Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Республика и ее виды. Республиканские гос. режимы

Республика - представляет собой такую форму правления, при которой все высшие ор-ны гос-ой власти либо избир, либо формируются общенациональным представит учреждением.

В ЗС Сущ-ют два основных вида республиканских форм правления - президентская и Парламентарн республика.

1. Президентская республика - характеризуется соединением в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правительства (формальная отличительная черта - отсутствие должности премьер-министра). Строится по принципу жесткого разделения властей (все мандаты получают от народа).

Характерные особенности:

- внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание);

- назначение президентом и отправка в отставку министров;

- судьи и высшие должностные лица назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента;

- отсутствие института парламентской ответственности (исполнительная власти перед парламентом за проводимую политику);

- отсутствие у президента права роспуска парламента;

- президент имеет право отлагательного вето

Это весьма гибкая и легко приспосабливающаяся к различным условиям форма правления. Она получила широкое распространение (США, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.).

2.Парламентарн республика - характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность - наличие должности премьер-министра).

Характерные особенности:

- правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

- участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер;

- правление всегда носит партийный характер;

- глава гос-ва избир парламентским путем;

- нормативные акты президента требуют контрассигнации.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.).

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы гос-венного правления.

3.Смешанные формы правления - характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция). В ряде стран президент избир гражданами, но обладает «спящими полномочиями». Правительство опирается на парламентское большинство.

4.Советская республика (Вьетнам, КНДР, Китай, Куба). Все ор-ны – советы.

Признаки:

- верховенство и полновластие советов (все гос. ор-ны формируются советами, ответственны перед ними и подотчетным им);

- советы всех ступеней образуют единую систему (власть-подчинение);

- текущие полномочия осущся их исполнительными органами на местах

- разделение властей не признается (соединение власти исполнительной, законод-ной и судебной в руках советов);

- реальная власть принадлежит верхушке аппарата коммунистической партии и первому секретарю.

Сущ-ют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной монархии - выборную монархию).

 

Монархия и ее виды. Монархические гос. режимы

Монархия - представляет собой такую форму правления, при которой верховная гос-венная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь. Термин "монархия" - греческого происхождения ("монос" - один, "архе" - власть) и означает "единовластие", "единодержавие".

Разновидности монархии:

1.Абсолютная монархия (самодержавие) - отсутствуют какие-либо представит учреждения, вся гос-венная власть сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2. Конст монархия - власть монарха значительно ограничена представит органом. Она подразделяется на два вида:

а) Дуалистическая монархия - Сущ-ют одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой гос-венную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, судебная власть принадлежит монарху, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует (Иордания, Кувейт, Марокко). Без утверждения монарха ни один закон не вступит в силу.

б) Парламентарн монархия - власть монарха ограничена не только в области законод-ной, но и в сфере гос-венного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе гос органов занимает правительство, которое не только осущ полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

 

Выборы и их виды в ЗС

Понятие избир-го права и сущность выборов. Выборы осущся на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избир их руководство, в акционерных обществах — совет директоров или иной орган, в кооперативах — правления и т.д. Многие гос. ор-ны также избир в центре (парламен­ты или по крайней мере их нижние палаты, президенты), на местах избир ор-ны местного самоуправления — советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемых гражданами, называются обобщенно представити. В редчайших случаях избир непосредственно гражданами премьер-министр: в 1996 г. такие выборы впервые состоя­лись в Израиле. Выборы — это важнейший инструмент легитимности гос-ой власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик гос-ой жизни, гос-венного режима.

Выборы гос органов и должностных лиц гос-ва бывают: всеобщими (на всей территории гос-ва) и региональными;

прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвен­ными и многостепенными; полными и частичными (дополнительными);

очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы — это непосредст­венное избрание гражданами своих представителей в ор-ны гос-ва, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми вы­борами избир депутаты нижней палаты парламента, однопалат­ного парламента, низовые ор-ны местного самоуправления (общинные советы), другие ор-ны местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангла­деш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю па­лату избир самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избир верхние палаты пар­ламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В един­ственной стране — Израиле с 1996 г. прямыми выборами избир премьер-министр.

Вместе с тем многие высшие ор-ны гос-ва и должностные лица, в том числе в демократич странах, избир непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов v должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о приме­нении той или иной системы выборов — это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, националь­ной спецификой.

Сущ-ют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы, имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избир-ой коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избират голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, со­бравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. Голоса выборщиков штатов суммируются в Вашингтоне — столице США. Подобный порядок Сущ-ет в Аргентине, до 90-х годов он применялся с определен­ными поправками в унитарной Финляндии. Косвенными выборами избир сенат во Франции, где голосуют за кандидатов: а) члены ниж­ней палаты парламента, избранные от данного департамента — админ-территор единицы; б) члены советов — органов местного самоуправления региона — наиболее крупной админ-территор единицы; в) члены генеральных советов департаментов; г) специально избранные для такого голосования муници­пальными советами их члены. Косвенными выборами избир также верхняя палата парламента в Индии, президент в Германии и т.д. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой избир-ой коллегией, а постоянно действующим органом. Наиболее отчетливый пример этого — избрание президентов парламентами в Гре­ции, Турции и других странах.

Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представит ор-ны избир непосредственно гражданами, а затем уже эти ор-ны избирают депутатов в вышестоящие представит ор-ны, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мо­замбике. В настоящее время она Сущ-ет в Китае.

Отзыв выборных лиц в ЗС

Институт отзыва дает возможность избирателям осущ действенный контроль за своими избранниками — депутатами представительных органов или должностными лицами. Законод-ное признание этого института обычно связывается с опытом стран тоталитарного социализма, признание права отзыва является категорическим требова­нием марксистско-ленинской концепции конституционного права. Одна­ко право отзыва зародилось и было признано задолго до возникновение советской России, правда, на местном уровне. В странах тоталитарного социализма право отзыва связывается с императивным мандатом. Предусматривается, что депутат, не выполняющий наказы избирателей, может быть ими отозван путем голосования по установленной законом процедуре.

Было законод-но урегулировано и понятие наказа избирателей. Наказами считались вовсе не любые пожелания, принятые на собрании избирателей, а предложения, сначала в определенном порядке принятые на собрании, а затем принятые к исполнению на сессии представительного органа. При невыполнении наказов, если это зависело от деятельности данного депутата, он мог быть отозван избирателями. Отзыв возможен по другим причинам. Избират отзывают лиц некомпетентных, нечестных, совершивших проступки, не совместимые с высоким званием депутата. Отзыв осущ по инициативе определенной группы избирателей (иногда четвертой части от числа избирателей, выдвинувших на собрании данного кандидата) или того общественного объединения, которое выдвинуло данного кандидата. Голосов. проводится в том же порядке, что и выборы, но избиратель обычно должен выбрать вариант ответа: за или против отзыва.

В демократич странах институт отзыва парламентария практически не предусмотрен законод-вом: депутат парламента имеет свободный мандат и рассматривается как представитель всей нации (корпуса избирателей, населения), а не своего избир-го округа. Поэтому избират округа отозвать его не могут, а отзыв одного депутата избранного в округе, путем голосования избирателей всей страны (поскольку депутат — представитель нации) был бы явной несообразностью. Однако и там, где не Сущ-ет права отзыва депутата (прежде всего депутата парламента), контроль избирателей за его деятельностью и поведением Сущ-ет. Депутаты парламента посещают свои избират-е округа, информируют население о своей работе, о деятельности} законод-ного органа. Используются и другие методы: лишение депутата мандата тем представит органом, в составе которого он находится (например, за порочащие проступки), отставка депутата по собственной инициативе, что часто бывает сопряжено с давлением общественного мнения, прессы, партийного руководства — тоже, как правило, пpи неблаговидных поступках депутата. Кроме того, считается, что провинившийся депутат будет наказан на следующих выборах: его кандидатура не будет выдвинута или поддержана, в том числе его партией.

В демократич гос-вах в субъектах федерации и на местном уровне институт отзыва депутатов избирателями используется, хотя и редко. Избират отзывают депутатов МСУ (Япония), выборных должностных лиц (США). В США этот институт Сущ-ет достаточно давно, будучи предусмотрен Констми или обычным законод-вом около полутора десятков штатов. В Австрии закон предусматривает возможность досрочного отзыва президента путем народного голосования, которое может быть проведено по инициативе совместного заседания обеих палат парламента (случаев отзыва президента в Австрии не было). В 90-х годах процедура лишения полномочий президента путем голосования избирателей применялась в постсоциалистическом Азербайджане. Конст такой процедуры предусматривала, и парламент принял специальный закон об этом.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...