Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторика и логика. Риторика и истина. Образ автора

Риторика развивалась Аристотелем, написавшим один из наиболее древних и авторитетных трактатов о ней. Но автор же общепризнан как основатель логики, при описании которой он исходил из задач убеждения слушателя. И здесь возникает одно из древнейших заблуждений, что правильная, то есть убедительная (с точки зрения риторики) речь, должна быть обязательно логичной. Она может быть логичной, почти логичной, паралогичной или алогичной – выбор осуществляется, исходя из главного постулата – эффективности. Если нелогичная речь, обращенная к женщине с просьбой выйти замуж, достигнет нужного эффекта, а строго логичная – нет, то кто выберет логичную? Это уже, скорее, риторический вопрос. Но это в то же время – реальная и массовая практика.

Риторика – словесное (знаковое) и страшное оружие в руках обученного человека. Это прекрасно знали в древности, преподавая риторику вместе с основами этики в древности или богословия в средневековье. И не только в отношении логики. По отношению к истине и поискам истины риторика всегда противопоставлялась диалектике. Риторика ставила во главу угла задачу убедить человека любой ценой. Скажем, убедить преподавателя на экзамене, что знаешь предмет. Или, например, можно ставить цель убедить ученый совет в том, что проделана ученая работа на достаточно высоком уровне. Тогд, как другая наука, диалектика, по представлению древних, наоборот, преследовала цель совместного поиска истины. Примером этого могут служить диалоги Платона, научные семинары (быть может, в идеализированном варианте). Печально, хотя это часто бывает, что поиски истины (диалектика) иногда подменяются неистовым стремлением убедить собеседника в своей правоте.

Следовательно, нужно иметь в виду, что обе науки – риторику и диалектику (в античном понимании этого термина) – можно и нужно рассматривать в гораздо более обобщенном контексте как знаковые технологии эффективной интеграции разных видов деятельности в зависимости от обстоятельств их реализации. В случае риторической технологии доминирующей является цель воздействия на получателя (заказчика, инвестора, слушателя) с нужным эффектом. Для диалектики
(в античном понимании этой науки или технологии) доминантой является истинность, понимаемая опять же в зависимости от условий и обстоятельств. Остается добавить, сделав еще один неизбежный экскурс в античность, что риторика как легальная и благородная наука убеждения противопоставлялась эристике – науке о том, как переспорить любой ценой. А диалектика имела свою неприятную противоположность – софистику, в которой бескорыстные поиски истины заменяются абстрактными и бесполезными рассуждениями.

Как ни покажется странным, но к вопросам об истинности и логичности риторических технологий, по самой своей идее принципиально независимым от них, что и давало им необыкновенную широту, гибкость и практичность (а забвение этих постулатов привело риторику к гуманитарной катастрофе в новое время), тесно примыкает первая, также почти сразу забытая в средние века собственно риторическая категория – образ автора или образ ритора.

Речь идет именно об авторе (индивидуальном или коллективном) любого знакового произведения. Для того, чтобы сразу понять его важность и необходимость принимать во внимание, нужно представить, что одну и ту же команду в армии отдает сержант и полковник. Если кто-то возразит, что это слишком абстрактно или некорректно, то можно напомнить, что армия пока еще не абстракция. В ее рамках строят свою жизнь огромное количество людей, которых живо интересует эффект их деятельности (так же как и государство, которое их оплачивает). Игнорирование риторикой этих реалий деятельности самых разных людей в разнообразных ситуациях привело к тому, что саму риторику многие люди до сих пор рассматривают как ненужную абстракцию.

Однако образ автора – далеко не простая категория и не сводится к званию человека, который отдал команду. Эта категория была реконструирована и подробно описана в трудах академика В.В. Виноградова. Там было показано, что образ автора – неотъемлемая составляющая любого знакового произведения, в том числе литературного. Быть может, не зная в явном виде об этой категории, ее мастерски использовал юный Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Там впервые в мировой литературе (так, во всяком случае, утверждает В. Набоков в своих лекциях по русской литературе) образ автора предстает в динамике. Действительно, в серии отдельных повестей, составляющих этот роман, образ Печорина постепенно приближается к читателю. Этим достигается дополнительный художественный эффект. Не зря бабушка тратила на обучение и воспитание Лермонтова половину доходов от своего имения.

Для работников информационных технологий более понятными могут показаться примеры о том, что приблизительно одни и те же по своим возможностям программные продукты охотнее покупают у авторитетных фирм. Можно также мысленно сравнить эффект от одной и той же презентации, сделанной представителем высшего руководства фирмы и простым инженером. Но, независимо от должности, современные журналы по ИТ технологиям единодушно отмечают ужасающе низкий их уровень почти по всем показателям, которые по своей сути являются риторическими. А ведь презентация – summa summarum деятельности фирмы или отдельного ее проекта. Поэтому необходимо хотя бы кратко рассмотреть риторические парадигмы, отослав читателя за подробностями, которые есть уже даже в Интернете. Следует только сделать одну оговорку.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...