Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАТИКА

Глава 1. Знаки и знаковые системы.

Семиотика – наука о знаках

Определение знака

Если мы видим (слышим, обоняем, осязаем – далее мы будем пользоваться зрительными аналогиями) объект из внешнего мира S, то в нашем сознании возникает его зрительный образ S1. Если мы видим другой объект – D, то происходит то же самое: возникает образ этого объекта D1. А теперь – самое главное. Если в нашем сознании есть устойчивая связь от S1 к D1, то есть S1 → D1, то может происходить следующее.

Мы видим только объект S, активизируется его образ S1, затем образ D1. То есть мы не видим объекта D, но его образ D1 активизируется или возникает в нашем сознании! В этом случае мы говорим, что S – это знак, а D – это его денотат. Или, другими словами, знак (S) – это то, что замещает в нашем сознании другой объект (D). Здесь приведено простейшее определение знака по Г.П. Мельникову, которым мы будем пользоваться далее.

 

 

Синтактика, семантика и прагматика

Основатель современной науки о знаках семиотики Чарльз Пирс считал, что она делится на три части: синтактика (правила, как корректно складывать знаки), семантика (как знаки и знаковые структуры связываются со своими денотатами), а также прагматика ─ наука об отношении (например, использовании) создателей и получателей знаков к своим знаковым произведениям.

Уместно привести простой пример. Если вы слышите слово "пожар", то можете пройти мимо или броситься пожар тушить. При одинаковой семантике (человек понял слово «пожар») может реализоваться разное прагматическое отношение получателя к полученному и понятому им знаковому сообщению. А если послушать наших дикторов телевидения, то часто можно увидеть и разное отношение создателей (вернее, озвучивателей) знаков к своим знаковым произведениям. Некоторые не скрывают своего возбуждения, объявляя о катастрофах, жертвах и т.п. Другие говорят об этом с некоторой меланхолией, возможно пытаясь смягчить зачастую ужасную семантику передаваемого сообщения.

Но можно взять пример более серьезный и показательный, иллюстрирующий функции и взаимодействие всех трех аспектов знаковой деятельности. В кинофильме "17 мгновений весны" цветочный горшок в окне явочной квартиры как знак (синтактика) означал, что она провалена (семантика). Герой фильма профессор Плейшнер видел этот знак, но связь S1―D1 (знака с денотатом) у него в сознании не реализовалась.
А если бы реализовалась (была понята семантика сообщения), то ему надо было бы бежать от этого места (здесь уже реализация прагматической реакции на семантику). Но такая прагматическая реакция может быть не единственной и верной только для Плейшнера. Если бы этот знак увидел мужественный Штирлиц ─ он бы атаковал эту квартиру (другая прагматическая реакция ─ в виде совершенно другого действия)! В этом примере можно для упражнения попытаться варьировать с синтактикой. Например, какой знак у опасности – это не обязательно цветок в окне, семантикой (что он означает) и прагматикой.

 

 

Знаки и культура

В Интернете есть конспекты хороших курсов семиотики, которые читаются во многих университетах. Семиотика – интересная наука. Но в рамках данного пособия реально изучить только ее основы, необходимые для грамотного построения современных ИС.

Однако многие практические выводы семиотики важны для каждого человека. Например, костюм – самообозначение человека. Джинсовый костюм и пиджак с галстуком – разные знаки. Человек в соответствующем костюме явно или неосознанно обозначает им свой статус и задает прагматическую реакцию на себя окружающих. Уместно здесь вспомнить русскую пословицу о том, что по одежке встречают.

В культуре существует огромное количество знаковых систем – приметы, знамения, танец, живопись, музыка и многое другое. Пренебрежение незнáчимостью (невольная игра слов) какой-либо из них негативнро только для того, кто это делает. Так, еще в 80-е годы автор слышал предсказание специалиста по семиотике, что скоро «Комсомолка» будет выходить с гороскопами. Эта газета выходит сейчас не только с гороскопами. Ее зам. главного редактора в интервью по ТВ сказал, что на первой полосе они обязательно печатают привлекающий внимание знак и заголовок (наподобие: Алсу ждет второго ребенка от третьего бой-френда), а внутри печатают уже более серьезный материал. Невозможно долго и безнаказанно нарушать законы культуры, которые в значительной мере являются по своей сути семиотическими.

 

 

Синтагма и парадигма

В синтактике есть два важных для нас понятия – синтагма и парадигма. Синтагма – это знаковая структура, образованная по правилам синтактики, а парадигма – на основании каких правил отобран знак для каждой знаковой позиции в этой структуре.

Поясним это на примере: «Маша ела кашу». Это простейшая синтагма. А парадигма – для «каши» – из какого набора знаков (каша, каши, кашу, кашей) и по каким правилам был взят нужный знак и реализован в этой позиции.

Для семиотики костюма (синтагма) – это единство того, что сейчас на человеке одето: какие туфли, брюки, пиджак, рубашка. И можно сказать, что парадигма находится в гардеробе: из какого набора рубашек, пиджаков и т.д. и на основе каких соображений была образована данная синтагма (одетый на человека костюм). Теперь длинная фраза «синтактико-парадигматические отношения в тексте» звучит уже более понятно и уместно.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...