Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сценарий ситуационной деловой игрыАктуализация проблематики. В настоящее время одной из актуальных проблем, решаемых российской государственностью, является проблема эффективного функционирования местного самоуправления (МСУ). Конституцией РФ 1993 г. МСУ выделено в качестве одной из основ конституционного строя России. Важное значение для его развития имело присоединение Российской Федерации 1 сентября 1998 года к Европейской хартии местного самоуправления, которая является обязательной для государств-членов Совета Европы. В ней под местным самоуправления (ст. 3) понимается право и реальная способность органов СУ регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или местными собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. В западных демократиях местное самоуправление рассматривается как один из важнейших принципов, обеспечивающих связь граждан с государством, возможность их участия в управлении общественными делами. Вместе с тем, с МСУ связана реализация принципа «вертикального» разделения властей, существующего наряду с «горизонтальным» - на законодательную, исполнительную, судебную власти. Ведь, чем больше конкурирующих субъектов власти, - тем больше гарантий демократии. В России в 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который способствовал национальной модели МСУ, обеспечив, в частности, формирования около 12 тысяч муниципальных образований. Однако лишь небольшая часть из них смогла использовать ресурсный потенциал местного самоуправления и обеспечить повышение уровня и качества жизни местных сообществ. Способствовать дальнейшему поступательному развитию МСУ и включению местного потенциала в процесс социально-экономического развития всей территории России была призвана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. Основная цель закона, как ее определил Президент России, формирование дееспособного МСУ. Данное занятие направлено на усвоение аудиторией МСУ, его возможностей и проблем развития. Представляется, что подобный подход позволит выявить характерные черты российской модели МСУ, возможностей самоорганизации местного сообщества. Содержание игры: студенческая аудитория выполняет под руководством преподавателя упражнения:
Упражнение 1 («мозговой штурм»). Обсуждаемая проблема: «Возможности и границы саморегуляции жизнедеятельности общества». Цель упражнения: способствовать более глубокому пониманию природы МСУ, как альтернативы концентрации власти в России. Процедура проведения: Вступление: ведущий объясняет участникам задачу индивидуальной работы. Индивидуальная работа (10 мин.) - на основе изученного материала каждый студент индивидуально заполняет таблицу по предложенной схеме: По сравнению с органами государственной власти:
Обсуждение в общей группе (25 мин.) 1. Ведущий приглашает участников зачитать свои параметры, заполненной таблицы; 2. Выбираются наиболее значимые элементы из высказанного участниками и фиксируются на доске; 3. В результате обсуждения и согласования формулируются итоговые позиции в таблице; 4. Ведущий устраивает «мозговой штурм» по вопросам: - В чем, с Вашей точки зрения, заключаются основные причины нареканий граждан в адрес органов власти? (в профессиональной компетенции чиновников; в бюрократизации управленческого аппарата, его удаленности от общественных запросов; в чрезмерно завышенных требованиях к органам управления (например, незнание гражданами сферы полномочий органов власти и другое) Ответы фиксируются на доске (листе). - Могут ли перечисленные причины быть преодолены созданием СМУ? (через приближение системы управления к населению; через систему выборов органов МСУ; через преодоление иждивенческих настроений населения; через расширение системы контроля за органами МСУ, через усиление финансовой базы МСУ и др.) Ведущий подводит итоги.
Упражнение № 2 «Закон это правило для возможных действий» (ролевая игра) Цель: – определить конституционную формулу организации местной власти; – установив грань между государством и самоуправлением выявить различия между государственной и общественной моделями системы МСУ. Процедура проведения: Введение (5 мин.). Ведущий объясняет стоящие перед участниками цели, формулирует существующие 3 позиции относительно места системы МСУ в осуществлении публичной власти:
2. Участники занятия делятся на 5 групп 3. Ведущий распределяет роли участников: Одна группа – представители общероссийской политической партии «Единая Россия»; Другая – представители КПРФ; Третья – представители ЛДПР; Четвертая – представители Народно-Патриотического союза «Родина»; Пятая - представители Российской Демократической партии «Яблоко». Для выбора роли в данном случае представляется уместным использовать жребий, хотя возможен и другой вариант их распределения (например, раздача закрытых конвертов с нагрудными карточками с названиями партий) 4. Группам раздаются роли, копии ведения и цитат. Тексты ролей для раздачи группам: «Единая Россия» - Ваша группа представляет концепцию ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на общественных слушаниях (используются часть 2 ст. 3; ст. 12, ст. 131 Конституции РФ и собственные программные документы). КПРФ, «Родина», ЛДПР – представляет свои программные установки, Вы участвуете в обсуждении концепции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на общественных слушаниях. «Яблоко» - Вы участвуете в обсуждении концепции ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представлял свое видение проблемы МСУ, привлекая материалы Европейской хартии местного самоуправления и Конституции РФ (ч.4 ст. 15). 5. Подготовка к игре: (10 мин.) - каждая из групп обсуждает и формулирует свою позицию. 6. Проведение публичных слушаний концепции ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (25 мин.). - ведущий предоставляет слово представителям от каждой из групп (по 5 мин. на группу) - избранный секретарь заседания фиксирует аргументы на доске (большом листе) по проблеме «Грань между МСУ и государством». - ведущий, привлекая всех участников занятия, подводит итоги обсуждения (5 мин.). Выводы (вариант) 1. Органы МСУ являются органами, осуществляющими публичную власть, также как и органы государственной власти. Публичная власть осуществляется: 1 уровень – системой органов государственной власти; 2 уровень – системой органов МСУ. 2. Полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления определяются не любым органом государственной власти или органами государственного управления, а лишь законодательными органами государственной власти. 3. Органы МСУ, как органы, осуществляющие публичную власть должны действовать только в тех рамках, которые установлены законом. 4. Органы местного самоуправления наделяются законом определенными полномочиями, сами же, по своему усмотрению они выбирают варианты и способы реализации этих полномочий. В этом и заключается конституционная формула о самостоятельности органов местной власти в единой системе осуществления публичной власти.
Дополнительная литература - Авакьян С.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления (Круглый стол) // Государство и право. 2004. № 3 - Белажов И.И., Воробьев С.М. Отдельные вопросы определения объемы полномочий муниципальных образований. // Инновации в местном самоуправлении: юг России в контексте национального европейского опыта. - Ростов-на-Дону, 2005 - Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 3 - Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1 - Гетманская М. Время «Ч» - июль 2008 года? // Муниципальная власть.2005. № 3 - Кириллов Ю.В. Переходное положение // Полития. 2003-2004. № 4. - Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Сайффадинова, В.В. Лысенко. М.: Норма, 2005. - Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов / под ред. А.В. Иванченко. М.: ГД «Юриспруденция», 2004 - Мокрый В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований // Муниципальная власть. 2006. № 2 - Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2005. - Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7 - Собянин С.С. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Полития. 2005-2004. № 4. - Хабриева Т.Я., Сивицкий В.А. Федеральное Собрание в 2005 году: вклад законодателей в развитие российского федерализма и местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 12. - Шапиро Л.В. Хроника развития местного самоуправления. 1990-2006 годы // Полития. 2003-2004. № 4.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |