Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные процедуры в парламентах зарубежных стран

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов гос-ва. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными функцми.

Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осущся и в отношении других органов:

1 Запрос – обращение палаты или группы парламентариев по крупной политической проблеме, которое включается в повестку дня заседания палаты. По запросу могут развернуться прения.

Вопрос – просьба парламентария об информации по какому-либо факту, обращенная к правительству или к его члену (устные и письменные). Вопросы, к правительству (иногда отводится особое время специально для вопросов к премьер-министру), министрам, другим высшим органам гос-ва и должностным лицам на пленарном заседании парламента (палаты). В соответствии с регламентами парламентов обычно раз в неделю установлен «час вопросов» к правительству и министрам, который может длиться 40 минут, а в палате лордов — 20 минут. Вопросы, как правило, подаются заранее в письменной форме и оглашаются на заседаниях палат. Различаются устные и письменные вопросы (ответы на последние обязательно подлежат публикации). Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений. После ответа министра возможно выступление депутата, задавшего вопрос (но не более 5 минут) Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается. Для подачи вопросов могут существовать ограничения. Так, в Германии один депутат может задать не более двух вопросов в неделю. Вопросы, требования, просьбы могут быть обращены к министру и не на пленарном заседании, а при посещении депутатом министра или в порядке переписки с ним депутата. В президентской республике, дуалистической монархии эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет). Вопросы включаются в повестку дня. Устные вопросы задаются с места в форме реплики.

2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Возможно, начало дебатов и по предложению определенного числа депутатов (например, 20 в Египте). Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Посвящается политике исполнительной власти по вопросам, представляющим интерес. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу гос-ва, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.

4. Вотум недоверия – результат парламентской инициативы. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосов.м). Внесение резолюции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется строгим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «свалить» правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением доверия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. Конструктивный вотум недоверия применяется, если парламент или палата не просто приняли резолюцию порицания, но и выбрали нового главу правительства. Отказ в доверии применяется в случаях, когда правительство само ставит вопрос о доверии в связи с каким-либо актом, принятия которого оно добивается от парламента.

5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат. Действенность этой меры зависит от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает вопрос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительство опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает, да и отчеты практически не заслушиваются «своим» же парламентом (правда, формой таких отчетов могут стать дебаты по политике правительства). При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию, иногда на такие заседания, особенно в некоторых постсоциалистических странах, приглашаются не только парламентарии, но и представители других гос органов, что придает происходящему известную парадность.

6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных гос-вах. Особенно эффективны парламентские слушания в США. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, гос органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

7. Парламентские расследования (анкетное право). Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии (Следственные комиссии и комитеты), которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием. В Италии, Японии парламентские расследования иногда заканчивались отставкой премьер-министров, а затем и судом. В США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р.Никсона.

8. Импичмент (США, Великобритания, Япония) по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд. Во Франции для этой цели учреждены Высокий Суд

11. Контроль за делегированием полномочий — контроль за соблюдением пределов и выполнением условий делегации. Принимается большинство депутатов парламента, делегируется правительству, президенту. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу).

Счетные палаты в ЗС

Счетные палаты осущ контроль за исполнением бюджета и других финансовых законов, следят за финансово- хозяйственной деятельностью (Верховная палата контроля – Польша, Бюджетное управление Конгресса – США). Считаются специфическими судебными органами. В ряде стран конституции содержат определения Счетных палат. Порядок формирования различен. (В Испании обе палаты избирают по половине членов, по 6 человек от каждой). Процедура работы регулируется законод-но. В социалистических странах счетных палат обычно не бывает.

Омбудсмены в ЗС

Омбудсмены - это должностные лица, которые обязаны следить за тем, чтобы гос. ор-ны и должностные лица, не нарушали прав и свобод человека и гражданина. (Защитник народа – в Испании, Народная правозащита –в Австрии). Он рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, после того, как все законные способы исчерпаны, и если сочтет необходимым вновь возбуждает производство в соответствующих органах власти, предлагая им принять соответствующие меры. Сам же омбудсмен правом разрешить дело обычно не обладает. Как правило, данный орган образуется парламентом. Ригстаг (Шведции) избирает одного или несколько уполномоченных. Омбудсмен обязан рассматривать жалобы относительно нарушения основных прав и свобод, злоупотреблений властью, несправедливого отношения с жителями + расследования жалоб на действия органов обороны, тюремной службы, полиции, вправе вызывать любых лиц и истребовать любой документ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...