Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарий ситуационной деловой игры

Актуализация проблематики. В настоящее время одной из актуальных проблем, решаемых российской государственностью, является проблема эффективного функционирования местного самоуправления (МСУ).

Конституцией РФ 1993 г. МСУ выделено в качестве одной из основ конституционного строя России. Важное значение для его развития имело присоединение Российской Федерации 1 сентября 1998 года к Европейской хартии местного самоуправления, которая является обязательной для государств-членов Совета Европы. В ней под местным самоуправления (ст. 3) понимается право и реальная способность органов СУ регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или местными собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами.

В западных демократиях местное самоуправление рассматривается как один из важнейших принципов, обеспечивающих связь граждан с государством, возможность их участия в управлении общественными делами. Вместе с тем, с МСУ связана реализация принципа «вертикального» разделения властей, существующего наряду с «горизонтальным» - на законодательную, исполнительную, судебную власти. Ведь, чем больше конкурирующих субъектов власти, - тем больше гарантий демократии.

В России в 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который способствовал национальной модели МСУ, обеспечив, в частности, формирования около 12 тысяч муниципальных образований. Однако лишь небольшая часть из них смогла использовать ресурсный потенциал местного самоуправления и обеспечить повышение уровня и качества жизни местных сообществ.

Способствовать дальнейшему поступательному развитию МСУ и включению местного потенциала в процесс социально-экономического развития всей территории России была призвана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. Основная цель закона, как ее определил Президент России, формирование дееспособного МСУ.

Данное занятие направлено на усвоение аудиторией МСУ, его возможностей и проблем развития. Представляется, что подобный подход позволит выявить характерные черты российской модели МСУ, возможностей самоорганизации местного сообщества.

Содержание игры: студенческая аудитория выполняет под руководством преподавателя упражнения:

 

Упражнение 1 («мозговой штурм»).

Обсуждаемая проблема: «Возможности и границы саморегуляции жизнедеятельности общества».

Цель упражнения: способствовать более глубокому пониманию природы МСУ, как альтернативы концентрации власти в России.

Процедура проведения:

Вступление: ведущий объясняет участникам задачу индивидуальной работы.

Индивидуальная работа (10 мин.)

- на основе изученного материала каждый студент индивидуально заполняет таблицу по предложенной схеме:

По сравнению с органами государственной власти:

 

  Преимущества СМУ Проблемы развития МСУ
   

 

Обсуждение в общей группе (25 мин.)

1. Ведущий приглашает участников зачитать свои параметры, заполненной таблицы;

2. Выбираются наиболее значимые элементы из высказанного участниками и фиксируются на доске;

3. В результате обсуждения и согласования формулируются итоговые позиции в таблице;

4. Ведущий устраивает «мозговой штурм» по вопросам:

- В чем, с Вашей точки зрения, заключаются основные причины нареканий граждан в адрес органов власти?

(в профессиональной компетенции чиновников; в бюрократизации управленческого аппарата, его удаленности от общественных запросов; в чрезмерно завышенных требованиях к органам управления (например, незнание гражданами сферы полномочий органов власти и другое)

Ответы фиксируются на доске (листе).

- Могут ли перечисленные причины быть преодолены созданием СМУ?

(через приближение системы управления к населению; через систему выборов органов МСУ; через преодоление иждивенческих настроений населения; через расширение системы контроля за органами МСУ, через усиление финансовой базы МСУ и др.)

Ведущий подводит итоги.

 

Упражнение № 2

«Закон это правило для возможных действий» (ролевая игра)

Цель:

– определить конституционную формулу организации местной власти;

– установив грань между государством и самоуправлением выявить различия между государственной и общественной моделями системы МСУ.

Процедура проведения:

Введение (5 мин.). Ведущий объясняет стоящие перед участниками цели, формулирует существующие 3 позиции относительно места системы МСУ в осуществлении публичной власти:

 

       
   
МСУ имеет характер общественных структур. Оно выведено из системы осуществления властных полномочий.
 
 

 

 


2. Участники занятия делятся на 5 групп

3. Ведущий распределяет роли участников:

Одна группа – представители общероссийской политической партии «Единая Россия»;

Другая – представители КПРФ;

Третья – представители ЛДПР;

Четвертая – представители Народно-Патриотического союза «Родина»;

Пятая - представители Российской Демократической партии «Яблоко».

Для выбора роли в данном случае представляется уместным использовать жребий, хотя возможен и другой вариант их распределения (например, раздача закрытых конвертов с нагрудными карточками с названиями партий)

4. Группам раздаются роли, копии ведения и цитат.

Тексты ролей для раздачи группам:

«Единая Россия» - Ваша группа представляет концепцию ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на общественных слушаниях (используются часть 2 ст. 3; ст. 12, ст. 131 Конституции РФ и собственные программные документы).

КПРФ, «Родина», ЛДПР – представляет свои программные установки, Вы участвуете в обсуждении концепции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на общественных слушаниях.

«Яблоко» - Вы участвуете в обсуждении концепции ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представлял свое видение проблемы МСУ, привлекая материалы Европейской хартии местного самоуправления и Конституции РФ (ч.4 ст. 15).

5. Подготовка к игре: (10 мин.)

- каждая из групп обсуждает и формулирует свою позицию.

6. Проведение публичных слушаний концепции ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (25 мин.).

- ведущий предоставляет слово представителям от каждой из групп (по 5 мин. на группу)

- избранный секретарь заседания фиксирует аргументы на доске (большом листе) по проблеме «Грань между МСУ и государством».

- ведущий, привлекая всех участников занятия, подводит итоги обсуждения (5 мин.).

Выводы (вариант)

1. Органы МСУ являются органами, осуществляющими публичную власть, также как и органы государственной власти. Публичная власть осуществляется: 1 уровень – системой органов государственной власти; 2 уровень – системой органов МСУ.

2. Полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления определяются не любым органом государственной власти или органами государственного управления, а лишь законодательными органами государственной власти.

3. Органы МСУ, как органы, осуществляющие публичную власть должны действовать только в тех рамках, которые установлены законом.

4. Органы местного самоуправления наделяются законом определенными полномочиями, сами же, по своему усмотрению они выбирают варианты и способы реализации этих полномочий. В этом и заключается конституционная формула о самостоятельности органов местной власти в единой системе осуществления публичной власти.

 

Дополнительная литература

- Авакьян С.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления (Круглый стол) // Государство и право. 2004. № 3

- Белажов И.И., Воробьев С.М. Отдельные вопросы определения объемы полномочий муниципальных образований. // Инновации в местном самоуправлении: юг России в контексте национального европейского опыта. - Ростов-на-Дону, 2005

- Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 3

- Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1

- Гетманская М. Время «Ч» - июль 2008 года? // Муниципальная власть.2005. № 3

- Кириллов Ю.В. Переходное положение // Полития. 2003-2004. № 4.

- Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Сайффадинова, В.В. Лысенко. М.: Норма, 2005.

- Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов / под ред. А.В. Иванченко. М.: ГД «Юриспруденция», 2004

- Мокрый В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований // Муниципальная власть. 2006. № 2

- Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2005.

- Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7

- Собянин С.С. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Полития. 2005-2004. № 4.

- Хабриева Т.Я., Сивицкий В.А. Федеральное Собрание в 2005 году: вклад законодателей в развитие российского федерализма и местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 12.

- Шапиро Л.В. Хроника развития местного самоуправления. 1990-2006 годы // Полития. 2003-2004. № 4.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...