Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема-модуль 1. Предметная область и проблемы методологии курсаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ» для студентов исторического факультета
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом исторических наук, доцентом Н.А. Поповой.
Печатается в соответствии с решением кафедры исторической политологии исторического факультета РГУ, протокол № 1 от 14 сентября 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Двуединой целью предложенного учебного курса является, во-первых, освоение методологических подходов и концептуальных моделей, с помощью которых описывают и объясняют совокупность политических структур, норм, ориентаций составляющих содержание политической системы, и, во-вторых, формирование научных представлений об эффективности современной политической системы России. Эффективность политической системы – это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Этим обусловлена структура курса и выбор методологических форм и приемов самостоятельной работы. Политическая система общества является сложным, многогранным институциональным механизмом политики. Ее оптимальное стабильное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его групп и индивидов. Для полного, всестороннего познания политической системы необходимо углубленное изучение как правовой регламентации функционирования всех подсистем политической системы, так и истории ее формирования и развития на постсоветском политическом пространстве. Вот почему основными задачами курса являются: - усвоение ценностных координат и конституционно-правовых принципов функционирования политической системы Российской Федерации; - изучение институциональной и функциональной основ российской политической системы; - анализ особенностей и основных направлений развития российской политической системы на персоналистском и партийно-политическом уровне; - выявление факторов, определяющих стабильное и эффективное развитие политической системы. Материал курса представлен в виде 6 блоков тем. Учебно-методический комплекс содержит программу курса со списком источников и специальной литературы по темам курса, вопросы и задания для самостоятельной работы, темы рефератов, сценарии деловых игр и вопросы к зачету.
Учебно-тематический план курса
Тема-модуль 2. Ценности и общие принципы организации и функционирования современной российской политической системы
Конституция - нормативно-ценностная основа политической системы демократического государства. Процесс разработки и принятия Конституции РФ 1993г.: границы вариативности альтернативных проектов. Права человека как нормативная основа взаимодействия индивида, общества и государства. Принципы конституционного строя, определяющие функционирование гражданского общества, правового статуса человека и гражданина и организацию государственной власти. Формы реализации принципа народовластия: выборы, референдум, местное самоуправление, парламентаризм. Источники и литература - Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 1997; - Декларации о государственном суверенитете РСФСР. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 2 ст. 22; - Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993г. "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 39; - Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен конституционной комиссией съезда народных депутатов РФ. Документы и материалы. – М.: Республика, 1993; - Румянцев О.Т. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М.: 1994; - Путин В.В. "Наш долг – бережно относится к Конституции". // Журнал российского права, 2004, № 1.
- Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. - М.: 1996; - Зотова З.М. Идеологическая идентификация политических партий современной России. Политический плюрализм и идеологические концепции. // Право и политика, 2004, № 3; - Крылов Б.С. Разделение власти: система "сдержек и противовесов".// Журнал российского права, 1998, № 6; - Народовластие в России. Очерк истории и современного состояния. Гл. 3, - М.: 1997; - Чадаев А. Путин. Его идеология. - М.:2006; - Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство. // Государство и право, 2004, № 2.
Самостоятельная работа: по теме-модулю 1. Предметная область и проблемы методологии курса
Вопросы и задания 1. Что такое политическая система общества? 2. Каковы структура и функции политической системы? 3. Какие критерии используют для классификации политических систем? 4. Что такое политический режим? 5. Каковы особенности современной политической системы в современной России? 6. В чем достоинство классификации политических систем по характеру политического режима? 7. Каково соотношение между политической системой и политическим режимом? 8. Раскройте содержание понятия неконсолидированный политический режим. И охарактеризуйте меры, предпринимаемые президентом В.В. Путиным, направленные на его консолидацию. 9. Проверте свои знания по тестам: 9.1. Д. Истон подразделял среду, окружающую политическую систему, на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относится? а) международная система культуры; ж) биологическая система; б) международные социальные системы; з) социальная структура; в) международная социальная структура; и) система культуры; г) международные биологические системы; к) социальные системы; д) международная экономическая система; л) экологическая система; е) демографическая система; м) международные политические системы. 9.2. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе: а) политическая власть; е) государство; б) политическая культура; ж) политика; в) экология; з) связь-коммуникация; г) политические партии; и) международное сообщество; д) внешняя среда; к) политический результат. 9.3. Какие из названных структур выполняют функцию артикуляции интересов? а) суд; г) законодательные органы; б) избирательные системы; д) политические партии; в) правительство; е) группы интересов. 9.4. Какие из перечисленных структур выполняют функцию агрегирования интересов: а) законодательные органы; г) правительство; б) группы интересов; д) избирательные системы; в) политические партии; е) суд. 9.5. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы: а) избирательные системы; г) группы интересов; б) суд; д) политические партии; в) законодательные органы; е) правительство. 9.6. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений: а) правительство; г) политические партии; б) группы интересов; д) законодательные органы; в) суд; е) избирательные системы.
Задания 1. Для изучения проблем развития современной российской избирательной системы студентами выполняются задания компьютерной ситуационной игры «Мир демократии: путешествие во времени». После прохождения всех уровней заданной программы студент получает именной сертификат (сдается преподавателю), затем выполняет реферат по любой из предложенных тем:
Темы рефератов - Демократические традиции народного волеизъявления на Дону. - Избирательная реформа в Российской Федерации (конец 80-х начало 90-х годов). - Принципы организации и особенности выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: политико-правовые факторы. - Этапы и конституционно-правовая база развития новой системы российской государственности. - Оптимальная избирательная система для современного российского общества.
Основные источники и литература представлены в программе курса (см. тема IV)
Дополнительная литература - Автономов А.С. Избирательная власть. – М.: Право человека, 2002 - Алексеев Г.А. Избирательная система в государствах с различной формой государственного правления // Право: теория и практика, 2002 № 9 - Дмитриев Ю.А. Перспективы развития избирательного законодательства России // Журнал о выборах. 2004. № 4 - Захаров О.Ю., Порфирьев А.И. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3 - Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Норма, 1999. - Карл Поппер. Пропорциональная система противоречит демократии // Журнал о выборах. 2004. № 4 - Колпаков Н.В. Проблемы конституционного регулирования институтов непосредственной демократии. // Государственная власть и местное самоуправление, 2002. № 4 - Малов Ю.К. Многообразие и закономерности партийных систем // Журнал о выборах. 2005. № 2 - Мясников А.П. К вопросу становления Российской избирательной системы // Эволюция государственных и правовых институтов в современной России: Ученые записки. Ростов-на-Дону. 2004. вып. 2 - Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. 2004. № 11. 2. По проблемам реформирования современной системы местного самоуправления студенты самостоятельно изучают основные источники и литературу (см. тема IV программы курса) и дополнительную литературу, для участия в ситуационной деловой игре «Место и роль системы местного самоуправления в осуществлении публичной власти в Российской Федерации».
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Научные классификации политических систем и сущность. 2. Факторы, определяющие место и роль в современной партийной системы в российских политико-властных отношениях. 3. Конституционно-правовые характеристики российской государственности. 4. Этапы и сущность взаимоотношений исполнительной и законодательной власти в постсоветской России. 5. Конституционно-правовые основы формирования внутренней политики в Российской Федерации. 6. Основные центры консолидации парламентно-политических сил в постсоветской России. 7. Пропрезидентский политический лагерь: структура и сферы влияния. 8. Проправительственный политический лагерь: эволюция правительственного курса реформ и группы интересов в исполнительной власти. 9. Место и роль парламента в развитии российской политической системы. 10. Электоральные предпочтения россиян и проблемы политического участия. 11. Российская избирательная система: политико-правовые аспекты. 12. Государственно-конфессиональные отношения в современной России. 13. Стабильность российской политической системы: условия и факторы. 14. Местное самоуправление в современном Российском обществе: опыт и проблемы модернизации политического управления. 15. Особенности процесса медиатизации политики в России. 16. Основы политической системы Российской Федерации: ценности, принципы, институты. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ» для студентов исторического факультета
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом исторических наук, доцентом Н.А. Поповой.
Печатается в соответствии с решением кафедры исторической политологии исторического факультета РГУ, протокол № 1 от 14 сентября 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Двуединой целью предложенного учебного курса является, во-первых, освоение методологических подходов и концептуальных моделей, с помощью которых описывают и объясняют совокупность политических структур, норм, ориентаций составляющих содержание политической системы, и, во-вторых, формирование научных представлений об эффективности современной политической системы России. Эффективность политической системы – это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Этим обусловлена структура курса и выбор методологических форм и приемов самостоятельной работы. Политическая система общества является сложным, многогранным институциональным механизмом политики. Ее оптимальное стабильное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его групп и индивидов. Для полного, всестороннего познания политической системы необходимо углубленное изучение как правовой регламентации функционирования всех подсистем политической системы, так и истории ее формирования и развития на постсоветском политическом пространстве. Вот почему основными задачами курса являются: - усвоение ценностных координат и конституционно-правовых принципов функционирования политической системы Российской Федерации; - изучение институциональной и функциональной основ российской политической системы; - анализ особенностей и основных направлений развития российской политической системы на персоналистском и партийно-политическом уровне; - выявление факторов, определяющих стабильное и эффективное развитие политической системы. Материал курса представлен в виде 6 блоков тем. Учебно-методический комплекс содержит программу курса со списком источников и специальной литературы по темам курса, вопросы и задания для самостоятельной работы, темы рефератов, сценарии деловых игр и вопросы к зачету.
Учебно-тематический план курса
Тема-модуль 1. Предметная область и проблемы методологии курса Становление и развитие современной политической системы в России как проблема политической истории и политологии: предмет и актуальность курса. Содержание и взаимосвязь понятий: политическая система, политический режим, политико-властные отношения. Структурный функционализм как методологическая основа теории политической системы. Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда. О научной классификации современных политических систем: новые критерии и подходы. Актуальные проблемы историографии и источниковая база изучения современной российской политической системы. Факторы, обуславливающие легитимность и эффективность функционирования политической системы.
Источники и литература - Гончаров П.К. Национальная доктрина возрождения и оптимальная модель политической системы как концептуальная модель реформирования России. // Вестник МГУ Сер. 18. Социология и политология, 2000, № 3; - Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация, М., 1999; - Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. - М., 1994, Гл. I; - Камалов М.М. Системный структурный функционализм Габриэля Алмонда как методология сравнительного политического анализа. // Вестник МГУ Сер. 12. Политические науки, 1997, № 6; - Кабаченко А.П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития. // Вестник МГУ Сер. 12. 2001, № 2; - Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии исследования. // Полис, 2002, № 2; - Пушкарева Г.В. Политическая система: синергетический подход. // США: Экономика, политика, культура, 2001, № 11; - Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований: Учебно-методическое пособие. СПб., 2002; - Пивоваров Ю.С. Русская власть и исторические типы ее осмысления. // Полития, 2000-2001, № 4; - Цыганков А.П. Политический режим. // Социально-политический журнал, 1996, № 1.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |