Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза

 

Панорама Культурной Акции была бы неполной без упоминания о секторе аудиовизуальных средств, который находится на границе многих направлений политики ЕС. Директива «Телевидение без границ» создает единый рынок в данном секторе, устанавливая условия свободного движения телевизионных программ по территории ЕС, программы серии “Медиа” должны стимулировать развитие европейской аудиовизуальной индустрии.

Директива «Телевидение без границ» (принята Советом ЕС 3.10.1989 г.(№ 89/552/ЕЭС), исправлена Европарламентом и Советом ЕС 30.06.1997 г. (№ 97/36/ЕС)) основывается на двойном принципе -- свободный прием телевизионных передач и единое законодательство для их распространителей. Страны-участницы не могут препятствовать показу программ другого государства ЕС. Каждая телестанция должна подчиняться регламентации лишь той страны, где она расположена. Был установлен минимум общих правил в «координируемых» областях.

Директива Европейского Союза "Телевидение без границ" исходит из того, что трансграничное вещание - один из путей достижения целей, ради которых и было создано сообщество европейских стран

Единые правила для телевещания на уровне объединенной Европы впервые были введены 3 октября 1989 года. В директиве устанавливаются правила работы телевещательных компаний на общеевропейском уровне, что является одним из важнейших путей укрепления единства Старого Света.

Директива "Телевидение без границ" устанавливает законодательные рамки для свободного перемещения служб и услуг телевещания в Европейском Союзе, чтобы способствовать развитию общеевропейского рынка телевещания и связанных с ним сфер деятельности, таких, как телевизионная реклама и производство аудиовизуальных программ. Согласно директиве, государства ЕС должны обеспечить свободу принимать программы и не ограничивать передачу на их территорию телевидения из других стран Союза.

 

Впрочем, государства-участники могут вводить для находящихся под их юрисдикцией вещательных компаний более детализированные или жесткие правила, чем это предусмотрено в директиве. В ведении государств находится также составление списка мероприятий, которые должны передаваться в общедоступной форме, даже если права на их показ принадлежат платным телестанциям. Основываясь на принципе взаимного признания, они должны обеспечивать исполнение этого списка каждой из телестанций. Речь идет как о событиях национального масштаба, так, например, и об Олимпийских играх или европейском первенстве по футболу.

В директиве 1989 года предусмотрены минимальные правила и стандарты, регулирующие телевизионную рекламу и спонсорство спортивных и других мероприятий, в частности стандарты для защиты несовершеннолетних. Именно тогда впервые на межнациональном уровне были введены некоторые запреты на рекламу отдельных видов продукции, в частности полный запрет на рекламу табака, а также ограничения в рекламе алкоголя и некоторых видов медицинской продукции.

В пересмотренной в 1997 году директиве все эти правила остались практически неизмененными, однако были введены некоторые новые для программ телемагазинов. Тогда же были внесены уточнения в допустимое время показа рекламы, хотя, по сути, оно осталось таким же - не более 20 процентов каждого часа.

Среди других существенных изменений - увеличение защиты несовершеннолетних. В частности, предусмотрено, что программы, которые могут нанести им ущерб, должны сопровождаться четким и ясным звуковым предупреждением, а также во время программы на экране должны присутствовать соответствующие визуальные символы. Измененной директивой было укреплено "право ответа" для тех, чья репутация была задета сообщавшимися по телевидению заявлениями.

Кроме того, измененная в 1997 году директива устанавливает более детальный список критериев, по которому определяется, под юрисдикцию какого государства попадает телевещатель, что очень важно для государств-участников, которые сталкиваются с подобной проблемой в отношении спутниковых каналов.

Согласно статье 2 Директивы № 97/36/ЕС государства-члены Евросоюза должны были привести свое национальное законодательство (законы, инструкции, административные акты) в телевизионном секторе культуры в соответствии с условиями данной Директивы не позже 30.12.1998 года. На данный момент все 15 старых стран-членов Евросоюза имплементировали свое внутреннее законодательство в соответствии с условиями Директивы № 97/36/ЕС. На очереди - 10 новых стран, вступивших в Евросоюз 1 мая 2004 года.

Эта директива была дополнена в 1993 году еще одной -- «Авторские права в секторе спутниковой связи» (№ 93/83/ЕЭС от 27.09.1993 г.) -- с тем, чтобы учитывать растущую роль этих новых путей вещания. Главная цель -- создать условия для свободного движения программ -- включает и культурный аспект в той мере, в которой она способствует развитию общего рынка аудиовизуальных средств, благоприятствуя распространению европейской продукции.

 

«Медиа»

 

Европейский Союз поддерживает европейское кино при посредстве серии программ «Медиа».

С Решения Совета ЕС № 95/563/ЕС от 10.07.1995 г. началась первая такая программа, которая была рассчитана на период 1996-2000 годов. На следующий период ( 2001- 2005 годы) была принята программа “Медиа-Плюс” (Решение Европарламента и Совета ЕС №821/2000) имевшей бюджет в 400 миллионов евро. В дополнение к ней Европейская Комиссия вместе с Европейским инвестиционным банком дала старт инициативе «Аудиовижуэл», чтобы поддержать новые масштабы производства кино в Европе с помощью займов и участия в венчурном капитале. На эти цели было потрачено 400 миллионов евро, и инициатива продолжает развиваться.

Во многих государствах ЕС существуют собственные схемы помощи, которые, вне сомнения, необходимы небольшим странам, где аудитория, посещающая национальные фильмы, довольно невелика.

Национальные и общеевропейские схемы поддержки кино дополняют друг друга. Цель “Медиа-Плюс” в основном состоит в том, чтобы позволить киноиндустрии Европы воспользоваться возможностями, которые предлагает единый рынок, и дать людям возможность смотреть фильмы из других стран ЕС. Многие из этих фильмов не были бы показаны за пределами тех стран, где их сняли, не будь этой программы. “Медиа-Плюс” укрепляет киноиндустрию Европы, открывая все двери в пределах ЕС. Но она не решает проблему сети проката, которая весьма слаба в сравнении с американской.

Программа “Медиа-Плюс” поддерживает как создание блокбастеров, так и более сложных фильмов, не собирающих широких аудиторий. Европейская Комиссия придерживается мнения, что европейские фильмы могут широко демонстрироваться за пределами страны-производителя, если им будет открыт путь на экран. В результате Европейская Комиссия поддерживает программу "Европейские кинотеатры" - их более 300 по всему Старому Свету, и там показывается большинство европейских фильмов.

Также Европейская Комиссия хотела бы способствовать прокату российских фильмов в Евросоюзе и фильмов из стран ЕС в России (ЕС крайне заинтересован в углублении сотрудничества с Россией в аудиовизуальной сфере).

Культурная программа Евросоюза “Медиа” постоянно расширяется. Так новая программа "Медиа-2007" пришла на смену сразу двум действовавшим с 2001 года программам поддержки культуры "Медиа-Плюс" и "Медиа-Подготовка", объединив их задачи. Бюджет новой программы более чем в два раза превышает средства, которые выделялись на реализацию двух ее предшественниц.

В рамках программы "Медиа-2007" Брюссель добивается удвоения числа европейских фильмов, выходящих в прокат за пределами ЕС. Кроме того, эти средства идут на развитие новых аудиовизуальных технологий в странах, недавно присоединившихся к ЕС. В частности, речь идет о DVD-технологии.

Перед Брюсселем стоит непростая задача: необходимо увеличить число европейских фильмов, покидающих пределы своей страны для проката на территории ЕС, с нынешних 10 до 20 процентов. Программа ставит также своей целью увеличение проката европейских фильмов за пределами ЕС. Кроме того, к 2013 году предполагается расширить сотрудничество 40 европейских киноакадемий, которые таким образом должны получить возможность обмениваться друг с другом опытом.

Еще одна грань программы "Медиа-2007" касается расширения присутствия европейского кино на крупных международных фестивалях, а также финансирования обучения начинающих кинематографистов, причем акцент сделан на новые технологии. Именно они позволяют достичь районов, не доступных прокату, поскольку там нет кинотеатров. Причем жители отдаленных уголков получают возможность смотреть самые современные фильмы одновременно с их премьерами в Париже, Риме, Берлине.

Рассмотрение культурной политики Евросоюза в сфере кино и телевидения не было бы полным без упоминания такого элемента аудиовизуального сектора ЕС, как Европейский вещательный союз.

Европейский вещательный союз или Европейский союз государственных телекомпаний это:

 

- международная организация. В нее входят 54 телекомпании и 15 радиокомпаний. Ее правление находится в Женеве, а децентрализованные представительства - в Брюсселе (отношения с ЕС), Нью-Йорке и Москве (работа журналистов), Сингапуре (управление спутниками и связью). В ЕВС работают 240 человек, в основном инженеры, журналисты, юристы, эксперты по связи и европейским делам.

Президент организации - Арне Вессберг, генеральный директор государственной телерадиокомпании Финляндии. История его страны помогла ему хорошо узнать сложность отношений между Востоком и Западом.

Сложное географическое, политическое и лингвистическое равновесие служит обеспечению представительства разных стран, входящих в Союз. Это совершенно необходимо, если ЕВС хочет действительно представлять всю аудиовизуальную Европу.

Каковы же задачи Союза и как он помогает ЕС в проведении культурной политики?

Первая задача ЕВС похожа на роль всякой профессиональной ассоциации. Как объединение европейских аудиовизуальных предприятий ЕВС проверяет, чтобы законы, принимаемые Европейским Парламентом, или директивы Европейской Комиссии соответствовали законным интересам членов организации. Естественно, это подразумевает в том числе советы и консультации, даваемые парламентариям и европейским институтам в аудиовизуальной сфере.

Вторая задача ЕВС как профессионального объединения - координация действий участников, предоставление им поддержки - например, юридической или технической.

Скажем, очень важно передавать на европейский Восток юридическое ноу-хау западноевропейской концепции государственной службы, способной действовать в условиях рынка, решать крайне деликатные вопросы автономии от политической и административной власти, собирать рекламу в конкуренции с коммерческими структурами и так далее.

Но есть еще одна область, в которой ЕВС играет очень важную роль, предоставляя государственным телекомпаниям Европы большое конкурентное преимущество. Это - новости, крупнейшим поставщиком которых является ЕВС, опережая американские телесети, мировые телеагентства или Си-Эн-Эн.

Каждый год по каналам Евровидения происходит обмен 30 тысячами новостных сюжетов. За этим стоит механизм отбора и обмена лучшими сюжетами, производимыми государственными телекомпаниями разных стран.

Последняя, но не менее важная сфера деятельности ЕВС - международная передача теле- и радиосигнала. Когда по радио или по телевидению говорят, что такое-то событие передано по каналам Евровидения, то, вероятнее всего, за этим стоит именно ЕВС.

Аудиовизуальный сектор в силу своей специфичности представляет наилучший пример введения культурного измерения в развитие промышленной политики ЕС (www.europa.eu.int).

 

Заключение

 

На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

 

Использованная литература

 

1. Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования. - М.: 2004.

 

2. Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы. - Бонн: 2000.

 

3. Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: 2001.

 

4. Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник. - М.: 2001.

 

5. Сайт Евросоюза

 

6. europa.eu.int/pol/index-en.htm - описание основных направлений деятельности (политик) Евросоюза

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...