Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение эффективности организационной структуры.Все внешние факторы, такие как развитие рынков, экономический рост, относительно стабильное деловое окружение побуждают российские компании, прежде всего средние и крупные, к более детальной реорганизации структуры управления. Процесс внедрения и результаты изменений в структуре управления во многом определяют степень реализации стратегии: «организационные структуры сами по себе оказывают решающее влияние на работоспособность организации» . Как следствие, логично поставить вопрос об измерении эффективности организационных структур управления. Понятие эффективности организационных структур управления можно рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, это эффективность новой структуры относительно соответствия стратегии и достижения целей организации. Она определяется сопоставлением желаемых и фактических результатов, достигнутых организацией за период реализации стратегии. Во-вторых, это экономическая эффективность работ по проектированию и внедрению новой организационной структуры управления, которая определяется соотношением затрат на реорганизацию и полученного эффекта. Наконец, это эффективность подсистемы управления, которая определяется степенью выполнения стандартов и процедур, принятых в компании.[5] Определение эффективности новой структуры относительно соответствия стратегии и достижения целей организации можно отнести к компетенции руководства компаний: такая оценка наиболее проста в измерении и субъективна, потому что в том числе будет зависеть от амбиций владельцев (акционеров) и руководства компаний. Два других измерения эффективности новой структуры управления более объективны, но для них сложно подобрать количественные параметры. Фактически, затраты на реорганизацию структуры управления являются инвестициями в улучшение управления компанией, следовательно, их можно рассматривать как самостоятельный инвестиционный проект, для принятия решения о целесообразности которого необходимо экономическое обоснование, то есть сопоставление предполагаемых затрат и результатов. Процесс соизмерения затрат и достигаемого за их счет эффекта должен быть именно «процессом», то есть процедурой, проводимой на протяжении всего периода разработки и внедрения проекта, результат которой способен повлиять на дальнейшее продолжение проекта в рамках организационного развития.[4] Эффективность определяется как некоторое соотношение затрат и результатов. Качество любой методики оценки эффективности зависит от качества инструментария, используемого для измерения результатов внедряемого проекта и связанных с ним затрат. Сложность состоит в том, что изменения в структуре управления воздействуют на конечные финансово-экономические показатели деятельности компании опосредованно, через управленческие процедуры, которые не всегда формализованы и с трудом поддаются количественному измерению. Реорганизация системы и структуры управления рационализирует бизнес-процессы и позволяет добиться таких качественных улучшений, как сокращение дублирования функций и информационных потоков, повышение оперативности, ликвидация лишних бизнес-операций, увеличение возможностей оптимизации управленческих решений. Очевидно, что нет прямого, однозначного соответствия между конечными финансово-экономическими выгодами и качественными улучшениями за счет изменений в подсистеме управления. Выход — в структуризации финансово-экономических целевых показателей до уровня бизнес-процедур. Для этого необходимо построить многоуровневую систему — «цели — задачи — подзадачи — функции/бизнес-процессы», — которая свяжет качественные и количественные характеристики и даст набор оценок эффектов новой структуры управления. В процессе проектирования руководствуются правилом, что структура управления выстраивается как «сверху-вниз», так и «снизу-вверх», то есть сопоставлением желаемых результатов «сверху» с возможностями и ограничениями «снизу». Данное правило в общем верно и для выстраиваемой системы, но имеет свои сложности реализации. При движении «сверху-вниз» возникает следующая проблема: кто и на основании чего должен изначально сформулировать целевые финансово-экономические установки организационных изменений. Кто (какие разработчики и руководители компании) возьмет на себя ответственность за создание и внедрение подобной системы? Движение «снизу-вверх» подразумевает выявление взаимосвязей и зависимостей между перераспределением информационных потоков, функций, полномочий в принятии решений и соответствующими качественными улучшениями в подсистеме управления, аккумулирование этих улучшений по уровням и функциональным подсистемам управления и выражением их в конечных финансово-экономических показателях. Третье из рассматриваемых измерений связано с определением эффективности подсистемы управления. Здесь нет столь жесткой привязки к количественным показателям, кроме того, они не могут в полной мере отразить уровень эффективности подсистемы управления или степень управляемости организации, что в данном случае более важно, чем «набор цифр», подсчитанных по определенной формуле. Следовательно, нужно формировать такой набор качественных и количественных показателей, в котором последние также отражают качественную сторону структуры управления.[9;13] Прежде всего эффективность подсистемы управления определяется степенью выполнения стандартов и процедур, принятых в компании. Имеется в виду вся совокупность стандартов, регламентирующих деятельность организации, то есть стандарты выполнения работ, стандарты обслуживания, процедуры принятия решений, нормы управляемости и т.п. Оценочные показатели рассчитываются как удельный вес невыполненных (выполненных с нарушениями, опозданиями) стандартов и процедур в общем их числе за определенный период. При всем желании нельзя сказать, что экономическая эффективность реорганизации структуры управления, равно как и эффективность подсистемы управления, находятся в центре внимания руководства компаний в процессе разработки и реализации стратегии. Между тем, важность их очевидна, так как позволяет сократить затраты на реорганизацию структуры управления, и, главное, повышает управляемость организацией, что делает процесс внедрения изменений более коротким и простым.[11]
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |