Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема-модуль 1. Предметная область и проблемы методологии курса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

для студентов исторического факультета

 

 

Ростов-на-Дону

 

Учебно-методический комплекс разработан

кандидатом исторических наук, доцентом Н.А. Поповой.

 

Печатается в соответствии с решением кафедры исторической политологии исторического факультета РГУ, протокол № 1 от 14 сентября 2009 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Двуединой целью предложенного учебного курса является, во-первых, освоение методологических подходов и концептуальных моделей, с помощью которых описывают и объясняют совокупность политических структур, норм, ориентаций составляющих содержание политической системы, и, во-вторых, формирование научных представлений об эффективности современной политической системы России. Эффективность политической системы – это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Этим обусловлена структура курса и выбор методологических форм и приемов самостоятельной работы.

Политическая система общества является сложным, многогранным институциональным механизмом политики. Ее оптимальное стабильное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его групп и индивидов.

Для полного, всестороннего познания политической системы необходимо углубленное изучение как правовой регламентации функционирования всех подсистем политической системы, так и истории ее формирования и развития на постсоветском политическом пространстве. Вот почему основными задачами курса являются:

- усвоение ценностных координат и конституционно-правовых принципов функционирования политической системы Российской Федерации;

- изучение институциональной и функциональной основ российской политической системы;

- анализ особенностей и основных направлений развития российской политической системы на персоналистском и партийно-политическом уровне;

- выявление факторов, определяющих стабильное и эффективное развитие политической системы.

Материал курса представлен в виде 6 блоков тем. Учебно-методический комплекс содержит программу курса со списком источников и специальной литературы по темам курса, вопросы и задания для самостоятельной работы, темы рефератов, сценарии деловых игр и вопросы к зачету.

 


Учебно-тематический план курса

Название темы Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия
лекции сем. зан. Самостоятельная работа
Тема-модуль 1. Предметная область и проблемы методологии курса -
Тема-модуль 2. Ценности и общие принципы организации и функционирования современной российской политической системы. -
Тема-модуль 3. Основные институты политической системы. -
Тема-модуль 4. Функциональные структуры политической системы. -ситуационно-деловая игра: «Место и роль системы местного самоуправления в осуществлении публичной власти в Российской Федерации».
Тема-модуль 5. Политические центры власти правящей элиты. -ситуационно-ролевая игра «Власть, элиты общество в 90-ые годы XX столетия - начало XXI века»
Тема-модуль 6. Процесс стабилизации российской политической системы. -деловая игра: «Определение уровня политической стабильности политической системы Российской Федерации» -
Итого 34 часа 34 часа

 

Тема-модуль 2. Ценности и общие принципы организации и функционирования современной российской политической системы

 

Конституция - нормативно-ценностная основа политической системы демократического государства. Процесс разработки и принятия Конституции РФ 1993г.: границы вариативности альтернативных проектов.

Права человека как нормативная основа взаимодействия индивида, общества и государства. Принципы конституционного строя, определяющие функционирование гражданского общества, правового статуса человека и гражданина и организацию государственной власти.

Формы реализации принципа народовластия: выборы, референдум, местное самоуправление, парламентаризм.

Источники и литература

- Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 1997;

- Декларации о государственном суверенитете РСФСР. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 2 ст. 22;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993г. "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 39;

- Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен конституционной комиссией съезда народных депутатов РФ. Документы и материалы. – М.: Республика, 1993;

- Румянцев О.Т. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М.: 1994;

- Путин В.В. "Наш долг – бережно относится к Конституции". // Журнал российского права, 2004, № 1.

 

- Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. - М.: 1996;

- Зотова З.М. Идеологическая идентификация политических партий современной России. Политический плюрализм и идеологические концепции. // Право и политика, 2004, № 3;

- Крылов Б.С. Разделение власти: система "сдержек и противовесов".// Журнал российского права, 1998, № 6;

- Народовластие в России. Очерк истории и современного состояния. Гл. 3, - М.: 1997;

- Чадаев А. Путин. Его идеология. - М.:2006;

- Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство. // Государство и право, 2004, № 2.

 

Самостоятельная работа: по теме-модулю 1. Предметная область и проблемы методологии курса

 

Вопросы и задания

1. Что такое политическая система общества?

2. Каковы структура и функции политической системы?

3. Какие критерии используют для классификации политических систем?

4. Что такое политический режим?

5. Каковы особенности современной политической системы в современной России?

6. В чем достоинство классификации политических систем по характеру политического режима?

7. Каково соотношение между политической системой и политическим режимом?

8. Раскройте содержание понятия неконсолидированный политический режим. И охарактеризуйте меры, предпринимаемые президентом В.В. Путиным, направленные на его консолидацию.

9. Проверте свои знания по тестам:

9.1. Д. Истон подразделял среду, окружающую политическую систему, на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относится?

а) международная система культуры; ж) биологическая система;

б) международные социальные системы; з) социальная структура;

в) международная социальная структура; и) система культуры;

г) международные биологические системы; к) социальные системы;

д) международная экономическая система; л) экологическая система;

е) демографическая система; м) международные

политические системы.

9.2. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе:

а) политическая власть; е) государство;

б) политическая культура; ж) политика;

в) экология; з) связь-коммуникация;

г) политические партии; и) международное сообщество;

д) внешняя среда; к) политический результат.

9.3. Какие из названных структур выполняют функцию артикуляции интересов?

а) суд; г) законодательные органы;

б) избирательные системы; д) политические партии;

в) правительство; е) группы интересов.

9.4. Какие из перечисленных структур выполняют функцию агрегирования интересов:

а) законодательные органы; г) правительство;

б) группы интересов; д) избирательные системы;

в) политические партии; е) суд.

9.5. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы:

а) избирательные системы; г) группы интересов;

б) суд; д) политические партии;

в) законодательные органы; е) правительство.

9.6. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений:

а) правительство; г) политические партии;

б) группы интересов; д) законодательные органы;

в) суд; е) избирательные системы.

 

Задания

1. Для изучения проблем развития современной российской избирательной системы студентами выполняются задания компьютерной ситуационной игры «Мир демократии: путешествие во времени». После прохождения всех уровней заданной программы студент получает именной сертификат (сдается преподавателю), затем выполняет реферат по любой из предложенных тем:

 

Темы рефератов

- Демократические традиции народного волеизъявления на Дону.

- Избирательная реформа в Российской Федерации (конец 80-х начало 90-х годов).

- Принципы организации и особенности выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: политико-правовые факторы.

- Этапы и конституционно-правовая база развития новой системы российской государственности.

- Оптимальная избирательная система для современного российского общества.

 

Основные источники и литература представлены в программе курса

(см. тема IV)

 

Дополнительная литература

- Автономов А.С. Избирательная власть. – М.: Право человека, 2002

- Алексеев Г.А. Избирательная система в государствах с различной формой государственного правления // Право: теория и практика, 2002 № 9

- Дмитриев Ю.А. Перспективы развития избирательного законодательства России // Журнал о выборах. 2004. № 4

- Захаров О.Ю., Порфирьев А.И. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3

- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Норма, 1999.

- Карл Поппер. Пропорциональная система противоречит демократии // Журнал о выборах. 2004. № 4

- Колпаков Н.В. Проблемы конституционного регулирования институтов непосредственной демократии. // Государственная власть и местное самоуправление, 2002. № 4

- Малов Ю.К. Многообразие и закономерности партийных систем // Журнал о выборах. 2005. № 2

- Мясников А.П. К вопросу становления Российской избирательной системы // Эволюция государственных и правовых институтов в современной России: Ученые записки. Ростов-на-Дону. 2004. вып. 2

- Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. 2004. № 11.

2. По проблемам реформирования современной системы местного самоуправления студенты самостоятельно изучают основные источники и литературу (см. тема IV программы курса) и дополнительную литературу, для участия в ситуационной деловой игре «Место и роль системы местного самоуправления в осуществлении публичной власти в Российской Федерации».

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Научные классификации политических систем и сущность.

2. Факторы, определяющие место и роль в современной партийной системы в российских политико-властных отношениях.

3. Конституционно-правовые характеристики российской государственности.

4. Этапы и сущность взаимоотношений исполнительной и законодательной власти в постсоветской России.

5. Конституционно-правовые основы формирования внутренней политики в Российской Федерации.

6. Основные центры консолидации парламентно-политических сил в постсоветской России.

7. Пропрезидентский политический лагерь: структура и сферы влияния.

8. Проправительственный политический лагерь: эволюция правительственного курса реформ и группы интересов в исполнительной власти.

9. Место и роль парламента в развитии российской политической системы.

10. Электоральные предпочтения россиян и проблемы политического участия.

11. Российская избирательная система: политико-правовые аспекты.

12. Государственно-конфессиональные отношения в современной России.

13. Стабильность российской политической системы: условия и факторы.

14. Местное самоуправление в современном Российском обществе: опыт и проблемы модернизации политического управления.

15. Особенности процесса медиатизации политики в России.

16. Основы политической системы Российской Федерации: ценности, принципы, институты.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

для студентов исторического факультета

 

 

Ростов-на-Дону

 

Учебно-методический комплекс разработан

кандидатом исторических наук, доцентом Н.А. Поповой.

 

Печатается в соответствии с решением кафедры исторической политологии исторического факультета РГУ, протокол № 1 от 14 сентября 2009 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Двуединой целью предложенного учебного курса является, во-первых, освоение методологических подходов и концептуальных моделей, с помощью которых описывают и объясняют совокупность политических структур, норм, ориентаций составляющих содержание политической системы, и, во-вторых, формирование научных представлений об эффективности современной политической системы России. Эффективность политической системы – это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Этим обусловлена структура курса и выбор методологических форм и приемов самостоятельной работы.

Политическая система общества является сложным, многогранным институциональным механизмом политики. Ее оптимальное стабильное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его групп и индивидов.

Для полного, всестороннего познания политической системы необходимо углубленное изучение как правовой регламентации функционирования всех подсистем политической системы, так и истории ее формирования и развития на постсоветском политическом пространстве. Вот почему основными задачами курса являются:

- усвоение ценностных координат и конституционно-правовых принципов функционирования политической системы Российской Федерации;

- изучение институциональной и функциональной основ российской политической системы;

- анализ особенностей и основных направлений развития российской политической системы на персоналистском и партийно-политическом уровне;

- выявление факторов, определяющих стабильное и эффективное развитие политической системы.

Материал курса представлен в виде 6 блоков тем. Учебно-методический комплекс содержит программу курса со списком источников и специальной литературы по темам курса, вопросы и задания для самостоятельной работы, темы рефератов, сценарии деловых игр и вопросы к зачету.

 


Учебно-тематический план курса

Название темы Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия
лекции сем. зан. Самостоятельная работа
Тема-модуль 1. Предметная область и проблемы методологии курса -
Тема-модуль 2. Ценности и общие принципы организации и функционирования современной российской политической системы. -
Тема-модуль 3. Основные институты политической системы. -
Тема-модуль 4. Функциональные структуры политической системы. -ситуационно-деловая игра: «Место и роль системы местного самоуправления в осуществлении публичной власти в Российской Федерации».
Тема-модуль 5. Политические центры власти правящей элиты. -ситуационно-ролевая игра «Власть, элиты общество в 90-ые годы XX столетия - начало XXI века»
Тема-модуль 6. Процесс стабилизации российской политической системы. -деловая игра: «Определение уровня политической стабильности политической системы Российской Федерации» -
Итого 34 часа 34 часа

 

Тема-модуль 1. Предметная область и проблемы методологии курса

Становление и развитие современной политической системы в России как проблема политической истории и политологии: предмет и актуальность курса.

Содержание и взаимосвязь понятий: политическая система, политический режим, политико-властные отношения.

Структурный функционализм как методологическая основа теории политической системы. Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

О научной классификации современных политических систем: новые критерии и подходы. Актуальные проблемы историографии и источниковая база изучения современной российской политической системы.

Факторы, обуславливающие легитимность и эффективность функционирования политической системы.

 

Источники и литература

- Гончаров П.К. Национальная доктрина возрождения и оптимальная модель политической системы как концептуальная модель реформирования России. // Вестник МГУ Сер. 18. Социология и политология, 2000, № 3;

- Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация, М., 1999;

- Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. - М., 1994, Гл. I;

- Камалов М.М. Системный структурный функционализм Габриэля Алмонда как методология сравнительного политического анализа. // Вестник МГУ Сер. 12. Политические науки, 1997, № 6;

- Кабаченко А.П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития. // Вестник МГУ Сер. 12. 2001, № 2;

- Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии исследования. // Полис, 2002, № 2;

- Пушкарева Г.В. Политическая система: синергетический подход. // США: Экономика, политика, культура, 2001, № 11;

- Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований: Учебно-методическое пособие. СПб., 2002;

- Пивоваров Ю.С. Русская власть и исторические типы ее осмысления. // Полития, 2000-2001, № 4;

- Цыганков А.П. Политический режим. // Социально-политический журнал, 1996, № 1.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...