Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема похожести знака на денотат. Ономатопея

Действительно, насколько знак типа икона может быть похож на свой денотат? Например, при создании очень важных для людей дорожных знаков это обстоятельство старались учесть. Знаки «извилистая дорога», «пешеходы» и многие другие похожи на свои денотаты, насколько это возможно.

Данная проблема интересовала еще древних греков. Они называли это явление ономатопеей. Законы ономатопеи обсуждаются в Диалоге Платона «Кратил». За невозможностью передать все разнообразие и диалектику этого явления, можно остановиться, как обычно, на показательном примере.

Действительно, в театре, кино, балете и других представлениях артисты выступают в качестве живых знаков своих персонажей. И зрители переносят зачастую свою любовь (а часто и ненависть) с героев постановок на их исполнителей. Зрители ищут и находят (возможно, не всегда) черты сходства между персонажами и исполнителями. Не только во внешних чертах, но часто и в судьбе. Присутствие похожести, то есть явление ономатопеи, резко увеличивает степень воздействия игры артиста на зрителя. Это хорошо знают профессионалы. Известна следующая история про знаменитую балерину Матильду Кшесинскую.

Действительно, в начале века в Петербурге была такая знаменитая балерина Кшесинская. Она могла сделать подряд 32 фуэте (оборотов). На бис, правда, уже только 28. Перед представлением она сутки ничего не ела – так ответственно она подходила к своей семиотической деятельности. И имела заслуженный успех. Она и наследник престола Николай были влюблены друг в друга. Ей не было отказа в ведущих балетных партиях.

Но однажды она попросила еще жившего тогда основателя нашего русского балета француза Мариуса Петипа дать ей танцевать партию Эсмеральды в одноименном балете. Мариус (который так толком и не научился говорить по-русски, но хорошо знал свою международную знаковую систему – балет) спросил ее: «Ты любиль?» – Матильда ответила: «Да». – «А ты страдаль?» – Мотя ответила: «Нет». Она и Николай горячо любили друг друга. Танцевать Эсмеральду ей было отказано. Петипа знал, что такое ономатопея. Счастливая в любви Кшесинская не смотрелась бы в партии Эсмеральды. Однако при вступлении в брак от Николая потребовали порвать с Кшесинской. После этого требование ономатопеи было выполнено. Скоро весь Петербург с восторгом смотрел на страдающую Кшесинскую, танцующую Эсмеральду.

Проблема в том, что незнание законов не исключает их реальности и неукоснительной реализации при определенных условиях. Законы механики выполняются независимо от того, знаем мы их или нет. Если человек неряшливо одет, то трудно ожидать от него организованности (хотя это скорее уже реализация универсалии – с соответствующими оговорками и поправками). От создателей сайтов государственных, общественных и коммерческих организаций давно уже требуют выполнения законов ономатопеи – похожести знака (сайта) на его образ (денотат).

 

 

Случайность и закономерность в знаках и знаковых системах

Отдельные знаки и знаковые системы могут употребляться часто или редко, отдельными людьми и целыми народами на нескольких континентах. Например, может быть минимальное, случайное, одноразовое употребление знака, описываемое понятием окказиональность. Ему противостоит понятие узуальностиобщепринятого, повсеместного употребления знака. При этом следует учитывать и число людей, использующих эти знаки, то есть членов речевого коллектива, порождающих из этих знаков речь (знаковые синтагмы).

Всю ситуацию со случайным (окказиональным) и общепринятым (узуальным) употреблением знаков удобно представить в виде двумерной диаграммы с распределением ЗС и частоту их употребления по двум осям. Тогда пусть ось Х будет представлять окказиональность–узуальность в употреблении знаков. А ось Y – число членов речевого коллектива, употребляющих эти знаки (один человек, социальная или профессиональная группа, народ). Отдельные точки на этой плоскости будут отражать некоторые режимы или способы употребления знаков.

Проще всего это опять же выразить на элементарных примерах. Рассмотрим две крайности. Все остальные случаи будут на этой плоскости располагаться между ними. Так, точка (1,1) – один человек единожды употребил один знак (скажем, узел на носовом платке) в одном акте коммуникации с самим собой, чтобы не забыть о чем-либо. Точка (1,2) –это когда два человека условились сообщить одним знаком один раз о каком-либо событии. Точки (много, много) – современные национальные и профессиональные языки. Язык – это самая большая узуальная система знаков.

 

 

Прагматика – часть семиотики

Если есть понимание того, что первые две части семиотики – это синтактика (правила корректного конструирования знаковых произведений) и семантика (что это обозначает), то в случае семиотической прагматики не всегда бывает ясно, что на самом деле она изучает. Согласно классическому делению семиотики на части к прагматике относятся две группы проблем: 1)отношение создателя к своему знаковому произведению и 2) отношение получателя к данному знаковому произведению. И то и другое предполагает, что произведение создано и воспринято на основе законов синтактики и прагматики. Иногда это даже выражают остаточным принципом – к прагматике относится то, что не вошло в синтактику и семантику.

Целые науки с точки зрения семиотики относятся к прагматике. Например, очень часто (если не всегда) важно не только создать корректный текст с точки зрения синтактики и семантики. Важно также и то, какой эффект этот текст произведет на получателя. Например, создатели многих песен отмечают, что хорошие (с их точки зрения) песни, на которые ушло много труда, не стали популярными. И наоборот. Так, по свидетельству авторов, песня «Аргентина–Ямайка 5:0» была сделана наспех, но стала надолго «хитом». Проблемами эффективной коммуникации занимается риторика.

Другим примером могут послужить проблемы правильного обращения с текстом. Как и когда текст (словесный, музыкальный, программный) можно копировать, а когда нет. Все это относится к прагматике.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...