Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компьютерная графика и пространственное моделирование жилого дома, 1987

скую работу на более высокий уровень по сравнению с использованием ручных графических форм.

Основная особенность М.г.ф. — ориентация проектировщика на труд не столько ремесленно-исполнитель-ский, сколько организационно-сценарный с подключением машин-«исполни-телей». М.г.ф. используют инструментарий системотехники с помощью матриц (явных, скрытых, шифрованных), предполагающих машинное тиражирование (печать разного рода, трафареты, шелкография, маски), проекции на экран, механический повтор и другие так называемые «М.г.ф.-1».

На базе М.г.ф.-I созданы новейшие системотехнические аппараты для манипулирования визуальными знаками реальной действительности, обеспечивающие непосредственное воспроизведение графического образа машинами (при программирующей роли человека). М.г.ф.-ll отличает возможность размерно-подвижного воспроизведения объектов действительности, одновременная документальная передача различных временных состояний объекта, раскрытие проявления объекта во времени, макширования (соединения) графических образцов и приемов и др. К М.г.ф.-11 относятся фотография, кино, телевидение, а также рентгенография, инфраграфия, фото-граммерия, голография и др. Эти технологии позволяют не только активизировать проектно-исследовательскую работу, не только реализуют модельные формы проекта, но и сами могут быть активной проектной формой (например, голография).

МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В качестве М. может выступать система операций на определенном оборудовании, приемы научных исследований и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т.д. Генетическими корнями М. восходит к практической деятельности: приемы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами мироустройства, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности выступали в качестве источников методов мышления, а развитие и дифференциация последних (особенно в связи с развитием науки) в конечном итоге привели к учению о методах — методологии.

В дизайнерском творчестве М. представляет собой совокупность приемов, способов, целесообразных действий, направленных на упорядочение проектного процесса. М. отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской деятельности, в М. закономерности создания проектной модели становятся правилами работы дизайнера.

МЕТОД И МЕТОДИКА В ДИЗАЙНЕ — порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, методика, художественный метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих установок до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели.

В общем случае термин «метод» подразумевает практический способ выполнения относительно узко очерченной работы; «методика» составляет совокупность разных способов, позволяющих решать широкий спектр профессиональных заданий дизайнера.

Особенностью М. и М. в Д. является нацеленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе роботы. Это означает, что М. и М. дизайнера должны содержать элементы, синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ в теории и практике искусства — система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства.

Категория М.х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920-х годов и стала одним из основных понятий теории художественного творчества. М.х. вырабатывается каждым художником самостоятельно в ходе становления его мастерства и под влиянием его мировоззрения (системы эстетических, нравственных, философских и др. убеждений). Конкретное понимание М.х. — его основных элементов, характера связей, соотношения метода и стиля и т.д. — до сих пор вызывает серьезные разногласия. М.х. определяется то как «принцип образного отражения жизни», то как «критерий отбора и оценки художником явлений действительности», как «определенный способ образного мышления», как «способ художественного обобщения», «принцип эстетической оценки» и, наконец, «принцип воплощения действительности в образах искусства». И это объяснимо: поскольку структура искусства складывается из соотношения четырех основных компонентов — познания жизни, ее оценивания, преображения и знакового выражения полученной таким образом художественной информации, постольку М.х. должен содержать все четыре соответствующие установки. И те из них, что доминируют в творчестве данного мастера, будут определять особенности его творческого метода.

МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДЫ — варианты способов проведения научно-проектных работ.

М.и.в. разделяются на визуально-графические (фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический); вербальные (словесно-логические) — исторический, фиксационный, сравнительный, аналитический; предметные — абстрактно-модельный, макет-но-модельный, предметный, предметно-экспериментальный. По оснастке различают методы — визуальный, приборный, эксплуатационный, комбинированный; по месту проведения — мысленный, полевой, лабораторный, производственный, полупроизводственный; по способу ведения — конкретный (один объект), локальный (один метод), всеобщий (л-объектов), универсальный (л-методов).

МЕТОДИКА ДИЗАЙНА - соединение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видам объектов проектирования.

М.д. включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое, в свою очередь, обусловлено ведущей методической концепцией. Цель М.д. — упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизайнера с позиций общей концепции дизайна. М.д. задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционного процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует возможности конкретных средств и приемов проектирования в их взаимосвязи с типами и параметрами проектных задач. М.д. может иметь широкий или, наоборот, специализированный характер в зависимости от вида объекта или применяемых в дизайн-процессе средств (например, проектирование с помощью компьютера).

МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. methodos — метод и logos — понятие, мысль) — учение о структуре, рациональной организации методов и средств дизайнерской деятельности, высшая ступень представлений о методике в дизайне. М. является важнейшим компонентом этой деятельности, делая ее предметом осознания, обучения и рационализирования. Методологическое знание выступает как в форме предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность определенных видов деятельности(нормативная М.), так и в виде описания фактически выполненной деятельности(дескриптивная М.). В обоих случаях основой его функции является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-либо объекта. Наиболее важными точками приложения М. являются: постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения.

В дизайне обо вида М. находятся в процессе постоянного обновления, особенно дескриптивная часть, что объясняется ее особой ценностью для практической деятельности дизайнера. В настоящее время «описательная» М. более известна как «НОУ-ХАУ» (дословно «знаю как» — англ.) — свод эксклюзивных научно-технических, коммерческих и организационно-управленческих знаний и сведений, владение которыми обеспечивает определенные преимущества лицу или предприятию, их получившему.

«Н.-х.» не патентуется, но может передаваться другим лицам. Приобретение «Н.-х.» часто происходит одновременно с покупкой лицензии на выпуск дизайнерской продукции, что облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает участие специалистов фирмы-продавца в отладке и контроле производственных процессов. В дизайне «Н.-х.», как правило, связано с индивидуальной стороной творческой деятельности и отражает художественные начала «фирменного стиля» данного автора или дизайн-бюро.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЕ -

воспроизведение существенных свойств и форм конкретного объекта или явления в виде условной копии (схемы); перенос центра тяжести в рассмотрении проблематики предметного творчества с предмета на метод.

При проектировании дизайнерских объектов, особенно сложных, используется значительный арсенал различных средств моделирования: функциональные схемы, блок-схемы, системные модели, всевозможные матрицы и классификационные таблицы, модели типологические и т.д. Вместе с тем используются возможности и средства художественные, принадлежащие искусству. К наиболее употребительным из них относятся визуально-графические и пространственно-пластические средства моделирования. Менее традиционны для дизайна в целом, но остро необходимы в ряде конкретных ситуаций (при проектировании крупных комплексных объектов, разработке отраслевых программ и др.) средства драматургии, театра, кино, сценографии, аудиовизуальной техники, журналистики и др. В этом случае возникает принципиальная методическая задача выявления, раскрытия и использования применительно к дизайну этих средств художественного подхода.

Например, в средовом дизайне часто используется сценографическое моделирование организующих среду процессов — чтобы перевести их из явлений прагматических в ранг событий художественных. Для этого применяют сугубо «театральные» технологии: деление процесса на «мизансцены», распределение «главных ролей» среди слагаемых среды, определение «сверхзадачи» проектирования среде-вого комплекса и др.

МОДЕЛЬ ПРОЕКТНАЯ - конкретная дизойнерская форма высказывания об объекте, фиксация (предъявление) научной или проектной мысли.

М.п. является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации как между профессионалами, так и между автором, заказчиком и потребителем. М.п. должны отличать:адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) действительности, так как модель есть более или менее точное подобие реального объекта; условность, так как модель не буквально повторяет реальность, а представляет собой обобщенное, приближенное ее отражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной задачи свойства; концептуальность, так как модель есть искусственный объект, необходимый для решения определенных задач и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию.

М.п. могут быть графические, объемные, словесные и т.д.

МОДЕРНИЗМ — художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века на волне неприятия канонизированных форм реализма и романтизма XIX века, натуралистического копирования действительности, безжизненности академизма, салонно-сти массового художественного творчества.

М. характеризует воинствующий антитрадиционализм, подчеркнутый эстетический антинормативизм, нередко приобретающий экстравагантно-эпатирующий характер. Этим свойством обладали практически все новейшие течения в искусстве XX века: экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, оп-арт и др. Формальные искания М. направлены на поиск новых художественных форм, новых эстетических принципов, нового изобразительного языка. Новейшие течения М. — постмодернизм, деконструк-тивизм, неоэкспрессионизм, трансавангард и т.п. — характеризуются отрицанием ценностей традиций «классического» модернизма, вырастающим на почве этих традиций.

Архитектурный модернизм, сформированный В. Гропиусом, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, содержавший в себе множество направлений — от органических (ФЛ. Райт, Э. Сааринен, А. Аалто, П. Солери) до крайне формалистических (Г. Шарун, М. Сэфди, X. Холляйн), дополнен сегодня множеством оттенков постмодернизма, отрицающего своего предтечу, но апеллирующего к нему.

«МОЗГОВАЯ АТАКА» (от англ. brein storming — метод стимуляции активности и продуктивности творческой деятельности за счет ее освобождения от ограничений, свойственных тривиальным условиям и рутинным приемам работы.

Как известно, в обычной ситуации стереотипы принятия решений, боязнь неудачи, страх показаться смешным тормозят возникновение всякого рода новаторских идей. Снятие «тормозящих факторов» при «М.а.»-осуществляется путем работы в группе (коллективе), каждый член которой высказывается на заданную тему и выдвигает идеи, не оценивая их как истинные или ложные, какими бы «дикими» они ни казались, не подвергая их аналитическому разбору, побуждая друг друга к поиску разного рода ассоциаций, вариантов усовершенствования. Затем все высказанные идеи анализируются и из них выбирают содержащие наиболее удачные решения.

Быстрота — важнейший фактор «М.а.», позволяющий в короткие сроки накопить массив предложений, достаточный для рассмотрения в качестве основы для дальнейшего серьезного поиска. Непосредственным ценным выходом «атаки» явпяются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются при классификации большого случайного множества.

Методом «М.а.» можно рассматривать любую проблему, если она просто и ясно сформулирована. Этот метод можно использовать на любом этапе проектирования — как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены конкретные под-проблемы. Его можно также использовать для генерирования информации или формулирования вопросов анкеты. Широкое применение метод «М.а.» получил в 1950-е годы, преимущественно при решении задач технологии, планирования и прогнозирования.

МОНТАЖ — подбор и соединение в единое (по теме, замыслу или сюжету) художественное целое отдельных готовых частей и сведений о свойствах и особенностях объекта, конечный результат этой работы (например, коллаж, кино- и фотомонтаж).

М. — универсальная методика эффективной визуализации проектной идеи за счет широкого выбора монтажных комбинаций предполагает использование как готовых форм и блоков материальной среды, так и их трансформации. РазличаютпрямойМ. — соединение рабочих изображений проектной ситуации в новое целое, качественно отличающееся от исходных форм; применяется как в изобразительных, так и в пространственно-временных жанрах (кино, телевидение), ипроекционный М., если его инструментом служат, например, диапроектор, кодоскоп, фотоувеличитель, непосредственно микширующие нужные изображения.

При проекционном М., кроме суммирования изображений, используют трансформации и воспроизведение результатов с помощью кино- и фотопечати. Средства кино ввели в обиход новый вид проектного изображения, например мультипликацию, последовательную запись фото- или киноматериалов, комиксы, раскрывающие суть взаимоотношений элементов проекта, их комбинаторные и динамические возможности.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ подход -

наглядный способ структурной организации идеи за счет непредубежденного системно-логического обзора всех возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы на базе сравнения сведений о форме объекта или явления.

Последовательность действий при анализе структурных связей и отношений между предметами, явлениями, идеями при М.п.: постановка задачи и формулирование проблемы; определение параметров структуры и функций заданного объекта; построение многомерной матрицы; анализ и оценка всех возможных комбинаций, форм, образующих объект; выбор решения (ср. «Гештальт-психологии «хорошие формы»),

МОРФОЛОГИЯ (от греч. morphe — форма и logos — учение) в дизайне — наука о форме и строении объектов архитектурного и дизайнерского проектирования, которая исследует закономерности их объемно-пространственной организации и формообразования, в т.ч. вопросы динамики этих форм и структур в зависимости от изменения функционального содержания этих объектов, особенностей их производства (сооружения), развития и амортизации и в связи с преобразованиями внешних условий (контекста) их существования и эксплуата-щ) описание соответствующих объектов.

«НАЙДЕННЫЙ ОБЪЕКТ» - случайные элементы материального мира, понятые и представленные как произведения искусства. «Н.о.» — индикатор радикальной смены художественных ценностей, к которой привели общий рационализм мышления человека XX века, развитие средств массовой коммуникации, особенно фотографии. И сейчас в традиционных кругах, как и прежде, ценится умение воспроизводить видимое, однако сегодня мир искусства равно высоко оценивает способность обнаружения, нахождения вокруг нас ситуаций, структур, объектов, фрагментов, обломков, следов, адекватно выражающих сложные, почти непередаваемые традиционными средствами чувства и мысли художника.

Культура «Н.о.» радикально расширяет палитру отношений человека с миром, вытесняя формы натуральные, очевидные, тривиальные, формами эскизными, неожиданными, свободными, находится на одном уровне с экологической культурой, прибавляя к возможностям утилитарного использования отживших вещей возможность отношения к ним как к выразителям духа времени, носителям тайны их создания, их жизни, обладающих особой, только им присущей формой или фактурой, устройством или организацией.

«Найденный объект»: картон «Маленькая черепашья чаша Кастелли». Р. Раушенберг, 1971

НЕФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

(абстрактное) — отказавшееся от «прямого» изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике, оно опирается на одну из основных операций мышления, состоящую в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. При непосредственном чувственно-образном отражении окружающей среды абстрагирование выделяет одни свойства, становящиеся ориентирами для восприятия и действия, в то время как другие игнорируются.

Абстрагирование является для художника естественным инструментом формирования обобщенных образов реальности, позволяющим выделить в ней значимые для деятельности связи и отношения объектов, отграничив их от других. Абстрагирование как метод художественного творчества оформился в творчестве П. Сезанна; нефигуративное, беспредметное искусство возникло и развивалось в XX веке усилиями художников фовиз-ма, В. Кандинского, кубистов, футуристов. Супрематизм К. Малевича и нео-пластицизм голландской группы «Стиль» (П. Мондриан, Т. ван Дусбург и др.) противопоставили простоту, ясность, функциональность чистых геометрических форм случайности, неопределенности и произволу природы. Напротив, послевоенное поколение абстракционистов, называвших себя «живописцами действия» и «абстрактными экспрессионистами» (Д. Поллок, М. Ротко, Р. Мозеруэла и др.), абсолютизировало эстетическую значимость цвета и формы, а также самого процесса создания произведения, в котором становятся чрезвычайно важными тонкости самой технологии творчества. Сегодняшнее архитектурно-дизайнерское творчество в многообразных жанрах в значительной степени опирается на традиции Н.и., с разной степенью активности эксплуатирует открытия беспредметного творчества, развивая его, открывая новые способы соединения различных его проявлений (например, творчество групп «Мемфис», «Алхимия»),

НОМЕНКЛАТУРА - перечень изделий (действий, объектов), классифицированный по функциональному (или иному) признаку с указанием основных показателей.

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА -

течение в архитектурно-дизайнерском творчестве, при котором произведение создается в ситуации повышенного внимания к духу места, к особенностям климата, географии, ландшафта.

«Органический» зодчий стремится слить архитектурное сооружение с местной топографией, его работа часто выглядит как естественный природный аналог, как ее продолжение. Такие архитекторы, как Ф.Л. Райт, Э. Са-аринен, К. Скарпа, Ч. Мур, Л. Барра-ган, Ф. Гери, Т. Андо, отражают особенность регионального духа не в виде упрощенных стилистических цитат (как часто это делают постмодернисты), но как тектонические разработки пространства, материала и формы. Благодаря взаимосвязанности тектоники, топографии и органичности, которая является принципом организации пространства, их работы в состоянии указывать направление будущего развития. О.а. — это не стиль, но оплодотворяющий дух, опираясь на который можно создавать податливую, осязаемую, неотчужденную, живую среду.

ОТКРЫТОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ -

специфическая творческая установка проектной работы, учитывающей диалог с реальностью, реагирующей на изменения ситуации, новые проектные соображения.

О.п. — реакция на особенности существования дизайна в современном мире, когда полноценная реализация проекта возможна лишь при активном, заинтересованном участии заказчика, выступающего продолжением дизайнера, а не противоборствующей силой. Смысл О.п. заключается в установлении на всех этапах работы непрерывной обратной связи, диалога дизайнера и проектируемого материально-художественного контекста, включающего заинтересованного в реализации заказчика, занятого не традиционным поиском доказательств невозможности осуществления проекта, а находящим возможности его осуществления.

ПЕРФОРМАНС (англ. performance — спектакль, представление) — система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию художественных намерений автора (авторов), своего рода «театр визуальных искусств». Появившийся в 1960-е годы, а в 1980-е достигший своей зрелости, вид творчества, лежащий в пространстве между традиционным театром и концептуальным искусством.

П. объединяет театр, танец, музыку, видео, поэзию, кино, действие, однако разыгрывается не в театре, а в музеях, художественных галереях, в общественных средах. П. чаще всего создается визуальными художниками, драматургию его создает сам художник, он же активно участвует в нем своими произведениями и сам непосредственно.

П. — естественная сегодняшняя форма театрального действия, свободная от пут театральных традиций, литературной драматургии, режиссерских школ, актерских привычек, произвола театральных художников. Для П. важен скорее сам процесс творчества, нежели завершенность произведения, важна сила воздействия самой акции, а не логическая ясность того, что творится.

ПОП-АРТ — направление в искусстве, возникшее в 1950-е годы и развивавшееся в 1960-е, главным образом, в США, обратившееся от возвышенного, к чему традиционно стремились художники разного времени, к красоте обыденного, банального, к жизни во всех ее проявлениях, к той жизни, что течет сегодня — с шумом улицы, рек-

Работы художников поп-арта:

а — Джордж Сегал «Обеденный стол», гипс и реальные объекты, частная коллекция; б — Ричард Мауро, библиотечное кресло, 1978, коллекция М. Стоун. Нью-Йорк; в — Джаспер Джонс «Флаг на оранжевом поле», холст, масло, 1957; г — Энди Уорхолл «Пепси-Кола», холст, масло, 1962; д — Класс Ольденбург, парковая скульптура «Кельма», крашенная сталь,. Парк Скульптуры. Оттерло, 1971

ламой, телевизионными шоу, криком болельщиков и драмой одинокого человека.

Художники П.-а. открыли возможность не только отображать жизнь, но жить в ней, будучи открытыми окружению, реагирующими на него и одновременно вносящими свою лепту в формирование окружения, среды. Объектами изображения художников П.-а. обычно являются клише сегодняшней реальности, «американского образа жизни», такие как флаг, консервы, кока-кола, кинозвезды. П.-а. часто пользуется изобразительным языком средств массовой информации, рекламы; средства изображения становятся объектом изображения. Среди выдающихся художников П.-а.: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Р. Лихтенштейн, Э. Уорхол, К. Ольденбург, Д. Ро-зенквист, Т. Вессельман, Дж. Сегал.

постмодернизм - состояние архитектурной мысли и практики, ставшее очевидным после выхода в сеет книги Ч. Дженксо «Язык архитектуры постмодернизма» (1977). Постмодернистское означает то, что не лежит в русле ортодоксального модернизма с его строгими, но во многом надуманными этикой, эстетикой, философией. Отличается большей терпимостью к неясному и противоречивому, вниманием к особенностям контекста, свободой в обращении с историческими заимствованиями, диалогом с заказчиком, потребителем.

П. живет одновременно во множестве проявлений. Ни одно определение не может охватить все многообразие его состояний, ни один архитектор не может считаться вполне постмодернистом, ни одно здание не воплощает в себе понятие П. Постройки Ч. Мура, Р. Вентури, Р. Стерна, М. Грей-еза многослойны, с очевидностью обнаруживают заимствования из Ле Корбюзье, Л. Кана, а также образы Древнего Египта, Палладио; двойное кодирование, т.е. ориентацию одновременно на профессионалов и широкую публику; соучастие, диалог с потребителем; особое внимание к местной традиции, к духу места; многослойную метафоричность и особый, не вполне объяснимый дух тайны, метафизики.

В промышленном дизайне П. нашел отражение в первую очередь в объектах бытового назначения. Примером постмодернистского формообразования может служить творчество итальянских групп «Мемфис» или «Алхимия». Менее откровенно, но все же явственно, проявляется П. и в других типах объектов — оборудовании интерьеров, компьютерной технике и даже в автомобильном стайлинге. В последнем случае это выражается в переосмыслении исторических (хотя и сравнительно недавних — 1950—1960-е годы) форм, в воспроизведении образных характеристик объектов, далеких от транспорта, или же просто в нарочито гротескных пропорциях вполне функциональных кузовов.

П., но сути дела, поколебал, наконец, удерживавшийся в течение многих десятилетий канон «серьезности» архитектуры и дизайна, а также освободил их от любых стилевых ограничений, открыв почти беспредельную дорогу творческим экспериментам.

Нередко постройки мастеров П. и их последователей превращаются в своего рода причудливо раскрашенные пространственные суперскульптуры, иногда — лишенные ортодоксальной архитектурно-функциональной или тектонической логики, но обретшие взамен черты радостного удивления богатству жизни, что возвращает нас к изрядно забытым традициям декоративной полихромии, свойственной смытой дождями раскраске храмов Древней Греции или наивным пластическим

Постмодернизм в промышленном дизайне:

Дж. Гебель, концептуальный эскиз автомобиля в стилистике часов «Свотч»

символом ныне возрождающейся культуры Востока.

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ - начальная стадия работ по дизайнерскому проектированию, цель которой преобразовать условия задачи в принципы ее решения, создать из описания потребности модель материально-пространственного объекта, удовлетворяющего эту потребность.

Постройки архитекторов постмодернизма:

а — X. Холляйн, ювелирный магазин в Вене, 1974, фрагмент фасада; б — Р. Мейер, «Атениум», 1975—1979, восточный фасад, Нью-Хармони. Индиана; в — М. Грейвз, «Снайдерсан Хауз», 1972, южный фасад. Индиана

Суть методики предпроектного анализа в дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.

Первый —обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Общеизвестна техника этого этапа: изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы.

Особенности метода начинают проявляться на втором этапе, когда проектировщик ставит себе задачу проблематизации задания. Ее

смысл — восприятие задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур. Диалектика разрешения этих противоречий служит содержанием следующего смыслового этапа —тематизации(выбора «тем») арсенала возможных решений проблемной ситуации, которая предусматривает перебор таких решений, отнесенных к реальным слагаемым проектируемого комплекса: пространственным «телам», технологическим принципам и устройствам, системам оборудования и т.д.

Завершает предпроектный анализ сравнение «тем», т.е. предложений, распутывающих отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты согласованного общего решения и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, адизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: «перетекающее пространство» в жилом доме, «сцена вокруг зала» в театре без антрактов, «город в городе» для гигантского супермаркета, «коммуникации — на фасаде» в здании центра Ж. Помпиду в Париже и т.д.

П.а. с равным успехом применяется и для объектов, имеющих прототипы и аналоги, и для тех, что появляются в проектном деле впервые, только для последних приходится особым образом обрабатывать исходную информацию. Например, проводитьсистемный по-

иск — перебирая известные способы технологических решений проблемы составлять их в типологичёские системы. Тогда выявленные в них «пустые» ячейки типологического ряда могут стать базой нестандартных дизайнерских идей. Существует ипроблемный вариант формирования дизайн-концепции без прототипов — обусловленный новаторским видением проблем проекта и разработкой новых идей их решения. Например, внедрение новых материалов, конструкций, технологий, порождающих нетрадиционные формы дизайнерских изделий.

ПРОДУКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — творческий процесс, ориентированный не на воспроизводство прототипа, а на освоение нетрадиционных аспектов социально-куль-турного содержания объекта проектирования с учетом своеобразия его функционального назначения, на идеологическую значимость и общехудожественные задачи, на проблематизацию проектной ситуации.

П.п.д. отвечает потребности решения новых по содержанию и масштабу социальных или технических проблем. Разработка такого рода нетривиальных задач сопряжена с выдвижением новых идей на методологическом уровне, выбором особого «угла зрения» на возникающие в работе вопросы, выработкой новых пространственных концепций и нуждается в применении новых средств деятельности, соответствующих современному уровню научно-технического прогресса.

ПРОЕКТ — промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации производства и последующей эксплуатации продукции.

ПРОЕКТИВОГРАФИЯ - метод про-ектно-графической деятельности «построения различных вещей» на базе компьютерной техники, развивающий существующие учения «о фигурах, пропорциях и отображениях» (в частности, начертательную геометрию).

П. — наукоемкий инструмент для достижения целей гармонизации в формотворчестве, в работе дизайнера, архитектора, инженера.

П. сообщает творческой работе некоторое новое качество научного мышления, которое дается только специальными «проективными» методами преобразований в сочетании с привлечением комбинаторного мышления на основе перебора и изучения всех возможных перестановок пространственных элементов. Переход из трехмерного пространства в двухмерное, отображение на особым образом упорядоченном поле чертежа, дающее специфические метрические эффекты, является ключом расшифровки проектографических отображений, в «памяти» которых удерживаются многовариантные пространственные пластические решения формообразования.

В проектографическом методе отображения преодолены два важных недостатка ортогонального метода — искаженности отображения элементов пространства, не принадлежащих прямоугольной системе плоскостной квантификации пространство, и практической невозможности в одних и тех же проекциях представлять различные пластические решения формы.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - тип деятельности (наряду с планированием, программированием и др.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащий в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенный в общую систему общественного производства.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ВООБРАЖАЕМЫХ УСЛОВИЯХ - способ активизации творческого процесса за счет подстановки вместо реальных обстоятельств, задач и условий — экспериментальных, неожиданных или недопустимых в обычной жизни.

Способствует нахождению нетривиальных, оригинальных (на уровне изобретения) решений проектной задачи. Важные методические этапы — выбор и представление в виде «документа» воображаемых условий, написание «сценария» их воздействия и последствий. Далее осуществляется проектирование объектов для этой искусственно запроектированной среды, анализ его результатов и «перевод» проектных предложений в заданные условия.

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕСС -

совокупность эволюционной смены состояния и форм развития модели создаваемого объекта.

П.п. представляет собой последовательность действий, началом которых являются накапливание данных о работе и выработка исходной целевой установки. На ее базе определяются направления дальнейшего поиска решения, оцениваются альтернативные варианты и ведется разработка выбранной идеи с последующим уточнением и взаимоувязкой подструктур модели. Завершает процесс графическое, макетное или словесное описание, представление проектной модели.

В «классическом» дизайне задача синтеза функционально-компоновочно-го решения и его эмоционально-образного содержания предопределяет принципиальную схему процесса — параллельный поиск прагматических предложений (техническая, организационная, пространственная «дизайнерская» идея) и их эстетическая визуализация («художественная идея» — композиционная структура, зрительная т

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...