в трудовом законодательстве произошли в начале 80-х гг.

Новое трудовое законодательство значительно улучшило положение советских трудящихся. Конституционные положения и новые нормы трудового права закрепляли, расширяли и гарантировали интересы и права советских граждан.

Однако продолжали существовать и некоторые особенности. Так, труд колхозников регулировался уставами колхозов и другими специальными нормативными актами.

Кодекс законов о труде РСФСР предусматривал ежегодное заключение коллективных договоров между коллективом работников в лице фабзавместкома и администрацией предприятия. Работник осуществлял свою трудовую деятельность на основе трудового договора. Последний мог заключаться на неопределенный срок, на определенный срок не более трех лет и на время выполнения определенной работы. Договор заключался в устной или письменной форме. Фактическое допущение работника к выполнению работы считалось заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Запрещалась совместная служба на одном предприятии лиц, состоявших в близком родстве и свойстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью.

Кодекс четко устанавливал основания прекращения трудовых отношений. Рабочие и служащие имели право расторгнуть бессрочный трудовой договор, предупредив об этом администрацию письменно за две недели. Однако в 1983 г. в целях борьбы с текучестью кадров, на предприятиях срок для предупреждения администрации был увеличен до 2-х месяцев, а в случае наличия уважительных причин – до 1 месяца. Принимались и другие меры по укреплению дисциплины труда. По договоренности администрации и работника трудовой договор мог быть расторгнут и до истечения срока.

Кодекс содержал исчерпывающий перечень основания увольнения работника по инициативе администрации. Некоторые из них были направлены на укрепление трудовой дисциплины. Увольнению подлежали прогульщики, которые не имели уважительных причин, и лица, появившиеся на работе в нетрезвом состоянии. В целях усиления ответственности прогулом считалось отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня. Не допускалось увольнение работника по инициативе администрации в период временной нетрудоспособности и пребывания работника в ежегодном отпуске.

В 1966-1967 гг. для большинства рабочих и служащих устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Рабочая неделя не могла превышать 41 часа в неделю, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет – 36 часов, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет 9Они могли работать в исключительных случаях) – 24 часа в неделю.

К работам в ночное время не допускались: беременные женщины и матери, кормящие грудью, женщины, имеющие детей в возрасте до одного года, рабочие и служащие моложе 18 лет. Эти категории работников не допускались и к сверхурочным работам; но здесь список был дополнен работниками, обучающимися без отрыва от производства в общеобразовательных школах и профессионально-технических учебных заведениях в дни занятий.

Рабочим и служащим предоставлялся ежегодный отпуск (с сохранением среднего заработка) не менее 15 рабочих дней. Для лиц моложе восемнадцати лет продолжительность отпуска увеличивалась до одного календарного месяца.

Кроме отпуска по беременности и родам женщинам предоставлялся с 1981 г. частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста в один год (при наличии трудового стажа не менее одного года), а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет.

Принимаются меры, направленные на усиление охраны труда женщин. Так, в декабре 1981 г. совместным постановлением Совмина СССР и ВЦСПС вводились новые нормы предельных нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Законодательство предусматривало различные льготы для работников, совмещающих работу с обучением: сокращение рабочего времени и предоставление отпуска для обучающихся в общеобразовательных школах; сокращение рабочего времени для обучающихся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, предоставление отпуска на период сдачи зачетов и экзаменов с сохранением заработной платы. Администрация предприятий была обязана один раз в год оплачивать студентам проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно в размере пятидесяти процентов от его стоимости.

Постепенно происходило усиление дисциплинарной ответственности рабочих и служащих. К дисциплинарным взысканиям относились: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. Одновременно повышается и материальная ответственность отдельных рабочих и служащих и их коллективов (бригад). Однако материальная ответственность имела процентные ограничения по отношению к среднемесячной заработной плате.

В 1968 г. происходит увеличение размера минимальной заработной платы рабочих и служащих до 70 руб. в месяц. Происходит рост заработной платы в отдельных отраслях промышленности, повышаются пенсии.

Закон СССР о трудовых коллективах, принятый в 1983 г., повысил роль последних в управлении предприятием.

В целом, советское трудовое право рассматриваемого периода стояло на страже интересов трудящихся. Отсутствие жесткой конкуренции на рынке труда, уверенность в завтрашнем дне, наличие действенных социальных гарантий вели к снижению уровня трудовой дисциплины. Меры, принятые для ее поддержания в конце 70-х – нач. 80-х гг., не принесли должного эффекта.

Земельное право. Наряду с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. в 1970-71 гг. вступают в силу республиканские земельные кодексы. В РСФСР Земельный кодекс был принят 1 июля 1970 г.

По новому земельному законодательству единый государственный земельный фонд СССР составляли земли: 1) сельскохозяйственного назначения, которые предоставлялись в бессрочное пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям; 2) городов и поселков городского типа; 3) промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) государственного лесного фонда; 5) государственного водного фонда; 6) государственного запаса.

Земля предоставлялась в бесплатное бессрочное пользование или временное пользование. Временное пользование землей могло быть краткосрочным (до 3 лет) или долгосрочными (от 3 до 10 лет). В отдельных случаях допускалось временное пользование землей сроком до 25 лет.

Граждане получали землю для ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства. Крестьяне – единоличники, сохранившиеся в СССР, получали землю под приусадебный участок и отдельно под полеводство. Размер таких участков определялся законодательством, а хозяйство крестьянского двора могло вестись только личным трудом его членов, без привлечения наемных рабочих.

Земельные споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, дачных поселков и на отводимых участках земли в сельских населенных пунктах разрешались судами. Во всех остальных случаях земельные споры между землепользователями решались соответствующими исполкомами советов (или Совминами).

Законодательство предусматривало строгий учет земель, их количества, качества, землепользователей. В этих целях осуществлялось ведение земельного кадастра.

Колхозное право. Серьезные изменения в области социально-экономической жизни СССР вызвали необходимость внести изменения в область правового регулирования деятельности колхозов. В ноябре 1969 г. Третьим Всесоюзным съездом колхозников был принят Примерный Устав колхоза, состоявший из 12 разделов. 28 ноября 1969 г. он был утвержден совместным постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР.

По Примерному Уставу членами колхозов могли быть лица, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом управления признавалось общее собрание колхозников или, в крупных хозяйствах – собрание уполномоченных. Исполнительным органом являлось колхозное правление во главе с председателем, контроль осуществляла ревизионная комиссия. Все эти органы избирались открытым или тайным голосованием на общем собрании. Выбирались и отдельные руководители производственных подразделений, бригад. Были созданы выборные советы колхозов: Союзный совет, республиканские, областные (краевые) и районные. Они обсуждали наиболее значимые вопросы колхозной жизни, обобщали опыт и делали рекомендации в различных сферах колхозной деятельности (например, Примерные правила внутреннего распорядка колхозов).

Колхозы являлись коллективными хозрасчетными сельскохозяйственными предприятиями, обладали земельными фондами на праве бессрочного бесплатного пользования, сельскохозяйственной техникой, зданиями, предприятиями и т.д.

Земельный фонд колхоза делился на земли общественного пользования (где осуществлялось основное сельхозпроизводство) и приусадебный участок, закрепленный за семьей колхозника (колхозный двор). Размер участка не мог превышать 0,5 га, участки, выделенные до издания Примерного Устава колхоза, могли сохраняться в прежнем размере.

Устанавливались и предельные нормы скота и птицы, которые могли находиться в собственности колхозников (корова с приплодом до 1 года, 2 свиней на откорме, до 10 овец и коз и т.д.).

После выполнения всех плановых заданий перед государством и других обязательств колхозы имели право реализовывать продукцию потребительской кооперации и на колхозном рынке.

Произошли изменения в области оплаты труда колхозников. Совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 мая 1966 г. «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства» рекомендовало колхозам ввести гарантированную оплату труда колхозников. Теперь в счет оплаты труда деньги должны были выдаваться не реже одного раза в месяц, дополнительно могли выдаваться и натуральные выплаты (продукты питания и корма для скота). Заработная плата колхозников должна была исчисляться по соответствующим совхозным тарифным ставкам. В случае отсутствия у колхозов необходимых финансовых средств на выплаты в данных целях, колхозы могли получить государственный долгосрочный кредит. К 1971 г. подобная форма оплаты была введена почти в ста процентах колхозов страны. Колхозникам должны были предоставляться еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.

С 1971 г. был установлен новый порядок исчисления пенсий колхозникам. Теперь он осуществлялся по нормам, установленным для рабочих и служащих. В 1978 г. произошло повышение размеров пенсионного обеспечения колхозников. Сами выплаты производились из Централизованных союзных фондов.

Все эти меры приблизили положение колхозников к состоянию городских жителей в социально-экономической сфере, устранили прежнее неравноправие. Колхозы, как и другие советские предприятия, создавали и содержали детские сады и ясли, другие социально-культурные учреждения.

Однако, в целом, сельскохозяйственное производство отставало от потребностей страны, его постоянный рост не в полной мере обеспечивал спрос на продукты питания. Это объяснялось слабой материальной заинтересованностью тружеников села в результатах своего труда, системой слишком жесткого государственного планирования и явной нехваткой капиталовложений в сельскохозяйственное производство.

Природоохранительное право. Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик были утверждены Верховным Советом СССР 10 декабря 1970 г. Вслед за основами были изданы соответствующие республиканские кодексы.

Все водные ресурсы Основы называли всенародным достоянием, находившимся в исключительной собственности государства. Пользователи могли получать водные ресурсы только в пользование. При этом надо учитывать, что Основы регулировали использование вод, находившихся только в природной среде. Для систематизации сведений о водных ресурсах страны осуществлялось ведение водного кадастра, где осуществлялась регистрация водопользователей.

Основы и кодексы предусматривали ряд мероприятий, направленных на рациональное использование водных ресурсов, вводили меры по защите их от загрязнения.

В 1975 г. принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, а на их основе разрабатываются соответствующие республиканские кодексы. Законодательство предусматривало меры, направленные на рациональное использование недр, стимулирование эффективных способов добычи полезных ископаемых.

Основы лесного законодательства Союза ССР были приняты в 1977 г., а уже в 1978 г. издается Лесной кодекс РСФСР.

Советское лесное законодательство данного периода шло по пути неуклонного усиления ответственности за незаконное использование лесных ресурсов. В 1968 г. Совмин СССР принимает постановление «О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству». Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, подвергались ответственности в административном порядке, согласно Правилам пожарной безопасности в лесах СССР 1971 г.

Леса в СССР делились на леса государственного значения и колхозные леса. Они могли использоваться в хозяйственных целях, культурно-оздоровительных и для нужд охотничьего хозяйства.

Важное значение для защиты окружающей среды и животного мира имели законы СССР «Об охране атмосферного воздуха» 1980 г. и «Об охране и использовании животного мира».

Административное право. 23 октября 1980 г. впервые в советской практике были приняты Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях, а в июне 1984 г. – Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Новые нормативные акты систематизировали основания и установление ответственности за малозначительные (административные правонарушения).

Ст.10 КоАП РСФСР дала определение: административным проступком (правонарушением) признается посягающий на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность могла возлагаться на лиц в возрасте от 16-ти лет, должностных лиц <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...