Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Исполнительные органы государственной власти

 

Вслед за изменениями представительной системы Советского государства произошли существенные преобразования в сфере исполнительной власти. Советская государственная система на протяжении всего своего существования не имела института единоличного главы государства. Эти функции принадлежали Президиуму Верховного Совета СССР. Председатель же последнего не имел каких-либо собственных полномочий, лишь возглавляя Президиум. Однако уже в 1988 г. был сделан первый шаг по пути создания подобного института, был введен пост председателя Президиума Верховного Совета – высшего должностного лица с достаточно важными полномочиями. Советский подход к данной проблеме традиционно состоял в том, что отрицал необходимость института единоличного главы государства в лице Президента, особенно всенародно избираемого. Последний, как подчеркивал ещё И.В.Сталин, мог противопоставить себя Верховному Совету (представительному органу). Такое мнение сохранялось и при М.С.Горбачеве. Сам институт главы государства скорее относится к структуре исполнительной власти либо юридически, либо фактически. Хотя у некоторых отечественных ученых это положение вызывает возражения. Они считают, что данный вопрос должен решаться в каждом конкретном случае отдельно, президентская власть носит особый характер. Она выполняет функции арбитра по отношению к другим институтам государственной власти. Последнее характерно, прежде всего дл парламентских и полупрезидентских республик.

Такие точки зрения заслуживают внимания, но юридическое и, прежде всего, фактическое положение главы государства в системе органов власти государства позволяет отнести данный институт к исполнительной власти. Широкие полномочия отдельных глав государства в различных сферах в корне не меняют сущности данного государственно-правового явления.

В 1989 г. М.С.Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Данная должность не позволяла Горбачеву сохранить свою власть, так как пост генерального секретаря ЦК КПСС постепенно терял свое значение. Поэтому М.С.Горбачев и его окружение настояли на введении поста Президента СССР.

14 марта 1990 г. III внеочередной Съезд народных депутатов СССР принимает закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». По закону Президент СССР признавался главой Советского государства, гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР. Он обеспечивал взаимодействие высших органов государственной власти и управления.

Глава государства избирался на пять лет (но не более 2-х раз) на основе всеобщего избирательного права. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах в целом по СССР и в большинстве союзных республик. Однако первый Президент СССР – М.С.Горбачев был избран на эту должность 15 марта 1990 г. Съездом народных депутатов (в порядке исключения). В случае нарушения Конституции Президент мог быть смещен с должности с учетом заключения Комитета конституционного надзора Съездом народных депутатов.

Президент СССР обладал следующими важнейшими полномочиями: представлял ежегодные доклады о положении в стране; представлял Верховному Совету кандидатуры председателя Совета Министров СССР и других высших должностных лиц, а потом представлял их для утверждения Съезду народных депутатов; ставил вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров; по соглашению с председателем Совета Министров освобождал от должности и назначал членов правительств с последующим представлением на утверждение Верховного Совета; подписывал законы и обладал правом отлагательного вето (преодолевалось 213 голосов в каждой палате Верховного Совета); приостанавливал действия постановлений и распоряжений Совета Министров, назначал и сменял высшее командование Вооруженных сил; осуществлял право помилования; вел международные переговоры и подписывал договоры СССР; издавал указы. Кроме того, имел ряд важных полномочий с последующим их утверждением Верховным Советом: объявлял военное положение в отдельных местностях, а также чрезвычайное положение и временное президентское правление.

Президент возглавлял Совет Федерации – совещательный орган из высших должностных лиц союзных республик, который занимался вопросами национальной политики Советского государства. При Президенте СССР действовал Президентский совет СССР. В его состав входили важнейшие должностные лица государства по назначению президента и председатель Совета Министров по должности. Совет занимался выработкой мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики, обеспечению безопасности страны.

Таким образом, введение должности Президента СССР снизило роль Президиума Верховного Совета, его председателя и значительная часть полномочий которых перешли главе государства. Некоторые полномочия Президента позволяли оказывать существенное влияние на деятельность Верховного Совета (право вето, право предлагать избрать Верховный Совет в новом составе).

Однако в отношениях с правительством конституционные поправки не дали Президенту полной свободы рук. Поэтому 26 декабря 1990 г. был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». Развитием данных преобразований стал Закон СССР от 20 марта 1991 г. «О Кабинете Министров СССР».

Новое законодательство существенно расширило компетенцию Президента в исполнительной сфере, который возглавлял теперь систему органов государственного управления СССР. Вводилась должность вице-президента, а Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров СССР.

Последний оставался исполнительно-распорядительным органом, но уже без приставки «высший» и подчинялся теперь Президенту СССР, нёс ответственность перед ним и перед Верховным Советом. Эти органы могли отменить постановления и распоряжения Кабинета Министров. Президент и возглавлявший Кабинет Министров премьер-министр имели право ставить вопрос о доверии Кабинету Министров в Верховном Совете. При отказе в доверии Кабинет уходил в отставку. Кабинет Министров действовал в пределах срока полномочий Президента СССР и слагал свои полномочия перед вновь избранным главой государства. Отставка Кабинета происходила и в случае, если в Верховном Совете СССР 213 голосов от общего состава выражали недоверие правительству.

Внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, проходивший в начале сентября 1991 г., уже после августовских событий, принимает ряд важных мер по инициативе президента СССР и высших должностных лиц девяти союзных республик. Меры касались и органов государственного управления. Прежде всего, был создан Государственный Совет СССР в составе высших руководителей союзных республик и Президента СССР. Этот орган рассматривал и согласовывал важнейшие общесоюзные вопросы совместно с Президентом СССР (внутренней и внешней политики, обороны, участвовал в назначении председателя Межреспубликанского экономического комитета). Так, 6 сентября 1991 г. за подписью М.С.Горбачева вышли три постановления Государственного Совета СССР о предоставлении Литве, Латвии и Эстонии независимости.

Одновременно Съезд учредил должность вице-президента СССР, а Кабинету Министров СССР было отказано в доверии. Закон СССР от 5 сентября 1991 г. «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» предусматривал создание нового правительственного органа (вместо Комитета Министров), «подобия правительства» - Межреспубликанского экономического совета, который формировался союзными республиками на паритетных началах и был подотчетен Президенту СССР, Государственному Совету и Верховному Совету СССР[33]. До начала работы Межреспубликанского экономического совета его полномочия должен был осуществлять Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

Однако в условиях быстро набирающего обороты процесса распада СССР новая система органов союзного управления уже не смогла развернуть свою деятельность в полной мере. Осенью 1991 г. происходил сложный процесс передачи полномочий союзных органов государственной власти и управления соответствующим органам Союзных республик. Итогом данного процесса стало сложение своих полномочий Президентом СССР 25 декабря 1991 г.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...