Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы судов общей и административной юрисдикции в ЗС

Виды судебных органов. Сущ-ет несколько видов судебных и квазисудебных органов.

1) Ор-ны досудебного разбирательства (медиаторы, консилиаторы - посредники, примирители во Франции, Италии). Они обычно назначаются муниципалитетами из числа отставных гос служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.

2) Суды общей юрисдикции ("общие суды"), рассматривают уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т.д. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны. Общие суды могут быть сгруппированы по четырем моделям: англо-американской (англосаксонской), романо-германской (европейской континентальной), социалистической и мусульманской.

В англосаксонской модели:

- единая система судов во главе с верховным судом;

- историческая приверженность общему праву, признание правотворческой роли суда и широкое использование судебного прецедента;

- исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;

- предельная состязательность, при которой судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены;

- относительно более широкая практика избрания судей.

В романо-германской модели;

- нет единой системы судов, она полисистемна;

- деятельность судов определяется широко развитым законод-вом,

- судебный прецедент применяется крайне редко;

- наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели;

- судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства;

- относительно меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;

- "судьи из народа", "непрофессиональные судьи" (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания;

- создание судов полного или частичного судейского самоуправления с кадровыми функцми и полномочиями.

В социалистической модели:

- выборность всех судей и народных заседателей;

- равенство прав судей и народных заседателей;

- совпадение границ админ-территор единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются).

В мусульманской модели:

- суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд;

- народных заседателей, ассизов, присяжных не Сущ-ет;

- процесс осущ по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве.

- в некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не Сущ-ет, можно лишь обращаться к имаму - высшему духовному лицу.

3) Специальные суды:

- военные (для военнослужащих),

- суды по делам малолетних,

- трудовые,

- по земельным и водным спорам,

- претензионные,

- коммерческие (по торговым делам) и др.

Судьи в этих судах иногда помимо юридического имеют и другое образование (например, педагогическое в судах по делам малолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являются профсоюзные деятели. Дела в таких судах рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей, процесс ускорен, они обычно не имеют системы вышестоящих аналогичных судов, а нередко являются как бы отделениями при общих судах. Однако в некоторых странах система специальных судов имеет иерархическую структуру (например, в Германии).

4) Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами гос-ва по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногда образуются при министерствах, других органах управления, но обычно составляют целостную систему. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия).

5) Обычного права - племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

6) Конституционные суды, а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Гос-венный трибунал в Польше).

7) В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви).

Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

 

Прокуратура и адвокатура в ЗС

Можно выделить 4 группы стран:

1) Страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции (США, Франция, Польша, Япония);

2) Страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса и находится при судах (Испания, Италия);

3) Страны, где прокуратура выделена в особую систему и подотчетна парламенту;

4) Страны, где прокуратура вообще отсутствует (Великобритания).

Прокуратура выполняет несколько задач:

- занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления,

- поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует),

- осущ надзор за местами заключения,

- осущ общий надзор за законностью (в странах тоталитарного социализма).

1 группа: министр юстиции – одновременно генеральный прокурор. Федеральные прокуроры назначаются президентом. Система подчинения нижестоящих вышестоящим.

2 группа: задача прокуратуры – единство действий и иерархической зависимости. Ор-ны прокуратуры действуют при судах вплоть до провинций.

3 группа: социалистические страны. Прокурора формально назначает парламент на срок своих полномочий.

Иногда прокуратура Сущ-ет при министерстве юстиции (например, в США обязанности генерального прокурора возложены на министра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не Сущ-ет (Великобритания) и функц прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследовании.

Адвокатура – объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь, независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических гос-вах это единая организация, хотя и в англосаксонских странах Сущ-ют, например, общегос. объединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странах адвокатура считается не организацией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...