Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ленд-арт: «Спираль». Роберт Смитсон, 1970

Если взглянуть на Л.-а. шире, то очевидно, что он объемлет все: всякая архитектура, скульптура, дизайн создаются в определенной пространственной среде из природных материалов; и то, что творит природа: каменные ущелья, песчаные холмы, гигантские секвойи, складки дна океана, складки коры и ее естественное продолжение — расчерченные плугом человека поля и камни Стоунхенджа — могут рассматриваться как произведение Л.-а. Таким образом, Л.-а. можно рассматривать как своеобразный синтез возможностей ландшафтного дизайна и других форм искусства. Л.-а. не только радует глаз, не только выглядит значительнее, чем архитектура Р. Бофилла и фантастичнее, чем живопись С. Дали, но и открывает нам глаза через органичес-

кую архитектуру и «архитектуру» самостроя на возможности целостного, не-противопоставленного природе существования, показывая пути нетравмиру-ющего жизнь творчества.

Преднамеренно Л.-а. занимаются Р. Смитсон, К. Андре, Р. Лонг, И. Ногу-чи, X. Я ваше в.

«ликвидация тупиковых ситуации» — метод расширения области творческого поиска или выбора новых направлений решения проектной задачи в случае, если очевидная область не дала приемлемого результата.

При «Л.т.с.» проектировщик ориентируется на те участки пространства поиска, которые первоначально были исключены на основании ошибочных или утративших силу предположений о приемлемости возможных решений. При этом предполагается: использовать приемы уменьшения психологической инерции мышления и упорядочения перебора вариантов решения (например, метод контрольных «наводящих» вопросов); вести поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения; переоценивать проектную ситуацию заменой слов, характеризующих затруднение, их синонимами; принимать условия, что проблема решена, и идти от последствий вновь к основной структуре; использовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку для решения творческой задачи; делать «дикие», произвольные предложения; принимать правдоподобное, но заведомо неправильное решение и предлагать специалистам раскритиковать его; принимать невозможное решение и анализировать его; предлагать за ограниченное время как можно больше решений (при «мозговой атаке») и т.д.

личностный подход - взгляд на задачи творческого процесса, определяемый опытом, духовной культурой, системой понятий, оценок и предпочтений автора и, наконец, его творческой установкой.

Эта установка предваряет деятельность, определяет ее направленность и развертывание, концентрирует усилия для решения поставленной проектной проблемы. Л.п. в известном смысле сужает пространство мышления, что согласуется с эвристическим правилом — ограничивать область поиска. Информация, поступающая извне, при Л.п. оценивается лишь постольку, поскольку она нужна для решения задачи. С другой стороны, Л.п. «отмечает» результат творческой работы неповторимыми особенностями авторской индивидуальности, способствует формированию художественного своеобразия результата проектной деятельности.

макет — пространственный объект, воспроизводящий визуальные или отдельные функциональные характеристики изделия (сооружения, комплекса).

За исключениемдемонстрационных М., целью которых является создание представления о внешнем виде как проектируемых, так и существующих изделий, остальные виды М. служат преимущественно проектным целям.

На разных этапах проектирования используются следующие М.:поисковые (для определения основных объемно-пространственных или компоновочных характеристик проектируемого изделия, сопоставления альтернативных проектных предложений);доводочные (для более детальной проработки отдельных элементов изделия); посадочные (разновидность доводочных макетов, создаваемая в натуральную величину с целью отработки эргономических качеств изделия);действующие (для сравнения с существующими аналогами, для проверки функционирования отдельных элементов изделия).

макетирование (от итал. «macetto» — эскиз, набросок) — условное или «натуральное» объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования.

М дает возможность воссоздавать и изучать различные явления в лабораторных условиях, способствует механизации процесса проектирования, позволяет оперативно получать приближенные к натуре материалы испытаний дизайнерских объектов. Макеты различают в зависимости от имитируемых сторон объектов дизайна (художественно-эстетических, конструктивных, технологических); в зависимости от этапа проектирования (рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных испытаний); по масштабу (в натураль-

Флаконы для духов: поисковые макеты. М. Лезер, Канада, 1989

«МАРГИНАЛЬНЫЙ ДИЗАИН» -

местные, экзотические, экспериментальные направления в дизайнерском формообразовании, достаточно замет

ную величину, уменьшенные в различном соотношении); по объемности (трехмерные — объемные, полуобъемные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные); по материалу изготовления (от бумаги, ткани, дерева, условно передающих формы будущих объектов, до прямого воспроизведения задуманных материалов, фактуры, цвета).

Одновременные учет и решение на одной модели различных вопросов проектирования (например, функциональных, материально-конструктивных и эстетических) в сочетании с графическими материалами обеспечивают на практике реализацию комплексного подхода в проектировании.

Примеры маргинального дизайна:

о— «натуральная» сценография цитрусового фестиваля. Франция, 2001; б— «мусорный дизайн», клумба «Кукольные головы» во дворе «бутылочного дома» бабушки Пристби. Калифорния; в— нелегальный автограф группы «Тоберг» на вагоне московской электрички; г, д — усадьба «Башни Уоттса», фрагмент башни, вид участка. США

ные, чтобы на них обратили внимание специалисты, но не ставшие всеобщим образцом для подражания и внедрения.

В отличие от имеющих глубокие корни в национальных традициях и освоенных профессионалами региональных дизайнов, варианты «М.д.» опираются на частные запросы и тенденции конкретных форм стиля жизни или эстетические капризы и предпочтения, не завоевавшие признания в массовом порядке. Вместе с тем «М.д.» активно выражает эстетические интересы (чаще всего поверхностные) определенных групп населения (молодежи, социальных «изгоев», национальных кланов и сообществ и т.д.), т.е. стоит в ряду явлений по преиму-

в

ществу декоративно-прикладных, но несущих определенный заряд художественной самобытности, что делает его произведения ярким пятном в общей картине дизайнерского творчества.

Генетически «М.д.» можно поделить на три части:«протестные»проявления (характерная культура панков, рокеров, молодежная мода и пр.)местные и национальные течения (например, орнаментальная раскраска «нормальных» автобусов в Индии и Малайзии), активнаяличная самодеятельность непрофессиональных художников и ремесленников, неудовлетворенных эстетикой господствующих направлений как в дизайне, так и в искусстве вообще. Все три могут быть потенциальным источником нестандартных визуальных подсказок для профессионалов, но в разной мере: наиболее устойчивы и богаты оригинальными идеями две последние, что доказывается их неоспоримым влиянием на рынок дизайнерских услуг и архитектурных разработок в некоторых районах Китая, Таиланда, Южной Америки.

Будучи относительно самостоятельным явлением дизайнерской культуры наших дней, «М.д.» тесно соседствует с другими ее «полуофициальными» течениями, такими как кич, религиозные художественные школы, острая мода, фэнтези, «мусорный дизайн». Отдельные его ветви время от времени проявляют тенденцию к постоянному присутствию в общем массиве дизайнерского формотворчества.

Масштаб и масштабность -

важнейшие понятия архитектурно-дизайнерской теории и практики. Они предлагают прямое объективное сопоставление истинной величины того или иного предмета, средового образования с их окружением или наполнением через зрительное отношение к «мере всех вещей» — человеку (масштаб); концентрируют в наглядной форме представление о значимости произведений архитектурно-дизайнер-ского искусства для человека и общества (масштабность). В жизни эти понятия тесно взаимосвязаны и часто подменяют друг друга.

Наиболее распространенное значение слова «масштаб» говорит о соответствии размеров объема или пространства дизайнерского объекта и его деталей представлениям человека об их комфортном, полноценном восприятии. Согласуется масштаб конкретного объекта с ожидаемым «человеческим» за счет двух приемов:

• выявления так называемых «указателей масштаба», узнаваемых элементов, размер которых зрителю заведомо известен, привычен (болты, гайки, колесо автомобиля, мебель, дверной проем и пр.);

• придания облику объекта уровня насыщенности деталями, членениями, характерного для этого класса произведений дизайна.

В произведении дизайнерского творчества такие параметры, как размер вещи, ее сложность, конфигурация, величина пространства, количество его членений и т.д., являются не только утилитарными, но и художественными категориями, определяющими сложную цепочку чувственных и содержательных связей между предметами или пространствами, «удобными» функционально и психологически, художественно нацеленными, навязывающими потребителю нужное впечатление. Т.е. материалом масштабности является не конкретный человек или вызванный его потребностями процесс, а «идеальная» социально-общественная установка.

Система узнаваемых масштабных элементов:

А — в городской среде: о — фрагмент здания; б, в — фра1 менты улицы; Б — в интерьере: г — архитектурные детали; d, е — мебель, бытовое оборудование

Наряду с понятием масштабности размера в дизайнерском искусстве существует более сложная категория — масштабность содержательная, как бы ассоциативная и сравнивающая объект с предъявляемыми к нему эмоциональными и эстетическими требованиями. Соизмеряются при этом реальные и воспринимаемые зрителем размеры, представления о важности объекта и представительности его облика и присущий каждой конкретной вещи или среде ее собственный, вытекающий из содержания, масштаб — нарочито крупный,героический или, наоборот, дробный,камерный — с масштабом антропоморфным, «человеческим».

Матрицы взаимодействий -

инструмент системного поиска (обзора) оптимальных связей между элементами

решения в рамках конкретной проектной проблемы на основе: графической фиксации элементов объекта и их взаимосвязей; построения матриц, сопоставления элементов по различным признакам; определения оптимальных взаимосвязей; графического закрепления полученных результатов.

М.в. могут быть использованы как один из способов проектной классификации и как средство воплощения, выражения проблемы в форме, пригодной для обработки на ЭВМ. М.в. бесполезны в тех случаях, когда структуру проблемы нельзя с достаточной степенью точности раскрыть с помощью какой-либо модели.

МАТРИЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ — средство осуществления системной проектной деятельности но основе использования современной научно-технической базы в больших коллективах коллег и экспертов (в том числе потребителей художественно-конструкторской продукции). М.г.ф. выводят проектную и изобретатель-

Матрицы взаимодействий: варианты связей

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...