Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая политика ЕС в области культуры

Общая политика ЕС в области культуры

Введение

 

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Евросоюз не перестает быть конгломератом культур, однако современные процессы глобализации не могут не касаться культурно-языковой сферы. Глобализация приводит к размыву культурно-исторического поля Европы, к обеднению самобытных национальных культур стран Европейского Союза, что может привести к утрате культурно-языковой идентичности европейских народов. Отсюда вытекает важная задача защиты и сохранения национальных культур и языка стран-членов Европейского Союза. (Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры, с. 124)

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

Актуальность работы обусловлена тем, что в нашем веке понимание культуры превратилось из общефилософских представлений в предмет специального научного знания (культурное право, в частности Европейское культурное право). Эти знания становятся неотъемлемой частью современной цивилизации и все сильнее приобретают качество императивов. Смысл этих императивов или насущных вызовов культуры состоит в поиске культурной идентичности наций в интеграционном движении мирового сообщества (Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник, с.41.)

 

Целью данной работы является рассмотрение задач и их решения в сфере сохранения культурного наследия стран - членов Европейского Союза.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

 

1. рассмотреть направления культурной политики ЕС;

 

2. определить задачи, возникающие в сфере сохранения культурного наследия ЕС;

 

3. рассмотреть решение этих задач на уровне ЕС.

 

Глава 1 Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия

Культурная политика ЕС

 

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

 

· поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

 

· социальная поддержка работников культурной сферы;

 

· сохранение европейского культурного наследия.

 

Суть этой политики -- придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия -- с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.

В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю.

В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции (www. europa.eu.int/pol).

 

Культурная Акция ЕС

 

Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией (Информация, Культура, Связь, Аудио-визуальные средства) и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована (Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник, с.28.)

Культурная Акция претворяется в жизнь через содействие современному творчеству, поддержку транснациональной и международной кооперации, в том числе в рамках программы, разворачивающейся в сотрудничестве с Советом Европы. Деятельность ЕС направлена на распространение европейской истории и культуры, повышение уровня знаний о них, сохранение общеевропейского достояния, оказание поддержки культурному обмену и художественному творчеству.

Программа действий ЕС в области культуры принята по предложению Европейской Комиссии Советом и Парламентом согласно процедуре «совместного принятия решений», с учетом точки зрения Комитета Регионов. В Совете требуется единогласие при голосовании. Речь идет о сфере интересов, которые конституционально являются чрезвычайно чувствительными для некоторых стран - участниц, в частности для федеральных государств (особенно Германии и Бельгии).

Чтобы официально оформить свою акцию, Европейская Комиссия в программе, разработанной в 1994 году, выделила 3 привилегированных направления: культурные достояния, книга и чтение, художественное творчество. Эти приоритеты учтены в программах “Калейдоскоп”, “Ариан” и “Рафаэль”. Политика в сфере аудиовизуальных средств, рассматриваемая, прежде всего с экономической точки зрения, включает также и культурный аспект, который входит в программу “Медиа”.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40% (Регламент Еврокомиссии ЕС № 2342/2002 от 23.12.2002 г. принятый в исполнении решения Совета ЕС № 1605/2002 от 25.06.2002 г.). Т.е. культурные проекты Евросоюзом финансируются не полностью (не на 100%). Часть средств изыскивает сами культурные операторы, заинтересованные в осуществлении тех или иных проектов в сфере культуры (их доля обычно составляет 40-50%) (Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы, с.31.)

Рассмотрим культурные программы Евросоюза, инициируемые Советом ЕС и Европейским Парламентом, начиная с 1992 года.

 

Калейдоскоп»

 

Программа «Калейдоскоп» (Решение № 719/96/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 марта 1996 г. об учреждении программы поддержки художественной и культурной деятельности, имеющей общеевропейское значение) была первой культурной инициативой, запущенной на уровне Европейского Союза на основе статьи 128 ДЭС (до 1999 года) и статьи 151 ДЭС (после 1999 года).

Данная программа была разработана на основе соглашения, которое в 1992 г. заключили министры культуры стран - членов с целью «расширения и интеграции культурных традиций европейских стран, обобщения опыта и моделей поведения европейцев». Программа распространялась на сценическое (театр, танцы, музыка, опера), пластическое (живопись, скульптура, архитектура, графика) и прикладное (фотография и дизайн) искусство. Эта программа была призвана содействию художественному творчеству европейского масштаба, в частности, через кооперацию внутри ЕС. «Калейдоскоп» стимулировал как творчество, так и углубление знаний, распространение культуры. Проекты объединяли партнеров, по крайней мере, трех стран-участниц. К 1996 году «Калейдоскоп» поддержал проведение в Европе 3000 спектаклей и выставок пластического искусства, а также 75 культурных проектов в трех европейских городах и 11 европейских театральных и музыкальных фестивалей.

В период с 1996 по 1999 г. общий бюджет программы составил 36,7 млн евро. За 4 года было профинансировано 518 культурных проектов. В реализации этих проектов участвовали более 1000 культурных операторов из стран - членов ЕС.

 

 

Ариан»

 

Программа «Ариан» (Решение № 2085/97/ЕС Европейского парламента и Совета от 6 октября 1997 г. об учреждении программы поддержки, включая переводы, в сфере книгоиздательства и чтения).

Эта программа поддерживала выпуск литературной продукции и чтение, в частности стимулировала перевод книг на другие языки стран ЕС (так за 4 года было переведено 630 книг), оказывала помощь библиотечному делу. «Ариан» содействовала сотрудничеству государств - участников и осуществляла поддержку их действий в этой области, оказывая помощь в переводческой деятельности и создавая благоприятные условия для кооперации и повышения квалификации специалистов.

«Ариан» способствовала более широкому распространению переводов современных книг высокого уровня, идет ли речь о романах, новеллах, биографических эссе, пьесах, поэзии или истории литературы. Программа финансировала до 100% гонорара переводчиков.

Содействие сотрудничеству осуществлялось через финансирование; размер выделяемых средств достигал 25% общего бюджета проектов, цель которых -- способствовать взаимному познанию, доступу к литературе или истории европейских народов: в частности, речь может идти о проведении совещаний, коллоквиумов, показов, пилотных акций по кооперации, культурных обменах. «Ариан» также был нацелен на продвижение партнерских инициатив, облегчающих распространение книг, их рекламу, перевод и доступ к читателю. В более общем смысле программа предназначалась для развития профессиональных обменов «ноу-хау» и опытом.

Вместе с тем, «Ариан» дополнял национальные политики в плане повышения квалификации переводчиков, а также специалистов, способствующих распространению книги и расширению доступа к культуре различных европейских народов.

Программа включала и приз «Аристейон», присуждаемый лучшей литературной продукции и переводам.

Процедура отбора проектов, достойных поддержки, была сходна с той, что действует в рамках «Калейдоскопа»: заявки на участие публикуются в «Официальном журнале Европейского Сообщества», и жюри независимых экспертов отбирает лауреатов.

За время действия программа поддержала около 800 проектов (139 проектов в 1996 году (стадия подготовки к проекту) и 767 проектов в период 1997-1999 годов (184 в 1997 г., 292 в 1998 г. и 291 проект в 1999 г.)), а ее бюджет составил 11,1 млн. евро (www.europa.eu.int).

 

Рафаэль»

 

Программа «Рафаэль» (Решение № 2228/97/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13.10.97г. об учреждении Программы действий Сообщества в сфере культурного наследия).

Эта программа способствовала сохранению и использованию движимого и недвижимого европейского культурного достояния, повышению степени его доступности для общества, стимулировала обмен опытом и передачу технологий, способствовала расширению доступа граждан Европы к культурному наследию и развитию бережного отношения к памятникам культуры. В рамках программы проводились работы по восстановлению и сохранению культурных памятников (музеи, коллекции, библиотеки, архивы, собрания фотографий, кинофонды и фонды звукозаписи), археологических наземных и подводных объектов, архитектурных памятников и культурных ландшафтов. Так в 1996 году было 5 приоритетных областей: стиль «барокко» (1610-1760), археология (до конца XVI века для наземной археологии и конца XVIII века для подводной), расширение доступа к европейским музеям, мероприятия европейского масштаба по приданию большего значения культурному наследию и мобильности специалистов. Из 495 заявок были выбраны 147 проектов. 25% из них затрагивают как ассоциированные страны Центральной Европы, так и третьи страны, подписавшие соглашения, включающие пункт культурного сотрудничества.

В течение четырех лет бюджет программы составил 30 млн евро и было профинансировано 224 проекта в сфере культуры. В рамках данной программы участвовали 417 учреждений из разных стран Евросоюза (www.europa.eu.int).

 

Культура - 2000»

 

К концу 90-х годов перед Евросоюзом встал вопрос повышения эффективности проводимой культурной политики. Для решения этого вопроса Советом ЕС и Европарламентом было принято решение об объединении разнородных программ и мероприятий в области культуры в одну общую Программу “Культура- 2000”, цель которой: сохранение и защита объектов европейского наследия исключительной важности; поддержание культурного разнообразия в странах Евросоюза; распространение европейского искусства и культуры; мобильность культуры в пределах ЕС (Решение Европарламента и Совета ЕС № 508 / 2000 / ЕС от 14 февраля 2000 г., дополненное Решением № 626/2004/ЕС от 31 марта 2004 г.). Эти два решения были приняты в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье № 151 ДЭС. В этих решениях было учтено и мнение Комитета регионов.

Программа “Культура- 2000” была рассчитана на 7 лет (2000-2007 гг.) с общим бюджетом 236,5 млн. евро. Данная программа обеспечивала субсидиями разные культурные проекты (пластическое и визуальное искусство, литература, культурная история и культурное наследие).

Программа “Культура - 2000” осуществлялась с помощью Комитета управления Еврокомиссии, который на основании экспертных оценок выбирал наиболее оптимальные культурные проекты.

В “Культуре - 2000” согласились участвовать 30 европейских стран (25 стран ЕС, 3 страны европейской экономической зоны (Норвегия, Исландия, Лихтейнштен) и страны-кандидаты в ЕС- Болгария с Румынией).

Программа способствовала продвижению культурного диалога и взаимного знания культуры, развитию театрального искусства, развитию музыкального, книжного секторов.

Осуществлялась финансовая поддержка для более 50 трансъевропейских культурных сетей (созданы Решением Совета ЕС в ноябре 1991 г.), в задачу которых входит практическое воплощение около 1400 культурных проектов в период 2006-2013 гг.

В программу “Культура- 2000” была интегрирована и программа “Культурная столица Европы”.

В апреле 2004 года Парламент и Совет ЕС в рамках программы “Культура - 2000” приняли программу защиты малых европейских языков (например, язык басков), для которой было создано Европейское бюро по защите культуры и языка малых европейских народов, а по всему Евросоюзу создаются специальные информационные центры «Меркатор».

На реализацию каждого из 233-х проектов в рамках программы “Культура - 2000” Еврокомиссия выделяла от 50 тыс. до 150 тыс. евро в год.

В течении 2004 года происходила реализация 209 культурных проектов, на которые было потрачено 18,5 млн. евро, причём на такие мультикультурные проекты, как визуальное искусство (телевидение, кино) и выпуск и перевод книг из данной суммы было израсходовано 13,5 млн. евро (www.europa.eu.int).

Например, в рамках Программы “Культура-2000” на проведение в 2004 году акции “Культурная столица Европы” (Лилль и Генуя) было израсходовано 1 млн. евро.

 

Программа Культуры (2007-2013)

 

В июле 2004 года Еврокомиссия предложила новую культурную программу на 2007-2013 годы, в которой наиболее приоритетными были выбраны следующие направления: поддержка работников культурной сферы и углубление интеркультурного диалога. На данную программу Еврокомиссия выделила 400 млн. евро, что в 1,7 раза больше средств, которые были выделены на предыдущую программу “Культура - 2000”. Причем в рамках новой интегрированной культурной программы на период 2007-2013 гг. на реализацию какого-то одного годового проекта Еврокомиссия выделяет средства в размере от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Увеличение доли евробюджетных денег на культурный сектор свидетельствует о повышении роли культуры в процессе европейской интеграции.

 

Заключение

 

На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

 

Использованная литература

 

1. Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования. - М.: 2004.

 

2. Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы. - Бонн: 2000.

 

3. Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: 2001.

 

4. Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник. - М.: 2001.

 

5. Сайт Евросоюза

 

6. europa.eu.int/pol/index-en.htm - описание основных направлений деятельности (политик) Евросоюза

Общая политика ЕС в области культуры

Введение

 

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Евросоюз не перестает быть конгломератом культур, однако современные процессы глобализации не могут не касаться культурно-языковой сферы. Глобализация приводит к размыву культурно-исторического поля Европы, к обеднению самобытных национальных культур стран Европейского Союза, что может привести к утрате культурно-языковой идентичности европейских народов. Отсюда вытекает важная задача защиты и сохранения национальных культур и языка стран-членов Европейского Союза. (Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры, с. 124)

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

Актуальность работы обусловлена тем, что в нашем веке понимание культуры превратилось из общефилософских представлений в предмет специального научного знания (культурное право, в частности Европейское культурное право). Эти знания становятся неотъемлемой частью современной цивилизации и все сильнее приобретают качество императивов. Смысл этих императивов или насущных вызовов культуры состоит в поиске культурной идентичности наций в интеграционном движении мирового сообщества (Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник, с.41.)

 

Целью данной работы является рассмотрение задач и их решения в сфере сохранения культурного наследия стран - членов Европейского Союза.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

 

1. рассмотреть направления культурной политики ЕС;

 

2. определить задачи, возникающие в сфере сохранения культурного наследия ЕС;

 

3. рассмотреть решение этих задач на уровне ЕС.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...