Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Организация регионального управления в России и характер ис­пользования местными властями социальных технологий регули­рования общественно-экономических процессов сегодня в значи­тельной мере предопределены нормативными отношениями между центром и субъектами Федерации.

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как равноправных субъек­тов в их отношениях с федеральными органами государственной власти.

В России существует единая системы государственной вла­сти, т.е. федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъ­екта, носящая региональный характер.

Конституция создает правовую основу для разграничения полномочий и предметов ведения государства и регионов, кото­рые конкретизируются в индивидуальных договорах между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъ­ектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

Конституция не устанавливает систему органов государствен­ной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возмож­ность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь со­ответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам ор­ганизации государственной власти в стране.

Представительными (законодательными) органами государст­венной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т.п. Органами исполнительной власти выступают администра­ции (правительства). Деятельностью администрации руководит глава администрации (губернатор), а его первый заместитель иног­да является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отрас­левые и территориальные органы управления и иные органы, со­здаваемые главой администрации, который самостоятельно опре­деляет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Региональные органы власти разделяется также на законода­тельную, исполнительную и судебную ветви.

Общим для всех субъектов Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной власти состоят из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более четырех лет.

Главы исполни­тельной власти субъектов Федерации избираются органами законодательной власти субъекта по представлению Президента России.

Конституция определяет предметы совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов (ст.72), включающие: обеспечение соответствия конституций и законов, иных нормативных право­вых актов субъектов Федерации Конституции Российской Феде­рации и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение за­конности, правопорядка, общественной безопасности; совмест­ную собственность на землю, недра, водные и другие природные ресурсы; разграничение государственной собственности; приро­допользование; обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, об­разования, науки и культуры; координацию вопросов здравоохра­нения; защиту семьи; социальную защиту, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями; установление общих принципов налогообложения и сборов; общее законодательство; кадровое обеспе­чение правоохранительных органов; установление общих прин­ципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые др.

Конституция устанавливает (ст.73), что «вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации в исключительное их ведение входят: принятие, изменение и до­полнение устава, региональных законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением; установление системы органов за­конодательной и исполнительной власти в регионе, определение порядка формирования, организации и деятельности этих орга­нов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательст­вом Российской Федерации; разработка и исполнение региональ­ных социально-экономических, научно-технических, экологиче­ских программ; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами региона; решение вопросов админи­стративно-территориального деления региона, организация и раз­витие местного самоуправления; учреждение и присвоение по­четных региональных званий и премий; иные полномочия.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России носят амбивалентный (двойственный) характер, свойствен­ный всем институтам переходного общества. С одной стороны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и от­сутствие продуманной стратегии, в том числе в области регио­нального управления. С другой стороны, государство, представ­ляя собой главную общественную силу, зачастую пытается рег­ламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесо­образности должны были бы находиться исключительно в компе­тенции региональных властей. По этому поводу Президент России решительно высказался в ежегодном Послании Федеральному Собранию 2006 г.: «И давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализаций».[2]

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, их двойному подчинении - региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру уп­равления и процесс принятия решений. С одной стороны, необ­ходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и самостоятельность региональных властей. С другой стороны, стремление центра к всеохватывающему кон­тролю приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими во­просами вместо сосредоточения его на проблемах стратегическо­го управления.

Такая управленческая ситуация в России обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, Конституция Российской Федерации определяет чрезвычайно широкий круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Наличие такой области двойного подчинения, управление которой сопровожда­ется противоречиям между центральной и региональной властью, требует конкретного подхода и специальных решений в каждом отдельном случае. Так, например, трактовка пункта об установ­лении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации может привести к устраивающему обе стороны реше­нию только в результате длительного процесса переговоров и компромиссов.

Во-вторых, в России сложились общенациональные (или даже транснациональные) финансово-промышленные группы, имею­щие свои интересы в регионах и стремящиеся их отстаивать с помощью центральной власти, заручившись поддержкой государ­ственных чиновников. Интересы этих групп сталкиваются в ходе приватизации, развития банковской сферы, проведения экспорт­но-импортных операций и т.д.

В-третьих, установились особые отношения того или иного ре­гиона с Москвой, выражающиеся, например, в наличии предста­вителей регионального «землячества» в различных органах цент­ральной власти.

В-четвертых, в ходе выборов в представительные органы власти центр под­держивает тех кандидатов, которые наиболее подходят для про­ведения сбалансированной политики общегосударственной на­правленности, стремясь не допустить победы популистов или экстремистов.

В-пятых, только центр может выступать арбитром в террито­риально-отраслевых или межрегиональных конфликтах, стре­мясь разрешать их с учетом, прежде всего, федеральных интере­сов.

Для эффективного функционирования власти, по мнению А.Салмина, целесообразно введение принципа субсидиарности – «такого распределения полномочий и ресурсов между различными территориальными уровнями управления, при котором каждый следующий «этаж» брал бы на себя выполнение тех функций, которые уже не могут выполняться предыдущим».[3]

Местное самоуправление

Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государ­ственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантирует­ся местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государствен­ной власти. Отсюда разнообразие способов формирования испол­нительных и представительных органов местного самоуправле­ния.

В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуп­равления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).

Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным ок­ругам.

В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осу­ществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, схо­дов и выборным главой местного самоуправления, который пери­одически отчитывается перед населением.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредст­венной демократии - местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сооб­щества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправ­ления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуп­равление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуп­равление оторвано от государства и противостоит ему. Та­кой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, дей­ствующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприя­тия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соб­людать права местного самоуправления. Более того, госу­дарство своими актами может наделять местное самоуправ­ление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных терри­ториальных единицах.

Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов – четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...