Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность государственной власти в современной России

Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».[4] Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.

Различают технологи­ческую и социальную эффективность государственной власти. Технологическая эффективность государст­венной власти определяется степенью ее бюрократической раци­ональности, адекватностью структур и институтов власти целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся си­туацию. Социальная эффективность определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в соци­альной цене реформ. Социальная эффективность государствен­ной власти во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожида­ниям и интересам управляемых.

Для современной России характерна ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления, поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффектив­ность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального разви­тия, не на конструирование его желательных образов в соответ­ствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.

Синергетические представления об эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром по­тенциально возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволя­ет при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и характера такого воздействия зависит техно­логическая эффективность государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.

В соответствии с этой моделью государственная власть долж­на не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собствен­ный и в то же время желательный уровень социального разви­тия. При этом управление будет эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии согласовать цен­ностные ориентации и социальные интересы различных групп на­селения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании со­циальных инноваций и реформаторской деятельности самой госу­дарственной власти.

Недостаточная эффективность государственной власти в со­временной России обусловлена несколькими факторами:

использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;

проведение реформ основе нормативистского, про­граммно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходя­щего из иллюзии о всесильности власти;

блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрре­формами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображе­ниями практической целесообразности;

препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата, который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».[5]

Основные понятия: Администрация Президента, государственные органы Российской Федерации, единая системы государственной вла­сти, органы государственной власти субъектов Федерации, местное самоуправление, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, представительные органы местного самоуправления, Прокуратура Российской Федерации, ресурсы государственной власти, социальная эффективность государственной власти, технологическая эффективность государственной власти, эффективность государственной власти.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику органам государственной власти.

2. Что составляет единую систему государственных органов Российской Федерации?

3. Какова основная особенность органов законодательной власти?

4. Назовите органы исполнительной власти Российской Федерации.

5. Каковы функции Прокуратуры Российской Федерации?

6. Для каких целей создана Администрация Президента?

7. Является ли Администрация Президента органом государственной власти?

8. Что для России означает понятие «единая система государственной власти»?

9. Кто устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации?

10. Охарактеризуйте взаимоотношения между государственными органами федеральными и региональными.

11. Что означает принцип субсидиарности?

12. Является местное самоуправление органом государственной власти?

13. Какие ветви власти функционируют на уровне местного самоуправления?

14. Дайте определение ресурсам государственной власти.

15. Охарактеризуйте основные ресурсы государственной власти.

16. Чем определяется технологическая эффективность государственной власти?

17. От чего зависит социальная эффективность государственной власти?

18. В чем заключается сущность «инициирующее-резонансной» модели управления?

19. Чем объясняется недостаточная эффективность государственной власти в России?

Литература:

Дилигенский Г.Г. Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международ­ные отношения. 1997. № 7, 8.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.

Конституция Российской Федерации. М., 2003

Лебедев М. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Халипов В. Власть. Основы кратологии. М., 1995.

Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (политико-пси­хологический анализ) // Полис. 1995. №4.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.

[1] Использованы материалы с сайта Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/administration.shtml

[2] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml

[3] Салмин А. Die Realpolitik российской «федерации» // Современная российская политика / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.89.

[4] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml

[5] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...