Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Файловая организация данных и ее недостатки.

Файловая организация данных и ее недостатки.

В первые годы автоматизированной обработки информации, в 50-х – начале 60-х годов, использовалась файловая организация данных. Данные хранились в файлах последовательного доступа. В 60-е годы, когда широко распространились устройства прямого доступа – магнитные диски, приобрели популярность файлы произвольного доступа.

По мере совершенствования методов управления народным хозяйством и его звеньями все яснее осознается необходимость создания АИС. Поначалу АИС имели файловую организацию данных. Такие системы обладали рядом недостатков:

1) дублирование данных;

2) жесткая связь данных и прикладных программ. При программировании задач описание данных включалось непосредственно в программу. Если изменялась организация данных, то переделывалась и программа, что требовало больших затрат труда программиста. Программы оказывались узкоспециализированными;

3) ограниченный контроль данных;

4) недостаточные возможности управления данными.

Перечисленные недостатки файловой организации, а также необходимость централизации данных, коллективного доступа к ним, повышенные требования к скорости обработки и достоверности данных были причинами, обусловившими быстрое развитие баз данных.

 

Трёхуровневая модель организации БД

В настоящее время используется трёхуровневая модель организации БД, предложенная в 1975 г. комитетов по стандартизации Ansi. Одна и та же БД имеет различные уровни описания.

Внешний уровень – это представление о БД отдельных пользователей и прикладных программ. Каждый пользователь, каждая прикладная программа видят и обраб-ют только те данных предметной области, которые им необходимы.

На концептуальном ур-не БД представл-ся обобщенно – объедин-ся данные, используемые различными пользователями и прикладными программами. Концепт-ый ур-нь фактически определяет обобщённую модель предметной области и не содержит никаких сведений о методах хранения данных.

Внутренний ур-нь поддерживает представление БД в памяти компьютера.

 

Постреляционная модель

Постреляционная модель снимает ограничение неделимости данных, допуская многозначные поля, значения кот сост из подзначений, и набор значений восприним-ся как самостоятельная таблица, встроенная в главн таблицу. Она явл-ся расширением реляционной модели.

В пострел БД данные хранятся более компактно, и не требуется выполнять операции связи двух таблиц. Такое хранение обеспечивает высокую наглядность представления данных и повышение эффективности их обработки.

Достоинство: это совок. связ.реляц.такблиц в одной. Длина полей и их кол-во без ограничений - большую гибкость по ср с реляционной.

Недостаток: сложность обеспечения целостности и непротиворечивости данных.

 


Многомерная модель

К ним появ.интерес лишь в 90-х гг хх в.инфа в многом.модели представл.в виде многомерных массивов (гиперкубах). в одной бд может храниться множество гиперкубов. конечн. пользователь в кач-ве внешней модели данных получ.для анализа опред.срезы или проекции кубов,представл-е в виде обычн.двухмерных таблиц или графиков.

Многом.модели хорошо обслужив.аналитическую обработку данных и обеспеч.> быстрый поиск и чтение данных по ср.с реляц-ми мод.,+избавляют от необход-ти многократного связывания таблиц. среднее время ответа у них на сложный вопрос в десятки раз <,чем при исп-нии реляц-й модели.они обычно явл.узко специализирован-ми.

Осн.понятиями,исп-ми в многом.м, явл.:

-агрегируемость(обознач.рассмотрение и возмож-ть анализа дан.на разн.уровнях обобщения:для пользов-ля,аналитика, руковод-ля); -историчность(обознач.привязку данных ко времени и высокий ур-нь неизменности их и их взаимосвязей); -прогнозируемость данных(предполаг.задание функций прогнозир-ия и примен-е их к разл.врем-м интервалам).

Многомерность модели данных – это многомерное логич.представление стр-ры данных при их описании и в операциях манипулиров-я ими, а не мнгомер-ть их визуализации.

 

Ключевые поля таблиц. Понятие первичного ключа.

Ключ – это минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Минимальность означает, что исключение из набора любого атрибута не позволяет идентифицировать сущность по оставшимся. Каждая сущность обладает хотя бы одним возможным ключом.

Один из них принимается за первичный ключ.

При выборе первичного ключа следует отдавать предпочтение несоставным ключам или ключам, составленным из минимального числа атрибутов. Нецелесообразно также использовать ключи с длинными текстовыми значениями (предпочтительнее использовать целочисленные атрибуты).

Не допускается, чтобы первичный ключ сущности (любой атрибут, участвующий в первичном ключе) принимал неопределенное значение. Иначе возникнет противоречивая ситуация: появится не обладающий индивидуальностью, и, следовательно, не существующий экземпляр сущности. По тем же причинам необходимо обеспечить уникальность первичного ключа.

Модель «сущность-связь».

Средством моделирования предметной области на этапе концептуального проектирования является модель «сущность-связь», кот. часто наз-ют ER-моделью. Моделирование структуры данных предметной области в ней базируется на использовании графических средств – ER-диаграмм. ER-диаграмма- графическое представление связи между сущностями.

Основн. понятия ER-диаграммы: сущность, атрибут, связь.

Сущ-ть – это некоторый объект реального мира, кот. может сущ-ть независимо. На ER-диаграмме сущность изображается прямоугольником, в кот. указывается её имя.

Сущность имеет экземпляры, отличающиеся др от др значениями атрибутов и допускающие однозначную идентификацию. Экземпляр сущности – конкретный объект, характеризующийся набором значений атрибутов сущности. Атрибут – это поименованная характеристикак сущности.

пример:

Атрибут, кот. уникальным образом идентифицирует экземпляры сущности, называется ключом. Ключ может быть составным, т.е представляющим комбинацию нескольких атрибутов.

Связь– взаимодействие между сущностями. Она характеризуется мощностью, кот. показывает, сколько сущностей участвует в связи. Связь между двумя сущн-ями наз-ся бинарной. На ER-диаграмме сущность изображается ромбом.

Важной характеристикой связи явл-ся тип связи (кардинальность).

Модель «сущность-связь».

Связь типа «многие-ко-многим» (каждый экземпляр сущности А может быть связан с несколькими экземплярами сущности В, а каждый экземпляр сущности В – с несколькими экземплярами сущности А).(М:N)

Связь типа «один-к-одному» (каждый экземпляр сущности А может быть связан не более чем с одним экземпляром сущности В).(1:1)

Связь типа «один-ко-многим» (каждый экземпляр сущности А может быть связан более чем с одним экземпляром сущности В, а каждый экземпляр сущности В – не более чем с одним экземпляром сущности А).

Класс принадлежности сущности.(1:М)

Если каждый экземпляр сущности связан с экземпяром сущности В, то класс принадлежности сущности А является обязательным.Этот факт отмечается наER-диаграмме чёрным кружком, помещённым в прямоугольник, смежный с прямоугольником сущности А.

Если не каждый экземпляр сущности А связан с экземпляром сущности В, то класс принадлежности сущности А явл-ся необязательным. Этот факт отмечается на ER-диаграмме чёрным кружком, помещённым на линии связи возле прямоугольника сущности А.

 

21.Преобразование ER модели в реляционную.

Концептуальные модели позволяют более точно представить предметную область, чем реляционные и другие более ранние модели. Но в настоящее время существует немного систем управления базами данных, поддерживающих эти модели. На практике наиболее распространены системы, реализующие реляционную модель. Поэтому необходим метод перевода концептуальной модели в реляционную. Такой метод основывается на формировании набора предварительных таблиц из ER-диаграмм.

Для каждой сущности создается таблица. Причем каждому атрибуту сущности соответствует столбец таблицы.

Правила генерации таблиц из ER-диаграмм опираются на два основных фактора – тип связи и класс принадлежности сущности [3]. Изложим их.

Если связь типа 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей является обязательным, то необходима только одна таблица. Первичным ключом этой таблицы может быть первичный ключ любой из двух сущностей.

Если связь типа 1:1 и класс принадлежности одной сущности является обязательным, а другой – необязательным, то необходимо построить таблицу для каждой сущности. Первичный ключ сущности должен быть первичным ключом соответствующей таблицы. Первичный ключ сущности, для которой класс принадлежности является необязательным, добавляется как атрибут в таблицу для сущности с обязательным классом принадлежности.

Если связь типа 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей является необязательным, то необходимо построить три таблицы – по одной для каждой сущности и одну для связи. Первичный ключ сущности должен быть первичным ключом соответствующей таблицы. Таблица для связи среди своих атрибутов должна иметь ключи обеих сущностей.

Если связь типа 1:М и класс принадлежности сущности на стороне М является обязательным, то необходимо построить таблицу для каждой сущности. Первичный ключ сущности должен быть первичным ключом соответствующей таблицы. Первичный ключ сущности на стороне 1 добавляется как атрибут в таблицу для сущности на стороне М.

Если связь типа 1:М и класс принадлежности сущности на стороне М является необязательным, то необходимо построить три таблицы – по одной для каждой сущности и одну для связи. Первичный ключ сущности должен быть первичным ключом соответствующей таблицы. Таблица для связи среди своих атрибутов должна иметь ключи обеих сущностей.

Если связь типа М:N, то необходимо построить три таблицы – по одной для каждой сущности и одну для связи. Первичный ключ сущности должен быть первичным ключом соответствующей таблицы. Таблица для связи среди своих атрибутов должна иметь ключи обеих сущностей.

 

Характеристика СУБД MS Access.

СУБД Microsoft Access 2000 предназначена для работы с реляционными базами данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы данных, наполнения её содержимым, редактирования содержимого, отбора данных в соответствии с заданными критериями, их упорядочивания, оформления, печати.

Эта СУБД является компонентом офисного пакета Microsoft Office 2000 в варианте Professional, Premium и Developer. Данный компонент работает в среде Windows 95/98, Windows NT Workstation 4.0 и выше.

Access представляет собой не просто ср-во для работы с базами данных, а мощный инструмент для создания специализированных информационных систем, предоставляющих пользователям доступ к данным в локальных и глобальных сетях. Эта СУБД имеет инструментальные ср-ва для создания и работы:

- с локальными базами данных небольшого и среднего размера

- централизованными базами данных в локальных сетях с файловым сервером

- проектами – клиентскими приложениями, обеспечивающими эф-ый, естественный доступ к базам данных Microsoft SQL Server.

В Access база данных обозначает файл, содержащий набор информации. Каждая база данных в Access состоит из основных объектов: таблиц, запросов, форм, отчётов, страниц, макросов и модулей. Access может работать одновременно только с одной базой данных. Но одна БД Access может включать сотни таблиц, форм, запросов, отчётов, макросов и модулей, которые хранятся в одном файле с расширением mdb.

При работе с многопользовательской базой данных СУБД Access может обслуживать одновременно до 255 пользователей.

В Access уделено большое внимание вопросам взаимодействия БД с сетями Интернет и Интранет – имеются ср-ва для создания Web-страниц, обеспечивающих динамический доступ к данным базы.

Access поддерживает механизм OLE - связывание и внедрение объектов различных приложений Windows в базу данных Эта СУБД позволяет импортировать данные таблиц:

• других баз данных Access;

• баз данных dBase, Microsoft FoxPro, Paradox, Oracle, Microsoft SQL Server;

• табличного процессора Microsoft Excel.

Внешними для Access могут быть также: данные почтовой программы Microsoft Exchange; таблицы и списки HTML на сервере локальной, корпоративной сети (сети масштаба пред­приятия), сети Internet. Access может экспортировать объекты базы данных в другие приложения, отправлять содержимое ба­зы данных по электронной почте.

В данной СУБД имеется возможность разработки прикладных программ, работающих с базой данных, на встроенном языке программирования Visual Basic for Applications.

Access располагает удобными средствами для настройки пользовательского интерфейса, а также для администрирования БД, которые позволяют осуществлять восстановление, сжатие, репликацию, защиту БД, даёт возможность конвертировать БД из предыдущих версий в текущую и наоборот.

Эта СУБД снабжена развитой справочной системой.

 

Репликация

Если говорить именно о репликации баз данных средствами Access, то репликой в данном случае называется каждая копия реплицированной базы данных. Каждая реплика базы данных содержит общий (для всех реплик базы данных) набор таблиц, запросов, форм, отчетов, страниц доступа к данным, макросов и модулей. Изменения данных таблицы, сделанные в одной из реплик, передаются в другие реплики. Каждая реплика может также содержать локшьные объекты, которые существуют только в этой реплике.

Отдельная реплика является компонентом набора регьтк и допускает синхронизацию с другими репликами в наборе. В наборе реплик выделяется главная реплика, она называется основной. Основная реплика является главным компонентом набора реплик и используется для создания первой реплики в наборе. В основную реплику добавляются системные таблицы, системные поля и свойства репликации. Изменение структуры базы данных допускается только в основной реплике. Другие реплики в том же наборе также могут быть назначены основными репликами, но в каждый момент времени в наборе реплик должна быть только одна основная реплика. Основная реплика и все остальные реплики имеют общую структуру базы данных и уникальный идентификатор набора реплик.

Синхронизацией в данном случае называется процесс обновления двух компонентов набора реплик, при котором происходит взаимный обмен обновленными записями и объектами. После синхронизации двух компонентов набора реплик изменения из каждой реплики оказываются примененными в другой реплике.

 

Ограничения СУБД MS Access

В Microsoft Access существует несколько способов управления вводом данных пользователями в базу данных. Например, можно ограничить данные, ввод которых допускается в поле, определив для этого поля условие на значение.

Если вводящиеся в поле данные не соответствуют заданному условию, то на экран будет выведено сообщение, извещающее о том, какие данные разрешено вводить в указанное поле. Еще одним способом управления вводом данных является создание маски ввода, которая ограничивает вид

значений, вводящихся в определенные позиции в поле. Эти простые способы проверки условий на значение и ограничения можно реализовать, установив свойства для полей в

таблицах или для элементов управления в формах.

В большинстве случаев условия на значение и ограничения рекомендуется определять в свойствах таблиц в режиме конструктора. Тогда при

использовании этого поля в форме условия на значение и другие свойства поля будут применяться при вводе данных в это поле в форме.

 

27.Структура окна СУБД MS AccessОкно Access содержит строку заголовка, строку меню, панель инструментов и строку состояния. Строка заголовка содержит системное меню и три кнопки, предназначенные для сворачивания, восстановления размеров и закрытия окна Access. Строка состояния является последней строкой экрана. В ней появляется информация о назначении выбранного пункта меню или кнопки на панели инструментов. Строка меню содержит имена раскрывающихся меню команд. Панель инструментов содержит набор кнопок, которые предназначены для быстрого выполнения определенной команды.Access имеет несколько панелей инструментов, соответствующих различным режимам его работы. Для получения справки о той или иной кнопке достаточно подвести к ней и немного задержать указатель мыши. Имя кнопки будет выведено под указателем мыши.Внутри окна Access могут находиться другие окна, содержащие его различные объекты: таблицы, формы, запросы и т.д.

Таблицы

Таблица — это объект БД, который служит для ввода и хранения информации. Таблица состоит из записей (строк), которые составляют информацию, хранящуюся в ней, и полей (столбцов), образующих структуру базы данных. Для каждого поля задается имя поля, тип данных, перечень свойств, описание. Имя поля должно быть уникальным, содержать не более 64 символов, включая пробелы, причем имя поля не должно начинаться с пробела. Имена полей могут содержать любые символы, за исключением (.); (!); ('); ([); (]). Тип данных определяет вид и диапазон значений, которые могут содержаться в данном поле. Microsoft Access предлагает следующие типы данных.При выборе типа данных для каждого поля открывается соответствующий набор свойств, с помощью которого пользователь определяет вид и функциональные характеристики данного поля.Желательно, чтобы каждая таблица имела ключевое поле. Ключ однозначно определяет каждую запись в таблице; повторяющиеся значения ключа не допускаются. Связываться могут только таблицы, имеющие ключевые поля .

Схема данных

Схема данных является удобным и наглядным средством отображения логических связей таблиц БД. Связи используются для объединения записей связанных таблиц при любой обработке. Это упрощает процесс конструирования многотабличных запросов, форм и отчетов. Если создается связь с поддержкой целостности данных, то можно предусмотреть в БД следующие каскадные операции (операции по корректировке БД):

ü каскадное обновление связанных полей – изменение значений ключа в записи главной таблицы влечет автоматическое изменение значений вторичного ключа в подчиненных записях;

ü каскадное удаление связанных записей - удаление записи из главной таблицы приводит к автоматическому удалению всех подчиненных записей.

Запросы

Запрос – это важнейший инструмент для извлечения информации из одной или нескольких таблиц БД. Посредством запроса можно вносить изменения в саму БД. Запрос может служить источником данных для форм, отчетов и страниц доступа к данным. Его результатом является новая таблица, которая может быть просмотрена, проанализирована, а затем сохранена или не сохранена.

Запросы позволяют решать многие задачи, не прибегая к программированию. Например, представлять данные в агрегированном виде, производить вычисления над полями БД, группировать записи и находить для полей итоговые значения с помощью статистических функций: Sum, Avg (соответственно сумма, среднее значений поля); Max, Min (соответственно максимальное, минимальное значение поля); Count (число значений поля) и др.

СУБД Access позволяет создавать запросы трех типов: запросы выбора, перекрестные запросы, запросы действия.

 

32.Запрос выбора является наиболее часто используемым типом запроса. Он дает возможность: выбирать записи, удовлетворяющие условиям отбора; включать в результирующую таблицу поля из одной или нескольких таблиц в нужном порядке; осуществлять вычисления над полями БД; выполнять статистические расчеты для групп записей. Разновидностью запроса выбора является запрос с параметрами — это запрос, при выполнении отображающий в собственном диалоговом окне приглашение ввести интересующее пользователя значение критерия отбора записи.Перекрестный запрос представляет собой специальный запрос итогового типа. Он отображает результаты итоговых статистических расчетов над значениями некоторого поля в виде перекрестной таблицы. В ней значения одного или нескольких столбцов слева образуют заголовки строк, верхняя строка – заголовки столбцов из значений определенного поля, а на пересечении строк и столбцов – итоговые значения.

33.Запрос действия – это запрос, который вносит изменения в саму БД. Существует четыре типа запросов действия:

1) запрос на удаление - удаляет группу записей из одной таблицы или нескольких взаимосвязанных таблиц БД, для которых задано каскадное удаление связанных записей;

2) запрос на обновление - служит для изменения информации в полях таблицы БД;

3) запрос на добавление - производит добавление записей из таблицы с результатами запроса в таблицу БД;

4) запрос на создание таблицы - создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц БД. Этот запрос полезен в случае: создания таблицы для экспорта в другую БД Access; создания страниц доступа к данным, отображающих данные соответственно указанному моменту времени; создания резервной копии таблицы; создания архивной таблицы, содержащей старые записи.

СУБД Access позволяет создавать запросы с помощью Мастеров и с помощью Конструктора. Мастера используются для создания следующих запросов:

ü простого запроса на выборку полей из источника запроса и подведение итогов;

ü перекрестного запроса;

ü запроса на поиск повторяющихся записей в таблице;

ü запроса на поиск записей, не имеющих подчиненных им записей в другой таблице.

С помощью Конструктора можно создать любой запрос выбора, перекрестный запрос, запрос действия.

 

Формы

СУБД Access позволяет создавать такие объекты БД, как формы. Формы служат удобным средством для ввода, просмотра и редактирования информации БД.

Формы для ввода представляют бланк, подлежащий заполнению, и дают возможность осуществить контроль вводимых данных и исключить ввод неверных. Бланк-форма упрощает процесс заполнения базы данными, благодаря чему в БД может вводить информацию пользователь невысокой квалификации. При просмотре и редактировании имеют дело с маской, накладываемой на набор данных. Маска-форма позволяет ограничить доступ пользователя к информации БД, заблокировав отдельные (служебные или засекреченные) поля или записи.

Формы есть простые и составные (включающие другие формы). Они могут содержать различные элементы: поля БД и подписи к ним, списки, флажки, переключатели, кнопки, вкладки и др. В них возможны вычисления для отдельных записей и их групп, а также наглядное графическое представление данных в виде диаграмм.

Форму можно спроектировать на базе одной или нескольких таблиц и/или запросов. На основе одной таблицы или запроса можно построить несколько форм. В форме имена полей берутся из описания таблицы, а сами поля пользователь располагает в соответствии со своими вкусами и требованиями и вносит различные элементы оформления: линии, рисунки, заливку и др.

 

Подчиненные и составные формы

Главным преимуществом в работе с базами данных можно назвать удобство представления и эффективность организации данных. Access позволяет сконструировать форму наиболее удобным для пользователя способом, включив в нее записи различных связанных таблиц. Для отображения информации сразу из двух таблиц или из таблицы и запроса создается составная форма, которая состоит из основной и находящейся внутри нее подчиняющейся формы. Это позволяет объединять информацию, не переключаясь на другие таблицы или формы. Как правило, подчиненная форма связана с основной. Сохраняется подчиненная форма в базе данных как отдельная форма. Основным способом создания формы является использование Мастера составной формы. Мастер может создать и связать обе формы в случае, если основная форма базируется на таблице, а подчиненная форма базируется на связанной с ней другой таблице или создана на базе таблицы и запроса, содержащего поле с тем же именем и типом данных, что и ключевое поле таблицы основной формы.

Отчёты

Отчет является важным средством извлечения информации из БД и вывода ее на экран или на печать в виде, удобном для восприятия и анализа пользователем. В отчете можно сортировать и группировать данные, осуществлять расчеты в строках и проводить итоговые вычисления над группами строк и над всеми строками с использованием статистических функций. Отчет может основываться на множестве таблиц и представлять сложные зависимости между различными наборами данных. Он может быть составным – включать другие отчеты.Access предоставляет большие возможности по оформлению отчетов: шрифтовое, фоновое и цветовое оформление, обрамление, рисунки, деловая графика, вставка объектов других приложений. Все это позволяет создавать отчеты высокого качества.Существует три способа создания отчета: с помощью Конструктора, с помощью Мастера отчетов и автоматическое создание – автоотчет. Конструктордает возможность самостоятельного проектирования отчетов. Мастер отчетовпозволяет создать отчет на основе ответов пользователя на вопросы, касающиеся структуры, содержания и оформления отчета. Автоотчетсоздает отчет в столбец и ленточный.Отчет и форму можно создать с помощью Мастера, а затем доработать с помощью Конструктора.

Макросы.

макрос в Access представляет собой структуру, состоящую из одной или нескольких макрокоманд, которые выполняются либо последовательно, либо в порядке, заданном определенными условиями. Набор макрокоманд в Access очень широк, с помощью макросов можно реализовать многое из того, что позволяют сделать процедуры на VBA. Каждая макрокоманда имеет определенное имя и, возможно, один или несколько аргументов, которые задаются пользователем. Например, при использовании макрокоманды ОткрытьФорму (OpenForm) в качестве аргументов необходимо задать, по крайней мере, имя открываемой формы и режим вывода ее на экран.

Первая нормальная форма.

Нормальные формы – линейн.последоват-ть правил,применяемых к бд,причем,чем выше норм.форма,тем совершеннее структура бд.

нормализация – многомтупенчат.процес уменьшения избыточности инф-ции в бд, при кот-м таблицы бд организ-ся, разъединяются и данные приводятся в порядок. хотя существует много уровней, обяно достаточно выполнять норм-цию до 3-й нормальной формы (3 нф).1 нормальная форма (1нф):

задает существ-е в кажд.позиции,определенной строкой или столбцом, только одного значения, а не массива или списка значений.

Вторая нормальная форма

1) она удовлетворяет условиям 1нф(задает существ-е в кажд.позиции,определенной строкой или столбцом, только одного значения, а не массива или списка значений.)2) любое неключев.поле однозначно идентифицируется полным набором ключевых полей,т.е. кажд.неключевое поле должно полн-ю зависеть от первичного ключа.

Вопрос. Третья НФ.

Удовлетворяет 2 НФ (сущ-ние в каждой позиции, определяемой строкой или столбцом, только одного значения, а не массива или списка + каждое неключевое поле полностью зависит от первичного ключа) и все неключевые столбцы взаимно независимы.

 

Пример команды SQL

 

DELETE FROM СВЕДЕНИЯ WHERE НОМЗ=200101
(удалить) (из) (имя таблицы) (где) (условие)
_________ ________ _______________ ____________ _______________ _________

Типы данных и выражения в SQL.

Тип данных Описание
CHAR(длина) CHARACTER(длина) Строки символов постоянной длины
INTEGER INT Целые числа
SMALLINT Малые целые числа
NUMERIC(точность, степень) DECIMAL(точность, степень) DEC(точность, степень) Числа с фиксированной запятой
FLOAT (точность) Числа с плавающей запятой
REAL Числа с плавающей запятой низкой точности
DOUBLE PRECISION Числа с плавающей запятой высокой точности

Выражения в SQL используются для выполнения операций над значениями, которые считаны из БД или используются для поиска в БД. Онипредставляют собой определенную последовательность полей, констант, функций, соединенных операторами. В них можно использовать следующие операторы:

1) арифметические: + (сложение), - (вычитание), * (умножение),

/ (деление);

2) реляционные: = (равно), > (больше), < (меньше), >= (больше или равно), <= (меньше или равно), <> (не равно);

3) логические: AND (логическое "И"), OR (логическое "ИЛИ"), NOT ("НЕТ");

4) специальные:in, between,like, is null

Понятие сервера и клиента.

В информационных технологиях клиент — это аппаратный или программный компонент вычислительной системы, посылающий запросы серверу. Программа, являющаяся клиентом, взаимодействует с сервером, используя определенный протокол. Она может запрашивать с сервера какие-либо данные, манипулировать данными непосредственно на сервере, запускать на сервере новые процессы и т. п. Полученные от сервера данные клиентская программа может предоставлять пользователю или использовать как-либо иначе, в зависимости от назначения программы. Программа-клиент и программа-сервер могут работать как на одном и том же компьютере, так и на разных. Во втором случае для обмена информацией между ними используется сетевое соединение.

Тем не менее, не всегда под клиентом подразумевается компьютер со слабыми вычислительными ресурсами. Чаще всего понятия «клиент» и «сервер» описывают распределение ролей при выполнении конкретной задачи, а не вычислительные мощности. На одном и том же компьютере могут одновременно работать программы, выполняющие как клиентские, так и серверные функции.

Сервер— в информационных технологиях — программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам.

 

Архитектура файл-сервер.

При наличии компьютерной сети открывается возможность хранить и использовать в многопользовательском режиме централизованные БД, размещаемые на одном компьютере – сервере сети. В этом случае каждый пользователь своего ПК получает доступ к общей для всех пользователей централизованной БД. Существуют различные концепции сетевой обработки данных.

Рассмотрим архитектуру с совместным использованием файлов, которая была разработана до клиент/серверной архитектуры и во многих отношениях является достаточно упрощенной.

Почти во всех системах с совместным использованием файлов применяются локальные сети. Для этой архитектуры характерен коллективный доступ к общей БД на сервере, который является файловым сервером. Файловый сервер содержит файлы, необходимые для работы приложений и самой СУБД. Он обеспечивает функционирование той части сетевой версии СУБД, которая осуществляет управление данными в БД. Однако пользовательские приложения и сама сетевая СУБД размещены и функционируют на отдельных рабочих станциях и обращаются к файловому серверу по мере необходимости.

Рассмотрим организацию архитектуры файл/сервер с использованием настольной СУБД.

Сетевые версии настольных СУБД отличаются от локальных версий тем, что они обладают некоторыми специальными механизмами, позволяющими многим пользователям совместно обращаться к общим ресурсам данных из централизованной базы данных. СУБД на каждой рабочей станции посылает запросы файловому серверу по всем необходимым ей данным, которые хранятся на диске файлового сервера. Все данные из БД пересылаются на компьютер пользователя, независимо от того, сколько реально их нужно для выполнения запроса. В результате на компьютере пользователя создается локальная копия БД (время от времени обновляемая из реальной БД на сервере). Затем СУБД пользователя выполняет запрос.

Недостатки архитектуры файл/сервер

1. Поскольку файловый сервер не может обрабатывать SQL-запросы, то при совместном использовании файлов по локальной сети передаются большие объемы данных (полные копии БД перемещаются по сети с сервера на компьютер клиента). При такой архитектуре трафик[1] в локальной сети достаточно большой.

2. С увеличением объема хранимых данных и числа пользователей снижается производительность настольных СУБД. Из-за этих проблем системы с совместным использованием файлов редко используются для обработки больших объемов данных.

3. При такой архитектуре вся тяжесть выполнения запроса к БД и управления целостностью БД ложится на СУБД пользователя.

4. На каждой рабочей станции должна находиться сама сетевая версия настольной СУБД, что требует наличия больших объемов оперативной памяти на компьютере пользователя.

5. Доступ к одним и тем же файлам могут осуществлять сразу несколько пользователей, что усложняет управление целостностью, восстановлением БД на сервере.

Требования к серверу баз данных.

(1) Собирается инф-ция об используемых и наход-ся в процессе разработке прикладных программах и файлах, связанных с ними. Помогает установить связи между текущими приложениями. Позволяет определить будущие требования к БД. Инф-я документируется в виде обобщенной концептуальной модели данных.

(2) Подготовка отчетов по трем вопросам: 1) есть ли технология – необходимое оборудование и ПО для реализации запланированная БД (технологич. обуществимость); 2) имеются ли персонал, ср-ва и эксперты для успешного осущ. плана создания БД (операционная осуществимость); 3) окупится ли запланированная БД (экономическая эффективность).

(3) Формулируются цели БД; информационные потребности различных структурных подразделений и их руководителей; требования к оборудованию; требования к ПО.

(4) Создаются подробные модели пользовательских представлений данных предметной области., которые затем интегрируются в концептуальную модель, которая фиксирует все элементы корпоративных данных, подлежащих загрузке в БД. Эту модель называют концептуальной сменой БД.

(5) Осуществляется выбор типа модели данных. Концептуальная модель отображается в логическую модель, основанную на структурах, характерных для выбранной модели.

(6) Логическая модель расширяется характеристиками, необходимыми для определения способов физического хранения БД, типа уст-в для хранения, методов доступа к данным базы, требуемого объема памяти, правил сопровождения БД.

(7) Опрос пользователей на предмет выяснения, какие их информационные потребности остались неучтенными. При необходимости вносятся изменения. Пользователи обучаются работе с БД. По мере расширения и изменения потребностей бизнеса поддержка БД обеспечивается путем внесения изменений, добавления новых данных, разработки новых прикладных пр-м, работающих с БД.

 

Индексирование и хеширование.

Важнейшим элементом любой СУБД является наличие средств ускоренного поиска данных. Этот механизм обычно реализуется введением так называемых индексных файлов с расширением idх и cdx. Один файл базы данных может быть проиндексирован по нескольким полям и иметь любое число индексов. Эти файлы содержат один элемент, так называемый индексный ключ. Э

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...